Политическая пропаганда в средствах массовой информации
Содержание Введение Глава 1. Теоретико-методологические основы пропаганды в средствах массовой информации. 1.1. Пропаганда в современных массовых и политических коммуникациях 1.2. Современные российские средства массовой информации и их роль в информационно-коммуникативных процессах 1.3 Возможности и противоречия взаимодействия политической власти и СМИ в целях политической пропаганды Глава 2. Общественное мнение и политическое сознание как объекты воздействия пропаганды в СМИ в современных политических коммуникациях. 2.1 Общественное мнение как срез общественного сознания и объект политической пропаганды 2.2 Политическое сознание и воздействие на него средствами политической пропаганды 2.3 Измерение общественного мнения и его использование в политической пропаганде Глава 3. Механизм влияния политической пропаганды на общество посредством СМИ 3.1 Изменение роли СМИ как инструмента политики в современной России 3.2 Направления политической пропаганды посредством СМИ 3.3 Формы и методы политической пропаганды в СМИ Заключение Список источников и литературы
Введение Становление и развитие плюралистического общества, политически многообразной и вместе с тем целостной России невозможно без активного развития политических коммуникаций, без использования средств массовой информации (СМИ) политическими структурами для объяснения своей политики. Средства массовой информации в постсоветский период стали одним из самых заметных и влиятельных институтов формирующегося гражданского общества и одновременно эффективным инструментом политики, однако процесс их становления продолжается и является противоречивым. Наблюдается ярко выраженная тенденция повышения роли СМИ, усиления информационно-пропагандистского обеспечения всех социально-экономических и политических процессов современного российского общества, что вписывается в общемировую закономерность построения постиндустриального, информационного общества. Определяют и постоянно корректируют свое отношение к СМИ ведущие политические силы страны. При этом особое значение для деятельности государства и политических партий, других институтов политической системы имеет эффективность использования СМИ в качестве средства доведения своих идей и позиций до самых различных слоев общества. Актуальность исследуемой темы подтверждается и тем, что она связана с реализацией основных конституционных прав российского гражданина. Однако, в современном демократическом обществе, выдерживающем плюрализм ценностей, политическая пропаганда не может быть признана как система, что было характерно для тоталитарных государств. Сегодня речь должна идти о современных коммуникативных технологиях (политический маркетинг, политический PR и т.д.) в рамках которых возможны элементы политической пропаганды. Не следует забывать, что уже в годы перестройки роль СМИ в СССР резко изменилась, повысилась. Это было связано с провозглашением М.С. Горбачевым и реальным использованием гласности и расширением демократии. Именно благодаря во многом СМИ удалось подготовить общественное мнение страны к последующим радикальным переменам в социально-экономической и политической жизни. В исследуемый период - 1990-е годы - начало XXI века – после стреми-тельной смены парадигмы общественного развития новые политические структуры строят новую модель отношений со СМИ. Эта модель претерпевает за исследуемый период весьма значительные трансформации. При этом и СМИ определяют свое отношение к власти, различным политическим силам, что приводит зачастую к изменению характера изданий или к конфликтным ситуациям. Оптимальная модель взаимоотношений политических сил и СМИ должна быть теоретически разработана и предложена обществу. Для ведущих институтов политической системы СМИ выступают в качестве средств политической коммуникации, что включает и их воздействие на сознание и чувства людей. Во многом новой проблемой для общества явился вопрос о том, как, каким образом - при формирующихся гражданском обществе и политическом плюрализме, а также декларациях о политических свободах граждан - государственная власть, политические партии и иные политические силы могут влиять на СМИ, чтобы вести пропаганду своих идей, решений, позиций. Динамизм социально-экономической, политической, духовной жизни российского общества вызывает и возникновение самых различных конкретных вопросов, которые являются предметом, содержанием политической ропаганды, создает новые направления, формы и методы пропагандистской работы политической власти посредством СМИ. Эти проблемы не могут не находить своего освещения в специальных теоретических работах. Степень теоретической разработанности темы целесообразно рас-смотреть и определить в соответствии с проблемами, которые входят в пред-метное поле диссертационной работы. Проблемы политической коммуникации и пропаганды. Пропагандистской деятельности в советский период было посвящено огромное количество работ философского, политического (история КИСС, теория научного коммунизма, теория партийного строительства), художественно-публицистического характера'. Ио использовать их в настоящее время можно и нужно с позиций исторической критики. Коммунистическая политическая власть в СССР и в странах социализма рассматривала пропаганду преимущественно сквозь призму идеологической борьбы, а деятельность западных СМИ считала направленной на классовый обман общественности, формирование ложных представлений и стереотипов о социализме. Советском Союзе и его политике. Большое внимание уделялось критике развивающихся международных информационных связей. В современной теоретической литературе проблема пропаганды исследуется преимущественно в связи с развитием массовой коммуникации, в том числе и политической, политическим маркетингом^. В целях анализа проблем политической пропаганды автор считает необходимым использовать и работы, посвященные проблемам манипулирования массовым сознанием. Этот подход объясняется тем, что в пропаганде используются некоторые технологии, методы, которые характерны для манипулирования сознанием. Необходимо выделить, прежде всего, работы западных исследователей Г. Франка «Манипулируемый человек», К. Фарбера «Манипулируемое общество» и Г. Шиллера «Манипуляторы сознанием». Более широкий чем в советский период подход к проблеме политической пропаганды и манипулированию массовым сознание представлен в работах Г.Г. Почепцова, О.М. Цветкова, О.И Бородина, Т.Э. Гринберга, Е.Л. Доценко, Е.В. Аргуновой, В.И. Елевы, Д.В.
Средства массовой информации как институт коммуникации и инстру-мент политики. Тема средств массовой информации занимает очень заметное место в самых различных областях теоретического знания - философии, социологии, политических науках, филологии, журналистике, а также и в публицистике. Большой интерес в современных условиях в этом плане представляют работы западных авторов"*, где эти вопросы внимательно ' Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М., 1996; Елева В.И. Манипулирование массовым сознанием: Анализ репрезентации проявлений, разновидностей и технологии: Дис. ... канд. полит, наук. - Ростов н/Д, 2004; Аргунова Е.В. Манипулирование массовым сознанием как фактор политической социализации в России конца 1980-х - 2000 гг.: Дис. ... канд. полит, наук. - СПб, 2001;; Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. - М.: Центр, 2003; Цветков О.М. Политическое манипулирование. Природа и особенности в различных типах политических систем: Дис. ... канд. филос. наук. М., 1996 ^ Аргунова Е.В. Манипулирование массовым сознанием как фактор политической социализации в России конца 1980-х - 2000гг.: Дис.... канд. полит, наук. - СПб., 2001. - С. 49 ^ Елева В.И. Манипулирование массовым сознанием: Анализ репрезентации проявлений, разновидностей и технологии:.: Дис. ... канд. полит, наук. - Ростов н/Д., 2004. - С. 91-92 '' Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995; Барт Р. Мифологии. - М., 1996; Бендлер Р., Гриндер Д. Структура магии. - СПб, 1996; Блакер Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального воздействия. - М., 1987. - С. 88-125; Канетти Э. Масса и власть. - М., 1997; Кэмпбелл Дж. Маски Бога: Созидательная мифология, т.1,кн. 1. - М., 1995; и всесторонне исследуются многие десятилетия. Особенно большое влияние на разработку концепций роли СМИ в современном обществе в связи с процессами демократизации и информатизации, концепций глобализации информационного пространства оказали работы таких американских политологов, как 3. Бжезинский, Р. Даль, Т, Колтон, С. Липсет, М. Новак, О. Тоффлер, А. Улам, К. Хилл и других^ Сопоставление их оценок влияния СМИ на развитие политических процессов в странах Запада с выводами и наблюдениями отечественных политологов открывает значительные возможности углубленного теоретического осмысления общественных процессов в целом, политической пропаганды в частности. В зависимости от господствующей в обществе политической системы, от существующего политического режима СМИ (медиа) имеют разные, зачастую кардинально отличающиеся условия для работы, направления деятельности и коммуникативные возможности. С расширением сферы общественного распространения и технического совершенствования прессы, а затем и других средств массовой коммуникации, возникали так называемые нормативные теории, которые имели дело с тем ≪как медиа должны работать или чего от них ждут≫. Большое практическое разнообразие форм существования медиа привело группу американских исследователей (Ф. Зиберт, Т. Петерсон и У. Шрамм) к первой попытке компаративного описания всех сложившихся к тому времени теорий прессы. Их книга ≪Четыре теории прессы≫'' вышла в 1956 году. В ней анализируются Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1998; Пуселик Ф., Льюис Б. Магия нейролингвопрограммирования без тайн. Практическое руководство по общению и позитивному изменению личности. - СПб, 1995; Сепир Э. Бес-сознательные стереотипы поведения в обществе // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993. - С. 594; Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - СПб., 1999. ' См. например, Brzezinski Z. Between Two Ages. America's Role in the Techne-tronic Era. New York, 1973; Colton T. The Dilemma of Reform in the Soviet Union. New York, 1986; Dahl R. Modern Political Analysis, London, 1991; Hill K. The Soviet Union on the Brink. Portland, 1991; Lipset S.M. The Confidence Gap. Business, Labour and Government in the Public Mind. Baltimore, 1987; Novak M. The Spirit of Democratic Capitalism, New York, 1982; Ulam A. The Communists. The Story of Power and Lost Illusions. New York, 1992, Тоффлер О. Третья волна. М., 1999. ^ Мс Quail D. Mass Communication Theory: An Introduction. L., 1987, p. 109. ' Siebert F.S., Peterson T . and Schramm W. Four Theories of the Press. Urbana, 1956. в том числе возможности и механизмы использования прессы в информационно-пропагандистской деятельности политической властью. Несмотря на то, что прошло почти полвека, и классификация Ф. Зиберта и других авторов не раз объявлялась критиками неполной и недостаточной, в основных своих чертах их социологический анализ массовых коммуникаций, в котором определяющая роль отводилась отношениям между властью, медиа и аудиторией, остается востребованным и сегодня. Сам Ф. Зиберт считал, что предложенная им социологическая схема из четырех основных нормативных теорий массовой коммуникации будет сохранять актуальность в течение ста лет, после чего потребуется ее пересмотр. И действительно, классификация, изложенная в книге ≪Четыре теории прессы≫, по-прежнему используется для описания национальных медиасистем, хотя на самом деле эти системы часто основываются на несовместимых, казалось бы, принципах и между ними существуют фундаментальные различия. Зиберт, Петерсон и Шрамм в каждой из своих теорий - авторитарной и либертарианской, социальной ответственности и советских медиа - реализуют разные, во многом противоположные, подходы к прессе и СМИ в целом, но они подтверждаются в современной политической практике. Позитивная разработка проблем роли средств массовой коммуникации и информации в советском обществе
'---------------------------------- Список источников и литературы I. Источиики. 1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета, - 2000. - 28 сентября 2. Закон Российской Федерации ≪О средствах массовой информации≫ от 27 декабря 1991 г. № 2124 - 1 в ред. от 02.11.2004 г. № 12 ФЗ 2 // Российская газета. 2004. —13 декабря 3. Закон Российской Федерации ≪О государственной ноддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации≫ от 1 января 1995 г. № 191 - ФЗ // Российская газета. - 1995. - 5 января 4. Закон Российской Федерации ≪Об информации, информатизации и защите информации≫ (в ред. от 10 января 2003 г.) от 20 февраля 1995 г. №. 24 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 609 5. Закон Российской Федерации ≪О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях≫ от 19 июня 2004 г. № 54 ФЗ // Российская газета. —21 июня 6. Закон Российской Федерации ≪О политических партиях≫ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950 7. Закон Российской Федерации ≪О рекламе≫ от 18 июля 1995 г. № 108 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2864. 8. Закон Российской Федерации ≪О чрезвычайном положении≫ // Собрание законодательства РФ. 2000. JN2 32 9. Закон Российской Федерации ≪О государственной тайне≫. Федеральный Закон//Российская газета.- 1993. - 21 сентября. - С. 2- 5; Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 41 - Ст. 4673. 10.Закон Российской Федерации ≪Об авторском праве и смежных пра-вах≫. Федеральный Закон // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - №> 32. - 176 Ст. 1242; Собрание законодательства РФ. -1995. - № 30 - Ст. 28. И.Закон Российской Федерации ≪Об участии в международном информационном обмене≫ // Собрание законодательства РФ. 1996. Ст.3347 12. Закон Российской Федерации ≪О связи≫ // Российская газета. - 2003. - 10 июня; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995.-JN2 8. - Ст.600.; 1999. - .№ 2 - Ст. 235.;1999. - № 29. - Ст. 3697. 13.Закон Российской Федерации ≪О выборах Президента Российской Федерации≫ от 10 января 2003 г. // Российская газета. - 2003. - 16 января 14. Закон Российской Федерации ≪О выборах депутатов Государствен-ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации≫ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - N2 26. Ст. 3178; 2001.- ^•о1б.-Ст.1532. 15.Закон Российской Федерации ≪Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации≫ от 12 июня 2002 г. // Российская газета. - 2002. - 15 июня 16. Законодательство о средствах массовой информации стран бывшего СССР: Т. 1 / Под. Ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.З. Чернышева. - М.: Ин-т проблем информационного права, 2002 П.Калятин В.А. Право в сфере Интернета. - М.: Порма, 2004 18.Конституционное право. Энциклопедический словарь. / Огв. ред. д.ю.н. проф. С.А. Авакьян. М: Изд-во НОРМА., 2000 - 688 с . 19. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 20. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 18 января 21.Моргунова Е.А., Погуляев В. В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к закону Российской Федерации ≪О средствах массовой информации≫ / Под общ. ред. Погуляева В.В. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2004 177 22, Общественное телерадиовещание: Документы, комментарии, рекомендации, - СПб,: Информационно-издательское агентство ≪ЛИК≫, 2000 23,Политическая энциклонедия, В 2 Т, Т, 1,,2 / Нац, обществ,-науч, фонд; Рук, нроекта Г,Ю, Семигин; Науч,-ред, совет; пред, совета Г,Ю, Семигин, -М,: Мысль, 1999, 24, Политология: энциклопедический словарь / Общ, ред, и сост,: Ю,И, Аверьянов, - М,: Изд-во Моек, Коммерч, ун-та 25, Постановление Правительства Российской Федерации ≪Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации≫, // Собрание законодательства Российской Федерации, - 2000, - № 46, - Ст, 5541 26, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 ноября 2000г ≪О государственной политике в области телерадиовещания≫, // Российская газета, - 2000, - 25 ноября, - С,2, 27, Постановление Правительства Российской Федерации ≪Об обяза-тельном экземпляре изданий≫ от 3 декабря 2002 г, №. 859 // О средствах массовой информации. Об обязательном экземпляре изданий, - М,: Книга сервис, 2005 28,Правовые и этические нормы в журналистике / Составители Е,П, Прохоров, Г,М, Пшеничный, В,М, Хруль, - М,: Аспект Пресс, 2004 29,Путин В,В, Какую Россию мы строим. Послание Президента РФ Федеральному собранию на 2000 год // Российская газета, - 2000, - И июля 30,Путин В,В, Не будет ни революции, ни контрреволюции. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ на 2001 год // Российская газета, - 2001,-4 апреля 31, Создание условий для развития информационного общества в странах СНГ: Материалы рабочей встречи Региональной сети Целевой Группы 178 ООН по ИКТ для Европы и Центральной Азни, Москва, 13 октября 2004 г. / Под общ. ред. Т.В. Ершовой и Ю.Е. Хохлова —М.: Институт развития информационного общества, 2004 32. Федеральный Конституционный закон ≪О референдуме Российской Федерации≫ от 28 июня 2004 г. № 5 - ФКЗ // Российская газета. - 2004. - 30 июня 33.Энциклопедический словарь социологический словарь. Под общ. ред. акад. РАП Осипова Г.В. М., РАП ИСПИ, 1995. II. Теоретическая литература а) Иностранная литература 34.Адорно Т. Может ли публика хотеть? // 40 мнений о телевидении (Зарубежные деятели культуры о телевидении). М., 1978 35.Аристотель. Политика // Соч. в 4 т. Т. 4. - М., 1983 36. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993 37.Аронсон Э., Пратканис Э. Механизмы убеждения. - СПб: Прайм - Еврознак, 2002 38.Багдикян Б. Монополия средств массовой информации / Пер. с анг. - М., 1987 39.Банашак М., Форхольцер Й. Человек и власть / Пер. с нем. - М., 1973 40. Барт Р. Мифологии. —М., 1996 41.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М., 1999 42.Бендлер Р., Гриндер Д. Структура магии. —СПб, 1996 43.Блакер Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального воздействия. —М., 1987. —С. 88-125 44.БЛЭК С. Паблик рилейшнз, что это такое? —М., 1990. 45.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990 46.Винер П. Кибернетика и общество. - М.: Иностранная литература, 1958; 179 47. Даль P. Демократия и ее критики: Пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2003 48. Денис Э., Мерин Д. Беседы о масс-медиа. -М., 1998 49.Джеркинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшенз. Учеб. пособ. для ВУЗов: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ - ДАПА, 2003 50.Джоут Г., Доннел В. Пропаганда и внушение: Реферат / Отв. Ред. И.А. Федякин.-М., 1988 51.Д0ТИ Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз. - М., 1998. 52.Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. - М., 2000 53.Катлип СМ., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. - М., 2000 54.Клозе Ф. Массы и манипуляция. - М., 1997 55.Кэмпбелл Дж. Жизнеописание Карла Густава Юнга // Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев, 1995. —С . 193—21. 56.Кэмпбелл Дж. МАСКИ БОГА: Созидательная мифология. Т.1. Кн. 1. - М., 1995. 57.Лебон Г. Психология народов и масс. СПБ.: "Макет",1995 г., 542 с. 58. Леви-Строс К. Путь масок. - М., 2000. 59. Локан Ж. Телевидение: психоанализ / Пер. с фр. - М.: Гнозис, 2000 60. Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М., 2002. 61. Май ере Д. Социальная психология. —СПб., 1998. 62.Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. —СПб., 2000. бЗ.Миллс Р. Властвующая элита. - М., 1989 64.Московичи С. Век толп. —М., 1996. 65.МОСКОВИЧИ С. Машина, творящая богов. —М., 1998. 66. Поэль-Пойман Э. Общественное мнение . - СПб, 1996 67.Пиз А., Данн П. Язык письма. —М., 2000. 68.Платон. Государство. Законы. Политика. М., 1998 69.Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. - М., 1992 180 7О.Прингл X., Томпсон М. Энергия торговой маркн —СПб, 2000. 71.Пуселик Ф., Льюис Б. Магия нейролингвопрограммирования без тайн. Практическое руководство по общению и позитивному изменению личности. - СПб, 1995. 72.Ранк О. Миф о рождении героя. —М.; К., 1997. 73.Сепир Э. Бессознательные стереотипы поведения в обществе // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. —М., 1993 74.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992 75.Строубл У. Средства массовой информации: влияние на внешнюю политику в информационный век // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2001. - № 1. - С. 75 - 80 76.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001 77.Тоффлер Э. Третья волна. - М., 1999; США: экономика, политика, идеология. 1982. № 7. 78.Фрэзер Дж. Золотая ветвь- Исследование магии и религии. -М, 1998. 79. Холмс С. Чему Россия учит нас теперь? Как слабость государства угрожает свободе // Pro et Contra. Гражданское общество. - 1997. 80. Шампонь П. Делать мнение: новая политическая игра: Пер. с фр. - М.: Socio - Logos, 1997. - Ред.: Маркова Ю.В. // Социол. исслед.: СОЦИС. - 1999.-С. 150-152 81. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. [Пер. с англ.] / [Предисл. Я. Засурского]. М.: Мысль, 1970 82. Шлезингер Л. Циклы американской истории: Пер. с англ. Закл. статья Терехова В.И. М.: Прогресс, 2002 83.Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Кн. Всемирно-исторические перспективы. Пер. с нем. и примеч. И.И. Махапькова. - М.: Мысль, 1998. 606 с. 84.Brzezinski Z. Between Two Ages. America's Role in the Techne-
|