Вторник, 07.05.2024, 10:01
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление » Диплом

21227 Торгово-промышленная палата

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Совершенствование деятельности торгово-промышленных палат России, как фактор развития малого бизнеса (на примере торгово-промышленной палаты восточной сибири

Иркутск 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………….…………………………………………………………….4
1. ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ…………………………………...6
1.1. Исторические аспекты развития представительств предпринимате-лей…………………………………………………………………………………….6
1.1.1. Древняя Русь………………………………………………………………6
1.1.2. Эпоха Петра и Екатерины I…………………………………………...….7
1.1.3. Правление Александра II…………………………………………………8
1.1.4. Начало XX ве-ка………………………………………………...…………9
1.1.5. Послереволюционная Рос-сия…………………………………………...10
1.2 Современное состояние и основные функции ТПП РФ…………………...12
1.2.1. Комитеты и комиссии ТПП РФ……………………...……….………..13
1.2.2. Акционерные общества, объединения предприятий, созданные при участии ТПП РФ……………………………………………………………...…….13
1.2.3. Задачи ТПП РФ…………………………………………………………15
1.2.4. Функции ТПП Рос-сии………………………..………………………...15
1.2.5. Члены ТПП России. Их права и обязанно-сти………………………...18
1.2.6. Руководящие органы ТПП России…………………………………….18
1.2.7. Представительства ТПП России……………………………………….20
1.3. Организационная структура и характеристика деятельности Торгово-промышленной палаты ВС…………………………………………..…...21
1.3.1. Отдел внешнеэкономической деятельно-сти………………………....23
1.3.2. Отдел по работе с предприятия-ми……………………………………23
1.3.3.Отдел экспертизы това-ров……………………………………..………24
1.3.4. Отдел сертификации продукции и ус-луг……………………………..25
1.3.5. Отдел маркетинга и информатизации ……………………….………..25
1.3.6. Отдел перево-дов…………………………………………….…………..26
1.3.7. Члены ТПП ВС………………………………………..………………..26
1.3.8. Внешнеэкономическая деятельность ТПП ВС……………………….28
2. УЧАСТИЕ ТПП ВС В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ………………………………………………………………………...…30
2.1.Состояние МБ в Рос-сии………………………..…………………………….30
2.2.МБ в Иркутской облас-ти…………………………..………………………....34
2.3.Совместная работа ТПП ВС с организациями, поддерживающими малый биз-нес………………………………………………………………………………..37
2.4.Факторы, сдерживающие развитие МБ……………………………………..42
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСИЛЕНИЮ РОЛИ ТПП ВС В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА……………54
3.1. Предложения по усовершенствованию системы ТПП в Рос-сии………...54
3.2. Рекомендации по совершенствованию взаимодействия малого и крупного бизне-са………………………………………………………………………………57
3.3. Первоочередные действия по развитию МБ в Иркутской облас-ти……....61
3.3.1. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой ба-зы…………………………………………………………………………………...61
3.3.2. Упрощение администрирования малого предпринимательст-ва...…..64
3.3.3. Развитие системы финансово-кредитного обеспечения малого пред-принимательства……………………………………………………………………65
3.3.4. Обеспечение малого предпринимательства имущественными ресур-сами…………………………………………………………………………..……..67
3.3.5. Развитие инфраструктуры поддержки, кадрового и информационного обеспечения малого предпринимательст-ва………………………………………68
3.4. Ожидаемые результаты от введения рекомендуемых мероприятий……..70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Структура ТПП РФ ………………………………………….79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Члены ТПП ВС……………………………………………….80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Прогноз развития малого предпринимательства на 2002-2005 го-ды……………………………………………………………………………85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Территориальное распределение малых предприятий Иркутской области в натуральном и процентном соотношении по основным отраслям экономики в 2002 году …………………………………………………………….86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Информация о финансово-хозяйственной деятельности по городам и районам области за 2002 год, (млн. руб.) …...……………………...88
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Показатели финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий (на 01.07.2002) ………………………………………………………91
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Показатели масштабов и диверсификации деятельности малых предприятий (на 01.07.2002) …………………………………………………92
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Статистика по предпринимателям без образования юридического лица в регио-не……………………………………………………………….93
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Показатели работы малых предприятий Иркутской области по сравнению с регионами Сибири в 2002 г…………………………………..…94
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Схема взаимодействия администрации Иркутской области с организациями по поддержке малого бизнеса в регио-не………………………95

ВВЕДЕНИЕ
Развитие российского предпринимательства происходит в условиях активного взаимодействия со всеми слоями общества и властью. Это порождает свои формы самоорганизации предпринимательства, которые позволяют наилучшим образом консолидировать интересы предпринимательской сферы и обеспечивать их защиту. Предпринимательство в России, как и в любой другой стране, это сложный конгломерат интересов большого, среднего и малого бизнеса. Их интересы, как показывает практика, лучше всего способны консолидировать и представлять общественные объединения.
Негосударственные объединения предпринимателей являются организа-циями, построенными на принципах самоуправления, представляющими и защищающими интересы своих членов. Организационные структуры и формы таких объединений, количество участников, функции, размеры, территориальные границы их деятельности, уровень влияния в системе государственных органов власти весьма различны. Объединения оказывают существенное воздействие на формирование социально-экономической политики законодательных и исполнительных органов государственной власти.
В 90-х годах сформировались межотраслевые, отраслевые и профессио-нальные объединения общероссийского, межрегионального и регионального уровней. Такие объединения представляют интересы своей экономики: ассо-циации банков, рекламных агентств, страховщиков, риэлтеров, союзы инновационных предприятий, фермерских хозяйств и т.д. Сюда же относятся предпринимательские объединения различных социальных групп (союзы молодых предпринимателей, ассоциации женщин-предпринимателей и т.п.) и союзы предприятий, объединяющиеся по формам собственности и организационно-правовым формам (союзы арендаторов, ассоциации совместных предприятий), т.е. объединения, основной целью которых является защита интересов предпринимателей в своей профессиональной сфере деятельности.
В настоящее время сформировался круг общественных организаций, представляющих интересы различных отраслей бизнеса на федеральном уровне, среди которых Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) занимает лидирующие положение.
Торгово-промышленная палата - уникальная общественная структура. Она “по вертикали“ представляет интересы всех слоев бизнеса - малого, среднего и крупного. А “по горизонтали“ охватывает своей деятельностью все сферы предпринимательства - промышленность, торговлю - внутреннюю и внешнюю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги. Следовательно, она призвана отражать интересы всего предпринимательства. А это - наиболее динамичная часть российского общества, бесповоротно развивающегося по рыночному пути.
Значение малого бизнеса трудно переоценить. Во-первых, это означает устойчивое развитие экономики страны - ведь без значительного удельного веса малого бизнеса в ВВП трудно говорить об устойчивости экономики. Во-вторых, это проблема занятости, которая не может не беспокоить представителей власти нашей страны, так как банкротство предприятий является постоянным спутником рыночной экономики, а от этого страдают люди. В-третьих, необходимо создание нормальных условий для средних и крупных предприятий. В первую очередь это касается тех предприятий, которые работают в сфере промышленности и опираются на деятельность малых предприятий.
В таких условиях особая задача ТПП - не просто лоббировать интересы бизнеса, но и соотносить их с интересами всего общества в целом. Одно не должно противоречить другому. Ибо отечественный бизнес - и малый, и крупный, - безусловно, заинтересован в расширении внутреннего рынка на основе роста благосостояния российского населения, в целостности России, совершенствовании административной структуры, развитии демократии, стабильности, укреплении безопасности и могущества нашего государства.
ТПП опирается в своей работе на 156 региональных и муниципальных палат. Эта широкая сеть, охватывающая всю Россию, способствует созданию благоприятного климата для бизнеса, ликвидации бюрократических преград, коррупции, созданию равных возможностей для конкуренции.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать деятельность системы торгово-промышленных палат в России, в частности ТПП Восточной Сибири; влияние на малое предпринимательство в области на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом, а также найти приемлемые и эффективные пути его развития.

1. ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Символом Торгово-промышленной палаты является золотой жезл бога торговли, призванный прекращать споры и мирить врагов, а в современном контексте примирять предпринимателей между собой в третейском споре, искать согласия в международной торговле. Жезл Меркурия (кадуцей) имеет следующее описание: золотой посох, обвитый двумя золотыми змеями, головы которых смотрят друг на друга, а на вершине находится золотой шлем Аида с крылышками. В дореволюционной России кадуцей украшал дворянские гербы, гербы городов и губерний. Сегодня жезл является частью герба Таможенной службы России и официальным символом Торгово-промышленной палаты РФ.

1.1. Исторические аспекты развития представительств предпринимателей в России
1.1.1. Древняя Русь
Первые внешнеторговые операции славян с иноземными купцами относятся к VIII веку. Первые торговцы были, как правило, воинами, поскольку проводить караваны с грузами по огромным территориям восточно-славянских земель было небезопасно. Набеги кочевников разоряли не только караваны, но и многие поселения славян. Вокруг городов возникали «посады» - множество торговых и ремесленных поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие «промышленники».
Первый торговый договор с Византией князь Олег подписал в 905 году под угрозой войны. Все доходы от торгов поступали в княжескую казну. Первыми официальными послами были “гости“, которым князь (впоследствии - царь) давал именную грамоту на право ведения торга. Если торг велся без княжеского позволения, виновника подвергали казни через четвертование. Каждый “гость“ имел от царя жалованную грамоту с определенными привилегиями: право быть подсудным только царю либо лицу, назначенному им; право владеть вотчинами и получать поместья; право в любое время топить избы и мыльни; варить и держать питье; они освобождались от постоя, податей и общинной службы.... Кроме торговых дел, “гости“ выполняли государственные заказы на закупку товаров для царского двора, собирали налоги, управляли таможнями, выполняли функции торговых советников в переговорах с другими государствами. Эти обязанности они выполняли безвозмездно. В некоторых летописях “гости“ упоминались наравне с боярами .
Первая попытка общественного объединения купцов произошла в 1135 году, в период так называемой “новгородской революции“, когда новгородский князь Всеволод Мстиславович издал “Рукописание князя Всеволода“, согласно которому купцы имели право объединиться при церкви Ивана на Окопках в промышленно-торговую корпорацию “Иваново сто“. Это не был жест доброй воли: просто у князя власть стала уходить из под ног и он, желая привлечь на свою сторону купцов, подарил им некоторые привилегии, дававшие право на самостоятельную торговлю. Иваньковскому суду были подсудны все дела, возникавшие между иноземными и новгородскими купцами, в том числе и дела уголовного характера. Ивановская община была первым известным на Руси органом самоуправления предпринимателей и напоминала западно-европейскую торговую гильдию, которые именно в тот момент начинали там создаваться.
Опыт Иваново сто положил началу создания в России гостиных и суконных сотен - привилегированных объединений купцов, имевших право на внешнеторговую деятельность. Однако, свое развитие они получили только после создания московского государства.
Иван Грозный расторг договора с Ганзейским союзом и другими инозем-ными корпорациями. В 1550 году был принят новый свод законов - “Судебник“. Тяжелое экономическое положение России того периода требовало самостоятельности в формировании отечественного рынка и тогда купцам вновь дозволили объединяться в гостиные, суконные и черные сотни. Снова экономические проблемы понудили власть на либеральные меры.
1.1.2. Эпоха Петра и Екатерины I
Петр I разрушил начавшиеся складываться традиции предпринимательства, ликвидировал сотни, создал надзирательные комерц-коллегии и государственные “кумпании“, монополизировал торговлю и промышленность, ввел сословный статус предпринимателей по типу государственных чиновников.
Принятый в 1719 году регламент Коммерц-коллегии так определил ее задачи: оказание помощи купечеству и охрана его от принуждения и притеснения со стороны таможенников; обеспечение свободной и беспрепятственной торговли для русских и иностранцев; пресечение монополизма. Нововведения императора отдалили создание общественных объединений предпринимателей почти на 300 лет.
Важным объединительным фактором для российского предпринимательства стала организация на территории России купеческих клубов. Первые русские клубы преследовали следующую цель: «доставить возможность знакомым людям сходиться и рассуждать о своих делах или чем-либо другом, осведомлять о домашних и чужестранных новостях и препровождать таким образом с приятностью время» . В 1770 году в Петербурге возник петербургский Английский клуб. Первым в Москве был открыт также Английский клуб, второй клуб открыл француз Лефебюр по предложению московского дворянства. Идея клубов была поддержана практически всеми губерниями, и они стали распространяться по России. Помимо встреч, бесед и совещаний и отдыха эти клубы инициировали многие благотворительные мероприятия, собирали деньги: на устройство военных госпиталей, для помощи студентам Московского университета, для пострадавших от неурожаев, для сооружения памятников и на многое другое.
Первая попытка официального объединения предпринимателей России относится к 1727 году, когда Екатерина I издала указ, в котором было предписано “...известному числу фабрикантов.... хотя бы на один месяц зимою в Москву для совета съезжаться, а когда о каких-либо важных делах указа требовать надлежит, о том им доложить в комерц-коллегию“ . Однако, до сих пор не удалось найти документов, подтверждающие проведение хоть одного такого съезда.
В 1775 году Екатериной II был издан Манифест, который юридически делил городских жителей на мещан и купцов. При этом внутри купечества выделялись три гильдии. Купцы двух первых гильдий имели важные преимущества: право на внутренний оптовый и розничный торг; на заведение фабрик и заводов, были освобождены от казенных служб. В 1813 году в Москве была образована первая сословная купеческая организация «Московское купеческое общество», затем такие общества появились в других городах.
В 1824 году в России были учреждены Торговые депутации. Торговым депутатам был открыт свободный вход во все лавки, торговые заведения и дома, где проводился торг, с обязанностью иметь надзор и на биржах.
1.1.3. Правление Александра II
После поражения в Крымской войне, когда Россия потеряла выход к Чер-ному морю, занявший трон Александр II приступил к реформе государственного устройства, которая в 1861 году несколько ослабила государственный надзор за предпринимателями. Стали создаваться общества по поддержке торговли и отечественной промышленности. Но это были по большей части не общественные объединения предпринимателей в современном смысле слова, а клубы по интересам, поскольку никакими правами по защите отечественного предпринимательства они не располагали.
Реформа, в основу которой легла отмена крепостного права, обновила местное и городское самоуправление, военную и судебную сферы. Согласно закону, принятому в 1865 году, приобретение прав купечества в полном объеме становилось доступным всем российским подданным, имевшим соответствующие капиталы. Число гильдий снова сокращалось до двух.
Промышленный подъем в конце XIX века повысил значение биржевой торговли. Биржей по закону именовалось не только собственно место торга, но и сообщество участвующих в нем лиц. Во главе биржевых комитетов стояли выборные органы управления - биржевые комитеты, на которые, помимо чисто административных функций, было возложено также представительство интересов торгово-промышленного класса. Это существенное отличие от бирж, созданных в Западной Европе, поскольку в России они стали выполнять роль отсутствующих тогда, торгово-промышленных палат. В уставе Москвой биржи (1870 г.) биржевому комитету поручалось не только руководство биржевым собранием, но и защита интересов биржевого сообщества перед правительством, государст-венными и общественными организациями.
1.1.4. Начало XX века
Почти двенадцать лет, начиная с 1905 по 1917 год, биржевые комитеты совместно с правительством искали наиболее приемлемую формулу модели торгово-промышленных палата в России.
С ростом революционного движения в России Николай II вынужден был в 1905 году пойти на ряд уступок. Инициатива по реформированию исходила, прежде всего, от правительства, которое, изучив опыт работы торгово-промышленных палат в Западной Европе, подготовило в 1905 году законопроект «Организация торговли, промышленности и биржевой реформы», где торгово-промышленным палатам отводились функции представительных органов. Бир
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О торгово-промышленных палатах: Федеральный закон Российской Федерации от 19. мая 1995 г. № 82-ФЗ // Рос. газета 1995. № 35.
2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ // Рос. газета 1995. № 54.
3. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 25 сентября 1998 г. №158 // Рос. газета 199. № 69.
4. Бергер Ю. В одиночку барьеры не берут // Торгово-промышленные ведомости. 2002. №18. С. 11.
5. Бушков А. А. Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы. М., 1999.
6. Варлен В. Малый бизнес в столице // Торгово-промышленные ведомости. 2002. №11-12. С. 20.
7. Говоров Л. Прежде всего – интересы членов МТПП // Торгово-промышленные ведомости. 2002. №4. С. 7.
8. Городнов А. Передать: 1. Малый бизнес – на места. 2. Больше местных функций – палатам. // Торгово-промышленные ведомости. 2003. №3. С.8.
9. Гусева Т. Кому нужен навязчивый сервис? // Торгово-промышленные ведомости. 2003. №7. С. 4.
10. Доклад Президента ТПП РФ Е.Примакова на IV Съезде ТПП РФ 19 июня 2002 года //Торгово-промышленные ведомости. 2002. №5-6. С. 3-4.
11. Ермаков В. Механизм успеха - конкретность // Торгово-промышленные ведомости. 2002. №5-6. С. 7.
12. Заседание «Меркурий-клуба» // Торгово-промышленные ведомости. 2003. №7. С. 9.
13. Земцов А. Цена рабочего места – сто тысяч // Торгово-промышленные ведомости. 2003. №3. С. 6.
14. Иофе А. Второе рождение российской Палаты // Торгово-промышленные ведомости. 2002. №5-6. С. 26.
15. Иоффе А. Достучаться до власти // Торгово-промышленные ведомости.- 2003. №3. С. 10.
16. Каганов В. Обещанного три года ждут // Торгово-промышленные ведомости. 2003. №3. С. 4.
17. Кирсанов А. 400 лет торгово-промышленным палатам// Вестник Тверской ТПП. Тверь. 2000. С. 36.
18. Лай А. Внешнеэкономическая деятельность ТПП ВС // Вестник ТПП ВС. 2001. С. 16-18.
19. Луценко В. Чтоб бизнесмен не ошибся как минер. // Торгово-промышленные ведомости. 2003. №2. С. 4
20. Материалы IV съезда Торгово-промышленной палаты Российской Федерации // Торгово-промышленные ведомости. 2002. № 6. С. 2
21. Мордовский А. Какова наша роль в обществе? // Торгово-промышленные ведомости. 2002. №7. С. 5.
22. Не все капиталисты думают лишь о своем кармане // Торгово-промышленные ведомости. 2002. .№20. С. 14.
23. Новые вызовы XXI века. // Торгово-промышленные ведомости. 2003. №1. С. 2.
24. Обсуждаем изменения к уставу ТПП РФ и проект программы деятельности ТПП РФ на 2002-2005 годы // Вестник ТПП ВС. 2001. С. 31.
25. Основа экономической интеграции // Торгово-промышленные ведомости. 2002. №5-6. С. 7.
26. Поставим Всемирный банк на службу малому и среднему бизнесу // Торгово-промышленные ведомости. 2003. №6. С. 4.
27. Предложения ТПП ВС по сотрудничеству в области ВЭД. //Вестник ТПП ВС. 2001. С. 19-20.
28. Рачков Б. Малый бизнес – что батарея Тушина. Как бьется! // Торгово-промышленные ведомости. 2003. № 5. С. 3.
29. Российское предпринимательство. История и возрождение.М.: Наука, 2000. 450 с.
30. Сулакшин С. Игра в одни ворота. // Торгово-промышленные ведомости.- 2003. №5. С. 6.
31. У бизнеса свои ангелы // Торгово-промышленные ведомости. 2003. №4. С. 4.
32. Федотов В. И. Торгово-промышленные палаты. Саратов: Саратовский Государственный Университет. 2000. 340 с.
33. Федченко А. Инвестиции? Инвестиции! // Экономика и жизнь. 2003. № 1. С. 4-5.
34. Форум ТПП Сибири // Вестник ТПП ВС. 2001. С.29-30.
35. Хандриков И. Кто возьмется разделить сиамских близнецов? // Торгово-промышленные ведомости. 2002. №18. С. 13.
36. Черепин Л. В. Образование русского централизованного государства XIV-XV вв. М., 1960. 245 с.
37. Чистосердов А. Главное - принципы функционирования системы. // Торгово-промышленные ведомости. 2003. №3. С. 9.
38. Шаврин К. Кому нужен хаос, а нам – закон и порядок // Торгово-промышленные ведомости.2003. №3. C. 7.
39. Шапкин И. Н. Из истории торгово-промышленных палат в России в начале ХХ века. М., 1996. 210 с.
40. Юргенс И. Обязательное членство? Это – оправдательная модель. // Торгово-промышленные ведомости. 2003. №.6. С. 8.
41. http//www.gcs.ru
42. http//www.nicce.ru
43. http//www.strana.ru
44. http//www.tpprf.ru
45. Cacci. Participates at transnational chambers meeting // CACCI. №1. р. 7.
46. Enterprendre en medinarinee. // Tire a part bilingue de l enguete realisee. 1999. № 156. P. 2-3.
47. Melo M. Private service firms in a transitional economy.Washington. 1994. 120 p.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ