Воскресенье, 19.05.2024, 17:04
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление » Диплом

20913 Социальная работа с пожилыми людьми. Роль ЦСО в социальном обслуживании

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА…………………………...8
1.1. Понятие социальной работы с гражданами пожилого возраста…………..8
1.2. Современные социальные проблемы граждан
пожилого возраста………………………………………………………...22
2. РОЛЬ КЦСО (КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ) В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ…………………………………...41
2.1. Традиционные технологии в работе с пожилыми гражданами в РФ ……41
2.2. Инновационные технологии социальной работы с гражданами на примере КЦСО «Хорошевский»………………… …………………..…...54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....71
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….77

……………………
…………..……………..
ВВЕДЕНИЕ

Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России. Так, в 2008 году из 142 млн. 754 тыс. человек людей в возрасте старше трудоспособного было 29 млн. 109 тыс., что составило 23,03% общей численности населения. Тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения по различным демографическим исследованиям сохраняются . В этой связи становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми на сегодня имеет общегосударственное значение. Социальная работа с пожилыми людьми в России становится специфической формой государственной социальной защиты с целью обеспечения достойной старости.
Проблемы социальной работы с пожилыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых людей.
Опыт деятельности центров социального обслуживания однозначно свидетельствует о чрезвычайной важности и необходимости той работы, которую проводят эти социальные службы. Перспективным направлением деятельности центров социального обслуживания является расширение спектра социальных услуг, внедрение инновационных технологий социальной работы с пожилыми гражданами.
Новые возможности в совершенствовании работы ЦСО открывает деловое сотрудничество со специализированными научными учреждениями и лабораториями, а также с учебными заведениями, готовящими социальных работников и специалистов по социальной работе. Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российский государственный социальный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы.
Научные труды, посвященные исследованию специфики проблем социальной работы с пожилыми людьми отражены в работах С.А. Беличевой, С.И. Григорьева, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимней, Э.Ш. Камалдиновой, В.М. Капицина, В.В. Колкова, Л.И. Кононовой, А.И. Ляшенко, В.П. Мошняги, В.А. Никитина, Г.И. Осадчей, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой и др.
Теоретические и практические аспекты подготовки профессиональных кадров социальной сферы с пожилыми людьми излагаются в работах В.Г. Бочаровой, Г.В. Мухаметзяновой, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Т.М. Трегубовой, Л.В. Топчего, Холостовой, Н.Б. Шмелевой, Р.С. Яцемирской .
В трудах А.И.Арнольдова, Н.Ф.Басова, С.А.Беличевой, В.Г. Бочаровой, Л.Г. Гусляковой, И.А. Липского, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, В.А.Никитина, Т.М. Трегубовой, В.А. Фокина, И.В. Фокина, Е.И. Холостовой, Б.Ю. Шапиро, Т.Ф. Яркиной представлены методологические, методические, прикладные аспекты социальной работы с пожилыми людьми в России и за рубежом . В них внимание акцентируется на осмыслении ее реалий и перспектив с указанной категорией населения и педагогических проблемах, возникающих при работе с пожилыми людьми.
Анализ литературы по теме исследования показал, что социальная работа с пожилыми людьми находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. Вместе с тем в теории и практике социальной работы в большей степени уделяется внимание традиционным технологиям в работе с пожилыми гражданами, нежели инновационным. Изменение социального статуса человека в пожилом возрасте, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм, методов и технологий в социальной работы с пожилыми людьми.
Объект исследования данного дипломного исследования – современные социальные проблемы граждан пожилого возраста.
Предмет исследования – роль центра социального обслуживания в повышении качества жизни граждан пожилого возраста.
Цель дипломного исследования – изучение роли центра социального обслуживания в решении современных социальных проблем граждан пожилого возраста.
Гипотеза. Решение современных социальных проблем граждан пожилого возраста будет осуществляться более эффективно при применении КЦСО инновационных технологий социальной работы.
Основные задачи исследования:
1) рассмотреть понятие, сущность и содержание социальной работы с гражданами пожилого возраста;
2) проанализировать современные социальные проблемы граждан пожилого возраста;
3) описать опыт применения традиционных технологий в работе с пожилыми гражданами на примере КЦСО;
4) выяснить значение применения инновационных технологий
в работе с пожилыми гражданами на примере КЦСО.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы дипломной работы был использован комплекс методов:
- теоретические: анализ литературы, систематизация, обобщение;
- эмпирические: анкетный опрос, описательный качественно-количественный анализ.
Исследование было проведено на базе ГУ КЦСО «Хорошевский» САО г. Москвы. Для исследования было отобрано 40 пожилых людей, которые периодически посещают отделение дневного пребывания Центра, из них 15 мужчин и 25 женщин. Возрастные границы выборки – 60-69 лет.
Элементы новизны исследования заключается в недостаточной проработанности применения инновационных технологий социальной работы по проблеме преодоления современных социальных проблем пожилых людей. Данное исследование можно использовать, как в теоретических разработках по исследуемой проблеме, так и в практическом применении в работе ЦСО с целью повышения качества жизни пожилых людей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Выявление современных социальных проблем граждан пожилого возраста с учетом их дифференциации, позволяет подобрать наиболее эффективные технологии социальной работы.
2. Повышение качества жизни пожилых людей предполагает комплексный подход к решению основных проблем, присущих пожилому возрасту, к которым можно отнести малообеспеченность, ухудшение состояния здоровья, неконкурентоспособность на рынке труда, рост невостребованности в семье и обществе, резкое снижение социальной активности, одиночество.
3. Применение инновационных технологий способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей, а также повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг.

……………………………………………….

I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие социальной работы с гражданами пожилого возраста

В течение многих веков в России формировался специфический механизм поддержки пожилого населения. Становление социальной работы с пожилыми людьми, как специфического института общества связано с переходом частной благотворительности в организованную систему государственной социальной политики.
В настоящее время социальная работа с пожилыми людьми строится не только на идеологии предоставления льгот и привилегий, но и на гуманистических, демократических представлениях о свободной личности пожилого человека, имеющего свои права, которые закреплены в нормативных документах.
В данном параграфе представлен краткий историогенез социальной работы с пожилыми людьми в России; раскрывается понятие, цели, содержание социальной работы с пожилыми людьми на современном этапе развития российского общества.
Специфический механизм поддержки пожилого населения в течение многих веков в России определялся на основе таких показателей, как состояние уровня экономического развития общества, поликультурная среда обитания, социальная дифференциация, различные типы общественного устройства и др.
Система социальной защиты пожилых людей в России складывалась постепенно на основе частной благотворительности и системы государственного призрения. В общественном сознании российского народа на житейском уровне развивались представления о социальной дифференциации и вере в средства «защиты». Для российского менталитета характерны вера в народничество, славянофильство, западничество, коммунизм. Благотворительность в России как социальный феномен является результатом сострадательного отношения к ближнему .
Л.В.Бадей в истории развития благотворительности России выделяет пять периодов.
Первый период (с IX по XVIII век) включает путь от «нищелюбия» до первых попыток государства вмешаться в организацию заботы о бедных и обездоленных, особенно людей пожилого возраста.
Второй период - от 60-х годов XVIII века до реформы 1861г., когда происходит закладка основ государственного и общественного призрения как форм помощи государства по приюту и пропитанию.
Третий период - 60-е годы XIX века до 1917 года - происходит либерализация социальной политики, передача ее функций органам земского самоуправления и развития русского меценатства.
Четвертый период - с 1917 по 1990 гг., или советский период, при котором частная и общественная благотворительность была сведена к государственной форме социального обеспечения.
Пятый период - с начала 1990-х годов и по настоящее время характеризуется как становление системы социальной работы, соответствующей стандартам гражданского социального общества .
Следует отметить, что сеть различного рода государственных социальных учреждений особенно расширилась при Петре I. В 1718 году только в Москве действовало более 90 богаделен различного профиля, в которых содержалось около 4-х тысяч людей.
При Екатерине II система государственного призрения получает дальнейшее развитие. Создаются «Приказы» или учреждения, которым поручалось «попечение и надзирание» народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен «для убогих, увечных и престарелых», «особого дома для неизлечимо больных», «работных домов для обоего пола» и т.д.
В целом, XVIII и первая половина XIX-ого веков были временем становления государственной системы социального призрения, которая действовала под руководством специальных административно-управленческих органов. Преимущественно она состояла из благотворительных учреждений закрытого типа.
Во второй половине XIX века началось реформирование всей системы социальной помощи нуждающимся пожилым гражданам, которое выразилось в децентрализации управления социальной сферы.
В конце XIX века в ведении земских и городских органов самоуправления на территории земских губерний находилось более 5 тысяч благотворительных учреждений. Активно росло благотворительное движение. Как свидетельствуют исторические статистические данные, только в течение одного 1898 года благотворительные общества и заведения оказывали ту или иную помощь 7 миллионам человек, удовлетворяли 20 миллионов разовых обращений нуждающихся. В богадельнях и других благотворительных заведениях постоянно проживало свыше 460 тысяч человек .
В середине XIX века намечаются новые подходы в развитии российской благотворительности, основными из которых являются децентрализация и индивидуализация при оказании помощи пожилому населению.
В XX веке вновь возрастает роль неправительственных организаций в благотворительности. Однако ее объем и масштабы не соизмеримы с вкладом российского дворянства, купечества и зарождавшейся буржуазии в благотворительность и попечительство.
Краткий историогенез социальной работы с пожилыми людьми позволяет сделать вывод о том, что эта деятельность, прежде всего, была направлена на оказание материальной помощи пожилым сначала на уровне филантропии, а затем стала системой общественного воспитания.
Социальная работа с пожилыми людьми в настоящее время строится не только на идеологии предоставления льгот и привилегий, но и на гуманистических, демократических представлениях о свободной личности пожилого человека, имеющего ряд прав (экономических, социальных, культурных). Пожилые люди в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ .
В Российской Федерации возрастные границы пожилого возраста для мужчин обозначены 60-74 годам, у женщин - 55-74 годами
Система социального обслуживания в современной России выстраивается и регулируется в соответствии с правовыми нормами и положениями Федеральных Законов: Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (последняя редакция от 22.08. 2004 г.), Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (последняя редакция от 25.11. 2006 г.).
Благоприятные возможности для реального обеспечения граждан пожилого возраста высококачественными социальными услугами создало утверждение в 1997 г. Правительством РФ целевой программы «Старшее поколение», одной из наиболее эффективных программ социального назначения, характеризующихся инновационным подходом и
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в ред. от 22.08. 2004 г.
2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в ред. от 25.11. 2006 г.).
4. Постановление Правительства РФ от 29.01.2002 г. № 70 «О федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 2002-2004 годы».
5. Письмо Минтруда РФ от 05.01.2003 г. № 30-ГК «О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».
6. Национальный стандарт Российской Федерации. «Социальное обслуживание населения» Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст.
7. Постановление Правительства Москвы от 24.03.2009 г. № 215 ПП «О мерах по реализации закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы».

Специальная литература

8. Ахмеров Р.А. Жизненные программы личности //Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. - Набережные Челны: Изд-во Камского гос. политех. института, 2006. - с. 3–7.
9. Барбру Л. Психосоциальная помощь населению. – М.: Флинта, 2001. – 232 с.
10. Белоконь О.В., Фролова И.А. О положении пожилой семьи в обществе: Российский, Европейский, Индонезийский варианты // Современные проблемы старения населения в мире: тенденции, перспективы, взаимоотношения между поколениями, — М.: МАКСПресс, 2006. — С. 131-139.
11. Бондарева Т.В. Влияние окружающей среды на здоровье и жизненную активность пожилых людей // Актуальные проблемы социальной педагогики: Сборник научных работ аспирантов, соискателей, докторантов / Составитель и отв. редактор Г.М.Коджаспирова.- Москва: РГСУ, 2006. – с.121-128.
12. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. Минтруда и социального развития РФ — Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения. — М., 2001. - 226 с
13. Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - М.: Инфра-М, 2008.- 213 с.
14. Елютина М.Э., Чеканова Э. Е. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА, 2004- 328 с.
15. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007.- 272 с.
16. Иванов В.Н. Социальные технологии в государственном управлении. - М.: Юнити-Дана, 2007.- 344 с.
17. Карелова Г.Н. Материалы заседания Центра социальных инноваций: Активное долголетие: инновационные технологии». – М.: ЦСКП, 2008.- 152 с.
18. Котельник Г. Геронтология и гериатрия. – М.: Медицина, 2005.- 317 с.
19. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия. 2006. -288 с.
20. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. - М.: Инфра-М, 2006.- 328 с.
21. Лопатина Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий. -М.: МГУКИ, 2005.- 244 с.
22. Медведев Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы курс лекций.- М.: МГСУ, 2002.- 274 с.
23. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза: ИПК и ПРО, 2004.- 314 с.
24. Нефедова Т.В. Некоторые аспекты социальной среды старения в странах Запада // Тезисы 3-й Российской конф. по экол. психол. - М.: Психолог. институт РАО.- 2004 - С. 237–239.
25. Осадчий Э.Д. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе с пожилыми людьми // Тезисы 3-й Российской конф. по экол. психол. -М.: Психолог. институт РАО.- 2004 - С. 242–244.
26. Основы социальной медицины: Учебно-методическое пособие /Под ред. А.В. Мартыненко. - М.: Социум, 2005. -89 с.
27. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. — М.: Триада, 2007.- 432 с.
28. Поднебесная У.Б. Феномен старости в исторической перспективе. // Материалы международной конференции «История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее - IV Московские встречи по истории психологии. –М: МГУ, 2006.-с.44-49.
29. Пожилое население в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы: Национальный доклад. М., 2007.
30. Психология социальной работы /Под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
31. Прайда К.Д. Социально-психологические аспекты партнерского взаимодействия в сфере социальной защиты населения // Тезисы 3-й Российской конф. по экол. психол. – М.: Психолог. Инс9титут РАО.- 2004 - С. 249–251.
32. Разорвать круг молчания / под ред. Н.М. Римашевской. — М.: КНОРУС, 2005. — 268.
33. Ромашина Е.В. Морально-этические проблемы социальной работы в профессиональной подготовке будущих специалистов //Социально-педагогическая деятельность: вопросы теории и практики. Научно-педагогические чтения.- М.: МГСУ, 2007.- С. 25-29.
34. Россия в цифрах: статистический справочник. -М.: ФСГС, 2007.- 248 с.
35. Россия в цифрах: статистический справочник. -М.: ФСГС, 2008.- 251 с.
36. Социальная геронтология: современные исследования. /под ред. Н.Ф. Шахматова.-М.: Медицина, 2004.- 462 с.
37. Социальная защита: профессионализм, партнерство, ответственность// Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. В. В. Андреева и Р.И. Еруслановой. - Чебоксары: ИНИОН РАН РФ, 2005.
38. Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность. Материалы Общероссийского съезда социальных работников. - Саратов, 2003.
39. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Под ред. А.А. Козлов. — М.: КНОРУС, 2005. — 368 с.
40. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Инфра-М, 2004. – 417 с.
41. Технология социальной работы: учеб. пособие / под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: ВЛАДОС, 2006. – 457 с.
42. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. - 400с.
43. Топчий Л.В. Актуальные проблемы развития теории социальной работы. —М.: ВЛАДОС, 2007.- 218 с.
44. Фирсов М.В., Е.Г. Студенова. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Инфра-М, 2007.- 422 с.
45. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2006. – 296с.
46. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2005. –340с.
47. Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М.: Инфра-М, 2005.- 213 с.
48. Щанина, Е. В. Пути активизации социального поведения пенсионеров // Сборник статей III Всероссийского социологического конгресса. - М., 2006.- С. 110-114.
49. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. - М.: Дашков и К, 2004.- 266 с.
50. Яцемирская Р.С., Хохлова Л.Н. Социально-демографическая ситуация в современной России // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты. М.: Социум, 2007.- 247 с.

Периодическая печать

51. Аленикова С. М. Методика оценки степени нуждаемости граждан в социальном обслуживании на дому //Социальное обслуживание. 2004. №1.
52. Бондарева Т.В. Подготовка студентов к социальной работе с пожилыми людьми // Высшее образование в России. – 2006. - №11. – с.23-25.
53. Бычкунов А. Е. К вопросу об использовании социальных технологий в преодолении дезорганизации в обществе // Социологические исследования. 2008. № 6. - С. 43-50.
54. Еремеева, Т.С. Непрерывная профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе // Высшее образование сегодня. -2007. - № 7. - С.45- 47.
55. Карюхин Э.В., Панов А.В. Опыт организации правовой поддержки пожилых в условиях общественных организаций // Психология зрелости и старения. — 2003. №3. — С.65-71.
56. Карюхин Э.В. Старение населения: демографические показатели // Клиническая геронтология. 2007. № 1.
57. Краснова О.В. Пожилые люди в России // Психология зрелости и старения. — 2006. —№3. — С.5-16.
58. Кулешов А. Проблемы аналитических исследований в социальной сфере // Социс. 2008. № 5. - С. 112-115.
59. Молевич Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости // Социс. -2006. -№ 4. - С. 62- 65.
60. Огилько И. Без барьеров // Российская газета. – 2008.- 25 ноября.
61. Филозоп А.А. Некоторые аспекты психосоциальной помощи пожилым и старым людям // Психология зрелости и старения. — 2008. — №3. — С.34-39.
62. Юрковский Э. Дополнительные средства не понадобились // Социальное обеспечение. 2005. № 10.
63. Юрьев Е. Низкая рождаемость – не признак цивилизованности // Социальная и демографическая политика. - 2006. -№ 9. -С. 4-5.
64. Яновский Г.Д. Современный проблемы качества жизни пожилых граждан России // Успехи геронтологии. – 2008. Выпуск 17. – С. 59-71.

………….

ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета

Уважаемый гражданин! Просим Вас принять участие в анкетном опросе, направленном на изучение некоторых сторон жизни пожилых людей.
Предлагаем Вам ответить на 19 вопросов анкеты.
Ваши искренние ответы необходимы для того, чтобы улучшить качество социальных услуг КЦСО «Хорошевский».
Заранее благодарим Вас за искренность и доброжелательное участие в опросе!

1. Нравится ли Вам посещать КЦСО «Хорошевский»?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить

2. Укажите основные причины, по которой Вы посещаете Центр?
Желание общаться
Возможность получить горячий обед
Возможность улучшить состояние здоровья
Желание проведения полезного досуга
Неудовлетворительная материальная обеспеченность
Другое ________________________________________________

3. Как Вы оцениваете свое состояние здоровья?
Отличное
Хорошее
Удовлетворительное
Плохое
Очень плохое
4. Как Вы оцениваете свое состояние здоровья?
Отличное
Хорошее
Удовлетворительное
Плохое
Очень плохое

5. Как складывается сейчас Ваша жизнь, если говорить о ней в целом?
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Терпеть дольше просто невозможно

6. Как Вы считаете, что приносит человеку Вашего возраста самое большое удовлетворение в жизни?
Материальная обеспеченность
Спокойный отдых
Интересный разнообразный досуг
Независимость от других людей
Возможность продолжать работу
Чувство, что приносишь людям пользу
Уважение, забота окружающих
Семья, дети, внуки
Участие в общественной работе
Другое_____________________________________________

7. Как Вы считаете, в какой мере сотрудники Центра учитывают мнение пожилых граждан при оказании социальных услуг?
Совсем не учитывают
Учитывают изредка
Примерно в половине случаев
В большинстве случаев
Всегда учитывают

8. Как Вы в целом оцениваете работу Центра «Хорошевский»?
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Очень плохо
Другое_______________________________________________

9. В каких областях знания Вы хотели бы узнать что-то новое?
Юриспруденция (правовые знания)
Медицина
Лечебная физкультура
Искусство
Языкознание (иностранный язык)
Новые информационные технологии (компьютер)
Строительство
Растениеводство
Приусадебное хозяйство
Здоровый образ жизни
Другое_________________________________________________

Укажите, пожалуйста:
Ваш пол ______________
Возраст _______________
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ