Воскресенье, 28.04.2024, 00:42
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Менеджмент » Диплом

21368 Производственно-рыночная деятельность предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..
Раздел I. Краткая характеристика производственно-рыночной деятельности
предприятия…………………………………………………………………
Раздел II. Анализ общих показателей рыночной деятельности предприятия…….
2.1. Анализ выручки от реализации продукции……………………………………..
2.2. Анализ доходов предприятия…………………………………………………….
2.3 Анализ расходов (издержек) предприятия………………………………………..
2.4. Анализ прибыли и рентабельности………………………………………………..
Раздел III. Фонды и средства предприятия и эффективность их использования…
3.1. Анализ основных фондов и средств предприятия……………………………….
3.2. Анализ оборотных фондов предприятия…………………………………………
Раздел IV. Кадры предприятия, производительность, оплата труда………………..
Раздел V. Финансовое состояние предприятия, его оценка и анализ…………………
5.1. Характеристика финансовых ресурсов предприятия……………………………..
5.2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия…………………….
5.3. Анализ доходности предприятия…………………………………………………
5.4. Анализ кредитоспособности предприятия……………………………………...
5.5. Анализ финансовой устойчивости предприятия…………………………………
Раздел VI. Планирование основных показателей деятельности предприятия…….. Заключение………………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………….…….

.3

.7
15
15
18
20
26
31
31
38
42
48
48
58
66
67
68
69
79
86

ВВЕДЕНИЕ

С переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.
Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Содержание анализа вытекает из функций. Одной из таких функций являться - изучение характера действия эко-номических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа - контроль над выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Также другая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И наконец - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.
Финансовый анализ – это процесс, при помощи которого оценивается прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности предприятия. Он проводится по-разному, в зависимости от поставленной задачи. Он может использоваться для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью. Он может служить для оценки деятельности руководства организации. Он может быть использован для выбора направлений инвестирования капитала. И, наконец, он может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности предприятия в целом.
Анализ финансового состояния решает следующие задачи:
- во-первых, выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов, оценивает потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости и т.п.;
- во-вторых, позволяет оценить правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;
- в-третьих, в результате финансового анализа можно проконтролировать правильность составления финансовых потоков предприятия, соблюдение норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразность осуществления затрат.
В нынешних условиях для большинства предприятий характерна «реактивная» форма управления деятельностью, то есть принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между: интересами предприятия и фискальными интересами государства; ценой денег и рентабельностью производства; рентабельностью собственного капитала и рентабельностью финансовых рынков; интересами производства и финансовой службой и т.д.
Одной из задач реформирования предприятия является переход к управлению финансово-хозяйственной деятельностью на основе анализа ее финансового состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Результаты финансово- хозяйственной деятельности предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (потребителей и производителей, кредиторов, акционеров, инвесторов), так и внутренних (работников административно-управленческих подразделений, руководителей предприятия и др.).
Значение экономического анализа и, в частности, финансового анализа предприятия здесь трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка экономической стратегии предприятия. На основе данных итогового анализа финансовых характеристик предприятия осуществляется выработка почти всех направлений его финансовой политики, определяются экономические ориентиры развития предприятия в будущем.
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию деятельности электро-лампового завода (ОАО «ЭЛЗ»).
Поэтому основными задачами дипломного исследования являются:
1. Анализ сущности и роли финансового анализа в обеспечении эффективности деятельности предприятия.
2. Исследование методологических особенностей проведения анализа финансового состояния предприятиями Российской Федерации.
3. Характеристика организационного построения ОАО «ЭЛЗ».
4. Анализ основных показателей производственно-рыночной деятельности ОАО «ЭЛЗ», в частности:
- выручки от реализации продукции;
- расходов (себестоимости);
- прибыли и рентабельности.
5. Исследование комплексных характеристик изменения финансового состояния ОАО «ЭЛЗ» за период с 2000 по 2004 гг., а именно:
- анализ финансовых ресурсов;
- анализ ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности;
- анализ деловой активности и эффективности деятельности;
- анализ финансовой устойчивости и вероятности банкротства.
6. Разработка мероприятий по совершенствованию финансового состояния ОАО «ЭЛЗ».
Объектом исследования является ОАО «ЭЛЗ».
Предмет исследования: показатели деятельности ОАО «ЭЛЗ».
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы и программно-методической документации; традиционные и математические методы экономического анализа; теоретическое моделирование; метод опроса; метод статистического анализа.

РАЗДЕЛ I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-
РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Открытое акционерное общество «Электроламповый завод (ЭЛЗ)» - предприятие современное, оснащенное прогрессивным технологическим оборудованием и передовыми технологическими процессами.
Завод занимается изготовлением и поставкой электроламп для различных отраслей промышленности и быта.
История становления ЭЛЗ началась 10 января 1968 года, когда Государственная приемочная комиссия, назначенная Министерством Электротехнической промышленности СССР, приняла в эксплуатацию пусковой комплекс электролампового завода производственной площадью 9720 кв. м с оборудованием мощностью 56 млн. штук ламп в год.
В честь 50-летия ВЛКСМ в 1968 году заводу было присвоено звание «Электроламповый завод имени 50-летия ВЛКСМ».
Спустя 23 года успешной деятельности, завод начал вести подготовительную работу по преобразованию в ак-ционерное общество. 23 августа 1991 года Устав Акционерного общества закрытого типа «ЭЛЗ» был зарегистрирован в Министерстве финансов СССР.
В 1995 году Устав Акционерного общества закрытого типа «ЭЛЗ» был переработан и полное наименование АО «ЭЛЗ» получило – Акционерное Общество открытого типа «Электроламповый завод».
21 июня 1996 года – Открытое Акционерное Общество «Электроламповый завод».
За 1991-2000 годы завод с большими трудностями входил в рыночную экономику.
Сегодня, пройдя через сложные и неоднозначные годы перестройки общества и экономики (2001-2004 гг.), коллектив акционерного общества с честью вышел из трудного положения и с большой уверенностью в будущее на-бирает темпы производства.
Главным учредительным документом ОАО «ЭЛЗ» является Устав, утвержденный общим собранием акционеров 21.06.1996 г.
Устав ОАО «ЭЛЗ» состоит из 12 статей, в которых помимо общих сведений, содержатся условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления и исполнительных органов общества, порядке принятия ими решений; о порядке ведения учета и отчетности, а также о порядке ведения учета и отчетности, а также о порядке ликвидации и реорганизации общества и др. Устав ОАО «ЭЛЗ» представлен в приложении.
Основной целью ОАО «ЭЛЗ» является получение прибыли.
Основными видами хозяйственной деятельности являются:
- производство источников света;
- выпуск различных видов товаров народного потребления;
- оказание различного рода услуг предприятиям, организациям и населению;
- развитие подсобного сельскохозяйственного производства;
- осуществление строительных, ремонтно-строительных и строительно-монтажных работ;
- проведение снабженческо-сбытовых, торговых и посреднических операций;
- внешнеэкономическая деятельность.
При этом в число основных задач ЭЛЗ входит: поддержание высокого уровня своей марки за счет хорошего качества продукции, постоянного совершенствования технического уровня производства, обновления продукции, обу-чения и вовлечения в трудовой процесс молодежи и постоянной заинтересованной работы с потребителями продукции завода, а также постоянное стремление к максимальному удовлетворению требований по качеству, поставкам и расчетам за продукцию.
Среди основных элементов организации хозяйственной деятельности ОАО «ЭЛЗ» доминирующим является его организационное построение (структура), т. е. конструкция, на основе которой происходят управление производственной деятельностью, а также устойчивые связи между звеньями завода.
Организационное построение ОАО состоит из 5 основных звеньев, каждое из которых включает в себя отделы, бюро, другие подразделения. Деятельность каждого звена координирует директор или начальник, подчиняющийся генеральному директору. Работу отдельных структурных подразделений возглавляет начальник этого подразделения, который подчиняется только единственному вышестоящему начальнику.
Каждая структурная единица ЭЛЗ имеет четко сформированные цели и функции. Организационная структура завода снабжена эффективной системой связи, обеспечивающей обратную связь.
Как любое промышленное предприятие, ОАО «ЭЛЗ» состоит из производственных подразделений, цехов, участков, а также обслуживающих хозяйств, органов управления, организаций, учреждений, призванных удовлетво-рять нужды работников завода и членов их семей.
Комплекс производственных подразделений, организаций по управлению ЭЛЗ и обслуживанию работников, их количество, форма взаимосвязи и соотношения между ними образуют общую структуру завода, которая представлена на схеме 1.
Производственные подразделения завода – цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе), взятые в совокупности, составляют его производственную структуру.
Руководит работой производственных подразделений начальник производства. Ему подчиняются начальники всех основных, вспомогательных, побочных и подсобных цехов, участков, отделов производственного звена. Он же координирует и контролирует деятельность каждого из них.


В число основных цехов ОАО «ЭЛЗ» входят: сборочный цех, стирально-электродный цех. Производственные участки завода организованы по принципу технологической специализации, т. е. на них выполняются технологические операции определенного вида. Так в сборочном цехе организован участок газоочистки, в спирально-электродном цехе – участок технохимии, галогенный и картонажный участки.
В каждом цехе и на каждом участке завода выполняются строго определенные операции. В заготовительном цехе из рациональных заготовок изготавливаются сборочные единицы (полуфабрикаты) такие как: цоколь, колба, тарелка, штенгель, бусинка и другие. В спирально-электродном цехе из различных металлов изготавливаются спирали, вводы и электроды. Здесь же на участке технохимии осуществляется производство всех химикатов (мастика, флюс, ИТР и др.), используемых при производстве ламп. На галогенном участке производятся комплектующие для галогеновых ламп. На картонажном участке изготавливаются картонные коробки для упаковки готовой продукции. В сборочном цехе завода осуществляются операции по сборке всех полуфабрикатов в единую лампу. Кроме того, на участке газоочистки происходит заварка, промывка, откачка и наполнение ламп.
В производственную структуру завода также входят склад полуфабрикатов и промышленный склад.
Так как производство ОАО «ЭЛЗ» предусматривает одновременное изготовление сериями широкой номенклатуры однородной продукции – электроламп, выпуск которых повторяется в течение продолжительного времени, его можно отнести к серийному типу. Основные особенности организации такого серийного производственного процесса свидетельствуют о специализации завода, осуществляющейся в предметной форме. Предметом специализации ЭЛЗ является изготовление определенного вида продукции конечного потребления, т. е. электрических ламп.
Производство электроламп требует ресурсного обеспечения. Поэтому материально-техническое снабжение занимает одну из ключевых позиций в жизни ОАО «ЭЛЗ». Все сборочные единицы изготавливаются внутри завода из рациональных заготовок, которые закупаются на рынке сырья и мате-риалов.
Так как деятельность завода полностью ориентированна на заказы по-требителей, то сначала здесь планируются объемы производства продукции, затем исходя из них, и с учетом имеющихся запасов устанавливается величина потребности в сырьевых и материальных ресурсах. После этого осуществляется их закупка либо по прямым связям, либо по договорам с поставщиками, путем предварительной оплаты. Основными поставщиками ресурсов для ОАО «ЭЛЗ» являются российские заводы металлургической промышленности, их оптовые посредники в Москве, электроламповые заводы и военные заводы. Так стеклянные колбы ЭЛЗ закупает на Брестском электроламповом заводе, стеклянные трубки – на Смоленском электроламповом заводе, молибден и вольфрам – на заводе «Победит» г. Владикавказ, медь – на Саратовском Военном заводе, платинит – на заводе «Кристалл» г. Владикавказ.
С 2000 по 2004 гг. договора на основные технологические материалы заключались своевременно. Но отсутствие денежных средств зачастую приводило к тому, что привезенные материалы отпускались в производство прямо «с колес».
Не было перебоев в снабжении энергоресурсами и водой. Оплата за энергоресурсы производилась автомашинами.
Конечно, разрыв хозяйственных связей осложнял материально-техническое обеспечение ЭЛЗ, однако на протяжении всего анализируемого периода оно оставалось удовлетворительным.
Ритмичность поставок сырья и материалов зависела от планируемого объема производства и величины имеющихся запасов. В среднем завод осуществлял закупку ресурсов 1 раз в 2 месяца.
Нередко поставщики ЭЛЗ по разным причинам нарушали установлен-ные графики поставок, чем вызывали сбои в работе завода. Так как в числе поставщиков, находятся российские электроламповые заводы – конкуренты ОАО «ЭЛЗ», то при невыполнении ими графиков поставок, руководство ЭЛЗ рассматривает это как элемент ведения недобросовестной конкурентной борьбы.
Среди предприятий поставщиков, обеспечивающих функционирование ЭЛЗ, имеются металлургические заводы города Владикавказа: «Кристалл» и «Победит». Однако тугоплавкие металлы, поставляемые данными заводами, не обладают соответствующим качеством, что впоследствии становится причиной значительного брака по негорящей лампе. При всех трудностях и достигнутых объемах производства выпускать продукцию с высоким процентом брака не имеет смысла. Поэтому руководство ЭЛЗ, заботясь о повышении конкурентоспособности производимых электроламп, ведет постоянную борьбу за улучшение качества используемого сырья и материалов.
ОАО «ЭЛЗ» имеет широкую географию районов деятельности. Потребители продукции завода находятся не только в России, но и за ее пределами. В основном это авиастроительные компании и предприятия автомобильной отрасли, такие как: ОАО «Освар» (Автомобильные светотехнические приборы) г. Вязники, ОАО «Завод Автосвет» г. Киржач, ООО Ставропольский Автоцентр «КамАЗ» г. Мин-Воды, ЗАО «Комбайн-Центр» г. Ростов-на-Дону, ПО «Белорусский автозавод» г. Жодино Белорусской области, а также некоторые местные автоцентры, в том числе московское троллейбусное управление.
Анализ состояния конъюнктуры рынка электроламп в пределах мегаполиса за последние 5 лет позволил сделать вывод о том, за этот период для успешной деятельности ОАО «ЭЛЗ» здесь складывались неблагоприятные социально-экономические, торгово-организационные и другие условия реализации продукции. Несмотря на то, что ЭЛЗ является одним из немногих производителем электроламп и его продукция отличается высоким качеством, научно-обоснованными ценами, у завода были единичные (незначительные) заказы от местных предприятий-потребителей.
В масштабах российского рынка ситуация была несколько иная: наличие конкуренции подталкивало руководство ОАО к постоянному совершенствованию качества продукции, обновлению и расширению выпускаемой номенклатуры, а также установлению цен, адекватных складывающейся конъюнктуре рынка. Благодаря этому электролампы ЭЛЗ были востребованы, и завод вел стабильную работу с заказчиками, поставщиками и потребителями.
Являясь непосредственным субъектом рынка и устанавливая цены на свою продукцию, ОАО «ЭЛЗ» постоянно оценивает соотношение спроса и предложения. О наличии спроса на электролампы завода говорят ежегодно заключаемые договора с предприятиями-потребителями на многократную поставку ламп в течение длительного срока, а также поступающие в течение года заявки на разовое потребление продукции. Обычно за год завод заключает от 40 до 50 договоров-заказов и принимает более 100 разовых заявок.
У ЭЛЗ имеются постоянные заказчики, их договора ежегодно подвергаются пролонгации. В соответствии с заключенными договорами завод ежегодно планирует объемы производства, и затем корректирует их на величину разовых заявок. Таким образом, соотношение спроса и предложения поддерживается в равновесном состоянии.
Практика функционирования ОАО «ЭЛЗ» показывает, что даже незначительное колебание цен на электролампы вызывает изменение спроса на них. Это говорит об эластичности спроса и цены. Данное явление используется для проведения гибкой политики ценообразования и для стимулирования спроса.

РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОБЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Анализ выручки от реализации продукции

Одним из показателей рыночной деятельности ОАО «ЭЛЗ» является выручка от реализации. Она отражает финансовое поступление завода от продажи товаров и продукции, собственного производства.
С 2000 по 2004 гг. ЭЛЗ ежегодно получал выручку. В 2000 г. она составляла 3956 т.р., в 2001 г. – 8678 т.р., в 2002 г. - 36067 т.р., в 2003 г. – 33637 т.р. и в 2004 г. – 28729 т.р. в действующих ценах.
Для проведения адекватной оценки динамики объема, состава и струк-туры выручки, целесообразно привести ее показатели за 2000 и 2003 гг. в со-поставимый с учетом инфляции вид. Полученные показатели приведем в таб-лице № 1.
В 2000 и 2001 гг. завод получал выручку только от реализации продукции собственного производства. С 2002 г. финансовые поступления завода стали пополняться средствами, получаемыми в результате перепродажи различных товаров. За период с 2002 по 2004 гг. состав общей выручки ЭЛЗ оставался постоянным: поступление от реализации продукции собственного производства, то есть широкой номенклатуры электроламп, и от перепродажи товаров, в число которых входили противоугонные устройства для а/м «Нива» и «ГАЗ», резборезы, закатки, съемники и доломитные блоки и др.
Для анализа динамики объема и структуры выручки, рассмотрим показатели, представленные в следующей таблице (см. таб. № 1).
Выручка завода за 2004 г. составила 28729 т.р. Она уменьшилась по сравнению с 2003 г. на 11635 т.р. или на 28,8%. Вместе с тем в 2003 г. также наблюдалось снижение суммы выручки ЭЛЗ по сравнению с предшествую-щим годом на 9842 т.р. или на 19,6%. В 2002 г. выручка завода составляла 50206 т.р. Она выросла по сравнению с 2001 г. на 27496 т.р. или на 78,3%.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анализ хозяйственной деятельности / Под ред. Белобородовой В. А. – М.: финансы и статистика, 1995.
Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ. - М., 2002.
Баканов М. И., Шеремет А. Д. . Теория экономического анализа. - М.: «Финансы и статистика», 2004.
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика,1995.
Большаков С. В. Проблемы укрепления финансов предприятий. // Финансы. – 2002.- № 2., с. 18.
Бухгалтерские и уставные документы ОАО «ЭЛЗ».
Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М., 1993.
Газарян А. В. Значение анализа финансового состояния предприятия для выводов в аудиторском заключении//Бухгалтерский учет. – 2004. - № 7.
Горфинкель В. Я., Швандар В. А. Экономика предприятия. – М.: «Банки и биржи», издательское объединение «ЮНИТИ», 2001.
Грязнова А. Г. Антикризисный менеджмент. – М.: «Тандем», 2002.
Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: «Дело и Сервис», 2004.
Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.
Ковалев А. П. Финансовый анализ и диагностика банкротства: Учебное пособие. – М.: Экономическая академия, 1994.
Ковалев В. В. , Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: «Проспект», 2003.
Ковалев В. В. Финансовый анализ. – М., 2003.
Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2000.
Ковалев В. В. Финансовый. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием. – М.,1995.
Ковалева А. М. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2001.
Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и в торговле. – М., 1994.
Лабодненко Н. В. Аудит и диагностика банкротства//Финансы. – 2000. - № 2.
Литвин М. И. Применение матричных балансов для оценки финансового состояния предприятия//Финансы. – 1995. - № 6.
Малые предприятия: Финансовый анализ и планирование / Современный американский опыт. – М.: Никарт, 1991.
Методическое пособие по финансовому тестированию фирмы. – М.: Инфра-М, 1992.
Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий. – М., 1989.
Родионова В. М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. – М.: Перспектива, 1995.
Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – Минск.: ООО « Новое знание», 2003.
Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Перспектива, 1996.
Шеремет А. Д. и др. Методика финансового анализа предприятия. – М.: Ассоциация бухгалтеров СНГ, НП «ЮНИГЛОБ», ИПО «МП», 1992.
Шеремет А.Д. Анализ экономики промышленных предприятий. – М., 1976.
Шеремет А.Д. Экономический анализ в управлении производством. – М., 1984.
Шишкин А.К., Вартанян С.С., Микрюков В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. – М., 1996.
Экономика предприятия: Учебное пособие / Под. ред. акад. Семенова В. М. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ