Воскресенье, 19.05.2024, 18:08
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление » Диплом

20796 Светская и церковная власть в период жизни митрополита Филиппа

Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности исторической ситуации на Руси в период создания «Жития митрополита Филиппа» 7
1.1. Правление Иоанна Грозного 7
1.2. Опричнина 14
1.3. Положение церкви в период правления Иоанна Грозного 20
Глава 2. Жизнь и деятельность митрополита Филиппа в различных редакциях «Жития...» 27
2.1. Источники «Жития митрополита Филиппа» 27
2.2. Биография митрополита в «Тулуповской» редакции «Жития...» 35
2.3. Широкое описание соловецкой жизни в «Колычевской» редакции 45
Глава 3. Светская и церковная власть в контексте «Жития...» 49
3.1. Светская власть в оценках различных редакций «Жития митрополита Филиппа» 49
3.2. Характерные особенности церковной власти 17 в. 57
Заключение 61
Библиография 65

Введение

Для получения исторических сведений используются самые различные источники, среди которых немаловажное место занимают литературные, в частности, житийная литература. Изучение житий с источниковедческой точки зрения большинство ученых 18 – 19 вв. признавали малоперспективным. Так, например, фундаментальное исследование древнерусских житий, предпринятое Ключевским В.О., привело его к весьма скептическим выводам относительно полезной информации, которую может почерпнуть исследователь прошлого из агиографических произведений.
Современное состояние источниковедения позволяет более оптимистично взглянуть на возможности использования агиографии в исторических исследованиях. Нам кажется, что можно шире использовать формулярный анализ при изучении житийной литературы. Это, в частности, позволит точнее воспроизвести представления о святости в древней Руси. Следует больше внимания уделять тем нравственным нормам, которые пропагандируются в житиях. Важно подчеркнуть, что в ряде случаев авторы повестей о подвижниках – иногда в неявной форме – утверждали возможность девиантного (отклоняющегося от общепринятых норм) поведения, в том числе неподчинения светским властям, а также определяли условия, при которых подобные поступки были не только возможными, но и желательными, Несмотря на абстрактно-трафаретное содержание каждого жития, на то, что многие агиографические повести были написаны спустя десятки, а то и сотни лет после смерти святого, те из житий, которые принадлежали перу современников, сохранили ценные исторические свидетельства. Часто они рассказывают о повседневной жизни монастырской братии, крестьян и горожан, отношении их к светской власти.
Сочинения Курбского А.М. и немцев-опричников, несмотря на их пристрастность, уже давно используются как источник в исторической литературе. Наряду с ними в научную литературу вошло «Житие Филиппа, митрополита Московского». Время составления этого памятника точно не установлено, все его известные редакции относятся к XVII веку. Предположительно, первый вариант «Жития» был создан вскоре после перенесения мощей митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь (1591). Несмотря на то, что «Житие Филиппа» использовалось еще в трудах Карамзина Н.М., полностью оно было издано лишь в 1928 году в Париже Федотовым Г.П. Такой долгий период забвения не был случайным. «Житие Филиппа» по своему содержанию выходит за рамки произведений житийного жанра. Митрополит Филипп принадлежит к ряду исторических личностей, которые воплотили нравственный идеал не только своей эпохи, но и последующих поколений.
Почти для всех ученых, занимавшихся Житием, оно было материалом для исторического анализа противостояния Ивана Грозного и митрополита Филиппа, источником по истории опричнины (шире – всей эпохи Иоанна IV). Потому главной для них была проблема степени достоверности сообщаемых в Житии фактов реальным событиям. Мы же попытаемся изучить тексты двух редакций «Жития», чтобы на их основании описать состояние светской и церковной власти времен Иоанна Грозного. Отсутствие подобных описаний указывает на актуальность проводимого исследования. Актуальность темы исследования подтверждается и тем фактом, что особенно много споров в настоящее время вызывают исключительно важные проблемы взаимоотношения Церкви и государства, личности и государства... В разделе «Церковь и государство» указано: «Государство, как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом... Господь призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13. 3-4)».
«Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее. (1 Тим. 2. 2)».. Вместе с тем очень важно правильно обозначить пределы компетентности государственной власти, поэтому тут же записано: «Христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания». Государство ни в коем случае не должно превращаться в самодовлеющий институт. Мы знаем, что такая тенденция неоднократно проявлялась в истории, знаем и то, к каким опасным последствиям она может приводить. Пример тому – отношение церкви и государства во времена правления Иоанна Грозного.
Проблема данного исследования заключается в том, чтобы установить, каким образом отражены светская и церковная власть времен Иоанна Грозного в текстах «Жития».
Решения поставленной проблемы составило цель данной работы. Объект исследования – различные редакции текста «Жития Филиппа, митрополита Московского». Предметом исследования явились светская и церковная власть в контексте «Жития».
Проблема, цели и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- показать особенности исторической ситуации на Руси в период создания «Жития митрополита Филиппа»;
- рассмотреть, каким образом представлены жизнь и деятельность митрополита Филиппа в различных редакциях «Жития»;
- на основе текстов двух редакций «Жития» показать состояние Светкой и церковной власти времен Иоанна Грозного.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
- текстологический анализ;
- изучение и анализ монографических исследований и отдельных статей по теме работы.
Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: особенности характеристики светской и церковной власти времен Иоанна Грозного в контексте «Жития Филиппа, митрополита Московского» предопределяются
- позицией авторов редакций по отношению к деятельности царя;
- позицией авторов редакций по отношению к деятельности митрополита.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Глава 1. Особенности исторической ситуации на Руси в период создания «Жития митрополита Филиппа»

1.1. Правление Иоанна Грозного

После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского – выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и после ее смерти в 1538 г. не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Вельских, Шуйских, Глинских.
Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. Необходимы были обширные реформы.
В январе 1574 г. Иоанн IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. 16 января 1547 г. он был торжественно коронован как царь всея Руси. Во время торжественной службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы, по преданию, некогда присланные на Русь византийским цесарем Константином для венчания князя Владимира Мономаха. Устами митрополита была начертана программа деятельности царя: в союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укрепить «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства. По завершении чина венчания Великий князь стал «боговенчанным царем».
Источники не позволяют восстановить подробности политических обстоятельств, при которых в конце 40-х годов сложилось правительство, перенявшее руководство страной у Боярской думы, но мы знаем ту политическую фигуру, которая сыграла ключевую роль в формировании новой правящей группы. Этой фигурой был митрополит Макарий, мудрый и спокойный политик, находившийся в окружении царя до и после бурных событий 1547 г., глава церкви – могущественного политического механизма, издавна поддержи¬вавшего объединение княжеств вокруг Москвы.
При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах современников символизировать новое правительство – «Избранную раду». «Избранная рада» была органом, кото-рый осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев господствующего класса: князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских ца¬рей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просу¬ществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI в.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Библиография

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. – Л.: Наука, 1989.
2. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: историко-библиографические очерки. Книга первая. IX-XVI вв. – М.: Политиздат, 1991.
3. Вернадский Г.В. Московское царство. Тверь: ЛЕАН, М.: АГРАФ, 2000.
4. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Тексты. – Л., 1986.
5. Зимин А.А. Опричнина. - М.: Территория, 2001.
6. Зуев М.Н. Отечественная история. – М.: ОНИКС 21 век, 2003.
7. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юрист, 1993.
8. История и культура Отечества/Под ред. В.В. Гуляевой. – М.: Академические проект; Трикста, 2005.
9. Каштанов С.М. К изучению опричнины Ивана Грозного // История СССР. – 1963. - № 2.
10. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – М.: Православная энциклопедия, 2002.
11. Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М.: Моск. Рабочий, 1989.
12. Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М.: Политиздат, 1987.
13. Кобрин В.Б. Иван Грозный. Избранная Рада или опричнина?// История Отечества: люди, идеи, решения. – М.: Проспект, 2001.
14. Колобков В.А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия. – СПб. 2004.
15. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее исторических деятелей. – СПб., 1874. Отд. 1, вып. 2.
16. Латышева Г.Г. Публицистический очерк по истории опричнины // Вопросы истории и источниковедения отечественной истории. - М.: Высш. шк., 1984.
17. Латышева Г. Г. Публицистический источник по истории опричнины: (К вопросу о датировании) // Вопросы историографии и источниковедения: Сб. трудов МГПИ им. В. И. Ленина. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
18. Лобакова И. А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.
19. Лобакова И. А. Два вида Колычевской редакции «Жития Митрополита Филиппа»// ТОДРЛ. – СПб., 2003. Т. 53.
20. Ляшенко Л. Грозный царь. – М.: Молодая гвардия, 2004.
21. Манягин В. Без вины виноватый //Правая.ru: Православно-аналитический сайт// http://www.pravaya.ru/govern/391/84
22. Митрополит Макарий и его святые современники //. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. – М.: Альфа и Омега, 1996. – Вып. 4 (11).
23. Нефедов С. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние//Вопросы истории. – 2002. - № 11.
24. Новикова О. Л. О второй редакции так называемого Соловецкого летописца//Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. - СПб., 2001.
25. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
26. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Подготовка текста Я. С. Лурье и Ю. Д. Рыкова. Л.: Наука, 1979
27. Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь: 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа посвящается/ Под ред. патриарха Моск. и всея Руси Алексия II. – М.: Православная энциклопедия, 2000.
28. Платонов С.Ф. Иван Грозный//http://www.tbumm.org/Library/IvanIV.htm
29. Сапожникова О.С. Записка об обретении и перенесении мощей митрополита Филиппа (Колычева)//Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. – СПб., 2001.
30. Скрынников Р. Г. Царство террора. - СПб.: Наука, 1992.
31. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
32. Скрынников Р.Г. Лихолетье: Москва в XVI–XVII веках. – М .: Моск. Рабочий, 1989.
33. Скрынников Р.Г., Каппелер А. Забытый источник о России эпохи Ивана Грозного//Отечественная история – 1999. - № 1.
34. Скрынников Р.Г. Филипп Колычев//Скрынников Р. Г. Святители и власть. – Л.: Знание, 1990.
35. Толстой М. В. История русской Церкви. Издание Валаамского монастыря, 1991.
36. Фроянов И.Я. О возникновении русского абсолютизма// Начала Русской истории. Избранное. - М.: Издательский дом «Парад», 2001.
37. Флоря Б.Н. Иван Грозный. - М.: Молодая гвардия, 2002.
38. Филюшкин А. Избранная Рада – историче¬ский миф?// Родина. – 1995. - №7.
39. Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. – М.: Слово, 1999.
40. Шмидт С.О. Ста¬новление российского самодержавства. – М.: Знание, 1973.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ