Вторник, 07.05.2024, 15:33
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление » Диплом

20171 Проблемы управления образованием в субъекте федерации

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
ГЛАВА 1. Анализ управления системой образования субъекта федерации
1.1. Общая характеристика и SWOT-анализ отрасли образования
1.2. Анализ обеспеченности Министерства образования трудовыми ресурса-ми
1.3. Анализ управления системой образования
1.4. Оценка качества управления
ГЛАВА 2. Совершенствование системы управления образованием
2.1. Анализ реализации функций контроля качества
2.2. Анализ деятельности Республиканского государственного центра аттестации и контроля качества образования
2.3. Проект внедрения информационных технологий в систему управления образованием
2.4. Моделирование организационной структуры управления центром
2.5. Оценка эффективности действующей и модернизируемой структур управления
Выводы
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, проявляется ведущая роль умственной деятельности, а значит, приоритетным становится образование высокого уровня. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления отставания страны от мирового уровня. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.
Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как: повышение уровня благосостояния граждан; обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; обеспечение безопасности граждан и государства; сохранение социально-культурной целостности и этно-национальной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение кон-курентоспособности российской экономики.
В формирующейся среде рыночной экономики, и гражданского обще-ства успешная реализация этих задач должна стать предметом стратегического партнерства государства, общества и бизнеса.
Целью исследования является анализ деятельности и модернизация Центра контроля качества общего образования при Министерстве образования Субъекта федерации с целью совершенствования управления образованием.
Объект исследования: управленческая деятельность Министерства образования Субъекта федерации
Предмет исследования: процесс управления качеством общего образования в системе общего образования Субъекта федерации.
Методологическую основу исследования составили следующие исходные положения: теории управления социальными (образовательными) организациями; идеи о ведущей роли целеполагания в управлении процессами и системами; концепция программно-целевого ресурсного управления, предполагающая достижение целей с оптимальными затратами всех видов ресурсов.
Нормативно-правовой базой исследования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы ис-следования:
 теоретический анализ, синтез, изучение и обобщение управленче-ского опыта;
 методы социологического исследования (опрос, наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок);
 статистический анализ при качественной и количественной оценке эффективности деятельности министерства образования;
 проектирование при создании модернизованной организационной структуры управления Центра контроля качества образования.
Исследования последних лет (Г.И. Ибрагимов, А.С.Суббето, Р.Х. Шакуров и др.) показали необходимость поиска принципиально новых подходов к обеспечению качества работы учреждений образования за счет реализации эффективных структур управления, нового содержания и интенсивных педагогических технологий. По мнению ряда российских исследователей (В. И. Ерошин, В.С. Лазарев, Ю.С. Алферов, М.М. Поташник, И. П. Смирнов и др.) проблемы управления образованием, становление и усиление административно-командной системы управления в 30-х годах сделало невозможным поиск принципиально иных форм и методов управления в сфере образования. Управление образованием в бывшем СССР до 90-х годов строилось на теоретической базе начала века и не могло эффективно направлять его функционирование, а тем более развитие в новых условиях. Эта система была не просто инерционной и ориентированной на воспроизводство заданных социальных норм, но и накопила немалый опыт и традиции торможения развития образования. Одним из наиболее эффективных подходов к управлению образованием в последнее время стало управление по целям. Во второй половине 90-х годов получила распространение концепция «организационного развития». Ее практико-ориентированная направленность позволила констатировать глав-ные причины неудач в результатах образования. По мнению ученых и педагогической общественности, одна из них заключалась в недостаточной управленческой компетентности педагогических кадров и в отсутствии эффективной системы оценки учреждений образования.
Ситуация в управлении существенно изменилась с принятием в 1992 году Закона РФ «Об образовании», которым устанавливалось новое разграничение компетенции органов управления образованием различных уровней. Закон обусловил необходимость интенсивного опережающего развития управления образованием. Ведущей тенденцией этого процесса является определение эффективности и качества управления. В этой связи совершенствование деятельности Центра контроля качества общего образования РМЭ является актуальным.
Работа имеет следующую структуру: введение, три главы, библиография, дипломная работа содержит 27 таблиц, 11 схем и рисунков.

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Общая характеристика и SWOT-анализ отрасли образования

Отличительные для конца XX – начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающиеся изменения, которые нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года, означают, по сути, процесс смены образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, А.М. Новиков, Л.Г.Семушина, Ю.Г.Татур и др.).
Главное беспокойство при анализе образовательной политики по мнению экспертов Всемирного банка связано с тем, что до сих пор не сделаны шаги, меняющие ориентацию управления образованием с правильного выстраивания процессов на достижение конкретных образовательных результатов и социальных эффектов. Эту ситуацию в школьном обучении высвечивают и результаты исследования. Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) по оценке учебных достижений учащихся (PISA), которые показали, что одновременно с наличием уверенных естественнонаучных и математических знаний сегодня российским учащимся не хватает навыков применения имеющихся знаний в реальных жизненных ситуациях.
Конечно же, система образования немыслима без ВУЗов; отраслевых, межотраслевых, региональных институтов повышения квалификации (после-вузовское образование).
Однако в какой мере весь этот набор образовательных учреждений и организаций может быть назван системой образования. Только в той, в какой они “работают“ вместе на определенные цели.
Отдельные направления образовательной деятельности в зависимости от возраста потребителей образовательных услуг и уровня образования, предоставляемого учреждениями и организациями, образуют сектора или подсистемы образования по возрастной и уровневой вертикалям, например: сектор общего среднего образования, высшего образования, дошкольного воспитания, дополнительного образования, начального профобразования и т.д.
Предметом деятельности всех субъектов образовательной деятельности служит не триада - знания, умения и навыки, а культурные потребности и творческие способности учителей, учеников, родителей, управленцев и всех тех, кто так или иначе включается в пространство образовательной деятель-ности.
Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждениях, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека.
Идея непрерывности образования, с одной стороны, это условие, а с другой – важнейший социально-педагогический принцип, отображающий современные общественные тенденции построения образования как целостной системы.
Принцип непрерывности образования предполагает, что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течении всей его жизни. В этой системе все государственные, негосударственные (частные), общественные базовые и дополнительные образовательные учреждения взаимосвязаны между собой (см. рис. 1).


Рис. 1. Целостная система управления образованием в России

Можно определить общие контуры этих связей по вертикали: дошкольное образование, общее среднее и профессиональное образование, высшее образование, повышение профессиональной квалификации, переподготовка в связи с изменением профиля деятельности, повышение общеобразовательного уровня и культурного кругозора. Все компоненты этой системы взаимосвязаны и по горизонтали, например школьное, внешкольное, дошкольное и семейное воспитание. Связи имеются и в формах образования, проявляющихся через сочетание государственных, негосударственных и общественных форм.
Основой непрерывного образования наряду с дошкольным является базовое, осуществляемое различными типами общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей и профессиональных общеобразовательных учреждений.
Таким образом, ведущим подходом к развитию системы образования является ее преобразование как целостной непрерывной системы.
По мнению министра образования А.А. Фурсенко экономический подъем выдвигает на первый план задачу формирования системы непрерывного образования. Создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования должно обеспечить возможности гибкого перехода между различными образовательными программами. А мониторинг качества и единство процедур оценивания - защиту интересов всех потребителей на рынке образовательных услуг, и в первую очередь самого обучающегося.
По свидетельству Всемирного банка, в последние годы выделение бюд-жетных ассигнований на российское образование уменьшилось. Оно продолжает оставаться недофинансированным по сравнению не только со средним уровнем стран ОЭСР, но и стран, находившихся в зоне влияния бывшего Советского Союза, например, Балтийских республик, Польши, Венгрии. Расходы на образование в процентах к внутреннему валовому продукту представлены на рис. 2.
Постоянная нехватка средств привела к накоплению нерешенных про-блем, таких, как ремонт и реконструкция, обновление учебной базы и содержание образования.
Начиная с 2003 г., удалось добиться опережающего по сравнению с об-щеэкономическими показателями роста расходов на образование (рис. 2) . Если в 2003 г. расходы бюджетной системы Российской Федерации на образование составляли 2,8% ВВП, то в 2004 г они увеличились до 3,5%.
В 2000-2004 гг. наряду с ростом бюджетных расходов на образование
росли и расходы из внебюджетных источников. В целом удельный вес в ВВП расходов на образование должен составить в 2004г., по предварительной оценке, 4,9% ВВП. По этому показателю Российская Федерация в последние годы находится на уровне большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако совокупных ресурсов российской системы образования пока недостаточно, чтобы преодолеть негативные последствия ее недофинансирования в 90-е годы прошлого века. Недофинансирование системы образования привело к тому, что в
настоящее время степень износа основных фондов в системе образования
превышает 31%. Коэффициент обновления основных фондов (в
сопоставимых ценах) составляет 1,2%. В аварийном состоянии находится
4% государственных и муниципальных школ, 6,9% образовательных
учреждений НПО 5,5% - (СПО, 5,4% - высшего профессионального
образования, капитального ремонта требуют 33,4% школ, 8,4% учебных
заведений НПО, 22,7% - СПО, 20,7%- НПО, 1 5,8% - ДПО,
Вместе с тем в последние годы началось обновление материальной
базы и оборудования в образовательных учреждениях всех уровней
образования. В 2003 г. расходы федерального бюджета на приобретение
оборудования составили 3,5 млрд. руб. Большое значение в обновлении
оборудования сыграла программа компьютеризации школ. В 30,7 тысяч
сельских школ было поставлено 56,6 тысяч единиц компьютерного
оборудования, в 8,8 тысяч городских и поселковых школ - 75 тысяч. В
результате в нынешнем году на 100 учащихся общеобразовательных школ
пришлось 2,5 компьютера. В настоящее время в системе образования занято около 5,9 млн. чел., или 9% от общей численности занятых в экономике. Средний возраст работников системы образования составляет 40,1 лет.
Возрастная структура работающих в системе образования представлена на рис. 3.


Рис. 3. Возрастная структура занятых в системе образовании

Из федерального бюджета в настоящее время финансируется примерно 20% всех расходов на образование (табл. 1), столько же из бюджетов субъектов Российской Федерации (табл. 2). Основная нагрузка и ответственность за финансирование образовательных учреждений (60% расходов) лежит на местных бюджетах. Из 135,5 тысяч образовательных учреждений всех форм собственности за счет средств местных бюджетов финансируется 129,8 тысяч учреждений (95,7%).

Таблица 1
Бюджетные расходы на образование в расчете на 1 обучающегося
(тыс. руб.)
Уровень образования 2003 2004 2005
дошкольное образование 14,3 17,8 18,7
общее образование 10,8 12,0 15,6
начальное профессиональное
образование 16,6 19,8 21,1
среднее профессиональное
образование 12,2 16,5 17,4
высшее профессиональное
образование 20,7 20,8 21,4

2003, 2004 гг. в текущих ценах, 2005 г.- в ценах 2004 года

Таблица 2
Расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в расчете на 1 учащегося
Показатели 2002 2003 2004 2005
Фактические расходы на общее образова-ние
в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 учащегося
Среднее значение по субъектам РФ, тыс. руб. 8,0 10,0 10,8 12,0
Минимальное значение, тыс. руб. 3,2 4,4 6,7 6,8
Максимальное значение, тыс. руб. 44,8 64,4 73,5 90,4
Уровень дифференциации 14,5 14,6 10,9 13,3
Показатели 2002 2003 2004 2005
Расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 учащегося с учетом региональных коэффициентов
удорожания стоимости бюджетных услуг
Среднее значение по субъектам РФ, тыс. руб. 4,6 7,2 10,3 9,1
Минимальное значение, тыс. руб. 1,6 2,5 4,2 4,4
Максимальное значение, тыс. руб 13,4 18,6 19,3 17.4
Уровень дифференциации 8,4 7,5 4,6 3,95

Вместе с тем можно констатировать, что политика выравнивания бюд-жетных расходов, проводимая Минфином, дает определенные результаты. С учетом региональных коэффициентов, отражающих удорожание стоимости бюджетных услуг в зависимости от природно-климатических и социально-экономических факторов, дифференциация расходов в расчете на одного учащегося в период 2002-2005 гг. снизилась более чем и 2 раза.
Доля расходов на оплату труда в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации последние годы нарастает. В 2000 - 2002гг. она составила 40,2%, 43,1% и 49,9% соответственно дальнейшее увеличение доли заработной платы в структуре расходов на образование может привести к существенному снижению качества учебного процесса. Длительное недофинансирование учебных расходов, а также затрат на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонты ведет к увеличению риска различных аварий в образовательных учреждениях, к отставанию результатов обучения от современных требований. В то же время уровень заработной платы в образовании остается одним из самых низких в стране. По последним данным, средняя начисленная заработная платы в образовании составляет 43% от средней начисленной заработной платы в промышленности и 53% от средней заработной платы по экономике.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон Российской Федерации от 20.07.1995 №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2002 №104 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реализации федеральных целевых программ»
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2004 № 842 «О внесении изменений в Порядок разработки и реализации ФЦП и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»
4. Постановление Правительства Субъекта федерации от 31 марта 2003г. № 92 «О порядке разработки и реализации республиканских целевых программ Субъекта федерации» (с изменениями от 3 июня 2004 г.)
5. Алфёрова Л.В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения. Практическое пособие / Л.В. Алфёрова. - Аркти, 2006. – 245 с.
6. Атаманчук Г.В Теория государственного управления. Курс лекций - М.: Юридическая литература, 2000. - 489 с.
7. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. - М.: НПО-Экономика, 2000. - 512 с.
8. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: “за“ и “против“ / Г.М. Будунов. - Аркти, 2006. – 316 с.
9. Введение в государственное управление. В 3 кн. / Под ред. В.Я. Афанасьева. - М., 1998. - 389 с.
10. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 321 с.
11. Золотарева А.В. Интеграция общего и дополнительного образования. Практическое пособие / А.В. Золотарева. - Аркти, 2006. – 316 с.
12. Кислицын В.А., Кураков Л.П. Концепция социально-экономического развития Субъекта федерации. М.: Пресс-сервис, 1999.- 212 с.
13. Кислицын В.А., Кураков Л.П. Концепция социально-экономического развития Субъекта федерации. - Йошкар-Ола, 1999.- 180 с.
14. Кураков В.Л. Регулирование ресурсного потенциала социальной сферы региона. М.: Гелиос АРВ, 2002, 187 с.
15. Лузин С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. - Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 1993. - 178 с.
16. Маскин В.В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. Практическое пособие / В.В. Маскин. - Аркти, 2006. – 315 с.
17. Моисеев А. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности) / А. Моисеев. - Педагогическое общество России, 2006. – 278 с.
18. Муниципальное образование г. Йошкар-Ола в 2001-2003 гг. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Субъект федерации - Йошкар-Ола, 2004.
19. Орлова А.М. Организация делопроизводства в образовательном учреждении / А.М. Орлова. - Аркти, 2006. – 214 с.
20. Петренко А.А. Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа. Практическое пособие / А.А. Петренко. - Аркти, 2006. – 264 с.
21. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. - Ростов/н/Д, 2001. - 385 с.
22. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. / Отв. ред. акад. РАН А.Г. Гранберг - М.: «Экономика», 2000 .
23. Субъект федерации /Статистический ежегодник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Субъект федерации - Йошкар-Ола, 2004.
24. Тебякина А.И. Внутришкольный контроль от “А“ до “Я“ / А.И. Тебякина. - Аркти, 2006. – 289 с.
25. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе / П.И. Третьяков. – Скрипторий, 2003. – 568 с.
26. Токарева С.В. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров / С.В. Токарева. - Педагогическое общество России, 2006. – 198 с.
27. Уткин Э.А. Денисов А.Э. Государственное и региональное управление. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 623 с.
28. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. - М.: Юрист, 2002.- 511с.
29. Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. Учебник для вузов. - М.: Экономика, 2004. - 601 с.
30. Официальный Интернет-сервер «Правительство Российской Федерации» http://government.gov.ru/
31. Официальный Интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://economy.gov.ru/
32. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/
33. www.gstat.mari.ru
34. www.gov.mari.ru
35. www.region12.ru
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ