Воскресенье, 19.05.2024, 15:53
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление » Диплом

20789 Современные проблемы взаимовлияния организационно-хозяйственной и творческой деятельностей социокультурного учреждения

СОДЕРЖАНИЕ
Введе-ние………………………………………...…………………….……..…3
Глава I. Специфика управления социокультурной деятельностью …..9
1.1. Учреждение культуры: феномен, структура, деятель-ность.……………………………………………………….9
1.2. Проблемы хозяйствования и экономической деятельно-сти в сфере культу-ры..........................................................17
1.3. Проблемы управления социокультурной деятельно-стью..................................................................................... 30
Глава II. Взаимоопределение творчества и маркетинга учреждений культуры в современных услови-ях…………………………...37
2.1. Менеджмент в организациях СКС……………………………37
2.2. Роль маркетинга в управлении деятельностью учреждений культу-ры………………………………………………………..50
Глава III. Анализ творческой и организационно–хозяйственной дея-тельности МУК Обливского РДК…………………………....74
3.1. Проблемы материально–технической базы сельских учреждений культу-ры…………………………………………………74
3.2 Основные направления работы учреждения с населением и способы их совершенствова-ния………………………………84
Заключе-ние…………………………………………………………..……….96
Список литературы………………………………………………………100
Приложе-ния………………………………………..……………………….106

Введение
Актуальность исследования. Одним из приоритетных показателей социально–экономического и социально–политического роста общества выступает уровень развития социально–культурной сферы как важнейший компонент качества жизни человека.
В основе социально–экономического и духовного развития современного цивилизованного общества лежат образование и культура, принятые людьми как способ ориентации в процессе жизнедеятельности посредством символов, ценностей, норм, правил, обычаев и пр. Однако, в современных условиях модернизации и гуманизации общества, перехода на новый социально значимый уровень наблюдается кризис ценностной системы личности, прошлый опыт обесценивается, все труднее становится воспринимать и объяснять окружающий мир с позиций существующих норм культуры, воспринимать в единстве образовательные и социокультурные каноны. В связи с этим возникает потребность в создании качественно новой системы социально–культурной сферы и выявлении особенностей эко-номических аспектов социально–культурной деятельности.
В основе развитого общества всегда лежит определенная концепция человека и его жизненного мира, образа жизни, связывающая воедино социокультурные ценности, представления о жизни и реальную жизнедеятельность людей. Анализ современной российской социокультурной ситуации, характеризующейся межкультурным разломом, позволяет по–новому осмыслить социальные задачи, решаемые в социально–культурной сфере.
Структура социокультурной сферы сложна, она охватывает ряд областей трудовой профессиональной деятельности, представляющих собой довольно автономные подотрасли. К их числу относятся: культур-ное просвещение, театрально–концертная деятельность, киновидеопрокат, изобразительное искусство, краеведение, охрана па-мятников истории и культуры, туризм, радио, печать, телевидение, издательское дело, книжная торговля, историко–архивное дело, шоу–бизнес, подготовка и переподготовка кадров для отрасли, система материально–технического снабжения (в т.ч. за счет внутриотраслевого производства средств труда; транспорта, технических средств, музыкальных инструментов, культинвентаря и т.д. и.т.п.).
Все эти типы учреждений культуры направлены на развитие информационно–просветительской, художественно–публицистической и культурно–развлекательной деятельности в сфере досуга, а также на развитие реализации творческих способностей человека.
Вместе с тем, внутрихозяйственные, производственные, творческие отношения в учреждениях культуры и искусства подчинены общим рыночным экономическим законам и, в определенном смысле, являются обычными экономическими производственно–торговыми организациями со своими доходами, – организациями, где в результате хозяйственной и творческой деятельности создается продукт и продается, в виде допуска к нему потребителя.
Эффективность деятельности социокультурных учреждений во многом определяется умением продавать свой продукт. При этом особую роль играет знание менеджмента и маркетинга.
Необходимость модернизации экономической стороны социокультурной сферы вытекает из сложившихся социально–культурных противоречий:
1) с одной стороны, назрела потребность выхода общества из социально–культурного кризиса, возрождения национальной и духовной культуры человека; с другой стороны, наблюдается углубляющийся разрыв между стремительным развитием социально–экономического потенциала нации и социокультурной средой, не успевающей приспособиться к быстрому темпу экономических изменений условий жизнедеятельности и со–циальной адаптации;
2) с одной стороны, современная социально–культурная обста-новка требует совмещения финансовых интересов и высокой духовной культуры личности; с другой стороны, отмечается отставание оперативного реагирования образовательных и социокультурных учреждений по внедрению новых социально–культурных услуг;
3) с одной стороны, прослеживаются активно протекающие процессы модернизации социокультурной сферы, позволяющие индивиду на протяжении всей жизнедеятельности развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и духовный потенциал; с другой стороны, данная система функционирует в условиях нарушения современных экономических принципов, отсутствия единой финансовой основы.
Совокупность указанных противоречий обусловили проблему исследования – анализ экономической деятельности сферы культуры и обоснование механизмов ее эффективности.
Степень научной разработанности проблемы. Своеобразным «прорывом» к рынку и, соответственно, маркетингу стали для российских управленцев опубликованные в 90–х гг. минувшего века переводные работы ряда зарубежных маркетологов: Ф. Котлера, Д. Эванса, Б. Бермана, Е. Дихтля, X. Хершгена, X. Швальбе, В. Благоева, Д. Дороти, Л. Хоскинга и др.
Вполне естественно, что опубликованные работы содержали в себе положения, раскрывающие зарубежный, прежде всего американский, опыт маркетинговой деятельности и не могли быть механически перенесены на российскую почву, где рыночная экономика едва успела «перейти на легальное положение».
Появившиеся вскоре работы отечественных авторов (Г. Абра-машвили, Д. Баркан, Е. Голубков, П. Завьялов, Р. Ноздрева, И. Рожков, В. Хруцкий, Л. Цыгичко и др.) не сделали революции в сознании постсоветских управленцев, поскольку носили откровенно подражательный характер. Подобные издания мало что давали и работникам социально–культурной сферы: все «крутилось» вокруг промышленного маркетинга, в то время как сфера услуг не привлекала их внимания. Лишь в 1996 году российский читатель взял в руки работу В. Д. Марковой «Маркетинг услуг». Ещё одна работа с аналогичным названием (автор Е. В. Песоцкая) увидела свет спустя 4 года.
Особо следует сказать об авторах научных работ экономико–управленческого характера и содержания (А. 3. Алейник, Б. Б. Афинян, И. П. Бойко, И. М. Болотников, Л. Н. Галенская, Г. М. Галуцкий, Л. Н. Герасимова, Е. И. Жданова, Л. С. Запесоцкий, С. В. Иванов, Г. М. Кафаров, О. Н. Кокойкина, Н. В. Кротова, Н. П. Лапшин, Л. А. Линькова, О. В. Мазун, Н. А. Михеева, Ю. А. Помпеев, Л. И. Рудич, Ф. Ф. Рыбаков, И. Л. Столяров, Г. Л. Тульчинский), обратившихся уже на пороге рыночных преобразований к самым животрепещущим проблемам экономики и управления социально–культурной сферой. Многие из них вплотную приблизились к маркетинговой проблематике, буквально по крупицам собирая нарождавшийся в сфере культуры опыт рыночного хозяйствования. Важно подчеркнуть, что в 90–е годы появляются интересные работы и по маркетингу в сфере культуры (А. С. Запесоцкого, Н. Е. Новаторова, Л. Н. Герасимовой и О. Н. Кокойкиной, Г. Л. Тульчинского, и др.).
Признавая первопроходческий характер данных публикаций, следует отметить, что все они содержат, главным образом, теоретические положения, не выводят на технологический уровень. К тому же они затрагивают какую–то одну область социально–культурной деятельности: клубную работу, библиотечное дело, туризм и т. п.
Таким образом, на протяжении последних 10 лет проблемы ис-пользования маркетинговых технологий в социально–культурной сфере так и не получили системного осмысления и комплексного освещения в научной литературе.
До сих пор маркетинг рассматривается отдельными авторами как самодостаточная система, она слабо увязывается с творческим содержанием и организацией социально–культурной деятельности.
Слабо выявлены и недостаточно полно раскрыты особенности маркетинга в социально–культурной сфере, в отдельных ее областях, направлениях деятельности.
Многие кажущиеся бесспорными теоретические положения маркетинга социально–культурной сферы должным образом не апробировались не подкреплялись опытно–экспериментальной работой.
Цель исследования – обоснование и разработка модернизации экономико–финансового сектора в социально–культурной сфере.
Объект исследования – учреждения социально–культурной сфе-ры.
Предмет исследования – организационно–хозяйственная деятельность учреждения социально–культурной сферы.
Задачи нашего исследования:
1. Раскрыть сущность и дать научное обоснование специфике взаимовлияния творческой и хозяйственной деятельностей учреждения культуры.
2. Выявить механизм функционирования управленческой дея-тельности в учреждении СКС.
3. Раскрыть основные компоненты организаторской деятельно-сти в учреждениях клубного типа.
4. Выявить экономические факторы влияющие на развитие учреждения культуры.
5. Проанализировать творческую деятельность Обливского РДК в экономико-хозяйственном аспекте.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические (анализ философской, культурологической, социологической, научно–педагогической, психологической и научно–методической литературы), констатирующие (изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта социально–культурной сферы), эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, социологический опрос, контент–анализ, диагностические методы, моделирование, эксперимент, математические средства обработки числовой, текстовой, графической информации).
Экспериментальную базу исследования составила деятельность МУК Обливского РДК.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнен и дополнен понятийный аппарат теории социально–культурной деятельности.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут служить основой для инновационной деятельности учреждений культуры. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы:
– в деятельности государственных организаций и служб при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ формирования гуманистической личности;
– в процессе профессиональной подготовки и повышении квалификации педагогических, социальных работников, психологов, работников культуры и досуга;
– в процессе учебно–воспитательной деятельности учреждений общего, среднего и высшего образования;
– в деятельности образовательных учреждений разных уровней при взаимодействии с общественными организациями и учреждениями социально–культурной сферы.
Достоверность результатов исследования обеспечена работой и использованием результатов исследования в практике деятельности МУК Обливского РДК.
Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава I. Специфика управления социокультурной деятельно-стью

1.1. Учреждение культуры: феномен, структура, деятельность

Термин «социально–культурная деятельность» вошел в научный оборот во второй половине 90–х годов XX в. и в настоящее время прочно обосновался в гуманитарной лексике. Социально–культурная деятельность – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс. Сформировались различные типы учреждений социокультурной сферы: клубы, дома культуры, Дома творческой интеллигенции, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы и др.
Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, спо-собный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.
Клубные учреждения – обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы, и большие
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список литературы
1. Академия рынка: маркетинг. – М.: Экономика, 1993.
2. Акимова Л. А. Социология досуга /Л.А. Акимова. – М.: МГУКИ, 2003.–123с
3. Актуальные проблемы социально–культурной деятельности: сб. статей. – М.:МГУК, 1995.
4. Актуальные проблемы социокультурного менеджмента: Сб. науч. трудов / Под ред. В.М. Чижикова, Г. Н. Новиковой. – М.: МГУКИ, 2002.
5. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М.: Гном–пресс, 1997.
6. Ариарский М. А. Прикладная культурология. – 2–е изд., испр. и доп. – СПБ.: Изд–во «ЭГО», 2001. – 288 с.
7. Аронов А. А. Творчество в контексте социализации личности /А.А. Аронов // Вестник МГУКИ. – 2004.–№2.–С.54–62.
8. Барблан И. А. Маркетинг как элемент нового мирового порядка в высшем образовании /И.А. Барблан // Альма–Матер. 2002. № 11.
9. Блажнов Е. Public relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных отношений. М., 1994.
10. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов–на–Дону: Феникс, 1998.
11. Галаева Е. В. Современные тенденции в развитии социально–культурной сферы /Е.В. Галаева // Культура: управление, экономика, право.–2004.–№3.–26–31.
12. Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. Пособие /Д.М. Генкин.–М.: Просвещение, 1975.–140с.
13. Гиндлер Г. Х. Стимулирующая роль оплаты труда в социально–культурных отраслях. — М., 1988.
14. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и мето¬дология/ Е.П. Голубков.– М.: Финпресс, 1998.
15. Гордон Я. Маркетинг партнерских отношений /Я. Гордон /Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
16. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость /П. Дойль /Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
17. Дуков Е. В. Маркетинг в филармонической деятельности /Е.В. Дуков // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. №11.
18. Дымникова А. И. Управление культурой в рыночной экономике /А.И. Дымникова.– СПб.: СПбУЭиФ, 2001.
19. Жарков А. Д. Культурно–досуговая деятельность как общественный феномен /А.Д. Жарков //Вестник МГУКИ.–2003.–№2.–С.72–80.
20. Жарков А. Д. Технология культурно–досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2–е изд. перераб. и доп. — М.: Изд–во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.
21. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры.– М., 2003.
22. Жданова Е. П.. Сорокин В. В. Культурологический аспект маркетинга // Культура: управление, экономика, право. – 2004. – №4.
23. Запесоцкий А. С. Молодежь в современном мире. СПб., 1996.–350с.
24. Здравосмыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности.– М.: Политиздат, 1986.–223с.
25. Ибрашева Л. Р. Институт маркетинга в социокультурной сфере в процессе глобализации /Л.Р. Ибрашева// Вестник КГУКИ. – 2005. – №2.
26. История менеджмента / Под ред. Валового Д. В.– М., 1997.– 256с.
27. Каминская М. А. Специфика маркетинга и менеджмента в нестоличном театре // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. – №11.
28. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: история, теория, практика: учеб. пособие.–М.: Высш. Школа, 1988.–271с.
29. Киселева Т. Г. Основы социально–культурной деятельности: Учеб.пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.– М.: МГУКИ, 2004.
30. Ковригина В. М. Организация труда, заработной платы и материального стимулирования в учреждениях культуры. — М., 1987.
31. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.– М.: Высшая школа, 1990.–208с.
32. Коньков М. А. Менеджмент некоммерческих организаций социально–культурной сферы // Культура: управление, экономика, право.–2005.–№ 2.– С.17–19.
33. Краткий экономический словарь. – Барнаул, 1994
34. Козлова Т. Определим свои позиции // Клуб. 2006.–№2.– С. 39.
35. Козлова Т. Как спланировать пиар–кампанию // Клуб.– 2006.– №6.–С. 30–31.
36. Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства. СПб.: Apт–Пpеcc. 2004.–256с.
37. Котлер Ф. Маркетинг. Менджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль.–М.:Ростинтер, 1999.–887с.
38. Культурно–досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова.– М.: МГУКИ, 1998.– 461с.
39. Маркова В. Д. Маркетинг услуг /В.Д. Маркова. – М.: Финансы и статистика,1998
40. Маркетинг. Толковый терминологический словарь. – М.: Инкофонт, 1999.
41. Марков А. П. Маркетинговые технологии и социальная ответственность специалиста социокультурной сферы /А.П. Марков //Социально–культурная деятельность: теория, технология, практика.–Ч.1.–Челябинск, 2006.–С. 211–223.
42. Мельников и др. Новые инструменты управления: бренд–менеджмент //Менеджмент в России и за рубежом.–2008.–№3.–С. 43–47.
43. Менеджмент: учеб. пособие /Под ред. Проф. И.М. Болотникова.–СПб.: СПбГУКИ, 2007.
44. Михеева Н.А. Менеджмент в социально–культурной сфере: Учеб. пособ. /Н.А. Михеева, Л.Н. Галенская.– СПб., 2000.–170с.
45. Мосалев Б. Г. Досуг: Методология и методика социологических исследований: Учеб. Пособие /Б.Г. Мосалев.–М.: МГУКИ, 1995.–96с.
46. Нагибина В.В., Клеппер Е.В., Чарная И.В. Основы экономики культурно–просветительных учреждений. — М., 1989.
47. Новаторов Э. В. Дежа–вю некоммерческого маркетинга /Э.В. Новаторов // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2003. – № 3.
48. Новаторов В. Е. Развитие маркетинговых технологий в учреждениях культуры //Вестнк МГУКИ.– 2004.–№4.–С.67
49. Новаторов В. Е. Интегральный маркетинг в организациях социально–культурной сферы: монография.– Омск, 2001.– 190с.
50. Новаторов В. Е. Маркетинговые исследования в сфере культуры /В.Е. Новаторов.– Иркутск, 2005.–255с.
51. Организация и методика художественно–массовой работы / Под. ред. Д.М.Генкина, А.А.Коновича, Б.Н.Петрова. – М., 1987. – 192 с.
52. Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности.– М., 1974.–175с.
53. Питер Э. Л. Менеджмент – искусство управлять /Э.Л. Питер.– М., 1995.– 144с.
54. Подкина С. В. Особенности маркетинга и планирования в учреждениях культуры // Культура, экономика, право.– 2004.–№1.– С.25–28.
55. Пул Дж. X, Когда менеджмент приносит деньги. Наставление учреждениям культуры всех стран. – СПб., 2005.
56. Русанова В. С. Воспитательный потенциал центров детского досуга.– Челябинск, 2004.–150с.
57. Рябков В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII– начало XX): учеб. пособ. Челябинск, 2006.–706с.
58. Самодеятельные молодежные объединения: метод. Материалы.– Л., 1988.
59. Сасыхов А. В. Аудитория клубов // Клубоведение: Учебное пособие для ин–тов культуры, искусств и фак. культ.–просвет. работы пед. ин–тов / Под ред. С.Н. Иконниковой и В.И. Чепелева. – М.: Просвещение, 1980. – С. 62–78.
60. Социально–культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии.–М.,2001.–136с.
61. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие /Ю.А. Стрельцов.– М.: МГУКИ, 2003.– 296с.
62. Соколов А. Источник достойной жизни: Нужна новая социокультурная политика /А.Соколов //Российская газета.–2004.–21дек.–С.9
63. Социально–культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии.–М.,2001.–136с.
64. Суник Б. В. Планирование материально–технического снабжения учреждений культуры. — М., 1987.
65. Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности.– СПб., 1992.–82с.
66. Суртаев В. Я. Социология молодежного досуга: учеб. пособие. СПб., 2000. 208с.
67. Суртаев В. Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика /В.Я. Суртаев.– СПб., 2000.– 208 с.
68. Теория системного менеджмента: Учебник / Под ред. П.В. Журавлева.– М., 2002.– 512с.
69. Триодин В. Е. Педагогика клубной работы. – М., 1984. – 152 с.
70. Тульчинский Г. Л. Технология менеджмента в сфере культуры. – СПб., 1996. – 192 с.
71. Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособ.– 2–е изд., испр. и доп.– СПб.: Лань, 2003.
72. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: учеб. пособие.–Л., 1988.–79с.
73. Чаган Н. Г. Реклама в социокультурном пространстве: традиции и современность /Н.Г. Чаган // Маркетинг в России и за рубежом.– 2000. –№ 2
74. Чижиков В. М., Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент: Учеб. пособ. – М.: МГУКИ, 2003.
75. Чижикова Е. В.Управленческая направленность профессиональной структуры менеджера социально–культурной деятельности // Культура: управление, экономика, право.– 2005.–№ 2.– С.14–
76. Шекова Е. Л. Особенности маркетинга в сфере культуры // Маркетинг в России и за рубежом.– 2001.– №3.
77. Шекова Е. Л. Особенности удовлетворения спроса на услуги сферы культуры /Е.Л. Шекова// Экономист. – 2002. – №5.
78. Эванс Дж. М. Маркетинг / Дж. М . Эванс, Б.Берман.–М.: Экономика, 1993
79. Экономика и управление культурно–просветительными учреждениями. — Л., 1986.
80. Экономика культуры. Проблемы теории и практики: Сб. науч. тр. — М., 1986.
81. Экономика, организация и планирование непроизводственной сферы. — М., 1987.
82. Яковлев И. Паблик Рилейшнз в организациях /И.Яковлев. –СПб.: Петрополис, 1995.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ