Среда, 08.05.2024, 05:45
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Государственное и муниципальное управление » Диплом

21338 Государственный и муниципальный долг

Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект формирования государственного и муниципального долга 7
1.1 Понятие государственного долга, его классификация 7
1.2. История возникновения государственного и муниципального долга и их причина 10
1.3. Основные способы финансирования государственного и муниципального долга 23
Глава 2. Оценка объема и динамики государственных долгов экономике РФ 29
2.1. Оценка объема и динамики государственных долгов в РФ 29
2.2. Выявление причин и оценка динамики муниципального долга в РФ 37
Глава 3. Перспективное направление, сокращение или устранение государственных и муниципальных долгов 43
3.1 Основные направления сокращения долговой зависимости 43
3.2 Проблемы управления государственным долгом в РФ, пути их решения 49
3.3 Направления стратегии в области государственного долга на период до 2008 года 54
Заключение 79
Список использованной литературы: 82
Приложение А 85
Приложение В 86


Введение

Будущее российской экономики, восстановление политической и соци-альной стабильности в стране в огромной степени зависит от успешной поли-тики управления внешним долгом. В этой связи одной из самых актуальных проблем является управление внешней задолженностью такими финансовыми методами, которые бы позволили перейти к курсу на сокращение долга и продолжить реформирование экономики.
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.
Однако отсутствие целостной государственной политики по привлече-нию и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Набор применяемых российским правительством финансовых методов управления накопленным внешним долгом невелик. Вне поля зрения остаются многие новые явления и тенденции в международной финансовой системе, опыт крупных должников, добившихся существенного облегчения долгового бремени за счет комплексного подхода и использования нетрадиционных методов. Успешные финансовые методы управления внешней задолженностью России должны не только решать проблему задолженности, но также способствовать реализации более общих задач экономической и финансовой политики государства.
Большая практическая значимость проведения всестороннего исследо-вания управления внешним долгом России, недостаточная разработанность методики управления внешним государственным долгом, в том числе финансовых методов урегулирования накопленной внешней задолженности применительно к условиям России, и испытываемый недостаток практических рекомендаций определили выбор и обусловили актуальность темы настоящей работы.
В данной работе рассмотрим понятие государственного долга и его классификацию на внутренний и внешний долг, историю возникновения госу-дарственного долга, начиная с 1769 года и до наших дней, а также основных кредиторов России, структуру задолженности основным кредиторам и порядок выплат. Широкое использование мирового опыта управления внешним долгом позволило бы России с меньшими издержками решить собственные долговые проблемы, поэтому в работе представлен зарубежный опыт управления внешней задолженностью.
Целью работы является:
1. Проанализировать современную ситуацию на рынке государственного долга, состав, структуру и динамику внешней задолженности в последние годы;
2. Проанализировать механизм управления государственным долгом, основные методы управления внешней задолженностью, а также использование экономико-математических моделей для всестороннего подхода к изучению внешней задолженности;
3. Выявить наиболее целесообразные и приемлемые направления сокращения долговой зависимости;
4. Выявить основные проблемы управления внешней задолженностью и пути их решения.
Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.
Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.
Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.
При написании дипломной работы использовались Бюджетный кодекс
Российской Федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие отношения государственных заимствований и государственной задолженности, учебные пособия по международным экономическим отношениям и теории финансов, известных экономистов, таких, как Авдокушин Е.Ф., Ливенцев Н.Н.. Сидорович А.В., Черник Д.Г., Дробозина Л.А., Родионова В.М. и ряд других авторов.

Глава 1. Теоретический аспект формирования государственного и муниципального долга
1.1 Понятие государственного долга, его классификация

Государственным долгом в Российской Федерации являются долговые обязательства РФ и субъектов РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Долг может быть оформлен ценными бумагами или определяться договором между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти, с одной стороны, и инвестором — с другой. В последнем случае долг существует в форме несекьюритизированных кредитов или займов и оформляется, как правило, путем регистрации в Государственной долговой книге РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Государственная долговая книга — это перечень, в который заносится информация о долговых обязательствах РФ.
В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:
- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кре-дитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
- договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
- переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государст-венный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
- соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения) долговых обязательств прошлых лет.
Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классифи-кации состава долга. При этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей конъюнктурно-оперативного порядка); во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональ-ному назначению, и в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей .
Классификация государственного долга:
1) по сроку погашения: основной (капитальный) и текущий. Основным государственным долгом выступает сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не подлежит предъявлению к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом является задолженность государства по обязательствам, по которым срок платежа уже наступил;
2) по времени: краткосрочные (сроком до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до тридцати лет);
3) по характеру задолженности: внутренний и внешний долг. В соответ-ствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга;
4) по типу кредитора: внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям); внешний долг (международным организаци-ям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков);
5) по типу долгового обязательства: внутренний долг (долгосрочные об-лигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям); внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга).
В категорию “государственный долг“ включаются все признанные долги Российской Федерации. Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, вы-плачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимство-вания (заимствование минус погашение).
Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру госу-дарственного долга. На практике различают государственный долг, образовав-шийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Соб-ственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном, государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов вла-сти .
Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что вы-платы процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вы-теснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль. Я считаю, что в государственный долг России не играет положительную роль.
1.2. История возникновения государственного и муниципального долга и их причина
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начал XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась (рисунок 1).

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список использованной литературы:
Нормативная:
1. Закон РФ «О государственном внутрен¬нем долге Российской Федерации» от 13.11.1992 N 3877-1 // Российская газета, N 279, 29.12.1992 (в настоящее время утратил силу)
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Российская газета, N153-154, 12.08.1998.
3. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2005 год», «Российская газета» № 2, 2004 г., с. 12-15
4. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2006 год», «Российская газета» № 2, 2005 г., с. 11-13
Научная:
1. Алехин Б. и Захаров А.Решение инвестиционной проблемы - в новой бюджетной философии //Газета “Известия“, Новости инвестиций 06.12.2002
2. Анисимов А. «Государственный долг России», М-Инфра, 2000. – 231 с.
3. Астапов К. «Управление внешним и внутренним долгом». «Мировая экономика и международные отношения» № 2, 2003 г.
4. Бабич А.М., Л.Н.Павлова. «Государственные и муниципальные финансы». М.Юнити, 2000
5. Балацкий Е. Принципы управления государственной задолженностью // Мировая экономика и международные отношения. 1997. N 5.
6. Бескова И.А. «Управление государственным долгом». «Финансы» №6, 2000 г. – с. 23-26
7. Вавилов А. «Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика». «Вопросы экономики». №5 – 1999 г., с.78-93
8. Гаврилова Н. «К вопросу о государственном долге». «Экономист» № 4, 2003 г., - 45-48
9. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория и мировая практика. М., 2001.
10. Златкис Б.И. «Проблемы создания системы управления государственным долгом в РФ». «Финансы» №7 2000 г., с. 23-29
11. Кнастер А. «Эффективность и прогнозирование государственного внешнего долга России», М:ИНФРА-М, 1998.
12. Красавина Л.Н., Баранова Е.П. «Внешний долг России: уроки и перспективы». «Деньги и кредит» №9 2001г., с. 14-19
13. Карасева М.В. считает, что “отношения по государственному кредиту между РФ и кредиторами не являются финансово-правовыми“.
14. Карасева М.В. “Финансовое правоотношение“. Воронеж, 1997.
15. Лебедев А. «Управление внешним долгом в России». «Проблемы теории и практики управления» № 3, 2004 г, - с. 37-40
16. Мысляева И.Н. «Государственные и муниципальные финансы». Учебник-М: ИНФРА- М, 2003. – 268 с.
17. В.М.Родионова, Ю.Я.Вавилов. «Финансы», 2001. – 256 с.
18. Рыбалко Г.П. «Зарубежный опыт управления государственным долгом». «Финансы» №3, 2001 г., - с. 42-45
19. Смирнов О.В. «Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы». «Финансы» №10, 2001 г., - с. 41-47
20. Шуркалин А. «Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания». «Финансовый бизнес» №6, 2000 г., с. 19 – 23
21. Ясин Е. «О проблеме урегулирования внешнего долга России». «Вопросы экономики» №5, 1999 г.
22. Красс М. «Модель управления динамикой государственного долга». «Мировая экономика и международные отношения» № 4, 2002 г., - с. 48-55
23. Соснин А.Е. «Государственный долг – благо или зло?». «Финансы» №4, 2001 г., с. 31-35
24. http//www.cbr.ru - сервер Центрального Банка РФ
25. http//www.minfin.ru – официальный сайт Министерства Финансов
26. http//www.cir.ru – официальный сайт Правительства РФ
27. Саркисянц А.Г. Правовые аспекты регулирования долга // Финансы и кредит. 2000. N 8 (68).
28. Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. М., 2003.
29. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2000. С. 444 и др. (автор главы Покачалова Е.В.);
30. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М., 2003. С. 760;
31. Курс переходной экономики: Учебник / Под ред. акад. Л.И. Абалкина. М., 2002
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ