Пятница, 03.05.2024, 02:14
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Маркетинг » Диплом

20296 Организация маркетинговых исследований на предприятии

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проведения маркетинговых исследований…7
1.1. Сущность, методы маркетинга и роль маркетинговых исследований
в маркетинговом процессе на предприятии……………………………………7
1.2. Определение маркетинговых исследований и место маркетинговых
исследований в маркетинговой информационной системе…………………..18
1.3. Схема маркетингового исследования……………………………………..39
Глава 2. Задачи и методы маркетинговых исследований…………………….47
2.1. Задачи исследований……………………………………………………….47
2.2. Исследование структуры вещевой и продуктовой торговой панели
оптовых рынков по типам торговых мест……………………………………..47
2.3. Опрос администрации и арендаторов торговых мест на оптовых рын-ках.48
2.4. Опрос потребителей………………………………………………………...52
Глава 3. Результаты опросов и перспективы развития рынка………………...62
3.1. Результаты опроса…………………………………………………………..62
3.2. Прогнозный маркетинговый сценарий развития нового рынка…………70
Заключение………………………………………………………………………74
Список литературы……………………………………………………………...81
Приложения……………………………………………………………………..83


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы обусловлена тем, что изучение рынка предполагает исследование комплекса характеристик и данных, определяю-щих его особенности.
Во-первых, это соотношение требований рынка и товара, т.е. соотношение покупателей с товарами, с их потребительским свойствам и соответствующему набору услуг к потреблению товара, сопутствующих продаже. При этом для продавца и производителя разные данные требования со стороны покупателей и потребителей товара предстают в качестве театра составляющих его конкурентоспособности. По этой причине, в этой области исследований определению конкретного уровня конкурентоспособности товара и ее соответствия требованиям конкретного рынка и его сегментов должно быть уделено большое внимание.
Во-вторых, комплексное исследование рынка предполагает изучение его емкости, а также характера и эластичности спроса. Именно эти показатели определяют возможные перспективы сбыта продукции, динамику продаж и особенности, необходимых для успешного продвижения товаров маркетинговых мер.
В-третьих, маркетологи - исследователи внимательно следят за уровнем цен и тенденциями их изменения.
В-четвертых, исследованию подвергаются фирменная структура рынка и состав партнеров фирмы, а именно: потребителей, посредников, поставщи-ков и конкурентов. При этом важно выявить не только активных покупателей товаров и услуг, но и потенциальные фирмы-нейтралы, которые еще не про-явили свою заинтересованность в отношении данного товара, и поэтому не проявили себя в полной мере, но их можно рассмотреть как потенциальные покупатели и при должной организации маркетинговых действий продавца имеют все шансы стать его активными партнерами в будущем. В зависимости от принадлежности каждой фирмы к той или иной группе в отношении них проводятся определенные исследования, где целью является определение степени ее надежности, платежеспособности, конкурентных слабостей и пре-имуществ и т.д.
В-пятых, объектами маркетингового анализа служат степень и характер рыночной конкуренции, а также маркетинговые методы работы конкурентов (их товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная поли-тика).
В-шестых, исследуются формы работы, принятые в практике торговли по определенному товару на данном рынке и его сегментах. Предпринимате-лей и специалистов в области маркетинга интересует, прямо или косвенно осуществление большинства крупных сделок купли-продажи, их условия, формы посреднических соглашений, какие виды сделок применимы на данном рынке, формы торговли используются и т.д.
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, резким расширением возможностей внешнеэкономической деятельности в большой степени вырос интерес к маркетингу как к рычагам рыночного управления.
В результате осознания руководствами предприятий того, что в условиях современного рынка на основании прежних принципов управлять предприятием невозможно, начинается переориентация профессиональной деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений.
Предварительно решив ряд организационных вопросов по созданию подразделения маркетинга, руководство предприятия начинает практическую деятельности в области маркетинга, начальной стадией которой является проведение маркетингового анализа.
Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинга, но он также выполняется в процессе их реализации и контроля. Информация, необходимая для маркетингового анализа, собирается в результате проведения маркетинговых исследований, которым в основном и посвящена данная работа.
Изучение целей, задач и методов маркетинговых исследований является предметом исследования данной работы.
Поставлена цель работы систематизировать и классифицировать направления и методы маркетинговых исследований, проиллюстрировать опыт их реализации практическими примерами.
Основные задачи работы:
- Рассмотреть понятие, задачи и элементы маркетинговых исследова-ний;
- Изучить порядок построения информационной базы исследований;
- Проанализировать методы проведения маркетинговых исследований;
- Рассмотреть пути оценки и использования результатов маркетинго-вых исследований;
- На конкретном примере изучить процедуру проведения маркетинго-вых исследований.
В работе раскрываются содержания и направления маркетинговых исследований, описываются процесс и методы их проведения. Наиболее части при проведении маркетинговых исследований используются различные методы сбора информации от потребителей и от отдельных экспертов (специалистов производственных предприятий, торговых организаций и т.д.).
Большое место отводится анализу опыта проведения маркетинговых исследований рынка (потенциального и текущего спроса, рыночной доли), потребителей (отношения к определенным компаниям и маркам товаров, изучения системы ценностей потребителей и уровня удовлетворения их запросов, а также намерений потребителей) и конкурентов (исследование конкурентоспособности фирмы в целом и ее отдельных продуктов).
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов – теоретики маркетинга: Азоев Г. , Бе-резин И. , Кращенко Л. , Котлер Ф. , Фролов Е. , Honomichl J. , Dillon W. и др.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования представленного в ней опыта анализа процесса маркетингового исследования.
При написании данной дипломной работы широко использовалась различная нормативная документация, а также отечественная и зарубежная литература, посвященная процессам торговли.
Структура и краткое содержание работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ
МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1. Сущность, методы маркетинга и роль маркетинговых исследований
в маркетинговом процессе на предприятии

Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по различным аспектам маркетинговой деятельности.
Маркетинговые исследования – это аналитическая функция, связываю-щая потребителей, конкурентов и общественность с маркетологом посредством информации, которая используется для распознавания и определения возможностей и проблем; оптимизации и оценки маркетинговых действий, определение эффективности комплекса маркетинга и улучшения понимания маркетинга как процесса.
Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности, они снимают уровень неопределенно-сти и касаются всех элементов комплекса маркетинга, внешней и внутренней среды предприятия.
Направления исследований постоянно расширяются. Признанный авторитет, автор одного из наиболее популярных учебников по маркетингу Ф. Котлер перечисляет 28 основных направлений исследования, а более поздний авторитет – до 100, среди которых самыми важными являются исследования:
1) емкость рынка;
2) распределение его ролей между конкретными фирмами;
3) структуры и доходов населения, потребительского поведения и мотивации;
4) политики цен и ценовой эластичности;
5) текущей деловой активности;
6) реклама и ее эффективность;
7) каналов товародвижения и информационных потоков;
8) имиджа товаров и их производителей;
9) законодательного регулирования и организации;
10) основных тенденций социально-экономического движения;
11) методики самих исследований;
12) общественных вкусов и ценностей.
Цель исследования всегда зависит от фактически сложившейся рыночной ситуации. Она вытекает из стратегических установок маркетинговой деятельности предприятия и направлена на снижение уровня неопределенности в принятии управленческих решений.
Цели маркетинговых исследований вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем. Они характеризуют тот недостаток информации, который должен быть ликвидирован для предоставления руководителям возможности решать маркетинговые проблемы.
Целью маркетингового исследования является выявление возможностей предприятия занять конкурентные позиции на конкретном рынке или его сег-менте путем приспособления выпускаемой продукции к спросу и требованиям потребителей, и разработка прогноза развития рынка или сегмента.
При постановке конкретных целей маркетингового исследования определяется, необходимая информация для решения данной проблемы. Этот факт в определенной мере определяет содержание целей исследования. Так для определения основных целей исследования, является выявление специфики информации, необходимой менеджерам при решении проблем управления маркетингом.
Задачи маркетингового исследования определяются эффективным приспособлением производства и его структуры к запросам и требованиям рынка .
Постановка задачи маркетингового исследования.
Постановка задачи маркетингового исследования - один из самых важ-ных и самых сложных этапов процесса маркетингового исследования. Именно постановка задачи маркетингового исследования и определяет курс для всего проекта исследования. Только в случае четкой и точной постановки задачи маркетингового исследования возможно правильное проведение всего исследования.
Постановка задачи маркетингового исследования — это формулировка задачи в целом, а также выделение конкретных компонентов этой задачи. Если задача маркетингового исследования не была поставлена должным образом, то все усилия, время и деньги, вкладываемые в проект маркетингового исследования, будут потрачены зря.
Чтобы правильно поставить задачу маркетингового исследования, исследователь должен провести аудит задачи - всестороннее изучение маркетинговой задачи с целью понимания источника ее возникновения и природы.
Аудит задачи включает в себя обсуждение проблемы с лицами, прини-мающими решения, а также с экспертами отрасли; анализ вторичных данных; исследование качественных показателей. Подобный сбор неформальных данных поможет исследователю понять окружающую обстановку, в которой возникла проблема.
Результаты маркетингового исследования - это дополнительный источ-ник информации для лиц, принимающих решения. Обсуждение проблемы с лицами, принимающими решения, дает исследователю возможность понять ожидания руководства и ограничения, которые связаны с возможными результатами маркетингового исследования.
Собеседования с экспертами отрасли также могут помочь в постановке задачи маркетингового исследования. Такие собеседования чаще всего применяются в промышленных исследовательских работах или в ситуациях, когда другие источники дают мало информации (например, при разработке совершенно нового товара).
Информация, полученная от лиц, принимающих решения, а также экспертов должна быть дополнена вторичными данными. Вторичные данные - это данные, собранные в целях, отличных от текущей задачи (например, данные от торговых предприятий или данные переписи населения). При этом первичные данные собираются для конкретной исследовательской проблемы.
Вторичные данные - это информация, которая размещается в деловых и правительственных источниках, публикуется фирмами по маркетинговым исследованиям, хранится в компьютерных базах данных. Так как вторичные данные - это экономичный и быстрый источник информации, то анализ этих данных всегда должен предшествовать сбору первичных данных.
И все же информации, полученной от лиц, принимающих решения, экс-пертов и из вторичных данных, может оказаться недостаточно для постановки задачи маркетингового исследования. В этом случае необходимо провести качественные исследования - описательные исследования, основанные на небольших выборках. К ним относятся целевые группы (групповые собеседования), углубленные собеседования (собеседования один на один для детального изучения позиции и воззрений респондента), опрос небольшой выборки респондентов. Задаваемые вопросы формулируются непосредственно в ходе исследования. Такие неформальные исследования могут дать целостное понимание проблемы и привести исследователя к правильной постановке задачи.
Окружение проблемы. Аудит задачи помогает исследователю лучше представить окружение проблемы. Оно состоит из следующих факторов:
• информация о прошлом предприятия;
• прогнозы на будущее;
• сведения о ресурсах предприятия;
• ограничения, накладываемые на деятельность предприятия;
• поведение потребителей;
• правовая среда;
• экономическая среда;
• возможности предприятия в области маркетинга.
Кратко охарактеризуем каждый из этих факторов.
Информация о прошлом предприятия и прогнозы на будущее (объем продаж, доля рынка, прибыль, развитие технологий и т. д.) дают исследователю более полную картину того, что лежит в основе задачи маркетингового исследования, и могут помочь при выявлении потенциальных возможностей и проблем. Такая информация особенно важна в условиях ограниченности ресурсов. Все показатели деятельности предприятия необходимо сравнивать с отраслевыми показателями.
При постановке задачи маркетингового исследования необходимо обратить внимание на ограничения, накладываемые на деятельность предприятия (денежные ресурсы, навыки в исследованиях, операционные возможности, временные ограничения и т. д.).
Поведение потребителей включает в себя систему ценностей, привычки в покупках, скрытые мотивы, особенности восприятия, характеристики психологии и образа жизни существующих и потенциальных покупателей продукции предприятия.
Правовая среда - это политика регулирования и нормы, в рамках которых приходится работать предприятию. Здесь можно выделить государственную политику, законы, правительственные учреждения, группы влияния, патенты, торговые марки, лицензионные платежи, торговые соглашения, налоги и тарифы.
Экономическая среда (состояние экономики, покупательная способность, цены, доход, общие экономические условия и т. д.) оказывает большое влияние на задачу маркетингового исследования.
Возможности предприятия в области маркетинга влияют на применение возможных маркетинговых программ и стратегий. Например, внедрение нового товара на рынок предполагает высокий уровень возможностей в маркетинге.
Правильное понимание окружения проблемы позволяет исследователю точно поставить и задачу принятия управленческого решения, и задачу маркетингового исследования.
Маркетинговое исследование направлено на обеспечение информацией, необходимой для принятия качественного решения. Поэтому задача маркетингового исследования ориентирована на получение информации и сфокусирована на причинах, лежащих в основе проблемы.
Постановка задачи маркетингового исследования должна:
• дать возможность исследователю получить всю информацию, необходимую для решения задачи принятия управленческого решения;
• дать исследователю направления дальнейшего развития проекта.
Широкая постановка задачи маркетингового исследования не дает чет-ких указаний для разработки конкретного плана исследований. Улучшение позиции предприятия по отношению к конкурентам — это пример широкой постановки задачи маркетингового исследования.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Маркетинговые исследования предоставляют предприятию ценную информацию, которая служит основой маркетинговой деятельности предприятия. Маркетинговые исследования включают в себя выделение, сбор, анализ и распространение информации, необходимой для выявления и решения проблем в маркетинге.
Различают два типа маркетинговых исследований: исследования для идентификации проблемы и исследования для решения проблемы. Очень часто проект маркетинговых исследований содержит оба типа исследований.
Исследования для идентификации проблемы направлены на выявление проблем, которые реально существуют или могут возникнуть в будущем. Это наиболее распространенный тип маркетинговых исследований. Он используется для оценки окружающей обстановки и обнаружения проблемы. Информация об изменениях на рынке указывает на потенциальные возможности и проблемы. Рассмотрение экономических, социальных, культурных тенденций и тенденций реакции потребителей на товар может способствовать выявлению таких возможностей или проблем.
Исследования для решения проблемы направлены на поиск решения определенной маркетинговой проблемы. Они предпринимаются каждый раз, когда выявлена проблема или возможность. Исследования для решения проблемы включают в себя следующие этапы:
• сегментация рынка;
• исследование товара (определение дизайна товара; тест упаковки; позиционирование торговой марки; тестирование сбыта; тестирование системы управления заказами);
• исследование цен;
• исследование рекламы (определение бюджета на рекламу; нахождение оптимального сочетания различных видов и средств рекламы; оценка эффективности рекламы);
• исследование распределения продукции (определение типа распределения; определение расположения розничных и оптовых продавцов).
Маркетинговые исследования помогают руководству предприятия быть в курсе того, насколько эффективно функционируют все звенья бизнеса.
Весь процесс маркетингового исследования состоит из шести этапов, которые и определяют перечень задач, решаемых с помощью маркетингового исследования:
• постановка задачи (какова цель исследования и каковы смежные вопросы, сопровождающие исследование);
• разработка подхода к решению проблемы (формулировка аналитической базы и моделей, вопросов для исследования и гипотез);
• разработка проекта исследования (подробное описание процедур, необходимых для получения информации);
• сбор данных (полевые исследования);
• подготовка и анализ данных (редактирование, кодирование и преобразование данных; проверка на точность; анализ данных с помощью статистических методов);
• подготовка и представление отчета (освещение всего процесса исследования; презентация полученных результатов).
Маркетинговые исследования проводятся с одной целью - помочь в принятии более грамотного маркетингового решения. Поэтому при проведении маркетингового исследования надо стремиться «играть на опережение» событий, а не реагировать на последствия этих событий.
Скорость поступления на рынок новых товаров, внутренняя и международная конкуренция, увеличение числа требовательных и хорошо информированных потребителей повышает важность своевременной информации о рынке.
Процесс принятия решений еще более усложняется из-за влияния неконтролируемых внешних факторов (общие экономические условия, технологии, политическая среда, конкуренция, социально-культурные изменения и т. д.). Маркетинговые исследования устраняют неопределенность и улучшают качество принимаемых решений в очень сложной обстановке.
Для любой фирмы, стремящейся к успеху, маркетинговые исследования выступают как начало и логическое завершение любого цикла её маркетинговой деятельности. Исследования рынка значительно уменьшают неопределенность при принятии важных маркетинговых решений, что позволяет эффективно распределять экономический потенциал для достижения новых высот в бизнесе.
Маркетинговые исследования, изучение внешней и внутренней среды и её регулярный мониторинг для любого предприятия является важным элементом стратегии успешного развития в условиях рыночной экономики. Роль исследований возрастает многократно в условиях несформированности своего сегмента рынка или при неопределенности нового бизнеса.
Какое бы решение мы не приняли, предложить рынку совершенно новый продукт или выйти с уже существующим на новый рынок, мы столкнемся с проблемой недостатка информации о конъюнктуре рынка и других необходимых составляющих для успешного выхода на рынок. А нужен ли наш продукт рынку и если да, то в каком объеме? Скорей всего, у нас есть определенное видение рынка. Но, возможно, этого недостаточно для выбора правильной стратегии. Именно в этой ситуации следует детально изучить рынок и разработать конкурентоспособную маркетинговую концепцию.
В результате работы над предметом исследования данной дипломной, наиболее масштабными маркетинговыми исследованиями, на наш взгляд, можно считать следующие:
- анализ перспективных возможностей и потенциаль¬ных угрожающих факторов окружающей маркетин¬говой среды;
- проведение сегментации рынка;
- определение его емкости;
- анализ конкурентных преимуществ и слабых сторон в деятельности фирмы.
Таким образом, из вышесказанного следует сделать вывод, что перед маркетологами стоят следующие задачи:
1) сбор информации о рынке;
2) проведение исследования рынка;
3) изучение потребителей и их поведения на рынке;
4) оценка услуг, перспектив их развития;
5) анализ используемых форм и каналов сбыта, организация сбытовых операций и обслуживания;
6) изучение конкурентов;
7) выбор наиболее благоприятного сегмента рынка.
При разработке структуры продвижения товара учитываются следующие факторы: потребители, бюджет, услуги, конкуренция, средства информации, место реализации или её способы.
В ходе выполнения своих обязанностей управляющий по маркетингу нуждается в огромном количестве информации. Необходимые ему сведения часто отсутствуют, поступают слишком поздно или не заслуживают доверия.
В ходе данной работы были изучены пять основных этапов маркетингового исследования, рассмотрено содержания процесса маркетингового исследования.
Для решения этих задач было проведено конкретное маркетинговое исследование рыночной территории рядом со стадионом. Объектом исследования послужили оптовые и мелкооптовые рынки нашего города. Сюда вошли следующие предприятия и организации: ООО “Автосервис”, ООО “Торговый ряд”, ООО “Монтаж-сервис”, ООО “Дружба”, ООО “На Урицкого”, ООО “Россбыт”, ООО “Зебра”, ООО “Степ”, ООО “Дракон”, ООО “Тюльпан”, ООО “Тандем”, ООО “Динамо”, ООО “Сармат”, ООО “Белый затон”, ООО “Белый затон”, ООО «Скиф», ООО «Привоз». Произведен анализ и интерпретация результатов, сделаны выводы.
На основе полученных выводов можно дать следующие рекомендации по направлениям маркетинговых исследований:
1. Дальнейшее совершенствование маркетинговой деятельности предприятия, разработка плана эффективной рекламной кампании и стимулирование продаж.
2. Представление информации о товарном ассортименте, месторасположении магазинов потребителям, не вошедших в выборку исследования.
3. Разработка для каждого сегмента своей политики на рынке.
4. Поддержание контакта с отреагировавшими на анкетирование респондентами, так как они являются не только потребителями, но и распространителями среди знакомых информации о данном рынке, как в случае положительной оценки работы, так и в случает дачи отрицательной оценки работы.
Кроме того, следует выделить необходимость проведения диверсификации деятельности путём создания и развития магазинов, ориентированных на различные целевые группы потребителей (население со средним и высоким уровнем доходов) и различные условия совершения покупок (супермаркеты, рассчитанные на посещение один-два раза в неделю и большой размер покупки, и магазины мелкого формата, рассчитанные на небольшие ежедневные покупки). Основные покупательские потоки на рынке можно разделить на две основные категории: клиентов гипермаркетов с частотой покупки 1-2 раза в неделю и средним чеком $20-30 долл. И клиентов современных супермаркетов с частотой покупки 3-4 раза в неделю и средним чеком $10-18. При этом конкуренция между указанными категориями покупателей у сетей разных форматов в настоящее время практически отсутствует.
Чем и за счет каких факторов, определяющих конкурентоспособность на рынке розничной торговли, могут завлечь покупателя торговые сети? Ответы на этот вопрос звучат так:
- высоким качеством предлагаемых товаров и услуг;
- высоким уровнем обслуживания покупателей;
- удобным расположением магазинов в различных районах города;
- оптимальным уровнем цен;
- наличием дополнительных услуг, таких как химчистка, продажа сотовых телефонов, фото лаборатории и прочих;
- наличием линейки продукции под собственными торговыми брендами;
- активным расширением сети магазинов, что позволяет добиваться лучших условий закупок, повышения эффективности деятельности за счет эффекта масштаба;
- наличием собственных производств: цехов мясных полуфабрикатов, овощного, кондитерского, рыбного цехов; цеха по производству салатов и готовых блюд;
- узнаваемым брендом, которому доверяют потребители.
В перспективе в городах России продолжится расширение федеральных торговых сетей. Уровень конкуренции среди торговых сетей будет постепенно нарастать. В настоящее время в регионах России основную долю рынка занимают местные региональные торговые сети. Экспансия в регионы крупных федеральных и международных сетей сдерживается недостатком торговых площадей и высоким уровнем развития региональных сетей. Для поддержания лидирующей позиции в конкурентной борьбе торговым супермаркетам и гипермаркетам необходимо будет уделять большое внимание качеству предлагаемой продукции и обучению персонала для наилучшего обслуживания покупателей. В рамках работы по увеличению лояльности покупателей, торговым компаниям следует регулярно проводить акции по продвижению реализуемой продукции; следует организовывать выпуск фирменных рекламных буклетов, информирующих потребителей об изменениях в ассортименте и наиболее выгодных предложениях; в магазинах должны проводиться промоушн акции, должны распространяться различные рекламные материалы.
При условии продолжения положительной динамики роста ВВП России и увеличения доходов населения, улучшения инвестиционного и налогового климата в России, ритейлеры, придерживающиеся указанной стратегии своего развития получат возможность развивать сеть на всей территории России более высокими темпами, чем может быть запланировано их консервативными бизнес-планами.
Данное исследование имеет большую практическую ценность: на основе полученной в ходе его информации, было принято решение о крупных инвестициях в экономику.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова П.П. Маркетинг: вопросы и ответы. – М., 2002.
2. Азоев Г., Яхин В. Маркетинговые исследования для среднего бизнеса: состояние рынка и перспективы развития // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2001. Апрель. № 2.
3. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр./ Арман Дайан и др. - М.: Экономика, 2001. - 574 с.
4. Алексеев А.А., Багиев Г.Л. Основы проведения маркетинговых исследований – М.: “Финпресс” 2006.
5. Березин И. Рынок маркетинговых исследований и консалтинга: состояние, проблемы и перспективы // Практический маркетинг. 2001. № 2.
6. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. М: Русская деловая литература, 2003.
7. Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода, М., «Экономика», 2005.
8. Бурцев В. В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. Типовые долж-ностные инструкции, внутрифирменные документы. - М.: «Эк¬замен», 2001. - 224 с.
9. Герасимчук В.Г. Маркетинг. Теория и практика. – К.: Высшая школа, 2002. – 328 с.
10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. – М.: “Финпресс”, 2006.
11. Дж. М. Эванс, Б. Берман «Маркетинг», М., «Экономика», 2001
12. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова; Под ред. И.С.Минько. - М.: Высш. шк., 2003. - 255 с.: ил.
13. Дихтль Э. В. Практический маркетинг. – М., 2003 г.
14. Карич Д. Предпринимательский маркетинг.- М.: Прогресс, 2003.
15. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М., 2005.
16. Котлер Ф. Основы маркетинга //пер. с англ. В. Б. Боброва – СПб, 2002.
17. Кращенко Л., Шувалова И. Фабрики советов // Эксперт. 2002. № 14.
18. Мамедов О.Ю. Современная экономика. - Ростов-на-Дону “Феникс”, 2004.
19. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования. - М.: Прогресс, 2003.
20. Речмен Д. Дж. и др. Современный бизнес: Учебник в 2-х томах: Пер. с англ. - М.: Республика, 2007. Т.1. - 431 с.: ил. Т. 2.- 478 с.
21. Фролов Е. Состояние мирового рынка маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6.
22. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А.А.Горячев - М.: Экономика, 2007. - 335 с.
23. Dillon W.R., Madden T.J., Firtle N.H. Marketing Research in a Marketing Environment, 2nd ed. Homewood, Ill.: Richard D. Irwin, 1990.
24. Honomichl J. Who’s spending it, and on what // Marketing News. 1998. Vol. 32. No. 12.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ