Вторник, 07.05.2024, 16:57
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление » Диплом

21283 Конституционные принципы

Содержание

Введение 3
Глава 1 Конституционные принципы регулирования экономических отношений: понятие и система 6
1.1. История и развитие конституционных принципов рыночной экономики 6
1.2. Понятие и система принципов рыночной экономики 9
Глава 2 Общие и специальные конституционные принципы рыночной экономики 19
2.1 Принцип правового государства, принцип демократии и принцип разделения властей 19
2.2 Принцип равенства перед законом и судом. Принцип социальной рыночной экономики 27
2.3 Принцип общедозволительности, принцип свободы экономической деятельности и принцип единства экономического пространства 32
2.4 Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и принцип признания и защиты равным образом разных форм собственности 39
2.5 Принцип неприкосновенности частной собственности. Принцип свободы договора 43
2.6 Принцип поддержки конкуренции. Принцип неприкосновенности частной жизни 55
Глава 3. Конституционные принципы рыночной экономики в практике Конституционного суда РФ 62
Заключение 80
Литература 82


Введение

Конституционные принципы имеют объективный характер. Конституционные принципы рыночной экономики образуют основы экономического строя России, представляющие собой фундаментальные устои социально-экономического, правового и, в частности, конституционного строя.
Конституционные принципы воплощают в себе в наиболее концентрированном виде дух и смысл Конституции. Именно поэтому они позволяют адаптировать конкретные конституционные нормы к постоянно изменяющимся условиям общественной жизни.
Сейчас же знать и применять конституционные принципы должны не только законодатели, суды, но и органы исполнительной власти, принимающие различные экономические решения. Такие конституционные принципы, как принцип правового государства или соразмерности при ограничения прав и свобод, обладают очень высокой степенью операциональности. Конституционные принципы рыночной экономики - это самые разумные и рациональные, проверенные временем и опытом многих стран правила организации экономической деятельности и управления ею. Важно понять, что считаться с конституционными принципами рыночной экономики необходимо как при выработке экономической политики, так и при принятии конкретных экономических решений.
Применение конституционных принципов при принятии судебных решений не может оставаться монополией высших судов Российской Федерации. Все суды должны оценивать конституционность применяемых нормативных правовых актов с учетом конституционных принципов и в случае необходимости обращаться с запросами в Конституционный Суд России.
Только применяя правовые принципы суды в состоянии осуществлять дискреционные полномочия, составляющие саму суть судейского усмотрения. Возрастание внимания к конституционным принципам объективно связано с расширением сферы судейского усмотрения и повышением роли судебной власти.
Актуальность вопроса о конституционных принципах рыночной экономики нельзя переоценить.
Экономика и право это две составляющие, которые служат существованию и развитию любого государства в мире. Их взаимообусловленность, неотъемлемость гарантирует стабильность в стране в любой период времени.
Закрепления правовых основ – принципов рыночной экономики в основном законе странны, является гарантией защиты экономически прав и свобод на высшем уровне государственной власти.
То в какой мере данные принципы отражены в Конституции, в какой мере они применяются на практики, соблюдаются как государственными, так и частными лицами зависит развитие предпринимательской деятельности, формирования правового государства, установления стабильных, защещенных и охраняемых государством устойчивых экономических связей.
Рассмотрение данного вопроса применительно к России не менее важно. При коренном изменении формы экономических отношений в 90-х г.г. 20в. необходимо было признать защиту рыночной экономики на высшем уровне, что и было сделано по средствам закрепления принципов рыночной экономики в Конституции России.
Принципы правового государства, демократии, разделения властей, социального государства, неприкосновенности собственности, свободы договора, стабильности гражданского оборота и т.д. - вот несущие конструкции, каркас здания любой экономики.
Права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35 и 36 Конституции России) соответствуют таким экономическим категориям, без которых рыночная экономика немыслима, как свобода обладания недвижимостью, рынок недвижимости и свобода рынка земли.
Целью настоящей работы является анализ конституционных принципов рыночных отношений, показать развитие общих и специальных принципов, неразрывной взаимосвязи их друг с другом, а также проследить в какой мере они применяются Конституционным судом при осуществлении им своих полномочий.
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
1. Рассмотреть историю и развитие конституционных принципов рыночной экономики.
2. Исследовать понятие и система принципов рыночной экономики.
3. Изучить принцип правового государства, принцип демократии и принцип разделения властей.
4. Проанализировать принцип равенства перед законом и судом. Принцип социальной рыночной экономики.
5. Исследовать принцип общедозволительности, принцип свободы экономической деятельности и принцип единства экономического пространства.
6. Рассмотреть принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и принцип признания и защиты равным образом разных форм собственности.
7. Определить принцип неприкосновенности частной собственности. Принцип свободы договора.
8. Изучить принцип поддержки конкуренции. Принцип неприкосновенности частной жизни.


Глава 1 Конституционные принципы регулирования экономических отношений: понятие и система

1.1. История и развитие конституционных принципов рыночной экономики

Основной интеллектуальной идеей, активно обсуждавшейся в период буржуазных революций в конце XVIII в., была идея “равенства возможностей“. Это понятие нельзя интерпретировать дословно как одинаковые возможности, так как природа не наделяет одинаковыми возможностями всех людей.
Как и личное равенство, равенство возможностей нельзя толковать дословно. Его истинный смысл, вероятно, лучше всего передается выражением времен Французской революции: талантам все пути открыты. Никакие произвольно создаваемые препятствия не должны мешать людям достичь того положения в обществе, которое соответствует их способностям и к которому они стремятся, побуждаемые своими жизненными принципами . Открытые перед человеком возможности должны определяться только его способностями - а не происхождением, национальной принадлежностью, цветом кожи, религией, полом или иными несущественными в данном отношении факторами.
Несомненное первенство, придаваемое равенству возможностей в иерархии ценностей, ставшей общепринятой после гражданской войны, особенно отчетливо проявилось в экономической политике. В то время наиболее популярными словами были “свободное предпринимательство“, “конкуренция“, Считалось, что каждый волен основывать любое коммерческое предприятие, наниматься на любую работу и приобретать любую собственность. Единственным условием было получение согласия на сделку от другой стороны.
Данные положения необходимо было закреплять как в основных законах страны, так и в отраслевых норма.
По мере развития гражданского общества и рыночных отношений правовые принципы регулирования рыночных отношений находили свое закрепление в различных нормативных актах государств.
В последствии государства закрепляли их в основных законах страны, тем самым придавая вопросам правового регулирования рыночных отношений важнейшее место.
В период 1985-1994 годы наша планета стала ареной самых масштабных конституционных преобразований из всех, какие знала история. Всего за одно десятилетие принято, по подсчетам автора, более 70 новых основных законов в 67 странах мира, еще более чем в 60 государствах основные законы подвергались изменениям от небольших дополнений до полной перемены облика и содержания. Более чем в 70 странах впервые в их истории или впервые за последние десятилетия прошли более или менее свободные парламентские или президентские выборы, что является наиболее точным признаком восстановления или установления демократического строя. Число государств, которые с 1985 года не затронули большие или малые конституционные преобразования, составляет сейчас уже не более двух десятков. И все эти изменения в том числе определяли принципы регулирования экономических интересов в государстве.
Интересно рассмотреть развитие конституционных принципов рыночной экономики в теоретическом аспекте.
Проблематика конституционных принципов как элемента институциональной организации экономики активно разрабатывается в рамках неоинституциональной экономической теории (НИЭТ). При этом Д. Норт и др. видят в них основание пирамиды формальных правил, на которые опираются экономические правила, а представители конституционной экономики Дж. Бьюкенен, Дж. Бреннан, В. Ванберг, Г. Таллок и др. рассматривают их как наиболее важную часть экономических правил .
Вторая трактовка тесно переплетается с концепцией «хозяйственной конституции», разработанной в рамках германского ордолиберализма В. Ойкен, Ф. Бем, В. Рёпке и др.. Примером комплексного использования американской и германской традиций конституционной экономики служит модель элементарных конституционных правил экономики, основанной на частной собственности Э. Г. Фуруботна и Р. Рихтера. В отечественной экономической литературе обобщение и определенное развитие ряда вышерассмотренных подходов содержится в работах А. Шаститко.
К проблематике конституционных принципов тесно примыкает предложенная Ф. Хайеком концепция формирования в ходе спонтанного отбора обычаев и традиций, лежащих в основе расширенного порядка. В противовес неоавстрийцам представители французской «теории регуляции» Р. Буайе, Ж. Сапир и др. рассматривают эти проблемы с холистских позиций, выделяя социально-экономические основания институциональной организации экономики .
Проблема формирования конституционных принципов предполагает обращение к проблеме институциональных изменений. В рамках неоинституциональной экономической теории проблемы институциональных изменений рассматривались с различных позиций такими исследователями как Дж. Умбек, Д. Норт, В. Тамбовцев, В. Шаститко и др. Среди альтернативных неоинституционализму подходов можно выделить концепцию становления рыночной экономики К. Поланьи .
Важный вклад в исследование проблем становления конституционных принципов в отечественной экономике вносят такие представители экономической социологии как С. Барсукова, О. Бессонова, В. Волков, С. Кирдина, В. Радаев и др.
Инфляционные скачки цен, бюджетный дефицит, денежная волна и ее оттоки, расстройство складывавшейся десятилетиями системы поставок, денежные реформы – все эти противоречия и перекосы требуют перемены точки зрения на рынок, новых подходов к механизму его регулирования, выработки и последовательной реализации системы экстренных (но базирующихся на надежном научном фундаменте и рассчитанных на длительный период) мер по формированию современного рынка, выработки эффективного механизма его регулирования.

1.2. Понятие и система принципов рыночной экономики

В Конституции Российской Федерации нет термина «рыночная экономика», но содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Тем самым кардинально меняется соотношение государства и экономики: из организации, которая непосредственно управляла народным хозяйством, государство превращается только в регулятора экономических отношений. Но это принципиально ужа другая роль, она исключает административно-командные функции государственного аппарата и признает свободу экономической деятельности людей и их объединений. Государство теперь не вправе устанавливать плановые задания, диктовать цены, сохранять монополию внешней торговли, заведовать сбытом и снабжением, руководить сельским хозяйством и т.д.
Экономическая роль государства обрисована в Конституции России весьма лаконично. Но в большинстве конституций мира нет даже такого объема экономических обязанностей государства, чем подчеркивается самостоятельность экономики и ее саморегуляция. Но в любом случае даже лаконичные формулировки ст. 8, возведенные в ранг основ конституционного строя, не оставляют сомнений в том, что на базе данной Конституции возврат к административно-командной экономике не возможен.
Впрочем, те основы конституционного строя, которые сформулированы в ст. 8, не свидетельствует о полном отстранении государства от управления экономикой и установлении стопроцентно либеральной экономики. Они не исключают мощного государственного сектора в экономике и немалых возможностей для административного вмешательства в экономическую жизнь. Тем самым открывается широкий спектр экономической политики, которая может существенно отличаться при разных правительствах. Если учесть, что современная российская экономика по существу складывается как смешанная, т.е. государственно-частная, то можно считать, что эта модель имеет достаточную конституционную основу.
Интерес к принципам права возник сравнительно недавно. По мнению Р.З. Лившица, принципы права надо выводить не из идеологических категорий, а из самой правовой материи. “Признавая в праве систему общественного порядка, средство общественного согласия, путь и средство предотвращения и разрешения разногласий, нужно соответственно конструировать и принципы права. Принципы охватывают всю правовую материю - и идеи, и нормы, и отношения - и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность. В принципах права как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. Принципы - как бы “сухой остаток“ богатейшей правовой материи, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей. Принципы играют роль ориентиров в формировании права .
Существует и другая точка зрения на генезис правовых принципов. Конституционные принципы не изобретаются людьми, они ими обнаруживаются, как и всякие объективно существующие законы, - естественные, экономические. На объективную природу базовых правовых принципов обратил внимание Г.В. Мальцев, полагающий, что как экономические законы, так и законы права относятся к сфере объективных закономерностей социального развития.
“В сущности одна и та же реальная связь в обществе может быть часто охарактеризована и как экономическая, и как правовая. Познать экономический закон, - считает Г.В. Мальцев, - и закон права - это не два различных акта. Всякое научно добросовестное и точное исследование экономических требований общественного развития предполагает познание имманентных им юридических императивов, попытку сформулировать соответствующий данной ситуации закон права“.
Объективная природа таких конституционных принципов, как свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, единство экономического пространства и др., очевидна. Их отсутствие в Конституции не позволило бы создать рыночную экономику.
Конституционные принципы рыночной экономики имманентно присущи этому типу экономики. Если в Конституции не закреплены в качестве принципов свобода договора, неприкосновенность частной собственности, свобода передвижения и т.д., в обществе не смогут функционировать экономические законы рынка.
Права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35 и 36 Конституции России) соответствуют таким экономическим категориям, без которых рыночная экономика немыслима, как свобода обладания недвижимостью, рынок недвижимости и свобода рынка земли.
В процессе развития гражданского обществе по мимо других правовых вопросов России предстоит “определяться“ - либо предоставить судам в значительно большей степени право обращаться к правовым принципам в
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Литература

1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский Кодекс РФ.
3. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 21.07.1994 // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
4. Об арбитражных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФЗК от 28.04.1995 // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
5. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон № 178-ФЗ от 21.12.2001 // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.
6. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон № 62-ФЗ от 31.05 2002 // СЗ РФ.2002. № 22. Ст. 2031.
7. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации: Указ Президента РФ № 1485 от 10.08.2000 // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3356
8. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ: Указ президента РФ № 1486 от 10.08.2000 // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3356.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П // СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5603.
10.Постановление Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. N 4-П // СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343
12. Постановление Конституционного Суда РФ в от 23 декабря 1999 г. N 18-П // СЗ РФ. 1999. N 31. Ст. 4039
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. N 13-П // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3826
14. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 1999 г. N 229-О // СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.
15. Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель: Конституционно- теоретические аспекты: Учеб. пособие. М., 2002.
16. Абзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом РФ. Теоретические и практические проблемы // Государство и право. 1998. № 5. С. 5 – 12.
17. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 5-е. изд. исп., доп. М., 2004.
18. Безуглов А.А. Конституционное право России: Учеб. для юрид. вузов (Полный курс): В 3 т. М., 2001
19. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причиненный гражданам, в практике Конституционного Суда//Государство и право. 1996. N 4. С. 57-58.
20. Богомолов Ю.М. Принцип единства экономического пространства в российской Конституции//Бюллетень “Коммерческое право“. Вып. N 6. С. 2.
21. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.). Очерки теории и практики. М., 2001.
22. Г.А. Гаджиева Конституционные принципы рыночной экономики. М.: Юристъ, 2002.
23. Дождев Д.В. Добросовестность (bona Fides) как правовой принцип//Политико-правовые ценности: история и современность. М., 2000.
24. Зиновьев А.В. Концепция первоочередных поправок в Конституции России // Известия вузов. Правоведение. 2000. № 4.
25. Иванец Г.И., Калинский И.В. Червонюк В.И. Комментарий к Конституции РФ: Вопросы и ответы. М., 2001.
26. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право: Вопросы и ответы. 2 изд. исп., доп. М., 2001.
27. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. Т. 2. М., 2000.
28. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для вузов. 3 изд., перераб. и доп. М., 2003.
29. Конституционное право России: Сб. конституционно-правовых актов. В 2 т. 2-е изд. / Сост. Н.А. Михалева. М., 2001.
30. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: Проблема становления и развития. СПб., 2001.
31. Левин С.Н. Формирование конституционных правил в экономики России: методологические и теоретические аспекты. Автореферат. Система Консультант плюс.
32. Лукащук И.И. Глобализация, государство, право, XIX век М., 2002.
33. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: Проблемы реализации. М., 2002
34. Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., 1999.
35. Митюков М.А. Конституционные основы социального государства. Материалы ежегодной научной конференции. Академия труда и социальных отношений. М., 2001.
36. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2002.
37. Сивицкий В.А. Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ // Юридический мир. 2000. № 9.
38. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003.
39. Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М., 2000.
40. Ясин Е.Г., Алексашенко С.В., Гавриленков Е.Е., Дворкович А.В. Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России//Экономическая стратегия и инвестиционный климат. М., 2001. Кн. 1.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ