Воскресенье, 28.04.2024, 19:33
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Менеджмент » Диплом

21279 Малый бизнес

Содержание

Введение 5
Глава 1 Теоретические основы малого бизнеса 7
1.1 Понятие и характеристика малого бизнеса 7
1.2 Менеджмент в малом предприятии
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса
Глава 2 Малое предпринимательство на современном этапе
2.1 Характеристика современного состояния малого предпринимательства в РФ
2.2 Сущность федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2006 – 2008г.
Заключение
Список использованной литературы


Введение

Главная особенность рыночной экономики состоит не в использовании товарно-денежных отношений (оно имело место в рамках прежней системы), не в отказе от планирования (маркетинг изменяет лишь характер его субъектов, объект и методы), не в отходе от общественного производства (его наиболее действенной формой является информатизация, а не огосударствление имущества), а в изменении форм связи производства и потребления, перехода от вертикальных, управляемых центральными к горизонтальным, непосредственным связям производителей и потребителей с участием представляющих их интересы посредников, ассоциаций собственников, предпринимателей, наемных работников, потребителей, защитников природы, национальной культуры и т.д.
Актуальность и значимость рассматриваемой темы определяется тем, что сегодня на фоне общей стабилизации экономики, снижения темпов инфляции и росте ВНП современные малые предприятия никак не могут выйти на качественно новый уровень развития, ориентируясь в основном на сферу торговли.
Интерес данной темы состоит еще и в том, что малый бизнес является основой экономики развитых стран. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП [19] Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число малых предприятий превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. [19]. В США малые предприятия дают почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Но дело не только в этом... Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение коньюктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Поэтому становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики современной Россия.
Цель исследования – выявить основные проблемы малого бизнеса в РФ и предложить меры по улучшению ситуации.
Исходя из цели исследования можно выделить ряд задач:
• Исследовать теоретические аспекты малого предпринимательства;
• Проанализировать и обобщить практический опыт становления малого предпринимательства в РФ;
• Разработать методические рекомендации и определиться, что на чем в сложившейся ситуации лучше акцентировать свое внимание.
Объектом исследования является малый бизнес.

1. Теоретические основы малого бизнеса

1.1 Понятие и характеристика малого бизнеса

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные. [19]
Рассмотрим как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве., полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.
В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
наименьшие – 1 – 24 занятых;
малые – 25 – 99 занятых;
промежуточные – 100 – 499 занятых;
крупные – 500 – 999 занятых;
крупнейшие – 1000 и более занятых.
Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.
Под субъектом малого предпринимательства в Российской Федерации понимаются коммерческие организации в уставном капитале которых доля участия, субъектов Российской федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого пред-принимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малого предприятия) [19]:
в промышленности -100 чел;
в строительстве -100 чел;
на транспорте -100 чел;
в сельском хозяйстве - 60 чел;
в научно-технической. сфере - 60 чел;
в оптовой торговле - 60 чел;
в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 чел;
в остальных отраслях и при осуществлении других
видов деятельности - 50 чел.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относится к таковым по критериям того вида деятельно-сти, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности, указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Становление рыночной экономики и развитие бизнеса выдвигают объективную необходимость широкого использования нововведений. Особая роль в осуществлении инноваций принадлежит финансовому менеджменту и маркетинговым системам. Известно, что сущность самого предпринимательства заключается в реализации каких-то свежих бизнес-идей, основанных на использовании различных научно-технических нововведений. Увы, к сожалению, уровень развития российской науки и техники оставляет желать много лучшего, что чаще всего дает себя знать при выходе наших предприятий на внешние рынки. Инновационный процесс в малом бизнесе характеризуется:
• многочисленностью и неопределенностью путей достижения цели и высоким риском;
• невозможностью детального планирования и ориентацией на прогнозные оценки;
• необходимостью преодоления сопротивления как в сфере сложив-шихся экономических отношений, так и в сфере интересов участников инновационного процесса.
В малом бизнесе эти особенности обычно учитываются явно недоста-точно, что, конечно же, не свидетельствует о высокой инновационной культуре у нас сегодня. Сложность проблемы в России состоит еще в том, что простое накопление выгодных, казалось бы, для использования в малом предпринимательстве научных результатов сплошь и рядом автоматически не запускает в ход соответствующие инновационные процессы. Для этого, вероятно, требуется наличие какой-то дополнительной, посреднической, системы. При торговле новшествами отпадает один из наиболее характерных признаков товарооборота - отсутствие точных сведений о потребителе и связанная с этим неполная ясность о возможностях спроса на товар. Функция свободного спроса и предложения как форма регулирования при этом не исключается (например, на информацию), но имеет более ограниченный характер. Само по себе новшество в малом предпринимательстве, кроме опытной продукции, не имеет прямой потребительской стоимости. Но использование или приспособленное к нуждам производства и внедренное в него оно может привести к созданию новых потребительных стоимостей. В силу этого потребительская стоимость в малом бизнесе опосредована и проявляется дополнительно.
Стоимость новшества в малом бизнесе не имеет прямой связи с трудом, вложенным в его производство, как и со временем, в рамках которого этот труд был затрачен. Эта стоимость определяется исключительно тем эффектом, который новшество создает в производстве, т. е. капитализированным эффектом. Сказанное относится и к цене новшества. Ее сущность может быть определена как выраженная в деньгах стоимость эффекта, полученного с использованием новшества. Особенности стоимости новшества определяют и специфику его цены, и способ ее образования (рисунок 1).
В настоящее время многими предпринимателями при определении це-ны на новшества допускается ряд характерных ошибок:
• прямое использование сметной стоимости (себестоимости) выпол-ненных работ при создании новшества. Цена ,построенная путем учета за-трат, не является стоимостью новшества и ничем в принципе не отличается от простого возмещения затрат;
• уход от затратной основы при формировании цены через категорию экономического эффекта. Экономический эффект работает как сравнительная категория в аналитической, а не практической области, и не может быть использован в условиях рынка новшеств;
• имеются попытки создать видимость более полной оценки новшества путем прибавления к затратам на его создание дополнительной прибыли, выступающей в роли меры экономической эффективности.
Но эта прибыль не может служить мерой эффективности научного труда (новшества), и ее стимулирующее влияние практически несопоставимо с понесенными затратами. Причиной этих ошибок являются нечеткие преставления о характере научного труда, главная особенность которого заключается в том, что он может создавать прибавочной продукт, многократно превышающий затраты на его получение; - о продукте научного труда, который только при определенных условиях может быть приравнен к товарной продукции в силу возможностей его использования в материальном производстве с целью удовлетворения конкретной общественной потребности и получения прибыли. Если новшество в малом бизнесе применяется непосредственно в материальном производстве, то цена должна исходить из ожидаемых экономических результатов именно этого производства (цена фактора производства).

Рисунок 1 - Особенности определения стоимости и цены новшества

Во всех остальных случаях в условиях рынка цена на него всегда является условной. Исключительную важность для рынка новшеств приобретает взаимодействие инновационной организации (продавца новшеств) и покупателя. Особенность такого взаимодействия состоит в том, что указанный рынок поддается ''субъектному'»программированию, точной адресации новшества и применению маркетинговых методов управления созданием и реализацией новшеств. Практика показывает, что в условиях рынка покупатель новшества не может его проверить до того , как он совершил сделку. В результате он всегда опасается за качество новшества и занижает цену на него, страхуя свой риск. Инновационная организация в малом предпринимательстве, сталкиваясь с осторожным поведением поку-пателя, обусловленным асимметричностью рыночной информации о качестве новшеств, может попытаться снизить порог недоверия, используя вместо кардинальных новшеств набор (комбинации) известных технических решений. Каковы же возможности уменьшения асимметричности информации о качестве новшеств? На наш взгляд, это; повышение инновационной репутации продавца (предприниматели больше доверяют характеристикам новшеств в том случае, когда продавец им известен и имеет хорошую репутацию в промышленности или на рынке товаров); адресность новшества и информирование будущих покупателей (предпринимателей) в процессе создания новшества. Вообще следует отметить, что активность и адресность в этом вопросе сокращают временной отрезок от момента появления новшества до его коммерческой реализации. Ожидаемая цена новой продукции или продукции, произведенной с использованием новшеств в малом бизнесе, определяется несколькими способами:
• прямым укрупненным расчетом себестоимости продукции с учетом прогнозируемой рентабельности и налога на добавленную стоимость;
• путем анализа запросов потребителей по уровню цены в связи с потребительскими свойствами и качеством продукции;
• путем качественного сопоставления новой продукции с продукцией-аналогом и установлением условной цены на новую продукцию;
• исходя из цены продукции, вырабатываемой в опытных условиях на демонстрационных мощностях экспериментальных заводов, с перерасчетом ее применительно к промышленному производству;
• руководствуясь уровнем цены продукции зарубежного аналога.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Заключение

Итак, как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого бизнеса, является численность персонала (занятых работников), размер капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих.
Мировая практика свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Однако в России малый бизнес развивается в нестабильных экономических и политических условиях переходного периода. Положение многих малых предприятий осложняется тем, что они, как представители нового сектора экономики, не включены изначально в сложившееся распределение прав собственности и систему хозяйственных связей и отношений. Поэтому в Российской Федерации каждые два года принимается новая программа по поддержке малого предпринимательства. Как правило данные программы направлены на:
• предоставление налоговых льгот;
• надежные законодательные гарантии;
• получение льготных кредитов под конкретные проекты;
• создание информационной среды;
• защита от произвола местных чиновников;
• cодействие в получении помощи от зарубежных организаций;
Тем не менее далеко не все законодательные инициативы оказываются действенными на практике. Новая программа поддержки малого предпринимательства на 2006-2008годы направлена прежде всего на снижение социальной напряженности, создание среднего класса, обеспечение правовой поддержки малого бизнеса. Новая программа предусматривает:
• оптимизацию нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства;
• развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
• совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства;
• совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства;
• укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства.

Список литературы

1) Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновации на предприятии. - М.: Экономика, 2005г. – 526c.
2) Долгопятов Т.Г. Малый бизнес в России. – М.: Финансы и кредит. 1996. – 218с.
3) Дыбин Д.С. О малом предпринимательстве в России./Эксперт, 2006. - № 5. – с.27
4) Желтов Л.К. О развитии малого бизнеса в России./ Эксперт, 2007. - №9. – с.53
5) Желтов Л.К. О новой федеральной программе государственной поддержке малого предпринимательства на 2006-2008гг./Эксперт, 2002.- № 2. – с. 14
6) Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление. - М.: Финансы и статистика, 1998. – 315с.
7) Инновационный менеджмент. Учебник / Под редакцией С. Д. Ильенковой. – М.: Юнити, 1997. – 125с.
8) Кохно П.А. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1998. – 278с.
9) Кутейников А.А. Искусство быть новатором. - М.: Знание, 1990г. – 329с.
10) Курс экономической теории. Учебное пособие / Под общей редакции профессора Ю.И. Чепурина, профессора Е.А. Киселевой. - М.: АСА, 1995. – 624с.
11) Малое предпринимательство в России. – М.: Госкомстат России, 2005. – 143с.
12) Менеджмент организации. / Под редакцией д.э.н.,проф. З.П. Румянцевой, д.э.н.,проф. Н.А. Соломатина. - М.: ИКФА, 2006. – 430с.
13) Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное малое предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, инновации. – М.: Финансы и кредит, 2005г. – 510с.
14) Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1998. - 296 с.
15) Предпринимательская деятельность в России. Сборник законодательных и нормативных актов. М.: Финансы и статистика, 1997. – 320с.
16) Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инновации). - М.: Экономика, 2005. – 451c.
17) Серегин А.М. Эффективность малого бизнеса. - М.: Экономика, 1998. – 267c.
18) Современный бизнес. Учебник/ Под редакцией С.Д. Ильенковой.– М.: Республика, 1995. – 425c.
19) Шадрин В.В. Менеджмент малого бизнеса (Малое предпринимательство в отечественной практике). – М.: МАН ИПТ, 2006. – 438c.
20) Шулус А.А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. / Российский экономический журнал, 1997. – №11. - c.17
21) Экономика и статистика фирм / Под редакцией С.Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 178с.
22) Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства) / Под редакцией В.Д. Камаева. - М.: Экономика, 1993. – 305с.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ