Пятница, 03.05.2024, 14:04
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Образование, ВУЗы » Диплом

20390 Маркетинг образовательных услуг

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проведения маркетинга образовательных услуг
1.1. Анализ методологии социального маркетинга
1.2. Характеристика рынка образовательных услуг
1.3. Понятие и содержание маркетинга в сфере образования
Глава 2. Состояние и проблемы развития маркетинговой деятельности в ВУЗах
2.1. Общая характеристика маркетинговой деятельности ВУЗов
2.2. Развитие маркетинговой деятельности в ВУЗах
2.3. Анализ маркетинговой деятельности в университете
Заключение
Литература
Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Сегодня нет необходимости доказывать, что будущее России во многом предопределяется её системой образования. Образован-ность, компетентность и профессионализм выступают ключевыми факторами общественного развития. Это всемирно признанный факт. В настоящее время можно с полной уверенностью констатировать становление рыночных отношений в сфере образовательных услуг. Ушло в прошлое централизованное распределение выпускников. Объем государственного финансирования учебных заведений снизился до критической точки. Значительно выросла их самостоятельность. Обострилась конкуренция между образовательными учреждениями за привлечение потенциальных клиентов. В таких условиях необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности учебных заведений не вызывает сомнений. Исходя из этого, можно говорить о внедрении маркетингового подхода к формированию рынка образовательных услуг. В настоящее время идёт формирование подходов и принципиальных позиций, последовательное накопление, наращивание маркетинговых конструкций и инструментария в решении конкретных проблем рынка образовательных услуг. В России эти проблемы возникли сравнительно недавно и наряду с поддержкой встречают непонимание, сомнения и даже сопротивление. Однако переход к рыночным отношениям в сфере образования уже конституировался в обществе как свершившийся факт и получает всё большую основу во всех звеньях, сегментах системы образования. Все эти условия, предпосылки и факторы свидетельствуют об актуальности и необходимости исследования данной проблематики.
Степень изученности проблемы. Проблемы маркетинга в научной литературе освещаются достаточно полно и разносторонне. Большое значение в этой области имеют труды Котлера Ф. [25], Шнейдера О. [49], Эбнера К. [24].
Изучением социального маркетинга занимаются такие российские учё-ные как Андреев С.Н.[2], Горяева Е.[10], Решетников А.В [36]. Теоретиче-ские и практические исследования маркетинга в сфере образования только разворачиваются. Плодотворно работают в данном направлении Панкрухин А.П.[34], Сагинова О.В [42], Корчагова Л. [23] и другие.
Объект исследования – маркетинговая деятельность высших учебных заведений.
Предмет исследования – современное состояние и проблемы развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в современной Рос-сии.
Цель исследования – анализ современного состояния и проблем развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в современной России (на примере ТГУ).
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Провести теоретико-методологический анализ социального маркетинга;
2. Охарактеризовать рынок образовательных услуг;
3. Раскрыть сущность и содержание маркетинговой деятельности выс-ших учебных заведений;
4. Дать общую характеристику маркетинговой деятельности вузов Рос-сии;
5. Разработать методику исследования особенностей организации и проблем развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений;
7. Проанализировать современное состояние и проблемы развития маркетинговой деятельности в ТГУ
Исходя из поставленных задач были сформулированы следующие гипотезы:
1. Среди имеющихся концепций маркетинга концепция социального маркетинга в наибольшей степени подходит к анализу деятельности некоммерческих организаций;
2. В условиях перехода к рыночным отношениям в сфере образования необходимым для успешного функционирования учебных заведений являет-ся использование маркетингового подхода;
3. Маркетинговая деятельность в сфере образования отлична от марке-тинга продуктов материального производства, что главным образом обусловлено спецификой образовательных услуг;
4. Высшими учебными заведениями России принципы маркетинговой деятельности используются не в полной мере;
5. Выявить основные проблемы маркетинга образовательных услуг в современной России частично или полностью позволит разработка методики эмпирического социологического исследования;
6. Анализ современного состояния маркетинговой деятельности в ТГУ позволит выделить проблемы в ее развитии.
Теоретико-методологическая база: деятельностный подход, институ-циональный подход, системный, структурно-функциональный анализ, теории и отрасли социологии: теория и социология организаций, социология образования, социология труда, концепция социального маркетинга.
Методы исследования: вторичный анализ литературы, традиционный анализ документов (законов, нормативно-правовых актов, статистических данных), обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ, системный анализ, вторичный анализ результатов социологических исследований, экспертный опрос.
Информационная база исследования:
1. Нормативно-правовые документы;
2. Материалы государственной и ведомственной статистики за 2000-2005 годы;
3. Результаты вторичного анализа научной литературы;
4. Публикации в периодических изданиях.
Теоретическая значимость: получение нового знания по проблемам маркетинга образовательных услуг высших учебных заведений в условиях формирования рынка и реформирования системы образования современной России.
Практическая значимость определяется тем, что рекомендации, разработанные в результате исследования, будут способствовать оптимизации маркетинговой деятельности в ТГУ.
Апробация работы: основные положения дипломного исследования составили основу выступлений на ежегодной научно-практической конфе-ренции студентов, аспирантов и молодых ученых «Дни молодежной науки в государственном университете» 2005-2007 гг. (Барнаул), а также были пред-ставлены на открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов вузов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в 2006 году.
Структура и объём работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

1.1. Социальный маркетинг: теоретико-методологический анализ

Деятельность многих компаний и организаций во всех развитых стра-нах мира строится на принципах маркетинга. Общие законы рынка едины и для коммерческих структур, и для организаций с высокими социальными миссиями. Не овладев современными методами маркетинга, предприятия и фирмы обречены на неудачи в конкурентной борьбе.
Маркетинг представляет собой деятельность, направленную на удовле-творение нужд и потребностей групп людей посредством обмена, по обеспечению наличия нужных товаров и услуг для соответствующей аудитории в соответствующее время в подходящем месте по определённой цене при осуществлении необходимых коммуникаций и мер по стимулирования сбыта [25, c. 6].
Маркетинговая деятельность основывается на следующих принципах:
– систематический всесторонний учёт состояния и динамики потребно-стей, спроса, потребления, а также особенностей рынка в целях принятия обоснованных коммерческих решений;
– тщательный учёт и рациональное расходование имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и пр.);
– активное воздействие на рынок и потребителей с целью формирова-ния желаемого уровня спроса методами рекламы, товарной и ценовой поли-тики и т.д.
Изложенные принципы предопределяют содержание функций маркетинга, которые в обобщённом виде можно сформулировать следующим образом:
1. Комплексное изучение рынка.
2. Планирование товарного ассортимента, исходя из требований ранка
и своих возможностей.
3. Ценообразование и работа с ценами.
4. Организация товародвижения.
5. Формирование спроса и стимулирование сбыта
6. Планирование, управление и контроль маркетинговой деятельности [17, c.18].


'----------------------------------
ЛИТЕРАТУРА

1. Александравичюте Б, Крауютайтите Л, Пячкайтис Ю.С. Маркетинг университетского дистанционного образования // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №6. – с.23-31.
2. Алиев Ш.М. Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования.- М.: 2003.- 22 с.
3. Андреев С.Н. Зачем нужен некоммерческий маркетинг? // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №4. – с. 36-42.
4. Андреев С.Н. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект// Маркетинг в России и за рубежом.-2000.-№4. - с. 3-12.
5. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов.- М.: Издательство «Финпресс», 2002. - 320 с.
6. Андреев С.Н. Роль маркетинга в повышении результативности деятельности некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом.- 2000.-№2. - с. 14-26.
7. Андреева А.Ф. Маркетинг образовательного учреждения // Профессиональное образование. – 2003. - №8. – с. 22.
8. Арефьев О.Н. Факторы эффективности учреждения профобразования // Профессиональное образование.- 2006.- №8.- с.31-32.
9. Балаш О.Ю. О маркетинговой деятельности в государственном техническом вузе // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. - №1. – с. 22-37.
10. Белый Е.М., Романова И.Б. Принципы формирования товарной политики вуза // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. – с. 42-47.
11. Белый Е.М., Романова И.Б. Ценообразование на образовательные услуги в государственных вузах // Маркетинг в России и за рубежом.- 2003.-№3. - с.33-40.
12. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. — М., 2005.
13. Бондаренко В.А. Маркетинговое сопровождение образовательных услуг как средство снижения рисков высшего учебного заведения // Практический маркетинг.- 2005.- №11 (105).
14. Волкова М., Звёздова А. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005.-№6. с.12-31.
15. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: статистический справочник/ под ред. Савельева А.Я. –М.: 2005.- 100 с.
16. Гвозденко А.Н. Российские экономические вузы: имидж или доля рынка? // Маркетинг в России и за рубежом.-2006.-№2. с.116-119.
17. Голдобин Н.Д. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения // Дистанционное образование. — 2005. — № 1.
18. Голодец Б.М. Современная концепция социального маркетинга //Маркетинг в России и за рубежом.- 2001.- №6. с. 3-10.
19. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – 2-е изд. – М.: Финпресс, 2000
20. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом.- 2000.- №4. - с. 3-7.
21. Голубков Е.П., Голубкова Е.П., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. – М. – 2007. – 430 с.
22. Горбунова Ю.А. Маркетинг в сфере высшего образования: пример университета Калабрии // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - № 5. – с. 24-28.
23. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг.- СПб., 2007. – 213 с.
24. Горяева Е. Социальный маркетинг или как продвигать общественную организацию.- Новосибирск, 2005. - 91 с.
25. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социс.- 2003.- №4.- с. 113-121.
26. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. — М., 2006.
27. Добрыднёв С.И. К вопросу определения продукта вуза // Маркетинг в России и за рубежом.- 2004. - №4. – с.50-60.
28. Как сбалансировать рынок труда и рынок образовательных услуг? // Профессиональное образовпние.- 2007.- №1. – с. 3-4.
29. Киреева Н.А. Маркетинговое исследование в системе регулирования и удовлетворения потребностей в образовании (методологические проблемы): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – Екатеринбург. – 2000. – 20 с.
30. Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. – с. 42-47.
31. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Высшее образование сегодня. – 2002. - №2 . - с.3-25.
32. Корчагова Л. Управление маркетингом образовательных услуг// Маркетинг.- 2004.- №6. - с. 69-76.
33. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Пеньковой Е.М. – М.: Прогресс, 1990. – 736 с.
34. Кутякова Н.А. Необходимость формирования маркетинговой стратегии вуза на рынке образовательных услуг // Управление человеческими ресурсами: регион, территория, организация: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. – Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 2001. – 288 с.
35. Лоншакова Н.А. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации // Социс. – 2003.- №2.- с. 68-72.
36. Мамонтов С.А. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №5. – с. 33-39.
37. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 614 с.
38. Мелиховский В.М. Социальный маркетинг. – Ярославль, 2006.- 154 с.
39. Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования: Сб. науч. тр./Под ред. А.Я. Савельева. – М., 2006. -322 с.
40. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. А.П. Егоршина. — Н. Новгород: НИМБ, 2001.
41. Мешков А.А., Жильцова С.В. Создание совместной ценности услуги в области бизнес-образования на основе маркетинга партнёрских отношений //Маркетинг в России и за рубежом.- 2004. - №5. – с. 97 -104.
42. Миляева Л.Г. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг провинциальных городов (на примере учреждений высшего профессионального образования) // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №5. – с. 33-39.
43. Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к обоснованию стоимости платных образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. - №4. – с. 116-121.
44. Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к оценке качества образования: анализ и пути решения // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №2. – с. 33-36.
45. Миляева Л.Г. Рынок образовательных услуг провинциальных городов: маркетинговый подход // Человек и труд. – 2005. - №9. – с. 48-55.
46. Миляева Л.Г., Волкова Н.В. Маркетинговый инструментарий для оценки соответствия содержания и качества образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 2004.- №1. – с. 86-94.
47. Миронов В. Болонский процесс и национальная система образования // Alma mater.- 2006.- №6.- с. 3.
48. Мягков Г.А. Проблемы развития высшего образования в крае. – Барнаул: ГУ. – 2000. – 40 с.
49. Новаторов Э. Качобрус: маркетинговый инструментарий для измерения качества образовательных услуг//Маркетинг. – 2001. - №6. – с.54-68.
50. Основы маркетинга: Учеб. пособие/ Похабов В.И., Тарелко В.В. – Мн.: Высш. шк., 2001. – 271 с.
51. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. - №2. – с. 10-21.
52. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 2006, 240 с.
53. Платонова Н.А., Христофорова ИВ. Маркетинговые подходы к изучению потребностей в товарах и услугах в вузах // Маркетинг в России и за рубежом. –2003. - №4. – с. 42-48.
54. Потолицина Л.Ф. Социально ориентированный маркетинг образовательных услуг // Профессиональное образование.- 2006.- №6.- с. 23.
55. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования / А.Я. Савельев., М.В.Зуев и др. – М., 2005. – 192 с.
56. Пятковский О.И. Содействие занятости студентов с помощью отдела маркетинговых исследований вуза на примере ГТУ услуг // Формирование кадровых ресурсов края: материалы краевой конференции. – Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 2002. – с. 22-25.
57. Ремнёва Н.С. Трансформация социального маркетинга в региональных системах образования (на примере края): автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук.- Барнаул.- 2005. – 19 с.
58. Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М., 2005. – 246 с.
59. Рязанова С.В. Организация системы взаимодействия рынка труда и образовательных услуг // Формирование кадровых ресурсов края: материалы краевой конференции. – Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 2002. – с. 20-22.
60. Сагинов К.А. Маркетинг образовательных услуг региона // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №4. – с. 36-42..
61. Сагинова О.В. Маркетинг в сфере образования //Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №1. – с.32-44.
62. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. – с.48-59.
63. Старостина Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг // Социс. – 2003.- №4.- с. 121-127.
64. Хатунцев А.Н. Маркетинговые исследования рынка профессиональных знаний // Маркетинг в России и за рубежом.- 2003.- №1.
65. Хлусов В. П. Основы маркетинга. М., 2005. – 196 с.
66. Чухломин В.Д. Ценообразование на образовательные услуги с учётом факторов внутренней среды организации // Маркетинг в России и за рубежом. –2003. - №6. – с.52-54.
67. Шевченко Д.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №4. – с. 36-42.
68. Шевченко Д.А. Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе // Практический маркетинг- 2002. - №10. – с.7-14.
69. Шевченко Д.А. Особенности маркетинга образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №4. – с. 36-42.
70. Шевченко Д.А., Павлов С. Контент-анализ рекламы образовательных услуг // Практический маркетинг- 2002. - №17. – с. 25-32.
71. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 2006.
72. Яскевич Е.В. Исследование потребителей как основа маркетингового управления высшим учебным заведением // Маркетинг в России и за рубежом.- 2007.- №2. – с. 46-58.
73. http: // stat.edu.ru
74. http: // www.ed.gov.ru
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ