Среда, 08.05.2024, 03:54
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление » Диплом

21294 Налог на доходы физических лиц

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 5
1.1. Исторический аспект налога на доходы физических лиц 5
1.2. Современная характеристика налога на доходы физических лиц 18
1.3. Налоговая база и налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц 21
1.4. Налоговые ставки и порядок исчисления налога на доходы физических лиц 26
1.5. Льготы по налогу на доходы физических лиц 30
1.6. Налоговые декларации 37
1.7. Санкции, применяемые за непредставление налоговых деклараций 43
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 48
2.1. Общая характеристика предприятия и порядок организации расчетов по налогу на доходы физических лиц 48
2.2. Расчет и удержание сумм налога на доходы физических лиц 54
2.3. Синтетический учет расчетов по налогу на доходы физических лиц 75
2.4. Отражение расчетов по налогу на доходы физических лиц в бухгалтерской и налоговой отчетности 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….87

ВВЕДЕНИЕ

В статье 57 Конституции Российской Федерации написано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают налог на эти доходы. Большинство доходов, выплачиваемых фирмой работникам в течение календарного года, облагается налогом на доходы физических лиц. В частности, налогом облагаются заработная плата, премии и вознаграждения, надбавки и доплаты (например, за выслугу лет, стаж работы, совмещение профессий, работу в ночное время) и т.п.
Правильное исчисление налога, и особенно правильное применение льгот, имеет большое значение для налогоплательщика, так как ошибка в определении сумм, причитающихся бюджету, влечет за собой финансовые санкции в виде штрафов и пени в значительных размерах.
Современные бухгалтеры должны не только вести бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными документами, но и в совершенстве знать налоговое законодательство, чтобы понимать, какая информация понадобится для исчисления налога и суметь организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы данную информацию можно было получить из регистров бухгалтерского учета.
Таким образом, в настоящее время очень актуальными являются вопросы бухгалтерского учета расчетов по налогу на доходы физических лиц. Однако этому важному вопросу в экономической литературе уделяется недостаточно внимания, поэтому исследования, проводимые в рамках дипломной работы, имеют некоторые элементы новизны.
Целью данной работы является изучение особенностей и критическая оценка системы бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц на примере открытого акционерного общества «ОМЕГА». Для достижения этой цели необходимо решить следующие за-дачи:
- рассмотреть особенности расчетов с бюджетом по налогу;
- изучить объекты налогового учета, налогооблагаемую базу, льготы, ставки налога;
- проанализировать нормативно – правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц;
- рассмотреть особенности первичного, накопительного, сводного и синтетического учета расчетов по налогу на доходы физических лиц;
Предметом исследования в данной работе является информационная база, представляющая собой систему количественных и качественных, обобщающих и частных показателей расчетов ОАО «ОМЕГА» с бюджетом и персоналом по налогу на доходы физических лиц.
Объектом изучения в данной работе является процесс удержания с доходов физических лиц и уплаты в бюджет сумм налога на доходы физических лиц предприятием ОАО «ОМЕГА».
Для написания данной работы в качестве нормативно – правовой базы использовались законы РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Министерства Финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ, а также регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и налоговая отчетность, учетная политика ОАО «ОМЕГА» за 2008 – 2009 годы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1. Исторический аспект налога на доходы физических лиц

Изучение налогов с населения в развитии предоставляет возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них - обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй - обеспечение государством населению определённого набора “неделимых благ“. Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений.
В России взимание налогов с граждан имеет длительную историю, но общая тенденция развития была нарушена продолжительным периодом цен-трализованного управления экономикой страны. После 1917 года доходы основных слоев населения были крайне низкими. Поэтому в определённые периоды даже самые высокие налоги не имели определяющего значения для государственного бюджета. В СССР прямые налоги с населения формировали лишь 8-9% доходов бюджета, а доля подоходного налога варьировалась в пределах 6-8%. Но уже с начала 1990-х годов в налоговой системе Российской Федерации по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место, уступая только налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Отношения физического лица с бюджетом по уплате налогов можно представить следующей схемой (рис. 1.1.1.).

Рис. 1.1. Отношения физических лиц с бюджетом по уплате налогов

Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц.
Подоходный налог возник в XVII - XIX веках при капиталистическом способе производства, когда определились различия в видах и источниках доходов различных социальных групп: заработная плата рабочих, предпринимательский доход капиталистов, ссудный процент и другие.
В царской России вопрос о подоходном налоге ставился с отменой крепостного права, однако закон о его взимании появился лишь в 1910 году, введение его наметилось в 1917 году, но в связи с революционными событиями закон не был введён в действие .
Впервые в истории России подоходный налог (прежнее название налога на доходы физических лиц) был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие с 1917 г. Но февральская, а затем и октябрьская революции отменили ранее принятые законы.
Таким образом, закон о подоходном налоге от 06.04.16 г. так и не вступил в действие.
В годы советской власти в доходах государственного бюджета страны, включавшего в себя бюджеты всех уровней власти, поступления подоходного налога составляли не более 5-6 процентов. Единственным предназначением этого налога в то время, пожалуй, являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих. Например, кустарей и ремесленников облагали по ставке в 81%, по гонорарам деятелей науки и искусства облагали по ставке в 69%, против плоских ставок трудящихся, которые в разное время колебались от 8 до 13%.
Основы современного подоходного налогообложения заложены в законе РФ от 07.12.91. №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», действовавшим с разными поправками с 01.01.92 г. до принятия части второй налогового кодекса и подписания ее Президентом РФ 05.08.2000 г. Изложенный в главе 23 Налогового кодекса налог на доходы физических лиц уже за истекшие три года претерпевал существенные изменения, в частности, в обложении доходов в виде дивидендов с имущественных прав (ставка налогообложения изменилась с 35 до 6%). По мере активного строительства налоговой системы современной России возможны и дальнейшие изменения в порядке взимания этого налога.
Этот налог был создан на основе опыта его взимания в разных странах мира, так как своего опыта по сути дела не было.
Почти во всех странах базой для исчисления налога является совокупный годовой доход, в который засчитываются доходы от разных источников. Обычно в налоговую базу включаются заработная плата работника по найму, дополнительные выплаты, доплаты, премиальные и другие вознаграждения. В последнее время развитые страны включают в налоговую базу льготы и блага в товарно-материальной форме в виде привилегий на право пользования какими-либо объектами. В Австралии и Новой Зеландии в налоговую базу включаются предоставление компанией безвозмездно автотранспорта, жилища, питания, займа по льготной ставке, товаров со скидкой в цене и т.д. Налогом облагаются условные доходы от владения домом, в котором проживают налогоплательщик и его семья (в скандинавских странах, Бельгии, Греции, Италии, Нидерландах и т.д.), пенсии во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, кроме Турции), выплаты по безработице (в Австралии, Люксембурге, Норвегии, Великобритании, Финляндии и в некоторых других странах).
В мировой практике ставки подоходного налога, как правило, построены по сложной прогрессии.
В последние годы в мировой практике налогообложения происходит снижение максимальных и минимальных ставок и сокращение групп доходов, облагаемых по определенной ставке.
Например, в СЦ1А до 80-х годов действовало 25 различных групп обложения налогом по ставкам от 14 до 70%. В настоящее время действуют только две ставки - 15 и 39,6%, в Великобритании тоже две - 25 и 40%.
В законодательстве СССР существовало 6 видов шкалы ставок подоходного налога для разных категорий граждан. Например, для сумм оплаты труда рабочих и служащих были установлены размеры налога в месяц по каждому рублю начиная с 101 и до 150 руб., которые составляли от 0,29 до 14,7 руб., то есть от 0,28 до 9,8%, а далее с сумм, превышающих 150 руб., и до 3000 руб. в месяц имелось 7 ставок - от 13 до 60%. За время действия Закона РФ “О подоходном налоге“ была одна шкала прогрессивных ставок, которая за период 1992-2000 годов менялась 9 раз. При этих изменениях минимальная ставка оставалась 12%, а максимальная устанавливалась в размере 45, 40, 35 и 30%. В пределах от минимальной до максимальной устанавливалось от 6 до 3 видов ставок налога.
В странах Европы и Америки основным вычетом из совокупного дохода является не облагаемый налогом минимум, равный минимальному прожиточному минимуму. Этот постулат вытекает из принципа обложения налогом “чистого“ дохода, то есть не должна облагаться налогом сумма, необходимая (в минимальном размере) на поддержание здоровья и жизнедеятельности граждан.
Особенностью этих скидок является то, что они определяются в фиксированных абсолютных суммах или в процентах от дохода. Их величина не связана с какими-либо фактическими расходами налогопла-тельщика.
В мировой практике применяются и другие вычеты и скидки, связанные с расходами налогоплательщиков на цели, определенные законодательством. Например, почти во всех странах предоставляются вычеты, связанные с расходами на детей.
Таким образом, стандартные вычеты в суммах 3000 руб., 500 руб. и 400 руб., применяемые в российском налоговом законодательстве, представляют собой не облагаемый налогом минимум доходов для определенных социальных групп граждан и не в полной мере отвечают мировой практике ни по их размерам, ни по кругу налогоплательщиков, которому они предоставляются. Это вынужденная мера, так как наша экономика только начинает перестраиваться в рыночную, и уровень жизни россиянина намного ниже, чем в странах Европы и Америки.
Кроме этих вычетов, стандартный вычет в сумме 600 руб. в месяц предоставляется каждому налогоплательщику, на обеспечении которого находятся дети, на каждого ребенка до 18 лет и на каждого учащегося дневной формы обучения/до 24 лет до месяца, в котором сумма дохода налогоплательщика превысит 40 000 руб., после чего вычет не предоставля-ется.
Таким образом, в НК РФ заложены принципы стандартных вычетов, по сути, но не по размерам, почти соответствующие мировой практике.
Во многих странах суммы благотворительных взносов исключаются из налоговой базы. Например, благотворительные взносы исключаются из налоговой базы полностью - в Австрии, Греции, Норвегии, определенный предел для них установлен в Канаде, Бельгии, Франции и других странах. Имеется определенный “потолок“ в предоставлении налоговой скидки по расходам на медицинские цели в Финляндии и Японии, а в Германии и Греции они предусмотрены в полном объеме. Похожая норма есть и в НК РФ.
Вместе с тем по данным фонда “Общественное мнение“, 58% россиян считают действующую в стране налоговую систему несправедливой к людям, честно зарабатывающим свои деньги.
Из семнадцати развитых стран Европы среднегодовая заработная плата одного работника лишь в двух странах - Греции и Португалии - составляет 10 000 долл., а в остальных значительно выше. Самую высокую заработную плату - 35 000-40 000 долл. выплачивают в Дании, Нидерландах и Люксембурге. В России эта сумма достигает 1260 долл. Приведенные данные показывают, что жизненный уровень россиянина на порядок ниже уровня жизни работника семнадцати развитых стран Европы без стран Восточной Европы). Это и является основной причиной того, что удельный вес налога с доходов физических лиц в доходной части бюджета в 2-3 раза меньше, чем в любой из этих стран (кроме Франции): в целом по странам ОЭСР - 38,3%, Великобритания - 26,7%, Германия -28,9%.
Налог на доходы-физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%, что много выше, чем в России - 12-14%.
Такая ситуация, в общем, свойственна экономике переходного периода. Для того чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).
В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.
Налог на доходы связан с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.
На определенных этапах экономического развития, когда доходы населения невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение доходов.
В такой ситуации логичной представляется простая система подоходного налогообложения, в которую входил бы экономически обоснованный не облагаемый налогом минимум, и применялась бы простая ставка, то есть единая ставка ко всему доходу свыше минимального уровня.
Например, одной из наиболее важных черт фискальной системы США является отчетливо выраженное преобладание налогообложения дохода над налогообложением потребления. Однако такая структура приоритетов сформировалась лишь постепенно, под воздействием сочетания различных внешних и внутренних факторов. Американская налоговая система довольно гибка и, в целом, способствует экономическому развитию страны, но, скорее, это сложилось в силу исторической необходимости, чем является следствием экономической мудрости налоговых властей.
Наличие льгот и вычетов в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.
Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.
Стоит, отметить, что при низком уровне дохода населения основным источником налогообложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оценить по причине того, что не создано четкой правовой базы. Кроме того, требуется определенное время для того, чтобы удержания с этих видов доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. Поэтому налог на доходы - не единственный налог с населения, он дополняется другими налогами - земельным, налогом на имущество, налогами на наследство и дарение, налогом с денежного капитала, домовым, промысловым и т.д.
Уклонения от налогов не могут избежать даже страны с развитыми правовой и налоговой системами. В Швеции, например, по некоторым оценкам, не декларируется примерно четверть доходов, а во Франции -греть. В такой ситуации не вызывает сомнений важность четкого определения налогооблагаемой базы.
В решении этой проблемы цивилизованный мир использует два подхода: первый - глобальный, то есть ко всем доходам в совокупности, второй - шедулярный, то есть по каждому виду доходов в отдельности.
Первый подход применяется преимущественно в развитых странах. Он проще в отношении исчисления, поскольку налог рассчитывается на основе совокупного дохода, но требует определенной честности от налогоплательщика и отлаженного механизма работы налоговых органов. Второй подход эффективен в переходный период, так как более гибок в плане регулирования поступлений от разных видов доходов и возможности удержания налога у источника выплаты.
Россия вслед за развивающимися странами, проведшими в последние годы налоговую реформу (Китай, Египет, Филиппины, Ямайка, Индонезия, Монголия), ввела именно шедулярную систему (с 2005 года к разным зидам доходов применяются ставки 6; 13; 30; 35%). В Европе, например, этой системы придерживаются Ирландия и Люксембург. Великобритания, родина шедулярной системы, называемой в экономической литературе британской моделью обложения доходов, отказалась от нее почти двадцать лет назад.
Опыт этих стран показывает, что при шедулярной системе собираемость налога, взимаемого у каждого источника выплаты в отдельности, более эффективна, в частности, по причине того, что сокращается число лиц, обязанных декларировать свои доходы, и снижаются административные издержки на удержание налога.
Примечательно, что снижение ставок подоходного налогообложения присуще не только странам с развивающейся экономикой. По мере экономического роста ставки, особенно максимальные, сначала растут, затем несколько снижаются. Их снижение используется государством как инструмент для достижения некоторых своих интересов, которые могут быть шире, чем просто наполнение бюджета.
В частности, ставки налога, различающиеся по величине в разных регионах за счет местных ставок налога, могут значительно повлиять на распределение населения в стране. В США, например, именно разница в уровнях налогообложения спровоцировала в 70-е годы миграцию наиболее состоятельной части налогоплательщиков из городов и поселков в пригороды и сельскую местность. Сейчас в некоторых
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 (утвержден Федеральным Законом от 5.08.2000 г. № 118-ФЗ с изм. и доп.)
3. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утверждено Приказом МФ РФ № 34 н от 29.07.98 г.
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н)
6. Федеральный закон от 18.07.2009 № 119-ФЗ «О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
7. Приказ ФНС от 25.11.2008 г. № САЭ-3-04/616 «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц»
8. Письмо ФНС № 04-1-03/308 от 13.06.2009 г. «О порядке заполнения справки о доходах физического лица по форме « 2-НДФЛ»
9. Аборин Д Квартирный вычет // Практическая бухгалтерия, 2009. - № 6
10. Акимова В.М. Исчисление НДФЛ: вопросы с издательского семинара // Российский налоговый курьер, 2009. - № 12
Афансаьева Н.В. Двойной вычет на одного // Учет, налоги, право, 2009. - № 8
11. Балашова А. НДФЛ с сотрудника: 13 или 30 // Практическая бухгалтерия, 2008. - № 12
12. Воробъева Е. Как получить имущественный вычет при покупке жилья // Российская газета, 2008. - № 186
13. Глазунова Е.А. Особенности заполнения декларации по НДФЛ в 2008 г. // Финансовая газета, 2008. - № 4
14. Глазунова Е.А. Получение социального налогового вычета на лечение и приобретение медикаментов // Налоговый вестник, 2009. - № 1
15. Дородникова Г. Подарок на новоселье – вычет // Практическая бухгалтерия, 2008. - № 5
16. Изотова Л. 14 ответов на вопросы о «жилищном» вычете // Расчет, 2008. - № 6
17. Иоффе Л. Изменения в исчислении НДФЛ в 2009 году // Практический бухгалтерский учет, 2009. - № 6
18. Колобов С.А. как заполнить новую форму справки 2-НДФЛ // Российский налоговый курьер, 2009. - № 5
19. Макалкин И. Выплата дивидендов. Сложные вопросы исчисления и уплаты НДФЛ // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», 2008. - № 21
20. Петров В. Российский НДФЛ для иностранных работников // Консультант, 2009. - № 3
21. Саркарова В.М. Заполнение новой формы декларации по НДФЛ за 2008 год // Российский налоговый курьер, 2009. - № 8
22. Чибисова А.В. О налоге на доходы физических лиц // Налоговый вестник, 2009. - № 6
23. Яковлева Ю. Как заполнить обновленную форму НДФЛ // Главбух, 2009. - № 5
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ