Вторник, 07.05.2024, 01:26
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Криминалистика » Диплом

20944 Уголовно-правовая и криминологическая характеристика <грязных> денег

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................... 4
1. Европейское сообщество: попытки законодательного регулирования противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем.................................... 9
1.1. Необходимость законодательного регулирования..................... 9
1.2. Венская и Страсбургская конвенции..................................... 12
1.3. «Большая семерка»: Financial Action Task Force On Money Laundering (FATF)………………………………………………………………………..15
1.4. ООН: Типовой закон об «отмывании» денег, полученных от
наркотиков..................................................................... 17
2. Криминологическая характеристика легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем.. 20
2.1. Легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем как угроза экономической стабильности государства................................................. 20
2.2. Общественная опасность легализации (отмывания) денежных
средств и иного имущества, полученных незаконным путем..... 28
3. Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем.. 35
3.1. Проблемы субъекта и места совершения преступления............ 35
3.2. Способы и стадии отмывания денег.................................... 43
3.3. Характеристика статьи 174 УК РФ..................................... 48
3.4. Характеристика статьи 174.1 УК РФ................................... 72
3.5. Особенности расследования легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем......................................................... 76
3.6. Доказывание незаконности происхождения денежных средств

и иного имущества......................................................... 80
Заключение............................................................................ 84
Список использованных источников............................................. 88

Введение
Проблемы уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности являются наиболее актуальными и сложными для многих стран, как с развивающейся экономикой, так и с устойчивыми экономическими системами.
Федеральной программой Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 гг., утвержденной Указом Президента РФ № 1016 от 24 мая 1994 г., среди первоочередных мер были предусмотрены разработка и принятие Федерального закона “Об ответственности за легализацию преступных доходов“. Постановка этой задачи обуславливалась размахом криминального предпринимательства и другой незаконной экономической деятельности и отсутствием правовой регламентации борьбы с “отмыванием грязных денег“. Без законодательства, препятствующего легализации средств, добытых преступным путем, в России складывались условия, благоприятствующие теневому бизнесу, проведению крупномасштабных финансовых афер, отмыванию денег, полученных ог незаконного оборота наркотиков и торговли оружием, рэкета, проституции и других видов организованной преступной деятельности. Как указывалось в концепции проекта Федерального закона РФ “Об ответственности за легализацию преступных доходов“, по оценкам МВД России, общий размер доходов, полученных преступными группировками в России в 1993 г., составил почти 2 трлн рублей. Основная часть этих доходов легализовывалась посредством неконтролируемого ввода в коммерческий оборот. Две трети легализируемых средств вкладывались в развитие криминального предпринимательства, пятая часть — расходовалась на приобретение недвижимости. Значительная доля доходов от преступной и иной незаконной деятельности легализовывалась путем обмена на иностранную

валюту и перевода за рубеж . За 1993—1994 гг. Из России было вывезено за границу не менее 40 млрд. долларов США. В это же время около 16 млдр долларов с Запада, в основном полученных от торговли наркотиками, были отмыты в России .
В последующие годы положение усугубилось еще больше. В аналитическом докладе “О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации“, подготовленном МВД России в 1996 г., отмечается, что, по мнению специалистов, объем теневой экономики достиг 40 % валового внутреннего продукта, до 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности3.
Борьба с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью, как в нашей стране, так и во всем мире. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности, признано необходимой мерой для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом.
Для эффективных мер противодействия «отмыванию грязных денег» необходима четкая система взаимодействия между странами, ибо зачастую данный вид преступлений носит транснациональный характер с вовлечением большого количества граждан разных стран.
Ввиду отсутствия до недавнего времени рыночной экономики, России эта проблема была далеко не так близка, как странам с развитой рыночной системой. Соответственно, за рубежом создана четкая система противодействия отмыванию денег, которая включает в себя комплекс юридических, политических, правовых, экономических мер. Надо также
1 См.: «Грязные» деньги и закон: Сборник материалов / Под ред. Е.А. Абрамова. М.,1994. с. 6
2 см.: Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского и др. М.,1996.с.5 3См.: Щит и меч. 1996 №11.


заметить, что развитое гражданское общество также не способствует открытию широких возможностей для преступников.
Огромную роль в развитии легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества добытого незаконным путем сыграло отсутствие уголовной ответственности за отмывание преступного капитала, что привело к использованию простейших его способов легализации: обмен мелких купюр на крупные для снятия подозрений при их физической транспортировке и использовании; приобретение акций действующих банков и их организаций (в том числе через подставных лиц); множественные мелкие вклады в коммерческие банки; бегство капитала в оффшорные зоны в процессе совершения неэквивалентных, фиктивных финансовых операций и сделок1.
Конкретных способов отмывания денег можно насчитать сотни, все зависит от местных особенностей, наличия или отсутствия законодательной базы. При этом преступным миром выбирается тот механизм, который наиболее эффективен и наименее опасен в конкретной ситуации.
Несмотря на исторические прецеденты, практика легализации денег, полученных преступным путем, лишь совсем недавно была признана преступной. Ранее основное внимание правоохранительных органов концентрировалось на выявлении и пресечении корыстных преступлений и лежащих в их основе правонарушений. Современная тенденция состоит в признании уголовно наказуемыми самих действий по легализации (“отмыванию“) денег независимо от существа сопутствующего преступления в иной сфере.
В отличие от таких преступлений как незаконный оборот наркотиков или вымогательство, “отмывание“ денег состоит из ряда действий, каждое из которых в отдельности не является правонарушением.
Чернов С.Б. Банковская политика «Знай своего клиента» как метод противодействия легализации криминального капитала: Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект». М.: 1997. с.8


Развитые страны, такие как США и государства Западной Европы, достаточно давно столкнулись с проблемами «грязных» капиталов и поэтому комплекс мер по противодействию отмыванию в этих государствах проработан достаточно тщательно. Наиболее результативными мерами противостояния отмыванию криминальных доходов, проводимыми западными странами, являются: причисление операций по отмыванию денег к категории уголовно наказуемых; конфискационные санкции; ограничение банковской тайны в случаях расследований, связанных с отмыванием денег; использование агентуры; электронного наблюдения, других методов сбора информации, дающей возможность разоблачить тайный характер противоправных действий по отмыванию денег; создание механизмов сотрудничества, позволяющих заинтересованным правоохранительным инстанциям незамедлительно взаимодействовать между собой без лишних формальностей, которые затрудняют оперативное применение методов борьбы с данным видом преступности; применение правила «знай своего клиента» кредитными организациями; выявление подозрительных финансовых операций и донесение о них соответствующим правоохранительным органам; совершенствование регулирования деятельности частных и небанковских учреждений, осуществляющих финансовые операции.
Рассматривая механизмы легализации денег, можно отметить, что простейшие формы “отмывания“ используются на территории того государства, в котором было совершено преступление, явившееся источником дохода. Классическим примером являются спортивные и иные тотализаторы и лотереи. Лицо, отмывающее деньги, использует незаконно полученную наличность для скупки с переплатой выигрышных билетов у их настоящих владельцев и затем представляет их для оплаты. Таким образом, средства могут быть проведены в качестве законной выручки от участия в азартных играх.
Таким образом, борьба с легализацией денежных средств или иного


имущества, приобретенных незаконным путем является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью, как в нашей стране, так и во всем мире. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности, признано необходимой мерой для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом.
Для применения в практической деятельности и выявления коллизий в существующем уголовном праве и недопущения нарушения законности в своей работе я преследую следующую цель: проведение анализа российской и мировой практики разработки и применения законодательства в области борьбы с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем.
Задачами настоящей работы ставятся: обобщение следственной и судебной практики, проведение анализа практики применения статьи 174 УК РФ и вопросов, возникающих при возбуждении уголовных дел по указанной статье.

1. Европейское сообщество: попытки законодательного регулирования противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем
1.1. Необходимость законодательного регулирования
Законодательное регулирование ответственности за отмывание “грязных“ денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью, в целях подрыва финансовой основы этой преступности. Один из руководителей Группы международных финансовых действий (ОАР1) Э. Янг, выступая на Конференции стран — членов Совета Европы по проблеме отмывания денег в странах с переходной экономикой (Страсбург, 29 ноября — 1 декабря 1994 г.), отметила следующие негативные последствия отмывания денег:
у преступников создается ощущение безнаказанности. Это делает преступление привлекательным занятием, а высокий уровень преступности, прежде всего организованной, подрывает устои общества и угрожает правовым нормам;
преступные организации получают возможность финанси¬ровать свою дальнейшую деятельность;
неконтролируемое использование преступными организа¬циями отдельных финансовых учреждений в конечном итоге причиняет вред всей финансовой системе, особенно в странах с развивающейся экономикой;
сосредоточение экономической и финансовой власти в руках преступных организаций в конечном счете может подорвать национальную экономику этих стран и демократические системы их власти и управления.л
1 См.: Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского и др. М.,1996.с.12

Колоссальные средства, полученные от торговли оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой противоправной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот. Способы отмывания таких доходов различны. Полученные незаконно наличные деньги превращаются в другие ценности, например, вклады в банки или недвижимое имущество. Недвижимость затем продается, а средства, вырученные от перепродажи, выглядят законными. Нередко с целью отмывания денег создаются ложные коммерческие организации или деньги вкладываются в создаваемые либо действующие структуры. Большую роль в легализации незаконно нажитых средств играют банки1. “Непосредственная связь банков с преступным миром,— считает В. Д. Ларичев,— позволяет преступникам легализовать доходы от своей преступной деятельности, подкрепляет их намерение продолжать совершение преступлений. Тем самым создается общий криминальный фон, в орбиту которого вовлекается все большее количество людей. Обозначенная проблема имеет и другой аспект, внешнеэкономический. Речь идет о том, что если не перекрыть каналы поступления преступных доходов в российскую экономику, то это явится серьезным препятствием для вхождения страны в мировую экономическую систему, где нет доверия криминальным капиталам“ .
Назначение законов, предусматривающих ответственность за отмывание денег, германские специалисты Харальд-Ханс Кернер и Эберхард Дах сформулировали так: эти законы “призваны не допустить утаивания или сокрытия истинной природы, происхождения, состояния, местонахождения или движения имущественных объектов или прав, а также их обладателей и распорядителей; не допустить запуска незаконных, полученных преступным путем прибылей в легальный финансовый оборот,
1 Панов В.П. Международное уголовное право М, 1997.С.20
2 Тосунян Г.А. Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы.
М.,1994.с.23




……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список использованных источников
1 .Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. М.: Акалис, 1996.
2. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 28 декабря 2004 года. - М.: «Издательство ЭЛИТ» 2005г.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. С
алфавитно-предметным указателем. Официальный текст по состоянию
на 15 февраля 1998 г. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М,
1998.
5. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
6. Федеральный закон от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
7. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ).
8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»( в редакции от 23.12.2003г. № 179-ФЗ)
9. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» ( в ред. Федеральных законов от 03.02.1996 № 17-ФЗ, от 31.07.1998 № 151-ФЗ, от 05.07.1999 № 126-ФЗ, от 08.07.1999 № 136-ФЗ, от 19.06.2001 № 82-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ,, от 29.12.2004г.).

10. Закон Российской Федерации от 28.11.91 № 1948-1 «О гражданстве
РФ» (с изменениями и дополнениями от 17.06.93, 06.02.95, ФЗ № 151
от 11.11.2003г., ФЗ № 127 от 02.11.04)).
11. Конвенция от 08.11.1990 ЕТS № 141 «Об отмывании?
выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности».
12. Конвенция ООН от 20.12.1988 «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ».
2. Литература
13. Амплеев С.В. Легализация незаконно полученных доходов через банковские структуры, пути ее выявления и организация борьбы с этим видом преступлений // Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект».М., 1997
14. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999.
15. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика». М-.: ОА «ЦенртЮрИнформ».2005г.
16. Диканова Т.А. Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных денег»-М.: Закон и право 2000г.
17. Есипов В.М. Использование в России западного опыта борьбы с «отмыванием» преступных доходов в сфере финансовых отношений // Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект».М.: 1997.
18. Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М.: Международные отношения, 1996.
19. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный)/ Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор ОН.


Садиков. М: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1998.-XXII.
20. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. 2-е, изм. И доп. под общей редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М. Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999.
21. Криминалистика / Под ред. А.Г. Филлипова и А.Ф. Волынского. М., 1998.
22. Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой. М.: Издательствб НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000.
23. Никулина В.А. Отмывание «грязных» денег. Уголовно-правовая характеристика и проблемы соучастия. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001
24. Основы борьбы с организованной преступностью. Монография / Под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова М.: «ИНФРА-М», 1996.
25. Организованная преступность: Курс лекций- СПб: Питер, 2002г.
26. Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей / Под редакцией И.Н. Кожевникова. М.: Издательство «Спарк», 1999.
27. Сабитов Р.А. «Теория и практика квалификации уголовно-правовых дейний» Учебное пособия-М.: Издательство МГУ, 2003г.
28. Сабитов Р.А., Пищулин В.Г. Налоговые преступления :уголовно-правовые и криминологические аспекты /Челяб.Гос.ун-т Челябинск 2001 г.
29. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансово-кредитной системе: Опыт, проблемы, перспективы: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2001.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ