Вторник, 07.05.2024, 20:07
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление » Диплом

21019 Социальная политика государства

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 7
§1. Сущность социальной политики, ее принципы и функции 7
§2. Механизм реализации социальной политики 13
§3. Социальная защита населения: сущность, принципы и функции 19
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 30
§1. Содержание, структура и стратегия социальной политики для современной России 30
§2. Императивы современной социальной политики 37
§3. Приоритеты социальной политики РФ в условиях кризиса. Проект создания Центра защиты материнства и детства 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что наше государство конституционно декларирует себя в качестве государства социального. Социальное государство обязано в силу своего статуса проводить развернутую и действенную социальную политику. При этом на современном этапе развития России все более существенное значение в реализации социальной политики (в социальном развитии) имеет юридическая деятельность органов государственной власти РФ.
Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста.
Законодательная и исполнительная власти призваны соблюдать основные социальные права человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Государственной защите подлежат также бесплатное образование, здравоохранение определенного уровня, жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.
Прежняя общественная система во главу угла ставила принцип социальной справедливости при относительно высок уровне социальных гарантий всему населению. Основой coциальной политики с 1992 г. стало предоставление всем гражданам равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном участии государства, создание среднего класса в качестве опоры общества с рыночной экономикой, вместо общественных фондов потребления — индивидуальное присвоение необходимого продукта.
Однако за прошедшие годы не удалось решить главные задачи социального развития, а по ряду направлений положение населения ухудшилось.
Социальная политика реализуется при наличии сильной государственной власти (всех ее ветвей), общественных институтов согласования интересов субъектов социальных отношений, регулируемого рынка труда, устанавливающего цену рабочей силы. Реальные возможности решения социальных задач появляются но мере экономического развития, которое служит основой для повышения доходов, занятости, расширения налоговой базы. Чем более производителен труд, тем выше доходы работающих и легче обеспечить существование тем, кто еще или уже не работает. Поэтому главным в социальном управлении являются не дотации и помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения.
В периоды кризиса социальное управление выполняет прежде всего функции защиты населения, а также более справедливого распределения его бремени без ущерба для стимулирования трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан.
Степень научной разработанности. Актуальность темы исследования подтверждается и состоянием научной разработанности темы. Конечно, большой интерес представляют труды философов, экономистов, социологов и политологов. В них содержатся глубокие наработки, особенно, по теории социальной политики и социального развития. Современные российские ученые также неоднократно обращались к исследованию проблем социальной политики, демонстрируя разнообразие подходов к анализу ее структуры и содержания: труды В.Н.Бобкова, Н.А.Волгина, Ю.Е.Волкова, И.А.Григорьевой, В.И.Елевой, В.И.Жукова, И.Г.Зайнышева, В.М.Капицына, В.В.Колкова, В.И.Курбатова, Г.И.Осадчей, П.Д.Павленка, В.Г.Попова, А.Г.Починка, Т.Ю.Сидориной, С.Н.Смирнова, В.Ф.Уколова, Е.И.Холостовой, Ф.И.Шаркова и ряда других авторов.
Цель дипломной работы заключаются в исследовании социальной политики России в условиях мирового финансового кризиса.
Названная цель достигается решением следующих задач:
- рассмотреть сущность социальной политики, ее принципы и функции;
- изучить механизм реализации социальной политики;
- охарактеризовать сущность, принципы и функции социальной защиты населения;
- описать содержание, структуру и стратегию социальной политики для современной России;
- изучить императивы современной социальной политики;
- проанализировать приоритеты социальной политики РФ в условиях кризиса.
Объектом исследования является процесс управления развитием социальной политики в России.
Предметом исследования выступают вопросы, связанные с нормативно-правовым массивом, регулирующим трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, а также социально-обеспечительные отношения, экономические отношения, возникающие в процессе реализации социальной политики в России в условиях мирового финансового кризиса.
Практическая значимость дипломного исследования связана с актуальностью рассматриваемой проблемы в условиях экономического кризиса. Информация, изложенная в дипломном исследовании, может быть использована в работе социального работника, при составлении учебных курсов по дисциплинам «Теория социальной работы», «Социальная работа с молодежью», а также студентами в процессе прохождения практики в центрах социальной помощи семьи и детям, детских образовательных учреждениях.
При выполнении данного исследования применены следующие методы: теоретические методы анализа данных (изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики), эмпирические методы анализа данных (метод тестирования, метод сравнительного анализа эмпирических данных), статистические методы анализа данных.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

§1. Сущность социальной политики, ее принципы и функции

Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.
Политика — это:
- отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения власти;
- система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;
- практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;
- участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных организаций;
- искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы, возможности, психологические, и профессиональные, и иные качества.
Центральным субъектом политики является государство. Неотъем-лемый атрибут государства — власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия.
Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти.
Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.
Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически.
В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.
В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты эко-номической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей.
В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития.
Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного, творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов (15, с.28).
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
- гуманизм, социальная справедливость;
- системность, непрерывность, преемственность;
- сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
- открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики — наличие «обратной связи» органов управления с массами);
- демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
- действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
- адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения (34, с.11).
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:
- выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
- оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
- интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
- прогностическая;
- социальная защита населения;
- управление социальными процессами и др.
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества (35, с.18).
В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока.
- социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;
- собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов). Социальная политика государства особенно осязаема в изменениях, которые происходят в характере и условиях трудовой деятельности чело века, ибо именно здесь проявляется ее гуманистическое содержание.
В социальной политике государства исключительно важное место занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая нравственно-пси-хологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.
К сожалению, со стороны государства пока далеко не достаточно внимания уделяется этому направлению социальной политики, и многие проблемы семейно-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса из года в год обостряются.
В Российской Федерации насчитывается более 72 млн. семей, ежегодно заключается около 3 млн. браков. Однако каждая третья семья распадается, а каждая девятая семья является неполной. Катастрофически падает рождаемость. Около 60% семей имеют лишь одного ребенка, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Каждая вторая беременность завершается абортом. Растет количество отказных детей.
Важное место в социальной политике занимают проблемы обеспечения социальной справедливости — это и реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и социальные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности и др.
Одной из самых жгучих проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности. Бедность — многостороннее социально-экономическое и психологическое общественное явление. Бедность возникает в том случае, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе. Так, в России сейчас около 60% населения имеют доход ниже прожиточного минимума и относятся к категории бедных. Бедность — это не только отсутствие денег или имущества, прежде всего недоступность важнейших условий жизнедеятельности — жилья, образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Одна из актуальных задач субъектов социальной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях — выработать новые, более эффективные механизмы рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов. Предстоит преодолеть остаточный «синдром» иждивенчества, переориентировать организацию исполнения социальной политики и социальную работу на активизацию факторов, стимулирующих производительный труд, как самогарантию гражданам своего материального благополучия и свободы,
Предметом особого внимания органов управления федерального и регионального уровня, общественных структур становится проблема реформирования пенсионной системы. Должно быть достигнуто большее соответствие размера получаемой пенсии трудовому вкладу, должен утвердиться принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения.
Система социального обслуживания, прежде всего нетрудоспособных граждан и других нуждающихся категорий населения, нуждается в дальнейшем развитии и укреплении.
Главенствующее значение при этом должны приобрести принципы дифференцированности и адресности в оказании услуг, социальной помощи и поддержки.
Главная цель социальной политики — гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер.
Непреходящее значение имеют профессионализм кадров системы социальной защиты, их способность правильно определять актуальные проблемы, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу позитивных перемен.
Направленность социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социальной работы, выполняя важную методологическую функцию относительно последней.
Социальную политику можно рассматривать как причинно обус-ловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Используя силу закона и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления социальной политикой стремятся создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001.
2. Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации от 19.12.1995 г.: Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации.
3. Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации от 04.08.1995 г.: О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.
4. Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации от 15.11.1995 г.: О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
5. Адресная социальная помощь: теория, практика эксперимент / под ред. Н.М. Римашевской. - М.: ИСЭПН, 2009.
6. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2003.
7. Баталов, Э. Доживет ли Россия до социального государства / Э. Баталов // Российская Федерация сегодня. - 2006. - №8.
8. Бобылев, В.Г. Методические подходы к социально- экономической экспертизе законопроектов / В.Г. Бобылев, Н.И.Исаев, С.Н. Смирнов // Экономист. - 2007. - № 8.
9. Бородкин, Ф.М. Третий сектор в государстве благоденствия / Ф.М. Бородкин // Мир России. 2007. - № 2.
10. Бурджалов, Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: учебное пособие / Ф.Э. Бурджалов. - М.: Гардарика, 2006.
11. Быков, С.В. Социальная политика государства: учебное пособие / С.В. Быков. - Хабаровск, 2007.
12. Волгин Н.А. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы: учебное пособие / Н.А. Волгин, В.К. Егоров. – М.: Норма, 2002.
13. Гарсия-Исер, М.Х., Очерки государственной политики занятости / М.Х. Гарсия – Исер, С.Н.Смирнов, Т.А.Бабушкина, С.В. Бесфамильная. - М.: ФАСТ-ПРИНТ, 2009.
14. Гордон, Л. Область возможного / Л.Гордон // Русско-Американский фонд профсоюзных исследований и обучения. - М.: Институт Мировой экономики и международных отношений РАН, 2005.
15. Гонмахер, Е. Социальные реформы и общество: не навязывать, а прививать / Е. Гонмахер // Человек и труд. - 2008. - № 2. - С.28.
16. Горкин, А.П. Социальная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
17. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / под ред. Либоракиной М.И. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
18. Государственная политика на российском рынке труда: реалии и перспективы: сборник статей. - М.: .Экономика, 2007.
19. Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская. – М., 2002.
20. Зарубина, Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства / Н.Н. Зарубина. – М.: Магистр, 2008.
21. Капелюшников, Р.И. Рынок труда в России: адаптация без реструктуризации. / Р.И. Капелюшников. - М.: ГУ.ВШЭ, 2007.
22. Козловский, В.В. В поисках социальной гармонии: социальная справедливость и социальная ответственность / В.В. Козловский, В.Г. Фетодова. – Свердловск: Изд. Уральского университета, 1990.
23. Краснов, Б. И. Социальная политика: реальности и прогнозы: ученые записки / Б.И. Краснов, В.В. Новиков // Научно-теоретический сборник. - 2009. - № 1.
24. Осипов, Г.В. Энциклопедический социологический словарь / Г.В. Осипов. - М, 2005.
25. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://www.government.ru.
26. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики современной России / В.Б. Ракитский. – М.: Институт перспектив и проблем страны, 2006.
27. Реан, А. А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2002.
28. Сидорина, Т.Ю. Социальная политика и ее акторы / Т.Ю. Сидорина // Мир России. - 2008. - № 12.
29. Смирнов, С.Н. Демократия в России невозможна без социальной политики / С.Н. Смирнов // Мир России. - 2007. - № 2.
30. Смирнов, С.Н. Оценка эффективности региональных программ занятости / С.Н. Смирнов // Экономист. - 2007. - № 6.
31. Смирнов, С.Н. Региональные аспекты социальной политики / С.Н. Смирнов. - М.: Дело, 2009.
32. Соболева, И. Социальная политика как фактор устойчивого развития / И.Соболева // Проблемы теории и практики управления. – 2007. - №3.
33. Социальная политика государства: учебно - методическое пособие / сост. В.Н. Ткаченко, Т.А. Донцова. – Ставпополь: Издательство Ставропольского университета, 2006.
34. Социальная политика / под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Изд-во Экзамен, 2002.
35. Социальная политика: парадигмы и приоритеты / под общ. ред. В.И. Жукова - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2008.
36. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 2007.
37. Социальная работа: теория и практика / отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА – М, 2008.
38. Социальный менеджмент: учебник / под. ред. Д. В Валового – М.: ЗАО «Бизнес школа Интел – Синтез», Академия труда и социальных отношений, 2009.
39. Социальный менеджмент: учебник для вузов/ под ред. С.Д. Ильенковой . – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
40. Социальный менеджмент: учебное пособие / под ред. С.Д. Иванова, В.И. Патрушева. – М.: Высшая школа, 2007.
41. Социальный менеджмент: учеб. для вузов / науч. ред. Д.В. Валовой. - М.: Бизнес - школа, 2009.
42. Теория социальной работы / под ред. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 2008.
43. Территориальные проблемы социальной политики / под ред. Э.Б. Гилинской, С.Н. Смирнова. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
44. Технологии социальной работы / под ред. Е.И.Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2007.
45. Фирсов, М.В.Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
46. Шаронов, А. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов / А. Шаронов // Экономист. - 2009. - № 1.
47. Шаталин, С.С. Социальные ресурсы и социальная политика / С.С. Шаталин. - М.: Дело, 1990.
48. Штогрин, С.И. Мировой финансовый кризис и его влияние на экономику России // Отечественные записки. – 2009. - №3.
49. Экономика труда и социально-трудовые отношения: учебник для вузов / под ред. Меликьяна Г.Г., Колосовой Р.П. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 2006.
50. Якушев, Л.П. Социальная защита / Л.П. Якушев. - М.: Норма, 2008.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ