Воскресенье, 28.04.2024, 07:24
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Менеджмент » Диплом

21048 Формирование стратегии достижения конкурентных преимуществ предприятия по производству мебели

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Конкурентные преимущества и проблемы достижения конкурентоспособности фирм на мебельном рынке…………………………..6
1.1. Понятие и факторы конкурентоспособности фирмы……………………..6
1.2. Конкурентные преимущества и причины повышения конкурентоспособности…………………………………………………………18
1.3. Характеристика мебельного рынка и особенности деятельности компаний на нем……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Оценка конкурентных преимуществ производственно-торговой
фирмы ООО “Вилена“ в Северо-Западном регионе……………………………32
2.1. Общая характеристика фирмы и ее деятельности………………………....32
2.3. SWOT-анализ фирмы………………………………………………………..36
2.4 Маркетинговый анализ рынка производства мебели в регионе…………..40
2.5 Определение конкурентных преимуществ фирмы “Вилена“ и оценка ее
конкурентоспособности………………………………………………………….45
Глава 3.Формирование стратегии достижения конкурентных преимуществ
фирмы ООО “Вилена“…………………………………………………………...49
3.1. Разработка рекомендаций по формированию стратегии достижения конкурентных преимуществ ……………………………………………………49
3.2. Экономическое обоснование эффективности, рекомендации……………59
Заключение……………………………………………………………………….64
Список литературы………………………………………………………………68
Приложения………………………………………………………………………73

Введение

Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в нашей стране не имело необходимости, а с переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла.
Конкурентная борьба-это динамический процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
В переводе с латинского понятие «конкуренция» означает «сталкиваться», то есть означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции, при этом конкуренция играет важную роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д .
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов, а также способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно, так как она стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла, что определяет важность и актуальность рассматриваемой темы в работе. В результате этого поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики, в результате чего всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке.
В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы, а необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных исследователей.
Конкурентоспособность фирмы на международных рынках во многом зависит и от поддержки и содействия ей со стороны государства, которое может оказывать влияние путем предоставления различных льгот, кредитов, субсидий, обеспечения необходимой информацией о конъюнктуре рынков. Еще одним важным фактором конкурентоспособности внешнеторговой фирмы в настоящее время является минимизация ущерба окружающей среде, поэтому уже на стадии разработки продукта необходимо учитывать существующие требования принимающей страны в области защиты окружающей среды.
Целью данной работы является разработка стратегии достижения конкурентных преимуществ фирмы на мебельном рынке Северо-Западного региона.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
• проанализировать понятие конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, рассмотреть их сущность, факторы, причины повышения и проблемы, с которыми сталкиваются фирмы;
• провести анализ деятельности конкретного предприятия, определить его положение на рынке, проанализировать существующую стратегию в области конкурентных преимуществ и определить проблемы;
• на основе выявленных проблем разработать стратегию достижения конкурентных преимуществ на мебельном рынке региона и дать им экономическую оценку.
Объектом данной работы выступает предприятие ООО «Вилена», специализирующееся на производстве мебели и реализации ее преимущественно в Северо-Западном регионе.
Предмет исследования- конкурентные преимущества, присущие предприятиям, позиционирующимся на мебельном рынке.
Теоретической базой являются работы российских и зарубежных авторов, таких как Ожегова С.И, Азоева Г.Л., Завьялова П.С., Лозовского Л.Ш., Поршева А.Г., Райзберга Б.А, Кипермана Г.Я, Макконнела К.Р.и Брю С.Л и многих других.
Дипломная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Практическая значимость проделанной в дипломе работы заключается в том, что полученные исследования и предложенные мероприятия по достижению конкурентных преимуществ фирмы могут быть использованы руководством для разработки стратегии конкурентной борьбы на позиционируемом рынке, что особенно актуально в период мирового кризиса и снижения выручки предприятия.

Глава 1. Конкурентные преимущества и проблемы достижения конкурентоспособности фирм на мебельном рынке
1.1. Понятие и факторы конкурентоспособности фирмы
Существует большое количество определений данных терминов. Слово конкуренция возникло от латинского “concurrere”, что в переводе означает сталкиваться . Ожегов С.И. трактует конкуренцию как соперничество, борьбу за достижение больших выгод, преимуществ . Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения термина конкуренция.
Так, Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А под конкуренцией понимают «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей» .
Киперман Г.Я видит в конкуренции процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.
Наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его, с точки зрения Макконнела К.Р.и Брю С.Л., является конкуренцией. Также, Спиридонов И.А и Перцовский Н.И под ней понимает экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.
Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков. В чем же все-таки сущность конкурентоспособности?
Ожегов С.И. в “Толковом словаре русского языка” термин конкурентоспособность трактует, как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам . Данное определение конкурентоспособности не дает полного представления и не применимо для оценки конкретного товара или услуги. Кныш М.И. характеризует конкурентоспособность как степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Конкурентоспособность связанна не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов делающих покупку .
Фатхутдинов Р.А. дает следующее определение конкурентоспособности – это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке . Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке.
Забелин П.В., Моисеева Н.К. дают определение конкурентоспособности как способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса. Грошев В.П. толкует конкурентоспособность как комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию . Данное определение является наиболее полным, так как автор учитывает затраты за весь жизненный цикл товара, но при этом не учитывает разную конкурентоспособность товара на различных рынках, в разное время и не оговаривает потребителем или продавцом оценивается конкурентоспособность.
Такие же недостатки в определении конкурентоспособности присутствуют у Андреевой О.Д. и Кредисова А.И.. Так, Кредисов А.И. пишет: “конкурентоспособность – это характеристика товара, отражающая его отличие от аналогичного конкурентного товара как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение” . Отличие от аналога конкурентного товара, по мнению автора главное условие конкурентоспособности.
Андреева О.Д. под конкурентоспособностью понимает «характеристики товара-конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение» .
Ряд авторов, таких как Игольников Г.Н. и Патрушева Е.А, в своих работах предлагают объединить в одно понятие конкурентоспособности товара и конкурентоспособности организации.
Все ранее перечисленные недостатки в определении понятия конкурентоспособности на наш взгляд устранены в работе Фасхиева Х.А. и само понятие звучит следующим образом: “конкурентоспособность товара – это оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени без ущерба производителю по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка” . Определение учитывает время, отношение потребителя к товару, соотношение цены и качества, выгоду, то есть прибыльность производителя и привязку его к конкретному рынку или его сегменту.
Фатхутдинов Р.А. пишет, что принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг имеют незначительные отличия, признавая при этом, что эти отличия все же есть, и эти отличия в каждом конкретном случае свои. При этом следует отметить, что большинство элементов конкурентоспособности товаров схожи с конкурентоспособностью услуги, и саму услугу также можно считать специфичным “товаром”.
В данной работе Фатхутдинов Р.А. конкурентоспособность определяет четырьмя интегральными показателями первого уровня (на нулевой уровень он ставит саму конкурентоспособность): 1) качество товара; 2) его цена; 3) затраты на эксплуатацию за его жизненный цикл; 4) качество сервиса, а также динамизм факторов. В свою очередь влияние этих четырех факторов зависит от внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара.
С экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Критерий конкурентоспособности является индикатором эффективного возрождения страны, ее вхождения в мировое хозяйство как равноправного в экономическом и научно-техническом отношении партнера. В нем отражается прогресс в науке, технике, технологиях, организации производства и сбыта продукции.
Если говорить с точки зрения рыночной структуры, конкуренция представляет собой ряд условий, которые ставят фирму в положение “принимающего цену“ (price - taker) . В этом смысле можно определить конкурентный рынок как тип противоположный монопольной структуре. Система предпринимательства - это механизм побуждения к действию предпринимателей оперативно реагировать на изменение рынка.
В период перехода к рыночной экономике конкуренция должна способствовать предпринимательской деятельности, интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение научно-технического прогресса в производство, бороться с монополией, так как:
• конкуренция - главный фактор восприимчивости предприятия к техническим новинкам;
• конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые могут удовлетворять потребности рынка;
• конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства.
Фирмы, работающие как на внешнем, так и на внутреннем рынках, стоят перед необходимостью достижения конкурентоспособности в высокодинамичной и комплексной глобальной среде предпринимательства.
К внешнеторговым фирмам относят те, сфера коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны. При этом, оценивая конкурентоспособность такой фирмы, необходимо учитывать основные факторы конкурентоспособности ее продукции, самой фирмы и страны базирования. Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что конкурентные позиции внешнеторговой фирмы в стратегическом плане базируются на таких основных компонентах микро- и макроуровня, как ресурсы и возможности самой фирмы, конкурентные условия отрасли, национальные факторы (рисунок 1).

Рисунок 1. Основные компоненты конкурентоспособности внешнеторговой фирмы
В последнее десятилетие достижение конкурентных преимуществ внешнеторговой фирмы увязывается с глобализацией хозяйственной жизни, что выражается в дерегулировании рынков и либерализации осуществления предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики. Процесс глобализации сопровождается усилением конкуренции, что приводит к созданию различных стратегических альянсов между фирмами, а также к увеличению слияний и поглощений, причем современный мировой рынок характеризуется размыванием границ между отраслями, сокращением жизненного цикла товара, тенденцией к унификации спроса, а также повышением внимания к экологическим проблемам. Для внешнеторговых фирм процесс глобализации хозяйственной жизни дает возможность диверсификации, специализации, использования преимуществ дерегулирования посредством осуществления крупных инвестиций на любых рынках, привлечения различных финансовых средств, снижения издержек производства за счет выпуска стандартизированной продукции и экономии на масштабах, использования более тесных деловых связей с другими
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список литературы
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 235 с.
2. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: Новости,2000.
3. Альперин Л. Что нужно для успешной конкуренции с зарубежными фирмами. “Стандарты и качество“. №2, 1991 г. с 12-16
4. Апишев А.А., Гапоненко А.В. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий: Монография / Кубан. гос. тех-нол. ун-т: Изд. Куб ГТУ, 2003. - 128 с.
5. Ахматова М., Попов Е.Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг, № 4. – 2003. – с.18-21
6. Ахтямов Т.Ш., Шкадрун В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – № 4. – С.44 –53.
7. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций – М.: ИНФА – М, 2002. – 219 с.
8. Белоус О.П., Панченко Е.Г. Менеджмент: конкурентоспособность и эффективность. К., “Знание Украины“,1992 г., 40с.
9. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: Тандем, ЭКМОС, 2001. – 456 с.
10. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. – Мн.:2002. – 208 с.
11. Гармашов В.С. Стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы: Диссертация в виде науч. докл. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.06. -СПб., 2001. -32 с.
12. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 540 c.
13. Горев В.П. Факторы формирования конкурентного преимущества на макро- и микроуровне. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. - 164 с.Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. – 2000. – 458 с.
14. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 207 с.
15. Ганс А и др. Конкурентоспособность глобальных предприятий \\ Проблемы теории и практики управления.- 1995.-№3-с.96-104
16. Герхард Шварц “Мягкие составляющие конкурентоспособности“.\\Проблемы теории и практики управления 1995.- №4.- с. 96-100
17. Дашков Л. П. , Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов Изд. 3-е, перераб., доп. М: Маркетинг 2001.- 596 с.
18. Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. № 3 - 2000. - с. 64.
19. Дородников В.Н. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие.- Нск: НГАЭиХ. - 2002. - 78 с.
20. Дмитрук Е.Ф. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ фирмы с учетом внешней и внутренней среды // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, №2. -2002. – с. 15-20
21. Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг \\ Рос. экон. журнал.- 1995.- №12. - с. 50-56
22. Завьялов П.Г. Конкуренция неотъемлемое свойство развитого рынка // Маркетинг. – 1997. – №5. – С. 40 – 45.
23. Игольников Г., Патрушева Е. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства\\Рос. экон. журнал, -1995.№11,с.108-112
24. Катков В.В. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. Пособие / Под ред. А.К. Казанцева. – СПб.: СПбГИЭУ, 2000. – 150с
25. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: - Спб, 2000. – 284 с.
26. Корбанколева И. Решающий фактор - конкурентоспособность предприятия, МТС, 1996 г., №10
27. Королев С. В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика // Внешнеэкономический бюллетень N 6, 2003, с. 55.
28. Кротков А. М., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки //Маркетинг в России и за рубежом.-2001.-№6.
29. Кулагина Н.А. Способы оценки конкурентоспособности продукции (работы услуги) как фактор роста эффективности производства. Проблемы статистики и рыночных отношений. М., 1992 г. с, 50-57
30. Львов Н.А. Маркетинг - ключ к решению проблемы “Конкурентоспособность“, Стандарты и качество, 1990 г., №9, с 21-25.
31. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт, 2001. – 221с.
32. Манько А. В. Коммерция: Учебно-методическое пособие: Финансы и статистика 2002.- 256 с.
33. Маштабет В. и др. Пути повышения конкурентоспособности экспортной продукции. К., “Наукова думка“ , 1988
34. Международные экономические отношения. Под ред. Ливенцева Н.Н. М., МГИМО (У), “Российская политическая энциклопедия “, 2001, с. 250.
35. Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий// Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – 224 с.
36. Мильберг Б.Е., Определение потребностей покупателей и достижение конкурентных преимуществ (взгляд из региона) // «Маркетинг в России и за рубежом», № 6. – 2003. – с.45-48
37. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур // М.: Риск, 1999. – 451 с.
38. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 2003. – 342 с.
39. Никишкин В.В., Широченская И.П.Лояльность покупателей и ее формирование в розничной торговле // Маркетинг и маркетинговые исследования, № 3. – 2004. – с.18-24
40. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И., Гренков В.Ю. Маркетинг. М., Юристъ, 2000, с. 109
41. Ожегов Г.И. Толковый словарь русского языка
42. Окрепилов В.В. Управление качеством и конкурентоспособность Учебное пособие. – СПб: Издательство СПБУЭиФ 1997. – 259с.
43. Печенкин А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг, №2. - 2000. - с. 23.
44. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Ред. В.И. Щетинина. М.: Межд. отн., 1993.
45. Проблемы конкурентоспособности экономики России. Материалы круглого стола // Маркетинг. – 1997. – №1. – С.98.
46. Рахимова Г.С. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.01. -Казань, 2003. -20с.
47. Самодуров Д.А. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 05.13.10. -СПб., 2000. -17 с.
48. Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность: Монография. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. - 104 с.
49. Сенчагов В.К., Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России. // “Бизнес и банки “ N 43, 2003.
50. Фатхутдинов Р.А.. Управление конкурентоспособность организации. М.: Эксмо, 2005.-544с.
51. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.
52. Целикова Л. В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки/Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, № 2. - 2000. - с.57-67.
53. Щиборщ К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния отрасли и /или региона/ //Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – № 5.– С.68-76.
54. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 2000.- 457 с.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ