21246 Совершенствование структуры управления предприятием сервиса
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………. Глава 1. Управление организацией в сфере сервиса и быта 1.1. Основные понятия, сущность, функции и особенности управления в организациях сферы сервиса и быта ……………………………...7 1.2. Содержание процесса управления в организациях сферы сервиса и быта 1.2.1. Анализ внешней среды ………………………………………...11 1.2.2. Определение миссии и целей организации …………………..13 1.2.3. Анализ и выбор стратегии …………………………………….14 1.2.4. Выполнение стратегии ………………………………………...16 1.2.5. Оценка и контроль стратегии …………………………………17 1.3. Методы управления в организациях сферы сервиса и быта 1.3.1. Организационно-распорядительные или организационно-административные методы управления………………………19 1.3.2. Экономические методы управления ………………………….20 1.3.3. Социально-психологические методы управления……………21 Глава 2. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия 2.1. Общая характеристика предприятия ……………….22 2.2. Анализ уровня обслуживания населения …………………………..22 2.3. Анализ производства и реализации услуг предприятия ……………………………………………………………….26 2.4. Анализ эффективности использования основных фондов, имеющейся технологии и производственных мощностей 2.4.1. Анализ наличия и структуры основных фондов предприятия …………………………………………………...29 2.4.2. Анализ состояния и движения основных фондов предприятия……………………………………………………31 2.4.3. Анализ фондовооруженности и эффективности использования основных фондов предприятия ………………..32 2.4.4. Анализ использования площадей предприятия .34 2.4.5. Анализ использования производственных мощностей предприятия …….………………………………34 2.5. Анализ структуры управления производством в предприятии ……………………………………………..…………35 2.6. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия 2.6.1. Анализ баланса рабочего времени работников предприятия …………………………………………………..39 2.6.2. Анализ организации оплаты труда работников в предприятия …………………………………………………..42 2.7. Анализ качества и конкурентоспособности услуг предприятия ………………………………………………………..44 2.8. Анализ себестоимости услуг предприятия ………...47 2.9. Анализ прибыли и рентабельности предприятия ….52 2.10. Вывод по аналитической части ……………………………………..55 Глава 3. Технологическая часть ………………………………………………..58 Глава 4. Проектная часть 4.1. Обоснование и расчет мероприятий, направленных на совершенс-твование методов управления предприятия 4.1.1. Совершенствование организационной структуры предприятия…………………………………………………….60 4.1.2. Организация производства новых услуг фотоателье «ФотоСер-вис» ………………………………………………………………..63 4.1.3. Организация проведения рекламной компании предприятия …………………………………………………….67 4.2. Планирование деятельности предприятия на 2009 год с учетом реализации намеченных мероприятий .…….………..69 4.3. Расчет экономической эффективности и технико-экономических показателей деятельности предприятия на 2009- 2010 года ………………………………………………………………72 Заключение ………………………………………………………………………73 Список литературы ……………………………………………………………...76 Приложения Приложение 1. Организационные функции работников фотоателье «ФотоСервис» …….…………………………………………………………….78 Приложение 2. Штатное расписание предприятия на 2009г. …………………………………………………………………………….79
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, время ХXI века, века новых технологий, знаний и информации новые современные подходы для решения наиважнейших вопросов государства , общества и личности. Менеджмент, представляющий собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создать совершенствованные организации и обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами, является самой важней функцией в различных сферах деятельности. В настоящее время, время рыночных отношений, когда еще не все организации сферы сервиса и быта научились принимать эффективные меры по управлению организацией в условиях жесткой конкуренции, все большее значение занимает менеджмент. Управление особо актуально для системы сервиса и быта, так как способен помочь расширению обострившихся противоречий между кризисным состоянием экономики и высокими темпами роста сферы, между спросом и фактическим предложением. Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию методов управления в организации сервиса и быта, предприятия для достижения которой необходимо решить следующие задачи: выявить сущность, основные понятия управления в сфере услуг, провести технико-экономический анализ деятельности предприятия, определить недостатки и скрытые возможности в данной организации, разработать комплекс мероприятий по совершенствованию методов управления и определить их эффективность. Объектом исследования является предприятия, основной деятельностью которой является удовлетворение потребителей в фотоуслугах и расположенное в городе Тихвин Ленинградской области. В качестве предмета исследования выступает управленческая деятельность фотоателье с насущными проблемами и разработкой комплекса мероприятий по их устранению.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ СЕРВИСА И БЫТА
Управление – система программно-целевого, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции [4]. Она изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом. Управление представляет собой систему взаимосвязанных действий: организация и управление, постановка целей и корректировка задач, разработка этапов работы, налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации), регулирование процессов, сбор и обработка информации, анализ информации, подведение итогов работы [8]. Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации творческой активности и лояльности каждого работника. Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат и максимизации доходов от результатов производства – выпуска продукции и услуг. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяет ограничить или определить риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Цель менеджмента сводиться к постоянному преодолению риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем. Важнейшей задачей управления является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В связи с вышеизложенным, в задачи управления входит: обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы; постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирм. Управление в организациях сфере обслуживания имеет ряд особенностей [19]: непосредственный контакт производителя услуг с потребителем (парикмахерские, ремонт бытовой техники и т.п.), сложность измерения качества оказываемых услуг и эффективности деятельности работников (например в организациях библиотечной сферы, парикмахерские и т.п.), характерная для некоторых организаций более высокая трудоемкость услуг при относительно меньшей фондоемкости и материалоемкости). Необходимо отметить, что большинство организаций коммерческого сектора сферы обслуживания и быта по определяющим параметрам относятся к малым предприятиям, в виду чего, они имеют ограничительные характеристики свойственные малым организационным формам, а в частности: упрощенная форма учета, возможность более тесного контактирования работников, руководителей и подчиненных между собой (что способствует сплочению коллектива, формированию дееспособной корпоративной культуры), более высокая интенсивность обмена со внешней средой, необходимого для обеспечения эффективной обратной связи в процессе управления. Основными функциями управления предприятием являются: перспективное и текущее планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению; функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними; руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей; контроль и учет, заключающийся в отнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы [4]. Т.о., основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером четырех общих функций, которые и составляют цикл менеджмента: организация, планирование, мотивация и контроль. Важной функцией управления считается планирование. Оно позволяет поддерживать пропорциональность производства, слаженную работу всех подразделений предприятия, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря этому обеспечивается необходимая организация хода производства – динамическое равновесие внутренних процессов предприятия. Организация представляет собой совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное использование предметов и средств труда в процессе трудовой деятельности с целью установленных для предприятия плановых заданий. Только при соответствующей организации производства продукции становиться возможным эффективное взаимодействие людей в процессе совместного труда, целенаправленность и четкая согласованность всех элементов системы. Мотивация персонала, воздействие на людей, стимулируя их к труду для успешного выполнения поставленных задач можно с помощью методов: поощрения и наказания. Система стимулов представляет собой совокупность вознаграждений, обещанных работнику за выполнение данной работы с определенной эффективностью. Мотивация бывает материальной, моральной и социальной. Материальная мотивация осуществляется путем выплат сотрудникам заработной платы, премий и других видов материального вознаграждения. Моральная мотивация – благодарность, грамота, фото на доске почета и пр. Социальная мотивация состоит в создании условий для интересной творческой работы в дружном, слаженно работающем коллективе, в котором каждый человек может рассчитывать на поддержку и взаимопомощь коллег по работе. Контроль как заключительная функция цикла менеджмента заключается в наблюдении за ходом производственных процессов, выявлении отклонений от них. С помощью учета результатов работы достигается оценка ее итогов. Система контроля должна разрабатываться от индивидуальных особенностей каждого предприятия. Функции управления, входящие в состав цикла управления (планирование, организация, мотивация, контроль), находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости. Так функция контроля тесно связана с функцией планирования, поскольку на базе информации, полученной при контроле, и ее анализе и управляющего появляется возможность внесения необходимых уточнений в ранее намеченные планы производства. Продуманный комплекс действий менеджера по мотивации персонала во многом способствует совершенствованию организационной структуре предприятия (сокращение лишний подразделений и должностей с последующим повышением уровня оплаты труда оставшимся сотрудникам), повышению производительности труда и качества работы.
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ СЕРВИСА И БЫТА
Управление, играя определенную роль в организации, затрагивает практически все сферы ее деятельности. Управление организацией представляется как процесс осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ее целей, причем управление включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности. Структура стратегического управления представлена на рис.1.2.1 [2]. Анализ среды
Определение миссии и цели Выбор стратегии
Выполнение стратегии
Оценка и контроль выполнения
Рис.1.2.1. Структура стратегического управления
1.2.1. Анализ внешней среды Процесс управления начинается с получения и обработки информации о состоянии управляемого объекта, для чего проводиться анализ внешней и внутренней среды предприятия сферы обслуживания и быта. Внешняя среда – комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность организации [21]. Различают среду прямого воздействия, которая непосредственно воздействует на предприятия, и среду косвенного воздействия, которая оказывает побочное влияние, однако в ряде случаев последствия такого воздействия гораздо существенней, чем влияние среды прямого воздействия. К факторам среды прямого воздействия относятся: потребители (именно они определяют какую продукцию производить, по какой цене ее можно продать); поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов (особенно остро стоят вопросы обеспечения организаций финансами и качественными трудовыми ресурсами); конкуренты (фактор, определяющий стратегию, цели и задачи организации), законы и государственные органы (формируют нормативную базу создания и функционирования организации, фискальную политику). К факторам косвенного воздействия относятся: состояние экономики (включает уровень цен, тарифов, инфляции, платежеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты и другие показатели); научно-технический процесс (характеризует уровень развития науки и техники, высокий уровень технологического прогресса вынуждает производственные предприятия разрабатывать и внедрять новые технологии); политика (фактор политической стабильности – важнейшее условие деятельности предпринимателей как отечественных, так и зарубежных); социальные факторы (это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе, по отношению к женщине, людям разного цвета кожи, молодежи, людям преклонного возраста); международные события (система законодательства, таможенная и налоговая политика, трудовые ресурсы, валюта и т.д.). Поскольку предприятие сервиса и быта можно рассматривать как самоорганизующийся и само развивающийся объект, именно внутренняя среда в первую очередь определяет характер и успешность деятельности предприятия и ее анализ вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, и позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, интересы, квалификация и т.п.; организация управления; производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки; финансы предприятия; маркетинг; организационная культура.
1.2.2. Определение миссии и целей организации Анализ среды обеспечивает базу для определения миссии и целей организации сервиса и быта, рассматриваемого как одного из процессов стратегического управления. Этот этап состоит из трех подпроцессов: определение миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение; определение долгосрочных целей (цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла); определение краткосрочных целей (цели, достигаемые в течение одного года). Миссия – определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе [17]. Миссия организации должна отражать интересы таких групп населения, как собственники организации, сотрудники, покупатели продукта предприятия, деловые партнеры, местное сообщество, общество в целом. Наиболее устойчивое, сильное и специфическое влияние на миссию организации оказывают интересы собственников, сотрудников, покупателей, в связи с чем, миссия предприятия должна сформулирована так, чтобы в ней находило проявление сочетания интересов этих групп людей. Цель – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации, которые отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли в отрасли в целом. Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз: выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении; установление целей для организации в целом; построение иерархии целей; установление индивидуальных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становиться ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремиться. А зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения. 1.2.3. Анализ и выбор стратегии На этом этапе руководство организации, ответив на вопрос «Каким делом мы занимаемся?», готово заниматься вопросами: «Куда мы направляемся?» и «Как мы попадем из точки, где находимся сейчас, в точку, где мы хотим быть?». Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа или оценки [15]. На первом этапе создаются стратегии, которые позволяют достичь поставленных целей, при этом важно разработать как можно больше число альтернативных стратегий. Как считает один из ведущих специалистов в области стратегического управления М. Портер, существует три основные области выработки стратегии поведения организации на рынке: область, связанная с минимизацией издержек производства и реализации своей продукции (за счет более низких цен на аналогичную продукцию завоевание большей доли рынка); область, связанная со специализацией в производстве продукции (осуществление высокоспециализированного производства и маркетинга для установления лидерства в области производства своей продукции); область, связанная с определенным сегментом рынка и концентрацией усилий на нем (работа фирмы на четко определенном сегменте рынка). Процесс выбора стратегии включает в себя такие подэтапы, как; уяснение текущей стратегии; анализ портфеля продукции; выбор стратегии и его оценка. Анализ портфеля продукции проводиться по шести шагам: выбор уровней в организации для проведения анализа портфеля продукции; фиксация единиц анализа, которые охватывают один или несколько продуктов, удовлетворяющие схожие потребности; определение параметров матриц анализа портфеля продукции; измерение силы бизнеса (доля рынка, рост доли рынка, лидерство в качестве, издержки и т.п.); сбор и анализ данных, из которых выделяют четыре более важные направления (конкурентоспособность, возможности и угрозы фирмы, ресурсы и квалификация кадров, привлекательность отрасли); построение и анализ матриц портфеля продукции (для построения прогнозов по поводу будущего состояния матриц); разработка динамики изменения матриц для уяснения того, приведет ли переход портфеля продукции в новое состояние к достижению фирмой стоящих перед ней целей; формирование нового портфеля продукции; анализ полученных вариантов и окончательный выбор портфеля продукции. Выбор стратегии осуществляется на основании анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы с учетом анализа портфеля продукции, а также характер и сущность реализуемых стратегий. Основные ключевые факторы, которые в первую очередь должны быть учтены при выборе стратегии: сильные стороны отрасли и сильные стороны организации (сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидирующем положением , и укреплению этого положения, слабые же организации должны выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы, а при отсутствии таковых, покинуть данную отрасль); цели фирмы; интересы и отношение высшего руководства (влияние личных симпатий и антипатий со стороны руководителей на выбор стратегии); финансовые ресурсы (любые изменения в поведении фирмы влекут изменение его финансового состояния); квалификация работников (не обладая достаточно полной информацией о квалификационном потенциале, руководство не может сделать верный выбор стратегии); обязательства фирмы (необходимо помнить, что при выборе новой стратегии обязательства прежних ле …………………………………………………………………….. …………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………..
---------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабкина Л.Н. Маркетинг: Учебное пособие. – СП б.: Изд-во СпбИКиТ, 1997. – 101 с. 2. Виханский О.С., Науменко А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998 – 528 с. 3. Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным процессом. М., - 1991. 4. Герчикова А.И. Менеджмент – М: Финансы и статистика, 1999.– 420 с. 5. Гончаров В.В. В поисках совершенного управления: уководство для высшего управленческого персонала. В 2т. – М: МНИИПУ, 1996. 6. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования М.: Мастерство, 2002. – 288с. 7. Карданская Н.Л. Принятие управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. 8. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 650 с. 9. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Пер. с англ. под ред. Ноздревой Р.Б.-М.: Юнити, 1998. - 787 с. 10. Котляров С.А. Управление затратами. - СПб.: Питер, 2001.- 160 с. 11. Менеджмент, маркетинг и экономика: Учебное пособие / Под. ред. А.П.Егоршина.– Н. Новгород: НИМБ, 2001. – 624 с. 12. Микитьянц К.С. Организация рекламной деятельности: Методич. указания. – СПб.: СПбГУКиТ, 2001.-35 с. 13. Организационно-методические аспекты и стратегии антикризисного управления предприятием: Учеб. пособие / Под. ред. Федотовой А.В. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. – 306 с. 14. Оценка бизнеса / Под ред. Грязновой А.Г., Федотовой М.А. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 256 с. 15. Папкин А.И. Основы практического менеджмента: учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 16. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Пер. с анг. – М: ИНФРА-М, 2000. 17. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления: Практикум. – М.: ИНФРА-М, 1999. 18. Управление социальной сферой / Под. ред. Гордина В.Э. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 289 с 19. Устав предприятия 20. Хлусов В.П. Основы маркетинга. - М.: Изд-во Приф, 2000. – 170 с. 21. Экономика и статистика фирм / Под. ред. Ильенковой С.Д. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 106 с. 22. Экономико-статистический анализ: Учебное пособие / Под. ред. Ильенковой С.Д. - М.: Юнити - Дана, 2002. – 215 с. 23. Экономика и управление на прдприятиях в сфере сервиса. Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальности 060800. – СПб.: Изд-во ИИГ «АКТиБ», 2002 – 59с.