СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6 1.1 СИСТЕМА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 6 1.2 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ 10 1.3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ 13 1.4 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА И СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА ЕЁ СОТРУДНИКОВ 21 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМПАНИИ 23 2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ ООО "ТРАНС-ЛОГИСТИК" 23 2.2 АНАЛИЗ РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК 29 2.3 СВОТ – АНАЛИЗ ООО «ТРАНС ЛОГИСТИК» 32 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ И РАБОТЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА КОМПАНИИ 40 3.1 ПРОЕКТ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 40 3.2 РАЗРАБОТКА ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТДЕЛЕ МАРКЕТИНГА 49 3.3 АВТОМАТИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ПРОЦЕССОВ 55 3.4 РАСЧЁТ РАСХОДОВ И ЗАТРАТ, ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71 ПРИЛОЖЕНИЯ 74
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. На нынешнем этапе развития экономики маркетинг обеспечивает рост и развитие предприятия посредством укрепления его конкурентной позиции. Как базовая функция управления, маркетинг является составляющей предпринимательской культуры и предполагает отказ от традиционных управленческих подходов. Маркетинг ориентирует производственную систему и экономические инфраструктуры на обеспечение потребностей клиента. Процесс управления маркетингом довольно сложный и требует значительных затрат. Но, несмотря на это, каждое предприятие заинтересовано в эффективном управлении маркетинговой деятельностью. С этой целью на предприятии необходима организация службы маркетинга, то есть специализированного подразделения, действующего на основе принципов и методов маркетинга. При формировании организационной структуры управления предприятием службе маркетинга должен отдаваться приоритет, так как она призвана интегрировать в своей деятельности не только рыночную, но и производственную, сбытовую и финансовую политику. Эта служба представляет собой мозговой центр и источник информации. Только она на базе маркетинговых исследований состояния спроса и его динамики, а также конъюнктуры рынка принимает решения о целесообразности, перспективности и прибыльности производства того или иного продукта, необходимого потребителю. В настоящем исследовании предпринята попытка теоретически обосновать возможные направления развития и повышения эффективности функционирования маркетинговой службы компании ООО «Транс Логистик». Речь идет, в частности, об изучении и на этой основе уточнении ряда экономических категорий и понятий, характеризующих содержательную сущность маркетинга; анализе организационно-экономического состояния маркетинга предприятий; определении факторов создания исследуемых служб. Степень разработанности проблемы. Изучению теоретических основ применения принципов маркетинга предприятиями в условиях рыночной экономики, вопросов методологии, определению понятия «маркетинг» и его элементов посвящены работы таких отечественных и зарубежных учёных, как: Т.Л. Багиев, Ф. Буккерей, А. Дайан, И.Г. Костюхин, Ф.Котлер, В.Ф.Секерин, Г. Шаповалов и др. Практические основы применения маркетинга, разработки маркетинговых стратегий, путей проведения анализа рынка нашли отражение в трудах Амблера Т., Голубкова Е.П., Ермакова В.В. Капустиной Н.Е., Куюк Г.П., Ноздревой Р.В., Панкрухина А.П. и др. Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических основ организации службы маркетинга, и её создание на предприятии транспортной отрасли. Для реализации поставленной цели необходимо обозначить следующий круг задач: • Рассмотреть роль и основы маркетинга в организации; • Исследовать организационные основы службы маркетинга, оценки её эффективности, интегрированности с другими службами компании; • Рассмотреть теоретические особенности организации и работы маркетинговой службы • Дать характеристику деятельности компании ООО «Транс Логистик» и рассмотреть основы её работы; • Провести анализ рынка и СВОТ анализ ООО «Транс Логистик» • Разработать структуру маркетингового отдела компании ООО «Транс Логистик»; • Разработать положение о работе маркетингового отдела компании ООО «Транс Логистик». • Рассмотреть возможности использования информационных технологий в работе службы маркетинга компании ООО «Транс Логистик» по продвижению своих услуг. Предмет исследования – создание и организация работы службы маркетинга на предприятии; Объект исследования –компания ООО «Транс Логистик». ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ 1.1 Система маркетинга на предприятии
В нынешних сложных экономических условиях основной проблемой на предприятиях является сбыт продукции и его устойчивость. Как привлечь Клиента к продукции предприятия? Как определить тенденции рынка и спрогнозировать спрос, цены и, в целом, — свое будущее? Как активно воздействовать на Клиентов и конкурентов и управлять рынком? Создание разветвленной системы маркетинга на предприятии позволяет решить эти и множество других вопросов именно силами предприятия. Управление экономикой и финансами предприятия невозможно без хорошо работающих маркетинговых служб. Необходимо всегда держать руку на пульсе рынка. Надо всегда знать какие соотношения цены, качества, сервиса и объема продаж существуют на рынке, каковы его тенденции и объемы, что предпринимают конкуренты, в чем они сильнее или слабее. Но помимо внешней информации необходимо иметь и сведения о ситуации на предприятии. Как тратятся деньги на производственный и коммерческий цикл? Какое из подразделений наиболее рентабельно? У какого вида продукции наибольшая рентабельность, самый маленький срок оборачиваемости? Как построить систему управления и оплаты по результатам? Эти и многие другие вопросы решаются планово-экономическими или финансовыми подразделениями. Данная информация является основой для управления издержками и себестоимостью. На основании ее служба маркетинга может разработать гибкую систему оптовых скидок и политику ценообразования. Рис. 1 Цели и функции маркетинга на предприятии Основная цель службы маркетинга на предприятии заключается в налаживании системы обработки и подачи необходимой для обеспечения конкурентоспособности информации о рынке в подразделения фирмы. А также в организации регулярного обмена информацией между подразделениями. Главным назначением маркетинга является обеспечение процесса управления ассортиментом. На задачу управления ассортиментом работают все функции службы маркетинга, как внешнего, так и внутреннего (Рис. 1.1). Если внешний маркетинг поставляет информацию из внешней среды предприятия, то внутренний маркетинг исследует свою фирму изнутри. Причем эти исследования начинаются от выявления узких мест и потенциальных возможностей отдельных подразделений предприятия и заканчиваются созданием механизма управления затратами фирмы (управленческий учет). В этой связи достаточно сложно четко разделить функции внутреннего экономического маркетинга и управленческого учета. Практически все предприятия уже поняли необходимость маркетинга. Поэтому практически у всех существуют соответствующие службы, которые в той или иной степени работают с информацией и делают на основе ее кое-какие выводы. Но у редких предприятий маркетинг является определяющей службой. Все еще большинство предприятий работает на производство продукции, а не на ее продажу. Отсюда и все проблемы: затоваривание склада, астрономические задолженности и, как следствие, множество других. То есть, в нынешних условиях, как это ни странно, производство является вторичным процессом. Главная служба — это служба сбыта и маркетинга. Маркетинг на предприятии подразделяется на: 1. маркетинг сырья, 2. маркетинг технологий и производства, 3. маркетинг готовой продукции. Если последним в различной мере занимаются на большинстве предприятий, то редкое предприятие занимается первыми двумя, а они не менее важны. Ведь определив ту продукцию, которую необходимо произвести, предприятию необходимо подобрать сырье и технологический процесс соответствующего качества. Необходимо найти оптимальное соотношение цена-качество-количество одновременно по все трем подразделениям маркетинга, а не по каждому в отдельности. Следует отметить, что помимо цены, качества и количества продукции в нынешнее время не меньшую роль играет сервис, что означает не только послепродажные гарантии и обслуживание, но, прежде всего, работу с Клиентом. Рассмотрим составляющие системы маркетинга на предприятии: Сбытовая политика: создание структуры ассортимента и дополняющее взаимовыгодное сотрудничество с другими фирмами, предприятиями и организациями с целью оказания услуг «под ключ», то есть стать для любого заказчика Генеральным подрядчиком в своей сфере услуг и продукции, что предполагает переход от продажи продукции к оказанию комплексных услуг; в долгосрочном плане посредством обладания информацией о рынке и постепенного замыкания Клиентов на себя стать управляющей компанией на рынке России с перспективой создания финансово-промышленной группы. Конкурентная политика: • агрессивная борьба с конкурентами, работающими в России; • создание из независимых региональных предприятий или организаций дилеров или партнеров по бизнесу; • контакты с зарубежными производителями и поставщиками сырья с целью налаживания партнерских отношений и согласованного раздела сфер влияния. Рекламная политика: • разделение рекламной кампании на два блока: общий рекламный и имиджевый блок (информационные сообщения, статьи в общероссийской прессе, выставки и другое) и целенаправленные действия по сегментам (статьи в специализированной прессе, в региональной прессе, участие в региональных и специализированных выставках, рассылка по почте, участие в отраслевых семинарах и другое); • ведение рекламной кампании со средней интенсивностью и небольшими затратами. Маркетинговая политика: • организация на предприятии регулярной и мобильной службы маркетинга; • раздел внешней маркетинговой деятельности на четыре блока: стратегический маркетинг (изучение сегментов рынка), текущие плановые мероприятия (поддержание Клиентов, обратная связь, формирование передней линии продаж и другое), маркетинговые исследования по заказу подразделений предприятия и активное продвижение продукции в рамках сбытовой политики;
• закрепление за маркетингом предприятия оперативного отслеживания исполнения сбытовой политики и создание предложений по корректировке сбытовой политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для ВУЗов – М.: Экономика, 2006. – 703 с. 2. Барышев А. Ф. Маркетинг Издательство: Академия, 2006 г. 208 стр. 3. Вертоградов В. Управление продажами. – СПБ.: Питер, 2005. – 240 с. 4. Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.: Финпресс, 2006. – 688 с. 5. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Дело, 2004. – 352с. 6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. Теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2007. – 510с. 7. Данько Т.П. Управление маркетингом. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 349с. 8. Дейян А., Анни и Лоик Троадек. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. - М.: А/О Прогресс, 2006.- 190 с. 9. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М.: Высшая школа, 2006. – 420с. 10. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.: Международные отношения, 2007. – 387 с. 11. За что должна отвечать служба маркетинга «Персональный журнал руководителя. Генеральный директор», №1, 2006 г, стр. 32-42 12. Кеворков В.В Кеворков В.В Маркетинг. Регламент бизнес-процесса М. 2005 13. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2004. - 648 с. 14. Литвак Б. Г., Экспертные технологии в управлении: Учеб. Пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2004 15. Маркетинг: Учебник, практикум и учеб.-метод. комплекс по маркетингу /Р.Б.Ноздрева, Г.Д.Крылова и др. - М.: Юристъ, 2006. – 478с. 16. Маркетинг: Учебник /Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 410с. 17. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. В.А. Алексунина. – М.: Маркетинг, 2004. – 516 с. 18. Маркетинг / Под ред. Н.П. Ващекина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006.- 312 с. 19. Медведев П.М. Организация маркетинговой службы с нуля. – Питер, 2005. – 224с. 20. Мнушко З. Н., Сухина В. П. Особенности организации службы маркетинга на предприятиях Журнал ПРОВИЗОР 2005г. 21. Моисеева Н.K., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М.: ЮНИТИ, 2005. - 232 с. 22. Мурахтанова Н. М., Еремина Е. И. Маркетинг Издательство: Академия, 2006 г. 208 стр 23. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 345с. 24. Панкрухин А. П. Маркетинг Омега-Л, 2007 г.656 стр. 25. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. – М.: Международные отношения. - 2006. – 345 с. 26. Родин В.Г. Основы маркетинга. – М., 2007 . – 328 с. 27. Скриптунова Е. Управление продажами: основные тенденции // Управление компанией. – 2006. - № 7. – с. 24. 28. Система непрерывного улучшения работы отдела продаж «Персональный журнал руководителя. Генеральный директор», №6, 2005 г, стр. 56-62 29. Современный маркетинг / Под. Ред. В.Е. Хруцкого - М., Финансы и статистика, 2006 . – 542 с. 30. Соловьев Б.А. Основы теории и практики маркетинга. – М.: МИНХ им. Г.В. Плеханова, 2007. – 268 с. 31. Тимофеев М.И. «Маркетинг» Особенности организации маркетинговой деятельности Изд-во «ИНФРА-М, РИОР» 2005 г. 32. Управление маркетингом / Под ред. Васильева Г.В. – М.: Экономика, 2007. – 560с. 33. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 412с. 34. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 2006. – 123 с. 35. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. -М.: ИНФРА-М, 2004. - 312 с. 36. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. – Ростов-на-Дону, 2007. – 480 с. 37. Шнаппауф Р.А. Практика продаж: Справочное пособие. – М.: АО Интерэксперт, 2007. – 321 с. 38. Щегорцов В. А., Таран В. А. Маркетинг Юнити-Дана, 2005 г.448 стр.
|