СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 ГЛАВА 1. РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................................................................................................6 1.1.Современные исследования развития речи..................................6 1.2.Речь, ее функции и виды....................................................................10 1.3.Сензитивный период в развитии речи...........................................17 1.4.Развитие речи у детей раннего возраста.....................................22 1.5. Роль взрослых в развитии речи детей 1-3 лет...............................27 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.............................35 2.1. Цель гипотеза и задачи исследования.......................................35 2.2. Констатирующий эксперимент......................................................36 2.3.Результаты исследования.................................................................40 2.4. Практическая работа по речевому развитию детей....................43 2.5. Результаты контрольного эксперимента..................................49 2.6. Рекомендации по дальнейшему формированию речи детей......51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................53 ГЛОССАРИЙ.........................................................................................................55 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................................57 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Имеющиеся в научной литературе данные свидетельствуют, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития речевой деятельности ребенка. Это обуславливает важность изучения особенностей речи в рамках дошкольного детства. Незнание ключевых характеристик речевой деятельности и особенностей овладения родным языком приводит к отсутствию четких критериев оценки реального уровня их речевого развития, невозможности качественной оптимизации речи детей. Это является причиной возникновения не только различных проблем в формировании собственно речевой деятельности дошкольников, но и мешает полноценному личностному развитию Существенное снижение показателей речевого развития современных дошкольников, значительный процент детей младшего школьного возраста, испытывающих затруднения при овладении чтением и письмом, делают необходимым разработку и применение новых подходов к целенаправленному развитию детской речи. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной нами темы исследования. Освоение родного языка является для ребенка сложнейшим процессом. Успешность его зависит и от физиологических, и от социальных факторов. К первым относится необходимость здоровой нервной системы, ко вторым - целенаправленное развивающее общение с взрослым. Особый интерес с психолого-педагогической точки зрения представляет собой исследование проблемы речевого развития детей в раннем возрасте, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Ранний возраст – это сензитивный период развития речи, т.е. период, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития. Исследования зарубежных и отечественных психологов: Л.С. Выгодского, Ж. Пиаже, Соколова А.Н., Леонтьева А.Н., Сохина Ф.А. и др. позволили определить роль речи в развитии детей раннего возраста, в становлении их личности. Несмотря на то, что тема речевого развития детей достаточно хорошо изучена, она не теряет своей актуальности. Результаты исследований показывают, что если по каким – либо причинам ребенок до трех лет не начал говорить, в дальнейшем усвоение речи происходит с гораздо большими трудностями. Возникшие из-за ее отсутствия отклонения в психическом развитии требуют специальной компенсации, что хорошо видно на примере глухонемых детей, которых начинают обучать речи после 3 лет. У них обнаруживается отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов и качеств: не возникает сюжетно-ролевая игра, отсутствует предметное рисование, задерживается развитие восприятия и мышления. Все эти недостатки могут быть устранены ценой большого труда, направленного не только на обучение речи, но и на другие стороны развития. В ходе работы над темой была сформулирована гипотеза - учитывая, что ранний возраст является сензитивным периодом в развитии речи, можно предположить, что целенаправленное педагогическое воздействие ускорит этот процесс. Цель нашей работы – изучение сензитивного периода в развитии речи. В соответствии с поставленной целью выделились следующие задачи: 1. Изучить процесс развития речи у детей. 3. Исследовать процесс речевого развития детей 2-3 лет в практической деятельности. 4. Дать рекомендации родителям и педагогам по формированию речи детей данного возраста. Предмет исследования - группа детей 2-3лет. Объектом исследования является процесс развития речи. Практическая значимость проведённого исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по оптимизации развития речи детей в младшем дошкольном возрасте.
ГЛАВА 1. РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Исследования развития речи. В работах как зарубежных (переведенных на русский язык) так и отечественных исследователей было показано, что речевая творческая активность максимальна у детей в возрасте 2-3 лет и практически полностью исчезает к 5-6 годам. На эту активность, как отмечал Н.А.Рыбников, сильное угнетающее влияние оказывает стереотипная фразеология плакатов и афиш. Начиная с 2- 3 лет, ребенок либо сам изобретает звуки и слова, а смысл в произнесенные без всякого намерения слова вкладывают родители, либо изобретает слово и одновременно с этим устанавливает его значение, либо употребляет и толкует слова взрослой речи по-своему, со значением, отличным от такого во взрослой речи. В работах других авторов отмечена прямо противоположная точка зрения на способность ребенка изобретать слово и одновременно устанавливать его значение. Б.П.Китерман, в частности, указывал, что у ребенка первых лет жизни (1-3 года) полностью отсутствует самостоятельное изобретение слов.[9] В конце XIX - начале XX в.были описаны факторы и условия, ускоряющие или, наоборот, замедляющие речевое развитие. В первых отечественных работах выделяются два типа факторов: преимущественно связанные с внешней, окружающей ребенка средой и связанные с психическими механизмами. К первым относятся звукоподражание и понимание речи на основе слуховых, зрительных и иногда осязательных впечатлений; ко вторым - творческая активность, "самодеятельность" ребенка по созданию "своих" сочетаний звуков и слогов и их произнесению. Часто из факторов речевого развития исключалось понимание ребенком направленной к нему речи взрослых ведущая роль отводилась механизму подражания. Кроме внешних и внутренних факторов были выделены условия, ускоряющие или замедляющие процесс развития речи. К условиям, способствующим скорейшему усвоению родного языка, отнесены: - принадлежность к имущим слоям и интеллигенции - наличие старших братьев и сестер - женский пол - наличие общества сверстников - наличие в окружении ребенка лиц, имеющих правильную литературную речь - специально приспособленная к ребенку речь взрослых (признаками подобной речи являлись внятность, отчетливость, слегка замедленный темп) - благоприятная эмоциональная поддержка взрослыми первых самостоятельных речевых проявлений ребенка - специальное целенаправленное воспитание речи в семье - образование родителей - посещение детского сада Условиями, замедляющими темп речевого развития, считались: - низкое социальное положение - более раннее развитие опорно-двигательного аппарата - отсутствие братьев и сестер - наличие речевых патологий у взрослых, окружающих ребенка - задержка умственного развития у ребенка - наличие местных диалектов Одними из первых ученых, кто обратил внимание на феномен речи, являются психологи. Большая заслуга в развитии этого направления принадлежит Н.И. Жинкину, основной темой творчества которого была речь человека в соотнесенности ее с языком и мышлением. Результаты его исследований были отражены в книге "Механизмы речи". Четко разграничивая такие понятия как язык и речь, Жинкин не разрывал эти два явления, изучая их во взаимосвязи. Речь он понимал как "механизм порождения и понимания сообщений". Также он связывал функционирование языка с речью, "поскольку именно речь является сферой его употребления" [11]. Данной теории вторят взгляды С.Л. Рубинштейна, который в своей монументальной работе "Основы общей психологии" говорит о том, что понятия речи и языка необходимо рассматривать как в единстве и как два аспекта единого целого. Огромной заслугой этого психолога является определение им психологической природы речи: речь у него находится во взаимосвязи с сознанием в целом. Таким образом, автор рассматривает речь не только в аспекте психологии познавательных процессов, но и рассматривает ее в области психологии общения [36]. Если брать психологию речи в целом, то психологов интересовало три аспекта в данном феномене - это универсально-предметный код (доречевой этап развития ребенка), внутренняя речь и соотношение ее с внешней речью, речевые нарушения. В ходе детального рассмотрения феномена речи психологами были выделены функции, виды речи, механизмы ее порождения, а также этапы ее развития. Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании и доброжелательности. Так как эмоционально-личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни. К моменту рождения мозг и особенно кора головного мозга ребенка представляет картину глубокой незрелости. Развитие речи ребенка связанно с органическим развитием его мозга, но тем не менее в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми. Младенца с первых минут жизни окружает множество вещей - пеленки, бутылочки, ложечки, игрушки и т. д. Но как ни странно, маленький ребенок этого не замечает, не видит, несмотря на вполне нормальное зрение. А чтобы он увидел предмет, захотел взять его в руки и рассмотреть, необходимо вмешательство взрослого. Г. Л. Розенгарт-Пупко считала что, речь ребенка надо воспитывать, надо учить его понимать речь окружающих и самостоятельно говорить. Для этого требуется немало усилий со стороны взрослых и активной деятельности самого ребенка в различных видах его деятельности. [14]
Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Результаты таких исследований детской речи и данные, полученные другими советскими исследователями, показали, что основной формой воспитательного воздействия, обеспечивающего своевременное развитие речи, является общение, т. е. такое взаимоотношение взрослого с ребенком, при котором ребенок не только пассивно претерпевает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. Общение с ребенком должно лечь в основу всех форм воспитательного воздействия на него, начиная с первого месяца жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдеева, Н.Н. Вы и младенец [Текст] / Н.Н Авдеева, С.Ю. Мещерякова - М. : Просвещение 1991. 2. Ахутина, Т.В. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л. С. Выготского [Текст] /Т.В Ахутина, Т.Н. Наумова; Психолингвистические проблемы семантики. М. : Просвещение 1983. 3. Божович, Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Т.А Божович; - М.: Педагогика-пресс, 1968. 4. Бондаренко, А.К Воспитание детей в игре [Текст] / А.К Бондаренко, А.И.Матусик; М.:Пр.,1983г.-192с. 5.Валлон, А. Психологическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон Вопросы психологии - 1976. -№4. 6. Выгодский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выгодский; -М.: Пр, 1982. 7. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст]/ П.Я. Гальперин; - М.: Пр, 1985. 8. Гамиузова, Л.Н. Ступени общения. От года до семи лет [Текст] /Л.Н. Гамиузова, Е.О Смирнова; – М.: Пр., 1993г. 9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев; - М.: Пр., 1961. 10. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте [Текст] / В.В. Давыдов; Вопросы психологии. - 1992. - №1. 11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин; - М.: 1958. 12. Зеньковский, Л. Психология детства [Текст] / Л. Зеньковский; - М., Пр.,1996. 13. Исенина, Е.И. Психологические основы речевого онтогенеза в начальном периоде. Докт. Дисс. [Текст] / Е.И. Исенина; - М.: Изд-во МГУ.,1986. 14. Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками [Текст] / С.Н. Карпова; - СПб.: Владос.,1996. 15. Карпова, С.Н., Психология речевого развития ребенка[Текст] / С.Н. Карпова, Э.И. Труве; - Ростов-на-Дону: Феникс., 1987. 16. Краткий психологический словарь [Текст] / Под. ред. Л.А.Карпенко. – Ростов-на-Дону: Феникс,1999г.-512с. 17. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина; – М.: Педагогика-пресс., 1998. 18. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] / А. А. Леонтьев; - М.: Наука, 1995. 19. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев; -М.: Пр.,1975. 20. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина; - М.: Пр., 1986. 21. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия [Текст] / В.С. Мухина; - М., Просвещение-Владос, 1991. 22. Лурия, А.Р.,. Речь и развитие психических процессов ребенка [Текст] / А.Р Лурия, Ф.А Юдович; - М.: Пр.,1990. 23. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская; – М.: Пр., 1971. 24. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста/Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / М.М. Алексеева, В.И.Яшина; М.: Наука, 2000. 25. Мещеряков, А.И. Слепоглухонемые дети [Текст] / А.И. Мещеряков; - М.: Пр.,1974. 26. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов; – М.: Просвещение-Владос,1995г.-Т1,-576с 27. Новгородцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новгородцева; – Ярославль, 1997 28. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева; – М.,:Педагогика-пресс, 1995. 29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова;– М.: Педагогическое общество России, 2000г.-448с. 30. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] /Ж. Пиаже; - М.: Наука, 1994 31. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л.А.Головей., Е.Ф.Рыбалко; -СПб.: Речь, 2001г.-688с. 32. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / И.В. Дубровина, А.Г.Рузская; - М., Пр.,1990. 33. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / А.В., Запорожца Эльконина Д.Б. - М.,1964. 34. Развитие общения у дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец М.И. Лисина; - М., Пр.,1964. 35. Развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец; - М., Пр.,1976. 36. Розенгард-Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст] / Г.И. Розенгард-Пупко - М., Пр.,1963. 37. Селезнева, Е.П. Развитие речи детей [Текст] / Е.П. Селезнева;– М.: Пр.,1984. 38. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева;– М.: Пр.,1985. 39. Фолькельт, Г. Экспериментальная психология дошкольника [Текст] / Г. Фолькельт; - М.: -Л.,1930.
|