ОГЛАВЛЕНИЕ : ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ. 6 1.1. Проблемы управления человеческими ресурсами в современных условиях. 6 1.2. Особенности управления человеческими ресурсами в нефтегазодобывающей отрасли. 14 1.3. Стимулирование труда и рост эффективности производства 19 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В УПРАВЛЕНИИ МЕХАНИЗАЦИИ И ТРАНСПОРТА № 7 (УМиТ-№7) СТРОИТЕЛЬНО МОНТАЖНОГО ТРЕСТА № 1 (СМТ-1) ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ" 29 2.1. Анализ производственной деятельности УМиТ-№7 СМТ-1 ОАО "Сургутнефтегаз" 29 2.2. Изучение особенностей управления человеческими ресурсами транспортного предприятия УМиТ-7 СМТ-1 ОАО «Сургутнефтегаз» 35 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В УМиТ-7 СМТ-1 ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ" 63 3.1. Пути совершенствования управления человеческими ресурсами в УМиТ-7 СМТ-1 ОАО "Сургутнефтегаз 63 3.2. Обоснование мероприятий по совершенствованию управления человеческими ресурсами в УМиТ-7 СМТ-1 ОАО "Сургутнефтегаз" 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 75 ГЛОССАРИЙ 79 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Мировая практика эффективной деятельности предприятий отмечает решающее значение задач, связанных с личным фактором производства. Достижение высоких результатов функционирования во многом зависит от эффективности управления персоналом. Перемены, происходящие в экономике, влекут за собой изменения и в сфере управления персоналом на уровне предприятия. Они требуют системного анализа традиционно сложившихся подходов и представлений. В настоящее время в условиях предоставленной предприятиям самостоятельности несоизмеримо возросли требования к уровню профессионализма и эффективности функционирования персонала предприятия. В отечественной науке и практике накоплен значительный опыт исследований, посвященных управлению персоналом предприятия, однако не в полной мере решен вопрос, посвященный повышению уровня управления персоналом на предприятии нефтегазодобывающей отрасли. Целью дипломного проекта является всестороннее исследование и разработка путей совершенствования управления персоналом на предприятии нефтегазодобывающей отрасли. Объектом исследования дипломного проекта является персонал Управления Механизации и Транспорта № 7 (УМиТ-7) Строительно Монтажного Треста № 1 (СМТ-1) ОАО "Сургутнефтегаз". Предмет исследования система управления человеческими ресурсами на предприятии нефтегазодобывающей отрасли в условиях рыночных отношений Реализации данной цели подчинены следующие задачи: - изучить теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами на предприятии нефтегазодобывающей отрасли; - исследовать проблемы управления человеческими ресурсами в современных условиях; - провести анализ особенностей управления человеческими ресурсами в управлении механизации и транспорта № 7 (УМиТ-№7) строительно-монтажного треста № 1 (СМТ-1) ОАО "Сургутнефтегаз; - изучить систему управления персоналом и управление человеческими ресурсами в нефтегазодобывающей отрасли; - разработать мероприятия по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами в УМиТ-7 СМТ-1 ОАО "Сургутнефтегаз"; - обосновать пути совершенствования системы управления персоналом в УМиТ-7 СМТ-1 ОАО "Сургутнефтегаз" Теоретической и методологической основой дипломного проекта составили труды российских и зарубежных исследователей в области менеджмента, среди которых: Базаров Т. И., Еремина B. Л., Вараксин Ю.Б., Виханский О.С., Маслов Е.В., Михайлов Ф. Б. и других, а так же российских периодических изданий, таких как «Экономика и организация промышленного производства», «Менеджмент», «Экономика и управление» и др. Структура дипломного проекта. Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, глоссарий и приложений. Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи, предмет и объект исследования, указана теоретическая и методологическая основа исследования, показана практическая значимость проекта. Первая глава «Теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами на предприятии нефтегазодобывающей отрасли» посвящена рассмотрению проблем управления человеческими ресурсами в современных условиях, а так же изучению особенностей управления человеческими ресурсами в нефтегазодобывающей отрасли. Вторая глава «Анализ особенностей управления человеческими ресурсами в управлении механизации и транспорта № 7 (УМиТ-№7) строительно-монтажного треста № 1 (СМТ-1) ОАО "Сургутнефтегаз" посвящена анализу производственной деятельности УМиТ-№7 СМТ-1 ОАО "Сургутнефтегаз", а так же системы управления персоналом и управлению человеческими ресурсами в нефтегазодобывающей отрасли. Третья глава «Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в УМиТ-7 СМТ-1 ОАО "Сургутнефтегаз"» посвящена разработке путей совершенствования управления персоналом в УМиТ-7 СМТ-1 ОАО "Сургутнефтегаз", а так же обоснованию мероприятий по совершенствованию управления человеческими ресурсами. Заключение содержит обобщенные выводы и предложения по рассматриваемой в исследовании проблеме. В приложения отнесены: Бланк Анкеты опросника и Результаты опроса работников УМиТ-№7 СМТ-1 ОАО "Сургутнефтегаз" в 2011 г. В глоссарии отражены термины, встречающиеся в данном дипломном проекте и их значение. Практическая значимость проекта по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами на предприятии нефтегазодобывающей отрасли заключается в том, что предложенные мероприятия могут быть внедрены в его деятельность для повышения эффективности.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ. 1.1. Проблемы управления человеческими ресурсами в современных условиях.
Управление в широком смысле слова означает организацию процесса производства, распределения, обмена и потребления материальных благ как в масштабах всего общества, так и в отдельных его сферах и звеньях. В узком смысле управление означает выбор наиболее эффективной структуры управления и методов организации труда в отрасли, объединении, предприятии и организации с учетом достижений науки и техники. Субъект и объект управления не существуют сами по себе, а образуют единый организм — управленческую систему; первый играет в ней роль управляющей подсистемы, а второй — управляемой. Взаимодействие этих подсистем осуществляется в основном в форме обмена информацией с помощью прямых или косвенных сигналов материального или нематериального характера. Для любого предприятия главным фактором успеха становится конкурентоспособность компании, способность противостоять сопернику и опережать соперника в своем деле. На практике выделяют следующие конкурентные преимущества предприятий: ресурсные; технологические; инновационные; глобальные; культурные . На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что конкурентоспособность отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий) и экономики определяется множеством факторов, среди которых важное место занимает трудовой потенциал (как совокупность вышеперечисленных преимуществ). С ростом конкуренции, совершенствованием технологий, борьбой за потребителей и качество продукции изменились и требования к работнику. Главным здесь является признание высокой социальной ответственности, лежащей на всех сотрудниках организации и в первую очередь на управляющих. Это потребовало существенных изменений в принципах, методах и формах работы с человеком в предпринимательских структурах. На первый план выдвигаются проблемы управления человеческими (трудовыми) ресурсами, человеческим потенциалом, где способность руководителя правильно поставить
---------------
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ) Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ 2. Трудовой кодекс РФ 2011 В редакции от 23.12.2010 г. 3. Базаров Т. И., Еремина B. Л. Управление персоналом. М,, 2008. 4. Беляева Л.А. Аппарат управления: необходимость радикальных реформ // Управление и бюрократизм. М. 2011 – с.333. 5. Бескровная Н., Герчиков В. Управление персоналом в российском малом бизнесе // Экономика и организация промышленного производства. 2010. №12. 6. Бородин В.А. Инновационная фирма: корпоративная стратегия и организационная структура // Экономика и организация промышленного производства. 2011. №5. 7. Вараксин Ю.Б. Основы менеджмента // Экономика и организация промышленного производства. 2011. №6. 8. Вахрушев В. Принципы японского управления. М., 2008 – с.442. 9. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Издательство Московского Университета, 2010 - с.514. 10. Вудкок М., Фрэнсис Д., Раскрепощенный менеджер. – М.: Дело, 2007 - с.253. 11. Герчикова И. Н., Менеджмент. - М.: Юнити, 2010- с.615. 12. Грачев М. В. Суперкадры, Управление персоналом в международной корпорации, М.: Дело, 2010. 13. Грейсон Дж. Младший, О,Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 2008 - с.142. 14. Громыло В. В. Кадровая политика в системе управления корпорации, М,: Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, 2010. 15. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ,2011 - с.511. 16. Дэвид Мерсер, ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. – М.: Прогресс, 2010 - с.142. 17. Егоркин А. П. Управление персоналом. Н,Новгород: НИМБ, 2008. 18. Жебит Г.А. Организационно-управленческая деятельность: проблемы и перспективы развития. Минск, 2008 – с.239. 19. Журавлев П. В., Кулаков М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников, М,: Изд-во РЭА; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. 20. Зигерт В., Ланг Л., Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 2011 - с.244. 21. Кожурин Ф.Д. Процесс управления. М., 2008 – с.243. 22. Колесников А.А. Синергетическая теория управления. М., 2010. – с.524 23. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. || Человек и труд 2011 - №10. 24. Комиссарова Т. А. Управление человеческими ресурсами, М.: Дело, 2010. 25. Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Академический проект, 2008 г. 26. Майкл Мескон и др., "Основы менеджмента”, - М., 2010 - с.522. 27. Майталь Ш. Экономика для менеджеров. М., 2008 – с.598. 28. Макарова И.К. Управление персоналом: Схемы и комментарии. - М.: Юриспруденция, 2007 г. 29. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 2006 – с.342. 30. Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. Л., 2010 – с.222. 31. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2011 г. 32. Маслоу А. Мотивация и Личность. - СПб.: Евразия, 2010 г. 33. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2008 - с.520. 34. Михайлов Ф. Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань, 2010. 35. Музыченко В. В. Управление персоналом, М.: ИЦ "Академия", 2008. 36. Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ,, 2007. 37. Патрик Фосис. 30 минут для овладения методами мотивации персонала. - М.: Лори, 2008 г. 38. Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010 г. 39. Семёнова О. К. Менеджмент. – Братск: Лот, 2010 - с.413. 40. Старобинский Э. Е, Как управлять персоналом, М,: "Интел-Синтез", 2008, 432 С. 41. Татарников А. А, Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М., 2008, - С.412 42. Тейлор Ф. Основы научного менеджмента, Прогресс, Москва, 2010 г - с.321. 43. Тейлор Фредерик Уинслоу, Менеджмент, - М., 2007 г- с.612. 44. Травин В. В., Дятплов В, А, Основы кадрового менеджмента. М.: Дело. 2008. 45. Травин В.В. Дятлов В.А., Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2010г. 46. Хлопова Т. Без личного интереса нет трудовой активности/Служба кадров, 2008, №1 с. 40, 47. Цветаев В.М. Управление персоналом. - СПб.: Питер, 2010 г. 48. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. - М.: Вершина, 2008 г. 49. Щегин Г.В., Как работают с людьми за рубежом. – Киев: 2010 - с.514. 50. Экономика предприятия / Под ред. Семёнова В. М. – М.: Ника, 2008 - с.611.
|