Пятница, 03.05.2024, 03:39
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Политология » Диплом

21386 Особенности избирательной системы Великобритании во второй половине ХХ века (диссертация)

Содержание

Введение. 3
1. Избирательная система как составная часть партийно-политической системы Великобритании. 15
1.1 Основные особенности избирательной системы Великобритании. 15
1.2 Особенности партийно-политической системы Великобритании и основные характеристики внутриполитической обстановки накануне парламентских выборов 1979 года. 34
1.3 Выборы 1979 – 1992 годов и партийно-политическая обстановка в Великобритании. 53
1.4 Изменения в партийной ситуации во второй половине 90-х годов 20 века, анализ избирательной кампании 1997 года и итогов выборов. 91
2. Британский электорат: концепция упадка двухпартийности. 107
2.1 Изучение электоральных процессов в Великобритании в XX веке. 107
2.2 Эволюция британской партийной системы. 111
2.3 Классовое голосование. 126
2.4 Упадок двухпартийной системы. 130
2.5 Партийная система 90-х годов XX века. 146
Заключение 175
Список использованных источников. 180


Введение

ПОНЯТИЕ ЭВОЛЮЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Избирательная система Великобритании, как и любая избирательная система имеет ряд недостатков, например значительная часть населения страны остается непредставленной в органах власти, а партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест.
Результаты любых выборов при данной системе зависят не только от того, как голосуют избиратели, но и от того, как их голоса распределены по избирательным округам, и как эти округа распределяются по стране.
В то же время мажоритарная система, применяемая в Великобритании, проста и понятна. Здесь не требуется ни сложных расчетов, ни неясных для рядовых избирателей маневров с общими списками. Одно из ее преимуществ – тесная связь между депутатами и избирателями. Поскольку округа одномандатные, каждый депутат в единственном числе представляет свой округ. На выборах соревнуются не безликие списки, а кандидаты, чьи личностные качества небезразличны избирателям.
К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится и то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным политическим партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику.
Существующая система выборов в британскую нижнюю палату парламента представляет собой мажоритарную систему относительного большинства, выборы проводятся в один тур.
Избирательным округом является территория, на которой развертывается избирательная кампания, проводится выдвижение кандидатов, действуют политические партии и органы по проведению выборов. Соединенное Королевство разделено на столько избирательных округов, сколько существует мандатов в нижнюю палату.
Контроль за проведением выборов в каждом избирательном округе осуществляет уполномоченный по выборам.
Право участия в парламентских выборах имеют граждане Великобритании, достигшие 18 лет и не отстраненные, в соответствии с законом, от процесса голосования. Граждане стран Британского Содружества и Республики Ирландии, также имеют право голоса.
Не могут принимать участие в голосовании: члены Палаты лордов; иностранные граждане, проживающие постоянно в Великобритании; лица, официально признанные недееспособными; находящиеся на принудительном лучении в психиатрических больницах; отбывающие тюремное заключение; осужденные в последние пять лет за коррупцию или деликты* в ходе проведения выборов. Голосование на выборах не является обязательным .
Право быть избранным в Палату общин получает любой гражданин Великобритании, стран Британского Содружества и Республики Ирландия по достижению им 21 года. Неизбирательность распространяется на тех, кто: в судебном порядке признан банкротом; приговорен более чем к одному году лишения свободы; является служителем Английской Церкви, Церквей Шотландии и Ирландии, а также Римско-католической церкви; является членом Палаты лордов или состоит на государственной службе в качестве чиновника, судьи, сотрудника правоохранительных органов, профессионального военного или полицейского, должностного лица местных органов управления .
От избирателей не требуется предъявления документов, удостоверяющих их личность, но многие избиратели приносят с собой избирательное извещение, чтобы регистратору было легче найти их имя в списке. Исключением из правил считается Северная Ирландия, где избиратели обязаны представить документ, удостоверяющий их личность (права, паспорт и так далее), однако наличие фотографии в документе не обязательно .
Споры и нарушения, связанные с выборами, рассматриваются обычными судами и Судом по выборам. Любой из зарегистрированных избирателей, кандидат или его агент могут подать ходатайство, подвергнув сомнению результаты выборов, в течение 21 дня после объявления результатов.
Результаты голосования по большинству избирательных округов становятся известны уже в течение 5-6 часов после официального закрытия избирательных участков; в сельских избирательных округах результаты выборов объявляются, как правило, на следующий день. Как только подсчет бюллетеней закончен, уполномоченный по выборам объявляет кандидата, который получил большинство голосов, количество голосов, полученных каждым кандидатом, и количество недействительных бюллетеней. Он также обязан вывести объявление о результатах выборов.
Зависимость развития политической социализации электората и эволюции партийной системы существовала всегда, однако проблематика эта не стала темой ни одного российского исследования.
Автор предпринимает попытку рассмотрения избирательной системы Великобритании в контексте эволюции партийной системы и требований электората.
Сопоставительный анализ содержания и характера современных политических процессов в Великобритании, в центре которого встала борьба консерваторов и лейбористов, занимает особое место в диссертации.
Ключевым для анализа электорального процесса в Великобритании является вопрос о мотивации поведения избирателей. В исследовательской практике используется несколько основных подходов для описания мотивов голосования. Во-первых, концепция рационального голосования, которая в качестве основного фактора, влияющего на выбор, рассматривает сознательное осмысление избирателем информации о кандидатах, в т.ч. и расчет возможных выгод. Во-вторых, комплекс социально-психологических теорий, которые выделяют прежде всего эмоциональный аспект выбора. Они описывают различные механизмы психологической привязанности избирателя к некоей партии или кандидату. Ведущими в данном подходе являются теория партийной приверженности и направление имиджевых выборов, когда избиратель голосует на основании эмоциональной поддержки личности кандидата. В-третьих, теоретические модели социально-экономического участия, которые изучают зависимость результатов выборов от социальной структуры электората. В рамках социально-экономических, или, как их еще называют, социологических теорий, главным фактором считается солидарность индивида со своей социальной группой: избиратель поддерживает ту партию или кандидата, которые, по его мнению, выражают интересы его группы. Поэтому исследователи обращают внимание на образование, уровень доходов, профессию, служебное положение, место проживания, половозрастные и другие социальные характеристики избирателей.
Однако к настоящему моменту в Великобритании можно наблюдать следующую картину: избиратель, который на протяжении 20 лет голосовал только за консерваторов или только за лейбористов, сегодня может внезапно изменить свое мнение. Суть мотивационной схемы данного подхода упрощенно можно выразить следующим тезисом: “чем больше положительной информации от авторитетных источников услышит избиратель о кандидате, тем выше вероятность, что он проголосует за него”, т.е. решающими здесь считаются частота, характер и каналы передачи политической информации избирателям. Почему это происходит? Партийная обстановка и общеполитическая, экономическая ситуация в стране, без сомнения, влияют и на политические воззрения избирателя.
В составе британского избирательного корпуса прежде всего обращают на себя внимание две полярные группы, или, используя терминологию теории модернизации, “традиционалисты” и “модернисты”. При этом “традиционалисты” ориентированы на сохранение традиционных для сообщества ценностей и устоявшихся отношений, а сторонники модернизации поддерживают изменения в старых общественных связях и утверждение новых системы ценностей и норм поведения. Первую группу избирателей отличает консерватизм, коллективистское сознание и ряд других особенностей; для второй характерны индивидуалистическая мораль, отрицание традиций и приверженность комплексу либеральных ценностей.
Две названные группы различаются по социальному составу, половозрастной структуре, образовательному и имущественному уровням, а также по региональному распределению. Так, “традиционалистский” электорат проживает преимущественно в сельской местности и малых городах; значительную его долю составляют люди среднего и старшего возраста, занятые в основном в производственном секторе, с невысоким уровнем дохода и образования и т.д. Все эти характеристики широко известны и не раз отмечались исследователями.
Надо сказать, что четких границ между социальными группами “традиционной” и “модернистской” направленности нет. Скорее можно говорить о преобладании одного или другого поведенческого типа в различных группах. Кроме того, в сознании отдельного человека перемешаны как традиционные, так и модернистские установки и ценности. В этом смысле данная схема, как и любая умозрительная конструкция, является упрощенным отражением действительности.
Специалисты не раз отмечали сравнительную устойчивость политических предпочтений британских избирателей. Действительно, можно упомянуть сравнительную стабильность электората на протяжении десятка лет — конечно, с известными отклонениями. Количественная динамика сторонников либеральных сил более выражена, однако и здесь можно выделить некое стабильное ядро поддержки.
Необходимо отметить, что важное значение для привлечения электората имеет использование образа власти, занимающего в британском политическом сознании особое место в иерархии социальных ценностей. Эффективный прием расширения электоральной базы — дистанцирование “партии власти” от идеологии либерального реформизма, но не ее явное отрицание. Подобная тактика может обеспечить поддержку как последовательных либералов, так и сторонников нелиберального мировоззрения. По сути дела, власть на время маскирует свою идеологическую линию.
Итак, ряд данных указывает на наличие в Великобритании относительно стабильных электоральных “ядер” двух полярных идеологий: традиционного коллективизма и либерального индивидуализма.
Некоторые исследователи, напротив, придерживаются точки зрения о нестабильности политических предпочтений британцев, указывая на весьма существенные колебания электоральной поддержки партий в последние периоды.
С развитием партийной системы меняется и электорат. Автор делает попытку соединить эти понятия в рамках одной работы.
Цель исследования состоит в сопоставительном анализе характера современных политических процессов в Великобритании и эволюции электората.

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

Большой массив источников представляет собой британская политическая литература по теме неоконсерватизма. Наибольшее значение имеют такие работы британских авторов как труд Бутлера и Стокса “Политические изменения Британии: эволюция электорального выбора” (1974), работы Кроу об электорате Британии (1983), работа Франклина “Изменения электоральных предпочтений” (1985), Робенсона “Класс и британский электорат” (1984).
В российской политической литературе изучение движения британского неоконсерватизма получило достаточно широкое освещение. Если общий анализ консерватизма давался, например, Галкиным А.А., Перегудовым С.П., Рахшмиром П.Ю., а к вопросам типологизации неоконсерватизма и проблемам эволюции либерализма обращались Гаджиев К.С., Согрин В.В., то специально темы трансформации Консервативной партии, перехода британского консерватизма к концепции новых правых, изменения его социальной философии, политической культуры разрабатывались Горбиком В.А., Денискиной В.Я., Осадчей И.М., Осиновой Е.В., Остапенко Г.С., Перегудовым С.П., Салминым А.М., Стрижевой И.Д., Степановой Н.М., Студенцовым В.Б., Худолеем К.К. Изучению социально-экономической политики консерваторов, различным ее аспектам посвящены работы Науменкова А.П. и Хесина Е.С., а также Балацкой Е., Гнатовской Н., Сорокиной В., Трубиной Н.В.
Характеристика сути неоконсервагизма разработана рядом авторов. К.С. Гаджиев характеризует тэтчеризм как радикалистское течение, указывает на своеобразное преломление им консервативных традиций. А.А.Галкин различает традиционалистский, реформистский консерватизм и правый радикализм. По мнению П.Ю.Рахшмира после 1979 г. складывается либерально-консервативный консенсус, который позже сменяется либерально-реформистским консерватизмом в социально-политической сфере и традиционным консерватизмом в духовно-ценностной сфере. С.П.Перегудов считал, что неолиберальный курс правительства Тэтчер не привел к разрушению созданной после второй мировой войны социал-реформистской модели, хотя сильно ее модифицировал.
В России тематика взаимосвязи развития партийной системы и электората не изучена вовсе. Британский электорат изучен мало. Из вышесказанного видно, что основой послужили работы британских авторов.
На русском языке мы встречаем лишь с десяток работ, как правило, статей в периодике, посвященных проблематике эволюции британского электората.
Политическая литература по теме нового лейборизма даже в самой Великобритании разработана в меньшей степени. Для освещения вопросов основания и деятельности социал-демократической партии привлекаются работы Я. Брэдли, А. Кроу и Э. Кинга, воспоминания Д. Оуэна. Общий анализ социал-демократической традиции в XX веке был дан Д. Сэссуном. О политике либеральных демократов и ее соотношении с действиями социал-демократов и лейбористов писал А. Сир.
Российские исследователи внесли свой вклад в изучение современной социал-демократии. К анализу эволюции британского лейборизма и развития рабочего движения обращались А.Н. Байкова, Л.Е. Кертман, П.М. Степанова, И.Н. Ундасынов, С.А. Чернецкий. Проблему поиска идентификации европейской социал-демократии рассматривала И.В. Данилевич. Эволюцию трудовых отношений в условиях рыночной экономики исследовал М.Э. Краморов. Широкий европейский опыт социал-реформистских организаций в конце 80-х - начале 90-х гг. был представлен в сборнике статей “От кризиса к поискам обновления“.
К вопросу о соотношении либерального и социал-демократического течений общественной мысли обращались К.С.Гаджиев, В.В.Согрин. Типологизацию первого с выделением ряда реформаторских разновидностей дал Д.В.Кухарчук. Эволюцию идеологии лейборизма анализировали С.В.Алимов, Е.И.Удальцов. Анализу концепций “новейших левых“ посвящены работы Е.В. Осиновой. Ряд аспектов коммунитарной мысли и кризиса неолиберализма раскрыл Г.Г.Пирогов. Современные экономические концепции британских лейбористов описал А. Кочетков. Рассмотрение современных интерпретаций кейнсианства предприняла И.М. Осадчая. В книге “Тэтчер и тэтчеризм“ С.П. Перегудов определенное место уделил оценке идей нового лейборизма.
Немало работ посвящено контексту СМИ в рамках избирательных кампаний. Можно назвать следующие работы:
- Е. Барендт. Законодательство о телерадиовещании: исследование регулирования в Европе и Соединенных Штатах, издание Оксфордского университета, 1993 г.
- Совет Европы. Справочник для обозревателей на выборах, Страсбург, 1992 г.
- Исследовательская группа Евромедиа. Средства массовой информации в Западной Европе: Справочник Евромедиа. Лондон, “Сейдж Пабликейшнз“, 1992 г.
- Европейский институт средств массовой информации. Политическое содержание телерадиовещания, Манчестер, 1991 г.
- А. Прагнелл и И. Джерджелли, -- редакторы. Свобода и контроль: составные части вещательных услуг в демократических странах. Европейский институт средств массовой информации, Манчестер, 1990 г.
- К.Якубович. Избирательная кампания на радио и телевидении: общие принципы. В сборнике под ред.: А.Прагнелл, И.Джерджелли, “Политическое содержание теле- и радиовещания“, Дюссельдорф, Европейский институт средств массовой информации, 1992 г.
- Г.К.Робертс - редактор. Доступ к политическому вещанию в ЕЭС, Манчестер, 1984 г.
- Международная юридическая группа по правам человека (Л. Гарбер). Основные направления обзора международных избирательных систем, Вашингтон, 1984 г.
- Национальный демократический институт международных отношений (Л. Гарбер и Е. Бьернлунд, редакторы). Новая демократическая граница: отчет о выборах в Центральной и Восточной Европе по странам, Вашингтон, Национальный демократических институт международных отношений, 1992 г.
- Создание государства: ООН и Намибия. Вашингтон, 1990 г.
- Британская радиовещательная корпорация, “Опросы общественного мнения в ходе общих выборов“, Совет Би-Би-Си по редакционной политике, март 1992 г., [1]. Би-Би-Си, 1992 г.
- А.Е. Бойль. “Политическое вещание, справедливость и административное право“, Публичное право, 1986 г., N 562.
- Секретариат Британского Содружества Наций. “Основные положения по созданию органов Содружества по наблюдению за выборами в странах-членах Содружества“, 1992 г.
- Г.Х. Фокс. “Право политического участия по международному праву“, Вестник международного права Йельского университета, 1992, N 17, стр. 539.
- Т.М. Франк. “Возникновение права демократического правления“, Американский вестник международного права, 1992, N 86, стр. 46.
- Л. Гарбер. “Новая эра миротворчества, Объединенные нации и контроль за выборами“, Национальный демократический институт международных отношений, 1993 г.
- Н. Горелик. “Средства массовой информации: укрепление доверия в ходе избирательного процесса“, в издании: Возрастание роли межправительственных организаций по наблюдению за ходом выборов: учебный семинар для Организации Африканского Единства, Африкано-Американский институт и Национально-демократический институт международных отношений, 1992 г.
- Генеральный секретарь Организации американских государств. “Руководство для обозревателей: обзор избирательного процесса, Никарагуа, 1989-1990 гг.“, ОАГ, 1990 г.
- Д. Падилла и Е. Хупперт. “Международный обзор избирательных систем: укрепление принципа свободных и честных выборов“, Вестник международного права университета Эмори, 1993, N 7, стр. 73.
- Д. Шелтон. “Представительная демократия и права человека в Западном Хемпшире“, Вестник законодательства о правах человека, 1991, N 12, стр. 353.
- Х.Дж. Стейнер. “Политическое участие как одно из прав человека“, Гарвардский ежегодник прав человека, 1988, N 1, стр. 77.
- Д. Вебстер и Б. Венгам. “Электронные СМИ и освещение выборов: некоторые наблюдения“, Материалы о возрастании роли межправительственных организаций по наблюдению за ходом выборов: учебный семинар для Организации африканского Единства. Африкано-Американский институт и Национально-демократических институт международных отношений, 1992 г.


1. Избирательная система как составная часть партийно-политической системы Великобритании.

1.1 Основные особенности избирательной системы Великобритании.

Процедура, предполагающая регулярное проведение выборов в представительные органы, не всегда адекватно выявлению демократического волеизъявления народа. Нередко она искажается при помощи механизма избирательной системы, деформирующего пропорции представительства, а также путем манипуляции общественным сознанием с использованием средств целенаправленного воздействия на электоральное поведение. Вместе с тем, результаты выборов содержат важную информацию, позволяющую судить о расстановке общественных сил и, следовательно, о направлении социально-политического развития в стране. Анализ такой информации имеет как теоретическое, так и прикладное значение. Он позволяет выявить закономерности политической социализации индивида, малых и больших групп, дает представление об иерархии факторов, определяющих и видоизменяющих политическое поведение, помогает оценить степень политической напряженности в обществе, делает более вероятными общественно-политические прогнозы. Для партий и других общественных сил, участвующих в политическом процессе осмысление электоральной статистики и ее сопоставление с первоначальными целевыми установками является непременным условием объективной оценки соответствия своих установок, своего политического поведения, общественной ситуации и общественным настроениям, основанной на этом корректировки политического курса избирательной стратегии и тактики.
По характеру избираемого органа выборы делятся на президентские, парламентские, муниципальные и другие; по видам (по причине их обуславливающей) выборы бывают очередные, проводимые по истечении срока полномочий выборного органа, внеочередные, проводимые вследствие досрочного прекращения выборным органом своей деятельности (например, досрочный роспуск парламента), и дополнительные, проводимые для пополнения представительного учреждения (при выбытии из него одного или нескольких членов). В данном исследовании автор рассматривает только парламентские всеобщие выборы.
Существующая система выборов в британскую нижнюю палату парламента представляет собой мажоритарную систему относительного большинства, выборы проводятся в один тур. От каждого избирательного округа избирается один депутат. Как правило по одному и тому же округу баллотируются несколько кандидатов, в случае, когда их количество больше двух выигрывает и тот, кто получает 51% голосов, и тот, кто получает, например, 21%, в случае, если остальные получили меньше. Эта система ещё называется “первый проходит” (first – past – the post). Голоса меньшинства в каждом округе пропадают. Они никак не сказываются на распределении мест в парламенте. Поэтому проигравшие партии (победившие в меньшем числе округов), особенно те, что оказываются дальше второго места, резко дискриминируются, и за их счет вознаграждаются победители, получающие лишние мандаты. Исход голосования определяется не в масштабе всей страны, а по отдельным округам, и совершенно неважно, была ли там одержана победа с большим перевесом, или получено преимущество всего в один голос. Важно лишь иметь перевес в большем числе округов.
Избирательным округом является территория, на которой развертывается избирательная кампания, проводится выдвижение кандидатов, действуют политические партии и органы по проведению выборов. Соединенное Королевство разделено на столько избирательных округов, сколько существует мандатов в нижнюю палату. По данным на 1979 год их было 635, из них 516 отведено Англии, 71 – Шотландии, 36 – Уэльсу и 12 – Северной Ирландии. Количество мандатов несколько раз изменялось и к 1997 году составило 659 . Жители каждого округа, обладающие правом голоса, выбирают одного депутата в Палату общин. Очевидно, что образование совершенно равных по численности населения избирательных округов, каждый из которых представлял бы избранный депутат- задача практически невыполнимая, поскольку происходит постоянное перемещение населения, изменение его численности. Установленные законом границы округов менее подвижны, чем изменение состава населения. Закон устанавливает примерное равенство округов, которое постепенно меняется . Неравенства представительства возникают тогда, когда законодатель оставляет избирательные округа неизменными в течение длительного времени. Лучшим примером в этом отношении служит Великобритания 16-19 в.в., где существовали так называемые “гнилые местечки” и не проводилось перераспределение округов, несмотря на промышленную революцию. В 1831 году такие крупные города, как Бирмингем, Лидс и Манчестер, не имели ни одного депутата в палате общин, тогда как местечко Олд Сарум с семью избирателями посылало двух депутатов, а Данвич, наполовину затопленный Северным морем, насчитывая одного избирателя, был представлен в палате общин одним депутатом. Лишь в 19 веке эти фиктивные округа были упразднены в пользу новых городов, ранее лишенных представительства. В настоящее время границы избирательных округов пересматриваются каждые 8-12 лет (последний раз - в 1991г.) и утверждаются парламентом в соответствии с представлением четырех парламентских комиссий по границам избирательных округов соответственно для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Номинальным председателем комиссий является спикер Палаты общин, но на практике комиссиями управляет заместитель председателя, который в каждой комиссии занимает должность старшего судьи. Для проведения голосования образуются избирательные участки.
Контроль за проведением выборов в каждом избирательном округе осуществляет уполномоченный по выборам. Как правило, это чиновник старшего ранга местной администрации, в ведении которого находятся составление списков избирателей, определение мест для голосования на избирательных участках, набор штата сотрудников для подготовки и проведения голосования, а также взаимодействие с кандидатами в члены парламента через их доверенных лиц.
Заместителем уполномоченного по выборам является ответственный за регистрацию - также чиновник местной администрации. Известны две системы регистрации избирателей: постоянная и периодическая. При постоянной системе, например, в США, избиратель должен зарегистрироваться только один раз. А необходимые исправления в избирательные списки вносятся лишь в случае изменения места жительства или фамилии избирателя, а также в случае смерти. Как правило, при этой системе в избирательных списках накапливаются “мертвые души”, что создает потенциальную возможность для разного рода фальсификаций итогов выборов. В Великобритании действует периодическая система регистрации, при которой, в установленные законом сроки избирательные списки аннулируются. Избиратели должны регистрироваться вновь.
Ежегодно список избирателей обновляется по состоянию на 16 февраля каждого года и действителен для любых выборов до 15 февраля следующего года . Метод регистрации избирателей не одинаков в различных частях страны, но похож на процедуру переписи населения. Каждый избиратель имеет свой номер в избирательном списке. Гражданин может быть внесен в несколько избирательных списков, но он обладает одним голосом. Незадолго до дня выборов уполномоченный по выборам рассылает каждому избирателю, чье имя занесено в регистрационный список, избирательное извещение, где обычно указаны название избирательного округа, имя избирателя, его адрес, регистрационный номер, дата проведения выборов, местоположение избирательного участка и время его работы.
Право участия в парламентских выборах имеют граждане Великобритании, достигшие 18 лет и не отстраненные, в соответствии с законом, от процесса голосования. Граждане стран Британского Содружества и Республики Ирландии, также имеют право голоса. В свою очередь, граждане Великобритании, постоянно проживающие за пределами Соединенного Королевства не более 20 лет, вправе подать просьбу о регистрации для участия в выборах .
Не могут принимать участие в голосовании: члены Палаты лордов; иностранные граждане, проживающие постоянно в Великобритании; лица, официально признанные недееспособными; находящиеся на принудительном лучении в психиатрических больницах; отбывающие тюремное заключение; осужденные в
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список использованных источников

1. Alford R. R. Party and society: Anglo-american democracies. – Chicago, 1987.
2. Alt J. The polics of economic decline: Economic management a political behavior in Britain since 1964. – Cambridge, 1979.
3. Blair T. Change and Renewal. Leadership Election Statement. – The news, June 23. 1994
4. Blair T. Democracy's second age. The Economist. September 14, 1996.
5. Blair T. Why I wont tax and spend. The Observer. September 29, 1996
6. Blair Т. Speech to the Singapore business community – The news, January 8, 1996.
7. Brittan S Capitalism with a Human Face. L.. Edward Elgar. 1995
8. Buckanan J. The Economics of Politics. L., 1978
9. Butler D., Le system de partis: “Desalignement” ou “realigment” ?/ Pouvoirs. – P., 1986, № 37
10. Butler D., Stokes D. Political change in Britain: The evolution of electoral choice. – L., 1974
11. Cowling М. (ed.). Conservative Essays. L., 1978
12. Crewe I. The electorate: Partisan dealignments ten years on / West European politics. – L., 1983. № 46
13. Crewe L., Sarvlik B., Alt J . Partisan dealignment in Britain 1964-1974 / British journal of political science. – L., 1977, № 7.
14. Cyr A. Liberal Politics in Britain. Transactions Books.- L. 1988
15. Democracy at the Polls. A comparative Study of Comprehetive National Elections., London, 1981
16. El. Joni A. The Spirit оf Community: Rights. Responcibilities and the Communitarian Agenda. L.. Fontana Press. 1995
17. Franklin M. N. The decline of class voting in Britain: Changes in the basis of electoral choice. – Oxford, 1985.
18. Friedman M. The Counter-Revolution in Monetary Theory. L.. IEA. 1970
19. Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity. L., Hamish Hamilton, 1995
20. Gilmour Inside Right. A Study of Conservatism. L.. Hutchinson. 1977
21. Goldberg A. S. Discering a casual pattern among data on voting behavior/ American political science rew. – Menasha, 1987, № 1
22. Gray J. Beyond the New Right. L.. Routledge. 1994
23. Hall S.. Jacques M. (ed.). The Politics of Thatcherism. L.. Lawrence & Wishart, 1983
24. Hayek F.A. The Fatal Conceit. L., Routledge, 1988
25. Heatth A., Jowell R., Curtice J. How Britain votes. – Oxford, 1985
26. Huckfeldt R. R. The social context of political change: Durability, votatility a social influence/ American political science revew, - Menasha, 1983. № 1, 144.
27. Ionescu G. How to look or not to look at modern British politics. – Gov. a opposition, London, 1993
28. Jones T. Remaking the Labour Party. From Gaitskell to Blair. L., Routledge. 1996
29. Joseph K.. Stranded on the Middle Ground Reflections on circumstances and politics. L., 1976
30. Labor Party. Opportunity Britain.L., 1991.
31. Labor Party. Statement of Democratic Socialist Aims and Values, L., 1988
32. Liddle R. The Blair Revolution. L., Faber and Faber. 1996.
33. Macinter A. After Virtue. A Study in Moral Theory Duckworth. L., 1985
34. Nozick R. Anarchy. State, and Utopia. L., Oxford, 1974
35. Popper K..R. The Open Society and its Enemies. L.. Routledge. 1952
36. Prior J. A Balance of Power. L.. Hamish Hamilton 1986
37. Robertson D. Class and the British electorate. – Oxford, 1984
38. Rothbard M. The Ethics of Liberty. Atlantic Highlands. NJ. Humanities Press. 1982
39. Sampson A. Company Man: The Rise and Fall of Corporate Life. L., HarperCollins, 1995
40. Sarvlic B., Crewe L. Decade of dealigment: The concervative victory of 1979 a electoral trends in 1970s. – Cambridge, 1983.
41. Scruton R. (ed.). Conservative Thoughts. L.. Claridge Press. 1988
42. Seldon A. Capitalism. L.. Blackwell. 1990.
43. Tawney R.H. The Acquisitive Society. L.. Collins. 1961
44. Tebbit N. The Upwardly Mobile. L.. Fullira. 1988
45. Thatcher M. The Downing Street Years. L.. HarperCollins. 1993
46. Thatcher M. The Path to Power. L., 1978
47. The Political Quartely, № 4б, 1997
48. Thompson E.P. The Poverty of Theory and Other Essays. L.. Merlin, 1978
49. Tlillock G. The Vole Motive. L.. IEA, 1976.
50. Willets D. The Modern Conservatism. L.. Pensuin Books. 1992.
51. Williams R. Towards 2000. L.. 1983
52. Актуальные проблемы социально-экономической и политической истории Великобритании в новое и новейшее время: Тез. науч. конф. - Уфа, 1991.
53. Гаджиев К.С. Либерализм - история и современность. \\ НиНИ, N 6. 1995
54. Галкин А.А.. Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987
55. Данилевич И.В. Европейская социал-демократия: глобальные проблемы и “поиски идентификации“ \\ Рабочий класс и социальный прогресс. М.: Наука, 1992
56. Демократия и тоталитаризм в судьбах европейской цивилизации XIX-XX вв.: Тез. науч. конф. - Уфа, 1992.
57. Денискина В.Я. Политический портрет М.Тэтчер: научно-аналитический обзор. М.. ИНИОН. 1991
58. Западная Европа 80-х гг. Идейно-политическая борьба и рабочее движение. М.: Наука, 1988
59. Кочетков А. Экономические концепции британских лейбористов. \\ Вопросы экономики, 1994. N 2
60. Кухарчук Д.В. Либерализм и реформизм: опыт типологической характеристики. \\ Социальный идеал: содержание, эволюция, типология. М.: 1994
61. Науменков А.. Хесин Е. Консерваторы и метаморфозы британской экономики. \\ Великобритания: политика, экономика, история. Сиб., 1995
62. Науменков О.А. Из истории внутренней политики консервативной партии Великобритании
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ