Воскресенье, 19.05.2024, 19:25
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление » Диплом

20397 Мировой опыт формирования инновационных кластеров и возможности для России

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ 6
1.1. Сущность инновационных кластеров и объективные причины их
формирования 6
1.2.Принципы функционирования инновационных кластеров 12
1.3. Институциональная структура инновационных кластеров 16

ГЛАВА 2.МИРОВОЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ
КЛАСТЕРОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ 27
2.1. Европейский опыт 27
2.2. Опыт развития инновационных кластеров в США и Финляндии 46
2.3. Перспективы создания инновационных кластеров в России 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74










ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы. Современный этап развития общества требует систематизации подходов к изучению процессов движения реального, финансового и интеллектуального (человеческого) капитала, исследования процессов их интеграции, взаимообусловленности и взаимозависимости. Процессы интеграции интеллектуального и финансового капитала в институциональной форме отражают создание мощных инновационных кластеров, расширяющих границы своей деятельности, создающих единое экономическое пространство и перерастающих в структурную основу мирового хозяйства. Поэтому мировой опыт формирования инновационных кластеров как в экономически развитых, так и в некоторых развивающихся странах представляет особый интерес.
Формирование инновационных кластеров способствует эффективной интеграции интеллектуальных и финансовых ресурсов как внутри, так и за пределами кластера. Кластеры играют роль механизма повышения конкурентоспособности на всех уровнях экономической системы, становятся наиболее дееспособной формой организации экономической деятельности, двигателями экономического роста и социального прогресса, а также превращаются в наиболее прогрессивную форму организации современного хозяйства.
Таким образом актуальность темы данной дипломной работы предопределена переходом нашей экономики на рыночные условия хозяйствования, заимствование ею того лучшего, что выработала мировая практика.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические основы исследования формирования инновационных кластеров были заложены в трудах Булатова А.С., Ломакина В.К., Акоповой Е.С., Воронковой О.Н., Гаврилко Н.Н., Стрыгина А.В., Пузаковой Е.П., Черникова Г.П., Спиридонова И.А., Халевинской Е.Д., Крозе И., Курдова В.М. и многих других ученых-экономистов.
С повышением роли информации и знаний в современной экономической системе главной характеристикой функционирующих и вновь возникающих кластеров становится инновационность. Многие исследователи при определении понятия «кластер» основной акцент делают именно на их инновационную ориентированность как главный элемент поддержания конкурентоспособности. Большое внимание уделяется экономическим агентам, служащим центрами инновационных взаимодействий между участниками кластеров (университеты, научно-исследовательские центры и лаборатории, высшие учебные заведения и др.).
Цель и задачи дипломной работы. Целью данной дипломной работы является исследование мирового опыта формирования инновационных кластеров и возможностей для России.
Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач, отражающих логику исследования:
- раскрыть теоретические основы сущности и функционирования инновационных кластеров;
- исследовать мировой опыт формирования инновационных кластеров и возможности для России.
Объект исследования. Объектом исследования является процесс формирования инновационных кластеров.
Предмет исследования. Предметом исследования выступает мировой опыт в общем и возможности для России в частности.
Теоретические и методологические основы. Теоретической основой исследования в данной дипломной работе послужили труды в области мировой экономики, монографии, учебники, брошюры и статьи современных отечественных и зарубежных авторов.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы познания, включая диалектический, метод научной абстракции, историко-логический, анализа и синтеза, а также методы системного, структурно-функционального анализа.
Теоретическая значимость работы. Выполненное исследование в данной дипломной работе развивает концептуальные положения теории формирования инновационных кластеров. Выводы позволяют обновить и расширить имеющиеся теоретические представления о формировании инновационных кластеров в мире и имеющихся возможностях для России.
Структура дипломной работы. Структура представленной дипломной работы обусловлена поставленными целью, задачами и логикой исследования; работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Положения и выводы в дипломной работе иллюстрируются таблицами и рисунками.


















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ

1.1. Сущность инновационных кластеров и объективные причины их формирования

Согласно теории Майкла Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Таким образом, под кластером понимается сеть независимых производственных и (или) сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости.
По мнению М. Портера [1], конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров — объединений фирм различных отраслей, причем принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Проанализировав конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах, М. Портер пришел к выводу, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а иногда даже в одном регионе страны. Объяснение этого явления состоит в следующем, одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании [2]. В результате такого взаимовыгодного сотрудничества формируется «кластер» — сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
Выделяют три вида кластеров:
– региональные (регионально ограниченные объединения вокруг научного или промышленного центра);
– вертикальные (объединения внутри одного производственного процесса, например, цепочка «поставщик — производитель — сбытовик — клиент»);
– горизонтальные (объединение различных отраслей промышленности в один мегакластер, например, «химический кластер» или на еще более высоком уровне агрегации «агропромышленный кластер»).
Главная особенность кластера — его инновационная ориентированность. Опыт


'----------------------------------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и Международные экономические отношения. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону, Феникс, 2001. – 416 с.
2. Браун Л. Экоэкономика: Как создать экономику, оберегающую планету. – М.: Издательство «Весь мир», 2003. – 392 с.
3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л.Е. Стровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415с.
4. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелов, С.В. Карпова и др.; Под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. – М.: Мастерство, 2002. – 355с.
5. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. Пособие. – М.: Издательство «Консалтбанкир», 2002. – 656с.
6. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 768 с.
7. Курдов В.М. Мировая экономика: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2000. – 464 с.
8. Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран): Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. – стр. 80-92.
9. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 735 с.
10. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 512 с.
11. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. И.П. Фаминского. – 2-е издание. – М.: Экономистъ, 2004. – 880 с.
12. Международные экономические отношения: Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Е. Рыбалкина. – 4-е издание, - М.: ЮНИТИ – ДАНА, – 2001. – 519 с.
13. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 734 с.
14. Мировая экономика. Учебное пособие. Ответственный редактор Б.М. Маклярский. – М.: Международные отношения, 2004.-424 с.
15. Мировая экономика (под редакцией В.П. Воронина) – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 223с.
16. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. – 492 с.
17. Пузакова Е.П. Мировая экономика. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону, Феникс, 2001. – 480 с.
18. Разуваев, И.Г. Проблемы интеграции финансового и интеллектуального кластера в экономике России // Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире: материалы VIII Всерос. форума молодых ученых и студентов, 19-21 апр. 2005 г. Екатеринбург, 2005. С. 193.
19. Разуваев, И.Г. Кластерные формы организации в экономике России // Роль высших учебных заведений в инновационном развитии экономики регионов: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2006.
20. Разуваев, И.Г. Роль интеллектуального кластера в современной экономике / И.Г. Разуваев // Актуальные проблемы современной науки: тр. 1-го Междунар. форума молодых ученых и студентов, 12-15 сент. 2005 г. Самара, 2005. С. 81-84.
21. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. – М.: Экономистъ, 2004.
22. Рынки минерального сырья: перспективы глобализации и проблемы регионов / Под ред. А.Е. Воробьева. – М.: Издательство РУДН, 2003. – 294 с.
23. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Ученик для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 544 с.
24. Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 1999. – 160 с.
25. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 304с.
26. Стрыгин А.В. Мировая экономика. М.: «Экзамен», 2001. – 512 с.
27. Страны и регионы мира 2003: Экономико-политический справочник (Под ред. А.С. Булатова) – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003.
28. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: Учебник. –М.: Юристъ, 2001. – 304 с.
29. Черников Г.П. Мировая экономика: Учебник для ВУЗов. – М.: Дрофа, 2003. – 432 с.
30. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебники / Под ред. д.г.н., проф. С.Б. Лаврова, к.г.н., доц. Н.В. Каледина. – М.: Гардарики, 2003. – стр. 144-148.
31. Официальный сайт Всемирной торговой организации (WTO/ВТО) http://www.wto.org/
32. Сайт, освещающий переговорный процесс присоединения России к ВТО http://www.wto.ru/
33. Официальный сайт Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) http://www.unctad.org/
34. Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ http://www.wto.ru/
35. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) http://www.wto.ru/
36. Официальный сайт российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП РФ) http://www.wto.ru/
37. Сайт рабочей группы РСПП по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики http://www.wto.ru/
38. Раздел "Внешнеэкономическая политика и торговые переговоры” официального сайта Министерства экономического развития и торгвли РФ http://www.economy.gov.ru/wps/portal/economica
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ