Воскресенье, 19.05.2024, 16:09
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление » Диплом

20529 Парламент РФ




ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8
1.1. Парламентаризм: научные подходы к определению 8
1.2. Исторические предпосылки создания парламента в России 17
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА 23
2.1. Структура российского Парламента 23
2.2. Государственная Дума РФ: состав и организация 24
2.3. Совет Федерации: порядок формирования 34
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
3.1. Компетенция Федерального Собрания 39
3.2. Совет Федерации в системе органов государственной власти: сложный характер взаимодействия 46
3.3. Рекомендации по усовершенствованию законодательной деятельности Федерального Собрания 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68






ВВЕДЕНИЕ

В ряду проблем становления правового государства в России важное место занимают вопросы, связанные с государственно-властными институтами, функционирующими на принципах парламентаризма. Эти принципы закреплены в гл. 1 Конституции Российской Федерации 1993 г. В Конституции РФ признается: человек, его права и свободы — высшей социальной ценностью, народ — единственным источником власти, - закрепляется принцип разделения властей.
Истоки такого понимания феномена парламентаризма восходят к одной из классических формул французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 16): «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». С тех пор нарастающее влияние идей и принципов парламентаризма стало преобладающей тенденцией мирового го-сударственного строительства. Именно парламентаризм постепенно становится средоточием приоритетных ценностей представительной демократии, способом ее организации, инструментом функционирования — в сочетании с ценностями, формами и методами демократии непосредственной, прямой. Попытки расширительного толкования понятия «парламентаризм» путем наложения его на политическую систему в целом или, напротив, сужения до понятия государственного режима ведут к утрате парламентаризмом своей специфики как особого способа организации государственной власти, не говоря уже о размывании, столкновении самих понятий политической системы, политического и государственного режимов.
Проблематика, связанная с исследованием российского парламента включает целую гамму сложных, и пока что недостаточно проанализированных вопросов этого своеобразного феномена, представляющего один из фундаментальных атрибутов современной российской государственности.
Создание и функционирование на федеральном уровне парламента нового типа - Федерального Собрания знаменует становление и дальнейшее развитие нового российского парламентаризма, учитывающего, конечно, опыт и традиции западного парламентаризма.
Поскольку Федеральное Собрание является, согласно ст. 94 Конституции Российской Федерации, представительным и законодательным органом Российской Федерации, постольку при анализе характера и осо-бенностей этого органа можно выделить два ведущих, главенствующих аспекта: первый - Федеральное Собрание - это общественный представительный орган государственной власти Российской Федерации; второй - Федеральное Собрание - законодательный орган Российской Федерации. Эти два главные качества определяют природу и характер Федерального Собрания - российского парламента.
Вследствие этого, исследование вопросов организации и функционирования Федерального Собрания является актуальной научной проблемой, имеющей важное теоретическое и практическое значение.
Цель работы заключается в исследовании порядка организации и функционирования российского Парламента, а также выявления проблем и разработки направлений по усовершенствованию деятельности Парламента.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать существующие в юридической науке подходы к определению «парламентаризм»;
2. Дать общую характеристику Федеральному Собранию как представительному и законодательному органу государственной власти РФ;
3. Исследовать порядок организации и функционирования Парламента России;
4. Разработать направления по усовершенствованию законодательной деятельности Парламента РФ.
В процессе исследования использовались следующие методы: исторический, сравнительный, формально-юридический.
Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения: специальной научной литературы авторов: Авакьян С.А., Баглай М.В., Горобец В.Д., Гранкин И.В., Керимов А.Д., Лысенко В.Н., Мальцев Г., Овсепян Ж.И., Онишко Н.В., Постников А., Романов Р.М. и др., монографий и авторефератов, научных статей. Содержащиеся в работе выводы и положения опираются на теоретический фундамент, созданный трудами выдающихся отечественных правоведов прошлого века и современных исследователей.
Нормативную основу работы составили: Конституция РФ, Федеральные законы, регулирующие деятельность Парламента РФ , а также Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации .













ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Парламентаризм: научные подходы к определению

Термин "парламент" происходит от латинского "parlare" - говорить. Нередко указывают - и от французского "parler", которое тоже означает "говорить". Этимологически в названии данного органа подчеркнута специфика принятия решений коллегиально - перед этим происходит его обсуждение. Термин "парламент" для обозначения коллегиального представительного органа был впервые в таком значении использован в средневековой Англии (вторая половина XIII века). Заметим, что во Франции почти до конца XVIII века парламентом назывался суд провинциального уровня.
Современный парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти . Другое собирательное название выборного представительного органа - легислатура (от латинского lex - закон). Под легислатурами подразумеваются политические институты, власть которых проистекает из того, что их члены являются представителями общества. Этот термин вошел в употребление в Англии в XVII века в ходе затянувшегося конфликта между королем и парламентом по вопросу о том, кому именно принадлежит законодательная власть, а столетием позже укоренился в Америке для обозначения представительного собрания, контролировавшегося колонистами .
К пониманию термина "парламентаризм" в науке конституционного права предложены различные подходы. В соответствии с наиболее распространенным "парламентаризм есть особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка" . Примерно такое же определение дано в одном из учебников по конституционному праву зарубежных стран: "Парламентаризм - такая форма государственного руководства, которой присущи ведущее положение парламента в системе высших органов государственной власти, его контроль за исполнительной властью, разделение законодательного и исполнительного труда, привилегированное положение депутатов и их юридическая независимость от избирателей" .
Есть и более узкое понимание парламентаризма - как государственного режима. Государственный режим - это реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государства. Понятие вводится для пояснения категории "форма правления", которая представляет собой юридическую модель отношений между высшими органами. Например, при одной и той же форме правления - парламентской монархии или республике - и в том и в другом случае, в зависимости от особенностей партийной системы, могут существовать два государственных режима: министериализм и парламентаризм. В странах, где существует двухпартийная (Великобритания, Канада и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией, правительства - однопартийные. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует его работу. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма. Но если ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства в парламенте и не может сформировать однопартийное правительство, тогда мы наблюдаем реальное верховенство парламента в системе органов государства. Правительство несет перед ним ответственность за свою деятельность. Это и характеризует парламентарный режим, или парламентаризм.
Таким образом, господствующая точка зрения такова, что парламентаризм предполагает ведущее положение парламента в системе высших государственных органов. Но при этом сами термины "ведущее положение", "ведущая роль" представляются не вполне определенными. Означают ли они полное отсутствие парламентаризма в президентской и полупрезидентской республике, в конституционной и дуалистической монархии? Подобные выводы обычно не делаются. Не говорят ведь об отсутствии парламентаризма в России на том основании, что в Конституции РФ глава, устанавливающая конституционно-правовой статус Президента РФ, идет впереди главы, определяющей конституционно-правовой статус парламента. И этот факт не случаен, а обусловлен значением должности Президента в Российской Федерации.
Более определенно высказываются М.В. Баглай и В.А. Туманов. По их мнению, государственный строй, основанный на верховенстве парламента в системе органов государства, называют парламентаризмом. Неверно использование этого понятия лишь на том основании, что в стране существует парламент, если ему не принадлежит верховная власть; а такое положение мы наблюдаем лишь в парламентарной республике и парламентарной монархии. Очевидно, парламентаризмом нельзя назвать систему взаимоотношений, существующих между парламентом и главой государства в президентской, полупрезидентской республике и дуалистической монархии .
Такие взгляды поддержаны в литературе. Парламентаризм возникает и существует тогда, когда парламент наделен полномочиями законодательства, избрания правительства, контроля за его деятельностью и другими органами исполнительной власти, их отставки, а также отставки президента (или монарха в случаях парламентской формы монархии, когда монарх занимает престол не по наследству) . Главный критерий парламентаризма, отличающий его от любого иного вида государственного строя, - верховенство парламента. Лишь при верховенстве парламента может существовать парламентаризм. Только в этом случае исключается извечное соперничество между законодательной и исполнительной ветвями власти, только тогда может быть обеспечено единство народного представительства на общегосударственном уровне .

Но подобная ограничительная позиция вовсе не обязательна. Так, по мнению С.А. Авакьяна, основные признаки парламентаризма - представительство, постоянная оплачиваемая работа депутатов, их определенный социальный статус, а также определенный круг дел представительного учреждения (принятие законов,



'----------------------------------
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные акты

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 16 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. – 2000. - N 32. - Ст. 3336
3. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 16 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. – 1994. - N 2. - Ст. 74
4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями от 7 июня 2004 г.) // СЗ РФ. – 1994. - N 13. - Ст. 1447
5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 3 ноября 2004 г.) // СЗ РФ. – 1997. - N 51. - Ст. 5712
6. Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (с изм. и доп. от 1 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. – 1995. - N 3. - Ст. 167
7. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 29 июля 2004 г.) // СЗ РФ. – 2002. - N 28.- Ст. 2790
8. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями от 10 ноября 2004 г.) // СЗ РФ. –1998. - N 7. - Ст. 801
9. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания (с изменениями от 29 марта, 29 мая, 11 декабря 2002 г., 12 февраля, 26 марта 2003 г., 26 мая 2004 г.) // СЗ РФ. – 2002. - N 7. - Ст. 635
10. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (с изменениями от 10 ноября 2004 г.) // СЗ РФ. –1998. - N 7. - Ст. 801

Научная литература

11. Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. - М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1999.
12. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. - М., 1998.
13. Булаков О. Регламентное регулирование статуса парламента (сравнительный анализ) // Российская юстиция. – 2004. - № 1. – С. 18-19.
14. Глушко Е.К. К вопросу о парламентаризме в дореволюционной России // Разделение властей и парламентаризм. - М., 1992.
15. Горобец В.Д. Парламент РФ. – М., 1998.
16. Гранкин И.В. Парламент России. – М., 2001.
17. Грацианский П.С. Конституционные идеи и проекты в России // История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. - М., 1983.
18. Ефимов В.И. Власть в России. - М.: РАГС при Президенте РФ, 1996.
19. Законодательный процесс в России: граждане и власть. - М., 1996.
20. К вопросу о формировании в России гражданского общества // Гражданин и право. - 2002. - № 3. - С.9-11.
21. Керимов А.Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России // Гражданин и право. – 2002. - № 7. – С. 13-15.
22. Керимов А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. - 2001. - № 9. – С. 19.
23. Кириченко П.Н. Парламент как орган представительной власти // Адвокат. –2002. - № 8. – С. 17.
24. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века: Учебное пособие. - М.; Новосибирск, 2000.
25. Лысенко В.Н. Десять лет современного Российского Парламента. – М., 2000.
26. Мальцев Г. Новый российский Парламент. // Российская федерация. – 1993. - № 1. – С.25.
27. Овсепян Ж.И. Становление Парламента в России. – Ростов-на-Дону, 2000.
28. Онишко Н.В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт // Журнал российского права. – 2003. - № 4. – С. 12.
29. Парламентское право России / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. - М.: Юрист, 1999.
30. Постников А. Статус Федерального Собрания как он определен в новой Конституции РФ. // Российская федерация. – 1994. - № 1. – С. 27.
31. Романов Р.М. Российский парламентаризм. История и современность. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.
32. Романов Р.М. Понятие и сущность парламентаризма // Социально-политический журнал. - 1998. - № 4. – С. 16.
33. Румянцева Т.С. Федеральное Собрание: конституционно-правовой статус // Конституционный строй России. – М., 1995. – Вып. 2.
34. Селезнев Г.Н. Перспективы развития российской государственности // Российская Федерация сегодня. - 1999. - № 24. - С.13.
35. Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. / Под ред. Т.А. Васильева. – М., 1994.
36. Федеральное Собрание  Парламент РФ. – М., 1998.
37. Федосеев В.М. Россия выстрадала право иметь полноценный Парламент // Журнал российского права. – 1998. - № 3. – С. 11.
38. Чехарина В.И. Федеральное Собрание: законодательный процесс.// Конституционный строй России. – М., 1995. – Вып. 2.

Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ