Вторник, 07.05.2024, 08:35
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Банковское дело » Диплом

20212 Оценка кредитоспособности заемщика - юридического лица

Титульный лист
Дипломная работа на тему:
«Оценка кредитоспособности заемщика - юридического лица в ОАО «ТрансКредитБанк»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - ЗАЕМЩИКА 6
1.1 Надежность Банка или управление рисками 6
1.2 Понятие «кредитоспособность заемщика», его сущности и содержания 11
1.3 Цель и задачи проведения анализа кредитоспособности заемщика 13
1.4 Сводная характеристика действующих методик оценки кредитоспособности корпоративных клиентов 15
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ТРАНСКРЕДИТБАНК» 26
2.1 Общая характеристика предприятия кредитора ОАО «ТрансКредитБанк» 26
2.2 Анализ финансово-экономических показателей ОАО «ТрансКредитБанк» 30
2.3 Анализ деятельности ОАО «ТрансКредитБанк» по кредитованию корпоративных клиентов 45
2.4 Действующие методики оценки кредитоспособности юридических лиц в ОАО «ТрансКредитБанк» 58
2.5 Анализ финансового состояния ООО «Металл» по действующей методике 79
3. РАЗРАБОТКА МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА 90
3.1 Общие положения по усовершенствованию методики 90
3.2 Разработка механизма оценки кредитоспособности клиента ОАО «ТрансКредитБанк» на примере ООО «Металл» 112
3.3 Эффективность разработки 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 126
ПРИЛОЖЕНИЯ 130


ВВЕДЕНИЕ

Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.
Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляют содержание банковского анализа кредитоспособности.
При анализе кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятия.
Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.
Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на ликвидность, эффективного использования кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителей предприятий.
В связи с тем, что предприятия значительно различаются по характеру своей производственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные и исчерпывающие методические указания по изучению кредитоспособности и расчету соответствующих показателей не представляется возможным. Это подтверждается практикой нашей страны. В современной международной практике также отсутствуют твердые правила на этот счет, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно.
Основная цель анализа кредитоспособности определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.
Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливается тем, что на определённых этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне. В такой ситуации самый, казалось бы, логичный выход - получение банковского кредита, однако на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной. Причина тут не столько в непомерно высоких ставках банковского процента, а, скорее всего в том, что российские предприятия в основной своей массе не соответствуют критериям кредитоспособности, одним из них является показатель рентабельности производства, который должен превышать ставку процента.
Предметом исследования данного дипломного проекта являются методы оценки и анализа коммерческим банком кредитоспособности заемщика.
В качестве объекта исследования выбран ОАО «ТрансКредитБанк».
Целью написания дипломного проекта является изучение подходов к оценке и анализу кредитоспособности клиентов, в том числе на примере деятельности акционерного коммерческого банка «ТрансКредитБанк», и на этой основе – выработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
 определить основные организационно - экономические проблемы оценки кредитоспособности заемщика;
 проанализировать существующие подходы к оценке кредитоспособности;
 охарактеризовать действующие методики оценки кредитоспособности заемщиков;
 проанализировать кредитную политику ОАО «ТрансКредитБанк»;
 проанализировать методику оценки кредитоспособности клиента на примере ООО «Металл»,
 предложить новый механизм оценки кредитоспособности;
 определить эффективность методики оценки кредитоспособности клиента банка.
В соответствие с поставленными задачами работа разбита на три взаимосвязанные части.
При написании работы использовалась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая принципы и методику исследования кредитоспособности заемщиков кредитных учреждений США, Франции и России, финансовая отчетность ООО «Металл», которое функционирует в соответствии с уставом и другими учредительными документами, финансовая отчетность ОАО «ТрансКредитБанк». Много информации на данную тему представлено в периодических изданиях, таких как «Банковское дело», «Деньги и кредит», «Аудит и финансовый анализ», «Банковский журнал», «Коммерсант», «Экономика и жизнь». Кроме того, основу дипломной работы составили законы, инструкции и другие правовые акты, а также внутренние положения и инструкции коммерческого банка.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - ЗАЕМЩИКА

1.1 Надежность Банка или управление рисками

Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их комбинаций на надёжность банка характеризуется рисками.
Риск – потенциальная возможность возникновения события в условиях неопределенности внешней среды, которая поддается количественной и качественной оценке.
Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции .
Банки стремятся получить наибольшую прибыль. Но это стремление ограничивается возможностью понести убытки. Риск банковской деятельности и означает вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше запланированной, ожидаемой. Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск.
По основным сферам возникновения риски подразделяются на внутренние и внешние (Приложение 1) .
Внешние риски :
1. Рыночный риск – это риск потери в связи с изменением динамики рыночных отношений. Банки несут потери по балансовым и внебалансовым статьям в связи с движением рыночных цен. Специфическим видом рыночного риска является валютный риск, связанный с изменением курса валют, а также процентный, фондовый и товарный риски .
Оценка рыночного риска происходит ежедневно. В качестве обязательного дополнения к ежедневной оценке рыночных рисков с помощью внутренних моделей банкам необходимо регулярно проводить проверку на устойчивость к экстремальным изменениям рыночной конъюнктуры (stress-testing – «стресс-тестирование»). Результаты «стресс-тестирования» обязательно должны анализироваться высшим руководством банка и учитываться при выработке политики по управлению рисками и лимитами, утверждаемой советом директоров. «Стресс-тестирование» представляет собой форму сценарного анализа чувствительности банка к экстремальным изменениям рыночных факторов, т.е. к маловероятным кризисным событиям, трудно поддающимся прогнозированию и в силу этого способным привести к аномальным убыткам (или прибылям). Эти сценарии должны охватывать все виды риска, включая рыночный, кредитный риски и риск ликвидности.
2. Инфляционный риск возникает при высоких темпах инфляции, когда обесценение средств происходит быстрее, чем их увеличение.
3. Правовой риск – риск неблагоприятных изменений законодательства по организации отдельных операций и банковского дела в целом.
4. Страновой риск и риск не перевода средств – риски, свойственные международным кредитам и связанные с экономическими, социальными или политическими условиями.
Внутренние риски:
1. Валютный риск - это риск несения убытков вследствие обмена ценности, выраженной в иностранной валюте, на условиях ценности национальной валюты банка. Опасность потери возникает из-за процесса переоценки позиции в иностранной валюте в национальную валюту в стоимостном выражении. Когда банки имеют открытую позицию в иностранной валюте (при которой активы в валюте не равны обязательствам в этой же валюте), процесс переоценки обычно создает либо прибыль, либо потери.
2. Процентный риск - это риск для прибыли, возникающий из-за неблагоприятных колебаний процентной ставки, которые приводят к повышению затрат на выплату процентов или снижению дохода от вложений и поступлений от предоставленных кредитов.
Банки и другие финансовые учреждения, которые обладают значительными средствами, приносящими процентный доход, обычно в большей мере подвержены процентному риску. Если фирма взяла значительные кредиты, то неэффективное управление процентными рисками может привести фирму на грань банкротства.
3. Риск потери ликвидности и банкротства – возникает из-за изменения качества активов и пассивов банка. Недостаточная ликвидность может вызвать неожиданный дефицит платежных средств, который должен быть покрыт путем необычных повышенных затрат, вызывая тем самым уменьшение прибыльности учреждения. В худшем случае, неадекватная ликвидность может привести к неплатежеспособности данного учреждения, с точки зрения краткосрочных обязательств. С другой стороны, чрезмерная ликвидность может вести к низкому уровню доходов на активы и тем самым неблагоприятно повлиять на показатели доходности учреждения.
4. Расчетные риски
a. риски неплатежа или нарушения сроков платежа. Данный риск выступает в двух формах: неполучение или несвоевременное получение платежа за оказанные услуги по вине контрагента-покупателя или обслуживающего его банка в связи с отсутствием средств на корреспондентских счетах; невозможность своевременного выполнения денежных обязательств клиентом в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете (не учитывается риски неплатежа в связи с отсутствием денег у клиента).
b. риски несоответствия выбранной формы расчетов, способов платежа и документооборота характеру сделки и экономическому содержанию расчетной операции.
c. риски несоблюдения нормативных требований к организации расчетов. Это риски несоблюдения и нарушения законодательства и нормативных требований к организации расчетов.
d. операционный риск (технологический) - связан с нарушением процесса электронной обработки информации.
e. риски межбанковских расчетных технологий
5. Риск злоупотреблений и потери репутации - возникает при принятии некомпетентных неправильных решений работниками, мошенничестве и связи с криминальными структурами.
6. Риск проведения отдельных операций – лизинг, факторинг, клиринг и т.д.
7. Кредитный риск – вероятность непогашения основного долга и процентов, непредвиденные обстоятельства, вследствие нежелания или отсутствия возможности у заемщика.
Понятие кредитного риска тесно связано с понятием кредитоспособности заемщика. Чем ниже кредитный риск, тем выше вероятность, что заемщик в полном объеме выполнит свои обязательства перед банком.
Кредитный риск является одним из наиболее серьезных банковских рисков, поэтому именно управлению данным риском следует уделять значительное внимание.
Надёжность банка определяется не только тем, какому риску подвергается банк, но и насколько банк способен им управлять.
Уровень риска, связанного с тем или иным событием, постоянно меняется из-за динамичного характера внешнего окружения банков. Это заставляет банк регулярно уточнять свое место на рынке, давать оценку риска тех или иных событий, пересматривать отношения с клиентами и
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации - М.: Проспект, 2006.
2. Налоговый кодекс РФ (часть I и II). – М.: ИКФ ЭКМОС, 2002.
3. Закон РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»// Консультант плюс
4. Закон РФ «О Залоге» от 29 мая 1992 г. №2872-1. // Консультант плюс
5. Балабанова И. Т. Банки и банковская деятельность. – СПб.: Питер, 2003. – 345с.
6. Банковское дело: стратегическое руководство. / Под ред. В. Платонова, М. Хаггинса. – М.: Консалтбанкир, 2001. – с. 341.
7. Банковское дело: Учебник / Под ред. Колесникова В. И. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 536с.
8. Басовский Л.А. Теория экономического анализа: Учебное пособие для вузов. – М.: Инфра-М, 2001. – 221 с.
9. Белоглазова Б. Н., Толоконцева Г. В. Денежное обращение и банки. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 355с.
10. Быкадаров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово - экономическое состояние предприятия. - М.: ПРИОР, 2003.- 158 с.
11. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и сервис, 2004. – 336 с.
12. Ендовицкий Д.А., Бочарова И.В. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика. – М.: КноРус, 2005.
13. Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело. Курс лекций. – М.: Омега-Л. – 2003
14. Жуков Е. Ф. Банки и банковские операции. – СПб.: Питер, 2004. – 234с.
15. Забелина О.В., Толкаченко Г.Л. Финансовый менеджмент. – М.: Экзамен, 2005. – 224с.
16. Зверев, О. А. Конкуренция на рынке розничных банковских услуг и задачи банковского менеджмента // Финансы и кредит. – 2004. – № 18(156). – С. 3.
17. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 768 с.
18. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с.
19. Коласс Б. Управление финансовой деятельности предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие/ Пер. с франц. Под ред. проф. Соколова Я.В.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.- 576с.
20. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник для ВУЗов. – М.: Маркет ДС, 2003. – 240 с.
21. Кривцова А.Н. Формализованные процедуры оценки кредитоспособности. – М.: ФиС, 2005.
22. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 590с.
23. Лаврушин О. И. Банковское дело: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672с.
24. Лапуста М., Шаршукова Л. Ищите оптимум // Риск. - 1996. - №10.
25. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 354 с.
26. Маркарьян Э. А., Герасименко Г. Г. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: Приор, 2003. – 321 с.
27. Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия / Под ред. А.И. Бужинского, А.Д. Шеремета – М.: ФиС, 2002.
28. Моисеенко А. Защита от невозврата // Финанс. – 2003. - № 3. – с. 14.
29. Морозова Т.В. Методы оценки имущества предприятий//Бух. учет. – 2005. - №3.
30. Основы банковского дела в РФ / под ред. О.Г. Семенюты - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 512с.
31. Печникова А. Банковские операции. – М., 2005. – 368с.
32. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учеб. пособие. - М.: Академический Проект, 2002.
33. Савиных А.Н. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. – 222с.
34. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие/ Г.В. Савицкая. -2-е изд. - М.: Минск: ИП «Экоперспектива», 2002.
35. Семенюта О. Г. Деньги, кредит, банки в РФ. – М.: Банки и биржи, 2003. – 188с.
36. Струченкова Т.В. Современные подходы к регулированию банковских рыночных рисков // Банковское дело, №6 , 2004
37. Товасиева А. М. Банковское дело - М.: ЮНИТИ, 2005. - 671с.
38. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под. Ред. Лаврушина О.И. – М.: Юристъ, 2002.
39. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 384 с.
40. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2004. – 656 с.
41. Финансы предприятий: Учебник для вузов/ Под ред. Н.В. Колчиной.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 447 с.
42. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Под ред. профессора Дробозиной Л.А. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 479с.
43. Фролов Н. Комплексный риск-менеджмент в банке // Банковское обозрение. – 2004. - № 3 (57). – c. 15.
44. Черкасов В. Е. Банковские операции: финансовый анализ. – М.: Консалтбанкир, 2004. – 288с.
45. Шевченко И. В. Совершенствование качества обслуживания клиентов кредитными организациями путем внедрения новейших банковских технологий // Финансы и кредит. – 2004. – № 22(160). – С. 3–7.
46. Экономико-статистический анализ: Учебное пособие для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 215 с.
47. Экономический анализ / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 527 с
48. http://www.rbr.ru
49. http://www.credits.ru
50. http://www.creditrisk.ru
51. http://burocredit.ru
52. http://www.vsevcredit.ru
53. http://www.is.ru
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ