Понедельник, 06.05.2024, 16:53
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Организация производства на предприятии питания » Диплом

21001 Управление эффективностью экспортных и импортных операций предприятия пищевой промышленности

Управление эффективностью экспортных и импортных операций предприятия пищевой промышленности

А Н Н О Т А Ц И Я

Данный дипломный проект посвящен изучению проблемы управления эффективностью экспортно-импортных операций предприятия пищевой промышленности и усовершенствованию системы оценки эффективности конкретной внешнеторговой операции.
В качестве объекта исследования рассматривается предприятие масложировой промышленности, занимающееся рафинацией, фильтрацией и фасовкой рафинированных и нерафинированных растительных масел.
В качестве основных результатов исследований, проведенных в рамках данного дипломного проекта, можно отметить разработку проекта модернизации существующей на рассматриваемом предприятии системы оценки эффективности экспортно-импортных операций и его оценку. Также даны развитые рекомендации по реализации разработанного проекта изменения, направленного на повышение эффективности системы работы с иностранными контрагентами.


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
РАЗДЕЛ 1. Исследование системы деятельности Предприятия и выявление проблем в подсистеме оценки эффективности экспортно-импортных операций 11
ГЛАВА 1. Анализ функционирования подсистемы оценки эффективности экспортных и импортных деятельности на Предприятии, выявление рассогласований и поиск их причин 11
1.1. Анализ внешней среды деятельности Предприятия и требований, предъявляемых к нему 11
1.2. Анализ внутренней среды Предприятия и его возможностей 41
1.3. Особенности экспортно-импортных операций в торговле продукцией пищевой промышленности и оценки их эффективности 62
Выводы по главе 1 64
2.1. Эффективность экспортно-импортных операций как многофакторная система, методы ее контроля и регулирования 66
2.2. Выбор оптимального подхода к определению эффективности экспортно-импортных операций на Предприятии 73
2.3. Определение направлений изменения системы оценки эффективности экспортно-импортных операций на Предприятии 77
2.4. Определение миссии проекта модернизации и его целей по принципу SMART 82
2.5. Разработка стратегии модернизации системы оценки эффективности 89
Выводы по главе 2 95
ГЛАВА 3. Управление реализацией проекта модернизации системы оценки эффективности экспортно-импортных операций на Предприятии 96
3.1. Разработка стратегии преодоления сопротивления модернизации системы оценки эффективности экспортно-импортных операций на Предприятии 96
3.2. Определение перечня мероприятий по реализации проекта модернизации и сфер ответственности, построение графика работ 104
3.3. Разработка системы показателей контроля прогресса проектных изменений 108
Выводы по разделу 1. 111
РАЗДЕЛ 2. Разработка финансово-экономического плана модернизации системы оценки эффективности экспортно-импортных операций на Предприятии 113
2.1. Определение эффективности проекта: критерии и показатели 113
2.2. Исследование доходной части реализации проекта 120
2.3. Исследование расходной части реализации проекта 124
Выводы по разделу 2 130
РАЗДЕЛ 3. Проблемы безопасности труда и предпринимательской деятельности при осуществлении экспортно-импортных операций пищевых продуктов 131
3.1. Законы и международные положения, регулирующие экспортно-импортные операции в торговле продукцией пищевой промышленности 131
3.2. Безопасность труда и предпринимательской деятельности при проведении экспортно-импортных операций 139
Выводы по разделу 3. 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147
РЕКОМЕНДАЦИИ 148
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152
ПРИЛОЖЕНИЯ 158
Приложение 1: Годовая динамика производства растительных масел в РФ 158
Приложение 2: Производство подсолнечного масла в Российской Федерации 159
Приложение 3: Товарная структура экспорта Челябинской области в страны СНГ 161
Приложение 4: Товарная структура импорта Челябинской области из стран СНГ 162
Приложение 5: Производство соевого масла в Российской Федерации 163
Приложение 6: Сетевой график реализации проекта 164
Приложение 7: Параметры событий сетевого графика реализации проекта 165
Приложение 8: Параметры работ сетевого графика реализации проекта 166
Приложение 9: Параметры сетевого графика реализации проекта в целом 167
Приложение 10: График Ганта для мероприятий проекта 168
Приложение 11: Нормативные акты, вошедшие в СанПиН 2.2.2.542-96 170
Приложение 12: Сведения, составляющие коммерческую тайну Предприятия 171

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях развития мирохозяйственных связей и перехода внешнеэкономической деятельности на уровень отдельного предприятия остро встает вопрос принятия обоснованных управленческих решений в данной сфере. При этом разработка эффективных управленческих решений всегда базируется на выборе одного варианта из нескольких. Помимо этого, управление эффективностью экспортно-импортных операций какого-либо предприятия тесно связано с выявлением т.н. резервных зон, а также тех ключевых моментов, которые, в конечном итоге, определяют количественную характеристику эффективности.
Таким образом, управление эффективностью экспортно-импортных операций представляет собой комплексный процесс, который заключается как в проведении оценки, так и в последующем принятии управленческих решений на основе результатов оценки.
С точки зрения внешнеэкономической деятельности наиболее интересным в этом плане становится вопрос об оценке эффективности конкретной внешнеторговой операции отдельного предприятия. Это особенно важно в условиях, когда предприятие действует на рынке насыщенной конкуренции с товаром стадии зрелости.
Нельзя сказать, что проблема грамотной, а главное адекватной оценки внешнеэкономических связей конкретного предприятия пищевой отрасли до сих пор не решалась. Однако, при анализе имеющегося теоретического и практического опыта решения проблемы становится ясно, что данные исследования и теоретические разработки велись не совсем системно. Подобная ситуация связана со многими причинами, основными из которых являются:
 различные уровни субъектов внешнеторговой деятельности (государство, регион, предприятие);
 различные уровни объектов исследования (эффективность экспорта, эффективность импорта, эффективность внешнеэкономических связей, эффективность внешнеэкономической деятельности);
 различные подходы к предмету исследования (эффективность как система характеристик, эффективность как система показателей, эффективность как система интегральных оценок).
С учетом указанных выше причин можно выделить следующие направления исследования эффективности внешнеторговой деятельности:
 хронологическое описание процедур внешнеторговой сделки;
 описание данных процедур в виде логических схем и взаимосвязей;
 описание отдельных инструментов внешнеэкономического маркетинга (как в сфере экспорта, так и в сфере импорта);
 составление перечня относительных показателей, характеризующих эффективность внешнеэкономической деятельности;
 исследование устойчивости внешнеэкономической деятельности как одной из ведущих характеристик;
 факторный подход.
Таким образом, в сфере оценки эффективности внешнеторговой операции существуют разработанные методики поэтапного учета затрат на ее проведение (данные методики носили рекомендательный характер еще во времена СССР), но в то же время отсутствует разработанный и апробированный алгоритм, позволяющий конкретному предприятию выработать свой собственный, наиболее отвечающий особенностям производства, рынка и отрасли, подход к определению доходов и расходов от внешнеторговой операции.
Такое положение в сфере теоретических разработок с одной стороны оказывают негативное влияние, т.к. отсутствие единого подхода на уровне предприятия не позволяет оценивать с точки зрения показателей эффективности конкретной внешнеторговой операции положение (рейтинг) данного предприятия как в отрасли, так и в экономике в целом. Помимо этого, оценка эффективности внешнеторговой операции не только желательна, но и совершенно необходима для предприятия, поскольку любые просчеты в этой области ведут к практически безвозвратным потерям. Эта ситуация тем более чревата осложнениями, если речь идет о тех товарах, для которых характерна минимальная норма прибыли производителя, а прибыльность предприятия достигается только за счет ускоренного товарооборота.
С другой стороны, отсутствие строгих теоретических ограничений позволяет индивидуализировать подход к определению эффективности для каждого конкретного предприятия. Это преимущество тем более велико, что товары, реализуемые или приобретаемые в рамках внешнеторговой деятельности, сильно разнятся по целому набору характеристик: отношение к отрасли производства, степень и глубина переработки, жизненный цикл спроса на товар и самого товара и т.д. Таким образом, состав наиболее значимых переменных, влияющих на количественную оценку эффективности внешнеторговой операции, определяется самим предприятием, что позволяет расширить понятие эффективности экспортно-импортной операции за рамки соотношения “доходы – расходы” и включить в ее оценку такие переменные, как альтернативные или вмененные издержки.
В качестве объекта исследования рассматривается ООО “Сигма”, именуемое в дальнейшем “Предприятие”. Отраслью производства Предприятия является масложировая промышленность, а именно – фильтрация, рафинация и фасовка рафинированных и нерафинированных растительных масел.
Таким образом, главной целью дипломного проекта становится разработка проекта, направленного на модернизацию системы оценки эффективности внешнеторговых операций Предприятия в соответствии с современными условиями и требованиями внешней среды.
Для достижения вышеуказанной цели дипломного проекта необходимо решить следующие задачи:
1. Диагностика объекта исследования и его подсистемы оценки эффективности экспортно-импортных операций, в том числе:
 исследование внешней микро- и макросреды деятельности Предприятия и определение ее возможностей и угроз, а также требований, предъявляемых ею;
 исследование внутренней среды Предприятия и определение его возможностей;
 исследование реализованной на Предприятии системы работы с иностранными контрагентами;
 исследование данной подсистемы с точки зрения адекватности требованиям и с учетом современного состояния окружающей среды бизнеса.
2. Разработка проекта модернизации подсистемы оценки эффективности экспортно-импортных операций объекта исследования, в том числе:
 определение направлений усовершенствования системы оценки эффективности экспортно-импортных операций Предприятия в соответствии с требованиями и возможностями внешней и внутренней среды;
 разработка миссии и целеполагание проекта модернизации;
 выработка стратегии модернизации.
3. Управление реализацией проекта модернизации системы оценки эффективности экспортно-импортных операций объекта исследования, в том числе:
 выявление сдерживающих и движущих сил проекта модернизации, а также разработка стратегии преодоления сопротивления;
 разработка конкретного перечня мероприятий по реализации проекта модернизации с указанием ответственных за исполнение лиц.
4. Оценка эффективности внедрения проекта модернизации системы оценки эффективности экспортно-импортных операций объекта исследований, в том числе:
 исследование расходной части реализации проекта модернизации;
 исследование доходной части проекта модернизации;
 определение эффективности внедрения проекта модернизации.
5. Исследование проблем безопасности труда и предпринимательской деятельности при осуществлении экспортно-импортных операций пищевых продуктов, в том числе:
 анализ законодательной базы, регулирующей внешнеторговую деятельность Предприятия;
 исследование регулирования безопасности предпринимательской деятельности при осуществлении экспортно-импортных операций пищевых продуктов.
Таким образом, суммируя положения указанных выше методологических и теоретических подходов и задач дипломного проекта, можно сделать следующие выводы и рекомендации:
 в качестве основы исследования подсистемы оценки эффективности внешнеторговых операций Предприятия следует использовать последовательное описание процедур подобной операции;
 на основе положений факторного подхода проанализировать возможность управления эффективностью на каждом этапе выделенных ранее процедур;
 при разработке направлений модернизации реализованной на Предприятии системы оценки эффективности экспортно-импортных операций определить основной результат данного изменения.
Методы организации работы. Выполнение вышеуказанных задач дипломного проекта потребует применения определенных методологий и методик.
На этапе диагностики Предприятия и исследования подсистемы оценки эффективности экспортно-импортных операций потребуется применение системного подхода с использованием основных методик учета и анализа внутренних и внешних переменных организации.
На этапе разработки проекта модернизации системы оценки эффективности экспортно-импортных операций Предприятия потребуется использование инструментария целеполагания, системного анализа (в части декомпозиции), а также структурирования проекта по основным этапам. При разработке стратегии модернизации целесообразным представляется применение основных положений ситуационного управления.
На этапе управления реализацией проекта модернизации системы оценки эффективности экспортно-импортных операций оптимальным представляется использование инструментария управления проектами на стадии формирования конкретных заданий.
В качестве основных методов исследования и источников информации по тематике дипломного проекта использовались:
 изучение и анализ литературных источников и положений теорий по тематике дипломного проекта;
 обобщение статистических данных, собранных Предприятием по направлениям анализа внешнего окружения;
 обобщение данных, полученных от сторонних экспертов, работавших на момент проведения исследования в качестве внешних консультантов на Предприятии;
 использование практического опыта работы Предприятия;
 обобщение результатов стратегического планирования самого Предприятия
 анализ нормативных документов.
Новизна и значимость. Основным элементом новизны при разработке проекта модернизации системы оценки эффективности экспортно-импортных операции Предприятия и выполнении дипломного проекта можно считать использование в качестве теоретических основ определения эффективности внешнеторговой операции Предприятия подходов, полученных в результате критики и синтеза положений теорий международной торговли как явления более общего порядка. Этот подход позволил значительно расширить диапазон рассматриваемых факторов эффективности и выбрать синтезированный подход, адекватно отвечающий современный условиям деятельности Предприятия.
Основным элементом практической значимости проекта разработки проекта модернизации системы оценки эффективности экспортно-импортных операций можно считать определение “узких” мест рассматриваемой подсистемы оценки эффективности и планирование мероприятий по минимизации их негативного влияния.

РАЗДЕЛ 1. Исследование системы деятельности Предприятия и выявление проблем в подсистеме оценки эффективности экспортно-импортных операций

ГЛАВА 1. Анализ функционирования подсистемы оценки эффективности экспортных и импортных деятельности на Предприятии, выявление рассогласований и поиск их причин

1.1. Анализ внешней среды деятельности Предприятия и требований, предъявляемых к нему
Любое предприятие в ходе своей деятельности сталкивается с факторами, относящимися к сфере вне организации, но влияющими на ее деятельность. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс изменения каких-либо аспектов деятельности предприятия должен всегда начинаться с анализа текущей ситуации в самой организации, как единой системы, так и надстройки предприятия, которая включает в себя рассмотрение внешних сил.
Внешняя среда предприятия – это конкурентная среда, где организация осуществляет реализацию своего продукта. Внешняя организационная среда включает находящиеся вне пределов компании, но оказывающие на нее существенные воздействия элементы. Так как современная внешняя среда любого предприятия характеризуется постоянным нарастанием факторов сложности и неопределенности, то и анализ такой среды должен быть адекватно многофакторным и системным.
При проведении системного анализа внешней среды предприятия целесообразно различать дальнюю (макроокружение) и ближнюю (микроокружение) внешние среды. Критерий разделения двух сред сводится к тому, что макроокружение, в отличие от микроокружения, при всей своей значимости особого или специфического значения именно для данного конкретного предприятия не имеет. Таким образом, макроокружение определяет рамочные условия деятельности предприятия, во время как микроокружение является источником конкретных ограничений и возможностей. С описательной точки зрений окружение любого бизнеса можно представит в виде рисунка (см. рис. 1.1.1.).

Рис. 1.1.1. Представление о микро и макроокружении предприятия

Анализ внешней среды и ее составляющих протекает по следующему алгоритму:
1. Анализ макроокружения, выявление угроз и возможностей;
2. Анализ микроокружения, выявление угроз и возможностей;
3. Составление общего перечня угроз и возможностей внешнего окружения путем синтеза частных угроз и возможностей, полученных на первых двух этапах.
Макроокружение представляет собой наиболее удаленный от предприятия внешний слой элементов организационной среды, которые, так или иначе, влияют на фирму, не оказывая непосредственного воздействия на ее текущие операции. Оно включает общие факторы, которые не касаются прямо краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения.
Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то рекомендуется ограничиться теми сферами, которые оказывают существенное влияние на деятельность предприятия. При анализе макроокружения предприятия используют ряд методик (PEST-анализ, STEP-анализ, SLEPT-анализ, внешний и методика измерений бизнеса), выбор которых определяется решением исследователя.
Для анализа макроокружения Предприятия воспользуемся методикой SLEPT-анализа, дополнив его рассмотрением международной среды бизнеса. Таким образом, к рассмотрению предлагаются следующие аспекты внешнего окружения косвенного воздействия:
 политический/правовой аспект;
 социальный (социокультурный) аспект;
 экономический аспект;
 технологический аспект;
 международное измерение бизнеса.
На первом этапе анализа внешнего окружения, т.е. при рассмотрении макроокружения, необходимо определить те возможности и угрозы внешней среды, которые могут иметь серьезные последствия на деятельность предприятия.
Политический аспект
Данный аспект включает в себя федеральные и местные законодательные акты, а также политические действия, направленные на установление контроля над действиями компании. Необходимо учитывать и существование разнообразных групп влияния, представители которых тесно связаны с законодательными или политическими кругами и заинтересованы в том, чтобы деятельность компаний не выходила за социально приемлемые рамки.
Основные элементы политической/правовой среды, влияющие на деятельность Предприятия можно представить в виде таблицы (см. табл. 1.1.1.)

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон РФ N 157-ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13.10.1995 (ред. от 10.02.1999).
4. Федеральный закон РФ N 63-ФЗ “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами” от 14.04.98г.
5. Федеральный закон РФ N 5003-1 “О таможенном тарифе” от 21.05.1993 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002).
6. СанПиН 2.2.2.542-96., “Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ” (утв.14.07.96).
7. СанПиН 2.3.2.560-96., “Гигиенические требования к качеству и безопасности сырья и пищевых продуктов” (утв. 24.10.96 27).
8. ГОСТ 1129-93 “Масла растительные: ТУ” (дата введения 01.01.97г.). – принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 1994-03-15.

9. Абайдуллин В.К., Безгодкина М.В., Ионкин В.П., Лишаева Л.Н., Турчина Т.Н., “Моделирование динамики рынка маслосемян и продуктов их переработки”// Масложировая промышленность, №3. – 2002, с. 20-22.
10. Акопова Е.С., “Мировая экономика и международные экономические отношения”. – М.: ДАНА, 2000.
11. Аксенов М.А., “Организация внешнеэкономических связей”. – М.: НПО “Поиск”, 1999.
12. Алабугин А.А., “Маркетинг: теория и практика”. – УМК. Челябинск: ЮУрГУ, 1999.
13. Алабугин А.А., “Стратегический менеджмент”: Учеб. пособие – Челябинск: Изд-во: ЮУрГУ, 2000 г.
14. Алабугин А.А., “Теория и практика менеджмента”. – Челябинск, 2001.
15. Алешин В.А., Дьяконова Л., “Безопасность предпринимательской деятельности в регионе”// http://www.ovsem.com/user/bprdt.shtml
16. Балабанов И.Т., “Внешнеэкономические связи”. – М.: 2000.
17. Бартенев С.А., “История экономических учений”. – М.: Юристъ, 2000. – с. 376-384.
18. Беренс В., “Руководство по оценке эффективности инвестиций”. – М. 1995
19. Богатин Ю.В., Швандар В.А., “Оценка эффективности бизнеса и инвестиций”: учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
20. Боумен К., “Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. под ред. Зайцева Л.Г., Соколовой М.И. – Банки и биржи “ЮНИТИ”, 1997.
21. Велесько Е., Логинов П., “Технология рационального управления”// http://www.ptpu.ru/issues/5_02/16_5_02.htm
22. “Вехи экономической мысли”: в 3х т. – М.: ЮНИТИ, 2000.
23. Виханский О.С., “Стратегическое управление”. - М.: Гардарика, 1999.
24. “Внешнеэкономическая деятельность”: под ред. Смитиенко А.П. – М.: 2002.
25. “Внешнеэкономическая деятельность предприятия”: под ред. Стровского Н.К. – М.: 2000.
26. “Внешнеэкономические связи”: Стат. сб./ Челябоблкомстат. – Челябинск, 2003, с. 16.
27. Голиков А.А., “Оценка устойчивости внешнеэкономической деятельности”: учеб. пособие. – Челябинск, 2001.
28. Голубков Е.П., “Исследование и анализ рыночной ситуации”// http://www.cfin.ru/press/marketing/2001-3/04.shtml
29. Григорьева В., Лисицын А., Лишаева Л., “Масложировая отрасль: состояние, тенденции, перспективы”// http://foodmart.faktura.ru/scdp/page
30. Дафт Р.Л., “Менеджмент”. СПб.: Изд-во “Питер”, 2000 г.
31. Дергаусов В.Н., Юркова И.А., “Анализ работы и состояния масложировой промышленности России в 2002 г.”// Масложировая промышленность, №4 - 2002, с. 3.
32. Дергаусов В.Н., Юркова И.А., “Анализ работы и состояния масложировой промышленности России в 2002 г.”// Масложировая промышленность, №1 - 2003, с. 5-8.
33. Дзюбинский Р.Н., “Итоги года в цифрах”// Масложировая промышленность, №1 – 2003, с. 10-15.
34. Дзюбинский Р.Н., “Масложировая промышленность России в 2001г.”// Масложировая промышленность, №1 – 2002, с. 6-9.
35. Дихтер С., Гэньон К., Александер А., “Как руководить процессом преобразований”// http://www.cfin.ru/management/strategy/change/how_manage.shtml
36. Дмитрук Е.Ф., “Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ фирмы с учетом внешней и внутренней среды”// Маркетинг и маркетинговые исследования в России и за рубежом, №2 – 2002, с. 15-20.
37. Доллан Э. Дж., Линдсей Д. Е., “Рынок: микроэкономическая модель”. – СПб, 1992.
38. Елисеева Н.П., “Итоги развития масложировой промышленности за 2000 г.”// Масложировая промышленность, №1 - 2001, с. 2-3.
39. Качалов И., Евдокимов М., агентство “Качалов и Коллеги”, “Эффективность рекламной кампании”: реферат статьи: журнал “Управление компанией”// http:// www.e-xecutive.ru/print/publications/specialization/article_1034
40. Киреев А., “Международная экономика”: в 2ч. – М.: Международные отношения, 1999.
41. Ковалев В.В., “методы оценки инвестиционных проектов”. – М.: 2000.
42. Кочетков А.И., “Управление проектами”. – СПб, 1993.
43. Кузнецов И.Н., “Информация: сбор, защита, анализ”. - М., 2001.
44. Линдерт П. Х., “Экономика мирохозяйственных связей”. – М., 1992.
45. Маркова В.Д., Кузнецова С.А., “Стратегический менеджмент”. - М.: Изд. дом “Инфра-М”, 1999г.
46. Медведев П.М., “Факторы эффективности экспорта российских предприятий”// http://www.dis.ru/market/archiv/2001/5
47. “Международные экономические отношения”: под ред Жукова Е.Ф. – М.: 2000.
48. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., “Основы менеджмента”: пер. с англ. – М.: Дело, 2000.
49. “Мотивация и проектирование работы”. – Курс BZR 654 “Эффективный менеджер”, книга 4. – МЦДО “ЛИНК”.
50. Норберт Т., “Управление изменениями”// http://www.cfin.ru/management/change_management.shtml
51. “Организация: культура и качество”. – Курс BZR 654 “Эффективный менеджер”, книга 10. – МЦДО “ЛИНК”.
52. “Организация: структура и сети связей”. – Курс BZR 654 “Эффективный менеджер”, книга 9. – МЦДО “ЛИНК”.
53. “Оценка состояния рынка подсолнечника” // http://www.apkmarket.ru/content/html?n=578print=2
54. Попов С.А., “Стратегическое управление”. - Модульная программа для менеджеров. Часть 4. - М.: Инфра-М, 2000.
55. Попова Т.О., “Миссия, стиль, имидж компании как составляющие ее успешной работы”// “Маркетинг и маркетинговые исследования в России”, №5 – 2001, с. 26-32.
56. Портер М., “Международная конкуренция”: пер. с англ./ под ред. И с предисловием В.Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 1993.
57. “Принятие решений”. – Курс BZR 654 “Эффективный менеджер”, книга 3. – МЦДО “ЛИНК”.
58. “Производство продовольственных товаров”// Статистическое обозрение, 2001 №4 (39) – с. 31.
59. “Производство продовольственных товаров”// Статистическое обозрение, 2002 №4 (43). – с. 31.
60. Пью Д.С., Хиксон Д.Дж., “Исследователи об организациях”: Хрестоматия, 4-е издание. Penguin Books.
61. Райхлин Э., “Основы экономической теории: внешнеэкономические отношения”. – М.: 2000.
62. Ростопчин В.В., Ребека Е.В., “Управление предприятием. “Системная болезнь” предприятия. Диагностика заболевания”// http://www.sciteclibrary.com/rus/catalog/arts/Philosofy/Philosophyofeconomy/index.html
63. “Руководство и власть”. – Курс BZR 654 “Эффективный менеджер”, книга 7. – МЦДО “ЛИНК”.
64. Савин В.А., “Эффект внешнеэкономических связей России: подходы к его численному определению”// http://www.dis.ru/market/archiv/2000/6
65. Савчук В.П., “Оценка эффективности инвестиционных проектов”// http://www.cfin.ru/finanalysis/savchuk/7.shtml
66. Сергеев М., “Предпринимательский риск и стратегии предпринимателя”// http://www.fact.ru/archiv/num01/serg.html
67. “Современные теории внешнеэкономических отношений”. – сборник статей. М., ИНИОН, 1992.
68. Стройкина С., Островская О., “Потребление растительного масла россиянами”// http://www.romir.ru/market/potreb/10_2001/seed-oil.htm#top
69. Сурин А.И., “История экономики и экономических учений”. – М.: Финансы и статистика, 1998.
70. “Управление изменениями”. – Курс BZR 654 “Эффективный менеджер”, книга 11. – МЦДО “ЛИНК”.
71. “Управление проектами”: под ред. Шапиро О.В. – СПб, 1996.
72. Фомичев В.И., “Международная торговля”. - М.: ИНФРА-М, 2000.
73. Хентце Йоахим, Камель А., “Как преодолеть противодействие организационным изменениям”// http://www.cfin.ru/management/change_opposition.shtml
74. Хохлов Н.В., “Управление риском”: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
75. Шальтеггер Ш., “Формирование и реализация претензий групп интересов, связанных с предприятием”// http://www.cfin.ru/management/interest_group.shtml
76. Эддоус М., Стэнсфилд Р., “Методы принятия решений”/ Пер. с англ. Издание 2-е, стереотип. – М.: ИИД “Филинъ”, 1997.
77. ''Экономика предприятия'': учебник для вузов/ под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.
78. ''Экономика предприятия'': учебник/ под ред. проф. О.И. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.
79. “Эффективный менеджер: взгляды и иллюстрации”, под ред. Биллсбери Дж. – МИМ ЛИНК, 1999.
80. Юлдашева О.У., “Исследование рыночного потенциала регионов”// “Маркетинг и маркетинговые исследования в России”, №4 – 2002, с. 72-75.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ