Вторник, 07.05.2024, 00:09
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Криминалистика » Диплом

21317 Взаимодействие органов банковского и финансового надзора в борьбе с отмыванием преступных доходов

Содержание
Введение……………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы взаимодействия банков с органами финансового………………………….7
1.1. Сущность, необходимость, роль взаимодействия банков с органами финансового надзора…………………………………………………….………7
1.1.2. Взаимодействия банков с органами финансового надзора…………….8
1.1.3. Сущность, предпосылки и необходимость взаимодействия банков с органами финансового надзора…………………………………………………9
1.1.4. Роль взаимодействия финансового и банковского надзора…………...11
1.2. Организационная структура, задачи и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации………………………....14
1.3. Роль кредитных организаций в российской системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем…………………..….21
Глава 2. Российская банковская практика противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за 2005-2008гг……………………………………………………………….….29
2.1. Результаты работы Центрального банка Российской Федерации и Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации
2.2. Практика борьбы банков РСО – Алания с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма…………..39
Глава 3. Перспективы развития правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансирования терроризма в российской экономике…………………..48
3.1. Актуальные проблемы противодействия легализации доходов и иного имущества, полученных преступным путем, в кредитно-банковской сфере..48
3.2. Перспективы реализации механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансирования терроризма………………………………………………………………………54
Заключение……………………………………………………………………..62
Список литературы……………………………………………………………66
Введение
В последней четверти двадцатого столетия под воздействием стреми-тельного развития информационных, финансовых и транспортных технологий мир стал глобальным. В мировой экономике начали главенствовать транснациональные корпорации, сравнявшиеся по экономической мощи и политическому влиянию с национальными государствами. Это создало небывалые в истории условия, чрезвычайно благоприятные для роста теневой экономики, также ставшей глобальной по масштабам, структуре связей и сфере деятельности.
В руках теневого бизнеса оказались колоссальные денежные средства и имущество, для беспрепятственного использования которых стали необходимы и востребованы разнообразные способы придания им легального вида. Эти способы получили образное название – отмывание «грязных» денег.
Поскольку потребность в отмывании со стороны всевозможных неза-конных видов деятельности (наркоторговли, организованной преступности и других отраслей незаконной экономики), бизнесменов, скрывающих от налогообложения свои доходы (скрытая экономика) и отнюдь не бескорыстно помогающих производить и преумножать «грязные» деньги чиновников-коррупционеров (коррупционная экономика), исчисляется уже триллионами долларов, легализация незаконных доходов стала самостоятельным, невероятно прибыльным и быстро растущим сектором незаконной экономики.
Переход развитых стран к постиндустриальному способу производства создал дополнительные предпосылки экономического неравенства между преуспевающими странами «золотого миллиарда» и развивающимися государствами, в которых отнюдь не богато проживают оставшиеся пять шестых человечества. Это послужило экономической причиной, усугубляющей цивилизационные противоречия, главным образом, между американо-европейской и мусульманской цивилизациями, которые в начале XXIв. в ряде случаев перерастали в прямые военные конфликты.
В последние годы мировой терроризм приобрел новые черты террористического международного терроризма, на котором отдельные небольшие террористические группы действуют не только и не столько по идеологическим мотивам, сколько исходя из соображений экономической выгоды. Они борются за заказы на совершение террористических актов и уменьшение их себестоимости по всем экономическим законам рыночной конкуренции, действующим на легальных рынках услуг. Постепенно терроризм все более сближается с организованной преступностью по мотивации, организации и механизмам управления.
В таких условиях финансирование терроризма имеет решающее значение и перекрытие каналов финансирования способно радикально снизить террористическую активность.
Организация эффективного противодействия легализации незаконных доходов способно, во-первых, в значительной мере снизить мотивацию получения таких доходов, и, следовательно, совершения противоправных действий, во-вторых, лишить террористические и преступные группы часто необходимого им легального финансирования, в-третьих, выявлять и уничтожать источники «грязных» денег при расследовании и перекрытии каналов отмывания. В связи с этим борьба с отмыванием на международном уровне и практически во всех странах мира стала самостоятельной и одной из важнейших функций государства и международных организаций.
По этой причине особо актуальными являются исследования легализации преступных капиталов в ракурсе изучения взаимодействия различных государств при выработке и применении мер по противодействию данному виду преступлений. Иными словами, рассмотрение легализации (отмывания) преступных доходов как преступления международного характера позволяет по-новому взглянуть на существующую национальную систему норм, направленных на борьбу с этим преступлением, а также осознать основные механизмы взаимодействия различных государств при осуществлении этого противодействия, и проследить основные тенденции развития уголовного законодательства в данной области.
Денежно-кредитная сфера, составляющая сердцевину реформируемой экономики, оказалась наиболее уязвимой для криминальных посягательств.
Уровень и интенсивность преступлений в отношении банковских структур свидетельствуют о том, что службы безопасности недостаточно осведомлены о процессах, происходящих как внутри банков, так и в среде их функционирования. Для учета особенностей и тенденций криминального воздействия следует постоянно осуществлять криминологический мониторинг.
Целью настоящей дипломной работы является изучение проблем, с которыми сталкиваются банки при реализации механизма противодействия отмыванию нелегальных доходов, и возможных путей их решения.
Достижение указанной цели обеспечивается в результате решения следующих задач:
1) подбор международно-правовых документов, противодействующих легализации денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем;
2) рассмотрение законодательного регулирования вопросов противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
3) исследование организационной структуры, задач и функций Феде-ральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации;
4) определение роли кредитных организаций в российской системе противодействия легализации преступных доходов;
5) исследование опыта борьбы с отмыванием преступных доходов в Российской Федерации и РСО – Алания;
6) изучение проблем, с которыми сталкиваются банки при реализации механизма противодействия отмыванию нелегальных доходов;
7) определение перспектив развития правового механизма противо-действия легализации доходов, полученных преступным путем, и финанси-рованию терроризм в российской экономике.
Данная дипломная работа состоит из трех частей:
1. Введение – дано общее понятие противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, актуальность данной темы, а также отмечены предмет, цель, задачи, структура и информационная база дипломной работы.
2. Основная часть – состоит из трех глав:
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы противодейст-вия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а также изучена роль банков в этой сфере.
Вторая глава посвящена практической стороне вопроса, а именно исследуется российская банковская противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В третье главе изучаются актуальные проблемы противодействия отмыванию нелегальных доходов и возможные пути их преодоления.
3. Заключение – сделаны выводы по теоретической части работы и по итогам анализа российской банковской практики в области отмывания доходов от преступной деятельности.
Теоретической базой написания данной дипломной работы явились учебные пособия под редакцией Мельникова В.Н., Мовсесяна А.Г., Куров-ской Л.Н., Алиева В.М., Белоусова Р.А., Болотского Б.С., Брылевой О.В., Вершинина А.С., Кернера Х.-Х., Даха Э., Колеснекова В. В., Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С., Мишинаг.К., Моисеева Н.Н., И.М. Камынина и других, а также материалы специальной периодики и федеральные законы, инструкции Центрального Банка Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ С ОРГАНАМИ ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА

1.1. Сущность, необходимость, роль взаимодействия банков с органами финансового надзора

На начальном этапе создания банковской системы в России в конце 80-х г.г. к кредитным организациям предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось несовершенством самой системы банковского надзора на стадии ее формирования и задачей ускоренного развития коммерческого банковского сектора. В дальнейшем основной акцент в деятельности финансово-надзорных органов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности, а также соблюдения требований, предъявляемых дан-ными органами власти в целях стабильного планомерного развития всей банковской системы.
Роль банковского сектора в России за время постсоветского пространства выросла до весьма внушительных масштабов. Банковская система обеспечивает бесперебойное функционирование рыночной экономики, и не только потому, что она обслуживает отношения обращения, накопления и платежа хозяйствующих субъектов, но и потому, что она способна создавать кредитные деньги, составляющие основу денежной массы развитых стран, а также обеспечивает их достаточно стабильное экономическое развитие. Интеграция российских банков в международное финансовое сообщество, функционирование на территории страны иностранных банков, и связанные с этим дополнительные риски обусловили необходимость приведения требований российского банковского надзора к стандартам, выработанным с учетом мирового опыта, а также формирование четкой координации органов ис-полнительной власти, задач и функций по установлению законодательных требований к банковской системе. В течение последних нескольких десяти-летий международное банковское сообщество на основе координации усилий и обобщения опыта работы надзорных органов отдельных стран и регионов предпринимало шаги по созданию системы надежного и всеобъемлющего взаимодействия органов финансового надзора с банками в международном масштабе.

1.1.2. Взаимодействия банков с органами финансового надзора

Финансовый надзор – это совокупность методов организации работы по сотрудничеству и постоянному мониторингу (отслеживанию) деятельности посредников и экономических агентов финансовой сферы в целях соблюдения ими законодательства той страны, на территории которой они осуществляют свою деятельность без вмешательства в их оперативную деятельность.
Органы финансового надзора – это государственные органы власти, осуществляющие постоянный контакт с экономическими агентами финансовой сферы и принимающие непосредственное участие в формировании государственной финансовой политики.
Из приведенного определения видно, что Банк России не относится к орга-нам финансового надзора, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации, он не является государственным органом власти. Безусловно, за Банком России закреплена функция банковского надзора, однако в данном исследовании банковский надзор не рассматривается как составляющая финансового надзора.
Надзорный орган не имеет отношений подчиненности с поднадзорным органом, оценивает деятельность соответствующего лица только с точки зрения законности.
В отличие от надзора контроль предполагает наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицом, а также вмешательство в оперативную деятельность контролируемого лица с целью устранения допущенных нарушений. Существует также понятие «государственный финансовый контроль», включающий в себя контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, за организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Для банковской системы наиболее авторитетным международным институтом является, прежде всего, Базельский комитет, разрабатывающий надзорные требования для стран-членов Базельского комитета или носящих рекомендательный характер, для стран-нечленов данного Комитета. В дан-ной работе используются материалы органов международного финансового надзора, который играет существенную роль в мировой банковской системе по формированию некоторых принципов банковской практики в отдельно взятой стране.
Взаимодействие органов финансового надзора с посредниками и эко-номическими агентами финансовой сферы – означает необходимость сотрудничества первых со вторыми в рамках действующего законодательства в стране, на территории которой они осуществляют свою деятельность. Поскольку данное исследование посвящено взаимодействию банков с органами финансового надзора (а банки подпадают под понятие «посредников и экономических агентов» финансовой сферы), то речь в дальнейшем будет ограничена банковским взаимодействием, а данные определения рассматриваемых терминов будет использовано более узко и интерпретировано по отношению к банкам.

1.1.3. Сущность, предпосылки и необходимость взаимодействия банков с органами финансового надзора

В научной литературе не нашли глубокого отражения исследования системы эффективного финансового надзора, а соответственно и не проведено глубокого анализа сущности органов финансового надзора в аспекте взаимодействия с банками. Вместе с тем, такой анализ является необходимым элементом для исследования работы всей системы финансового надзора.
Сущность взаимодействия банков с органами финансового надзора проявляется через функции и полномочия этих органов. Поскольку в данном исследовании речь идет о взаимодействии банков с органами финансового надзора в аспекте противодействия отмыванию денег, внимательным образом будут рассматриваться функции и полномочия этих финансово-надзорных органов.
К числу наиболее важных предпосылок, объективно определяющих характер взаимоотношений банков с органами надзора за их финансовой деятельностью, принадлежат исходные основы организации государства, общая структура власти, принципы распределения функций по реализации задач государственной экономической политики. Указанные характеристики определяются основным законом государства – конституцией. Характер экономической системы России, как страны с развивающимся рынком, обуславливает относительную слабость национальной валюты, ее большую подверженность неблагоприятным воздействиям внутреннего и внешнего происхождения. Одним из традиционных и весьма влиятельных аспектов развития экономики и денежной системы страны с развивающимся рынком являются трансгра-ничные потоки капиталов в виде прямых и портфельных инвестиций. Однако важнейшим и неотъемлемым условием прихода в страну с развивающимся рынком иностранных инвестиций является информационное воздействие международных институтов, способное, порой, негативно повлиять на иностранного инвестора и разубедить его вкладывать средства в экономику этой страны. Подобным действием в отношении России было включение ее в июне 2000 года в «черный список» стран, не борющихся с отмыванием преступных доходов. Основанием для этого послужил доклад по результатам исследования российского законодательства летом 2000 года на предмет его соответствия 40 критериям группы ФАТФ. Более того, следующим шагом в отношении России и других стран, не борющихся с отмыванием преступных доходов, могли бы явиться настоятельные рекомендации стран-участниц группы ФАТФ по прекращению корреспондентских отношений мирового банковского сообщества с российскими банками. Некоторые крупные банки Франции уже перестали принимать чеки своих банков – корреспондентов ряда стран, и вскоре за ними могут последовать другие.
После приведения законодательства России в соответствие междуна-родным нормам ФАТФ и после создания уполномоченного органа по борьбе с преступными доходами – Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу – в настоящее время Россией поставлен вопрос об исключении ее из «черного списка» уже на летней сессии ФАТФ 2002 года.
Необходимость четкого взаимодействия органов финансового надзора с банками в борьбе с «грязными» деньгами вытекает из потребности избежать дискриминационных действий в отношении российской банковской системы со стороны других стран на основании мнения авторитетных международных финансовых институтов. Однако более существенной необходимостью определения оптимальной системы взаимодействия по данному вопросу, является оздоровление и снижение криминализации экономики России, в целом, что является одним из приоритетных предпосылок для продолжения рыночных преобразований в России.
По оценкам экспертов, более 20 % ВВП России производится в теневом секторе экономики страны, что оказывает влияние на макроэкономическом уровне всей России. Негативными макроэкономическими последствиями отмывания денег являются, прежде всего, ни чем не объяснимые скачки спроса на деньги, «загрязнение» традиционно легальных финансовых сделок, хаотичные изменения параметров платежного баланса страны, выражающееся в значительных размерах нелегального вывоза денежных средств, резкое колебание валютного курса и невозможность адекватной оценки реальных масштабов инвестиций.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------

Список использованной литературы:
1. Инструкция Банка России от 31.03.1997г. № 59-И «О применении к кредитным организациям мер воздействия при нарушении ими нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
2. Письмо № 98-Т от 13.07.2005г. «О методических рекомендациях по применению инструкции Банка России от 31.03.1997г. № 59-И «О применении к кредитным организациям мер воздействия при нарушении ими нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
3. Письмо ЦБ РФ от 26.12.2005г. № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций»
4. Положение № 207-П от 20.12.2002г. «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
5. Положение ЦБ РФ № 242-П от 27.01.2004г. «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»
6. Положение ЦБ РФ № 262-П от 19.08.2004г. «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
7. Положение ЦБ РФ № 245-П от 17.04.2002г. «О представлении информации в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом»
8. Постановление Правительства РФ № 27 от 18.01.2003г. «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремисткой деятельности, и доведении этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»
9. Постановление Правительства РФ № 186 от 7.04.2004г. «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» и положение «О Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004г. № 307
10. Постановление Правительства РФ № 173 от 26.03.03г. «О порядке определения и опубликования перечня государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
11. Уголовный кодекс Российской Федерации – М.: «Элит», 2005г.
12. Указание Банка России от 09.08.2004г. № 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях»
13. Указание Банка России от 09.08.2004г. № 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
14. Федеральный закон от 28.05.2001г. № 62-ФЗ «О ратификации конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности»
15. Федеральный закон РФ № 115-ФЗ от 7.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
16. Алиев В.М. «Методологические основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».– М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007г.
17. Брылева О.В. «Отмывание доходов, полученных преступным путем: современный анализ» - Екатеринбург, 2004г.
18. Куровская Л.Н. «Противодействие легализации преступных доходов уголовно-правовыми мерами» – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2006г.
19. Мельников В.Н., Мовсесян А.Г. «Противодействие легализации незаконных доходов». – М.: МЦФЭР, 2007г.
20. Васильев А.О. «О некоторых особенностях ответственности банков за нарушение законодательства в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма» // Сборник статей «Российский опыт борьбы с отмыванием преступных доходов, 2007г.
21. Вершинин А.С. «Легализация средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем» // «Уголовное право» № 5, 2006
22. Воронин А.С. «О текущей работе российских банков по противодействию отмыванию преступных доходов» // Сборник статей «Российский опыт борьбы с отмыванием преступных доходов, 2007г.
23. Демидов А.Н. «Об организации системы внутреннего контроля в банке» // «Деньги и кредит» № 11, 2006г.
24. Дракина М.Н. «Роль кредитных организаций в обеспечении функционирования механизма противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма» // Сборник статей «Российский опыт борьбы с отмыванием преступных доходов», 2007г.
25. Камынин И.М. «Борьба с отмыванием доходов: уголовно – правовые проблемы, опыт международного сотрудничества» // «Уголовное право», №3, 2003г.
26. Камынин И. М «Противодействие легализации преступных доходов с учетом рекомендаций ФАТФ» // «Законность», № 4, 2005г.
27. Козлов И.В. «Противодействие легализации преступных доходов в банковском секторе: что удалось и что предстоит?» // Сборник статей «Российский опыт борьбы с отмыванием преступных доходов», 2007г.
28. Комиссаров В.Н. «О предотвращении сомнительных операций кредитных организаций» // «Деньги и кредит» 2006г, № 9
29. Мельников В.Н. «Актуальные вопросы деятельности банков по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма» // «Деньги и кредит» № 9, 2007г.
30. Меморандум «О мерах по противодействию использованию кредитных организаций в целях вывода крупных сумм денежных средств из легального денежного оборота в «теневую экономику»
31. Мурычев А.В. «Банки в борьбе с легализацией грязных денег» // «Банковское дело» № 4, 2007г.
32. Материалы с сайта Центрального банка Российской Федерации http://www.сbr.ru
33. Материалы с сайта http://www.bankir.ru
34. Материалы с сайта АРБ (Ассоциации Российских Банков), http://www.arb.ru
35. Материалы с сайта АРБР (Ассоциации Региональных Банков России) http://www.asros.ru
36. Материалы с сайта ФСФМ http://www.kfm.ru
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ