Четверг, 02.05.2024, 04:42
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

20051 Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки

Содержание

Введение …………………………………………………………..
Глава I. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших
школьников средствами музыки
1.1 Понятие и сущность эстетического воспитания младших
школьников ……………………………………………………………..
1.2 Использование музыки в эстетическом воспитании младших школьников
как психолого-педагогическая проблема …………………………….
1.3 Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании
младших школьников …………………………………………………
Выводы по главе I
Глава II. Методические рекомендации по использованию музыкальных
средств в эстетическом воспитании младших школьников
2.1 Эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки …
2.2 Реализация эстетического воспитания младших школьников средствами
музыки во внеурочное время
2.3 Курс занятий кружка «Музыка вокруг нас» ……
Выводы по главе II
Заключение ……………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………..


Введение
Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Школьники ценят общение со взрослыми и сверстниками, которые, с их точки зрения, обладают лучшими духовно – эстетическими качествами. В этих условиях особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, ложной красотой, показать, в чем заключается подлинная красота человека. И главное сегодня в том, чтобы повысить качество эстетического воспитания в школе.
Школьное воспитание могущественно. От него многое зависит, им «решается участь человека» (В.Г.Белинский). Сегодня нет школы, общественной детской и юношеской организации, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.
Эстетическое воспитание является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Эстетический элемент, стало быть, входит и должен входить во все стороны нашей жизни. Отсюда важность и громадное значение данной сферы воспитания.
В настоящее время трудно переоценить значение музыки в эстетическом воспитании младших школьников. Музыка отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С особенной яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека. Развиваясь во времени, она передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства.
Необходимо поэтому всемерно использовать великую силу музыки в эстетическом воспитании детей, прежде всего в начальных классах.
Эстетическое воспитание средствами музыки ученые (Л.Н.Толстой, Б.Т.Лихачев, Д.Н.Зарин) рассматривают как музыкально – эстетическое. Основной формой работы, базой музыкально – эстетического воспитания в начальных классах является урок музыки. На занятиях предусматривается разностороннее музыкальное развитие школьников, закладывается фундамент их музыкальной культуры.
Продолжением работы по музыкально – эстетическому воспитанию младших школьников является творческая деятельность учителя в процессе внеклассных и внешкольных занятий.
Идеи, касающиеся эстетического воспитания, поддерживались и развивались передовыми педагогами и первыми советскими теоретиками эстетического воспитания: А.В.Луначарским, П.П.Блонским, А.С.Макаренко и др.
Большое внимание вопросам эстетического воспитания средствами музыки уделяли Л.Н.Толстой, Д.Н.Зарин, А.Л.Маслов, В.Н.Шацкая, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев и многие другие.
Но, несмотря на то, что проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами музыки уделялось огромное внимание, она остается актуальной и сегодня.
Тема исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников средствами музыки, составить методические рекомендации по реализации эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую, методическую и искусствоведческую литературу по теме исследования;
2. рассмотреть понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников;
3. выявить специфику музыки (понятие, жанры) и ее педагогические возможности;
4. составить методические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыки.
Методы исследования: наблюдение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение передового педагогического опыта.

Глава I. Теоретические аспекты
эстетического воспитания младших школьников средствами музыки
1.1 Понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников
Воспитание, как общественное явление, - сложный и противоречивый социально – исторический процесс передачи новым поколениям общественно – исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, общеобразовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений [16, 49].
Воспитание, как педагогическое явление, - целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей [24, 22].
Целью данного параграфа является выявить понятие и сущность эстетического воспитания. Для этого мы обратимся к исследованиям разных авторов. Так А.А. Беляев рассматривает эстетическое воспитание как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и в не его: в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении [70, 424].
Бабанский Ю.К. подразумевает под эстетическим воспитанием воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности [3, 299].
Воспитание эстетическое, с точки зрения К.Маркса, это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты» [25, 23].
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического
воспитания:
1. эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
2. художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов;
3. эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
4. воспитание творческих потребностей и способностей.
Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, творческое видение проблем, творческое преодоление стереотипов [74,49]. См. схему 1.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность [8, 118].
Схема 1

Структура эстетического воспитания




Эстетическое образование. Цель: развитие теоретических и ценностных основ культуры личности.
Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно- практическом выражении. Цель: формирование художественной культуры личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов.
Эстетическое самообразование и самовоспитание. Цель: самосовершенст-
вование личности.
Воспитание творческих потребностей и способностей. Цель: развитие конструктивных способностей: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, творческое видение проблем, творческое преодоление стереотипов.

Формируемые в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально – смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение

Список литературы.
1. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. – Шуя, 1994. - 105с.
2. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. – М.: Дрофа, 2003. – 96с.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. №2119 «Музыка и пение». – М.: Просвещение,1983. - 224с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов, - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. - 479с.
5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416с.
6. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности //Педагогика. – 1992. - №5,6. – С.24-26.
7. Виноградов Л. Система общего музыкального воспитания // Начальная школа: Газ. – 2004. - №35. – С. 20-25.
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В.Дубровина и др. – М.: Академия, 2000. – 313с.
9. Вопросы воспитания: системный подход: / Сб. статей / Под общ. ред. Л.И.Новиковой. – М.: Прогресс, 1986. – 136с.
10. Вопросы методики музыкального воспитания детей. В помощь учителю общеобразовательной школы. – М.: «Музыка», 1975. – 128с.
11. Воронов В.А. Воспитание красотой: [Об эстетической воспитанности школьников] //Начальная школа. – 1992. - №5. – С. 52-54.
12. Воспитание младших школьников. /Под ред. Грекова В.А. – М.: Академия, 2000. - 218с.
13. Гембицкая Е.Я. Музыкально – эстетическое воспитание учащихся. – М.: «Музыка», 1970. - 36с.
14. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. – М.: Педагогика, 1986. – 126с.
15. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. завед. – М.: Academia, 1997. – 240с.
16. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник. – М.: АСТ, 2001. - 576с.
17. Егорова Т.С. О системе эстетического воспитания в начальной школе: Из опыта //Начальная школа. – 1995. - №2. – С.8-12.
18. Ефимова И.Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности //Начальная школа: плюс – минус. – 2000. - №1. – С.26-33.
19. Искусство и педагогика. Из культурного наследия России XIX – XX вв.
Хрестоматия. – СПб: Образование, 1995. - 293с.
20. Искусство и школа: Кн. для учителя. [Сб. статей.] /Сост. А.К.Василевский/. – М.: Просвещение, 1981. - 288с.
21. Исупова Л.С. Как прекрасен этот мир, посмотри…: Эстетическое воспитание в младших классах //Начальная школа. – 1996.- №2. - С.4-9.
22. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителей. /Сб./. – М.: Просвещение, 1981. - 192с.
23. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает добро. [Эстет. воспитание. Статьи, доклады, выступления]. М.: «Педагогика», 1973. - 334с.
24. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176с.
25. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя /Под ред. М.Ф.Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. - 223с.
26. Критская Е.Д. Музыка: 1-4 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 207с.
27. Кубанцева Е. Философские основания музыкально – эстетического воспитания //Искусство и образование. – 2001. - №3. – С.12-20.
28. Кудина Г.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М.: Знание, 1988. – 79с.
29. Кулаковский Л.В. Музыка как искусство. – М.: Советский композитор, 1960. - 109с.
30. Куренкова Р.А. Эстетика: Учеб. для студ. – М.: Владос – Пресс, 2003. - 368с.
31. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: /Учеб. пособие по спец. курсу для пед. ин-тов./. М.: Просвещение, 1985. - 175с.
32. Мозгот В.Г. Важное средство формирования музыкальных вкусов школьников //Педагогика. – 1992. - №10. – С.46-50.
33. Музыкальная энциклопедия. /В 6-ти т./ Гл. ред. Ю.В.Келдыш. – М.: «Сов. энциклопедия» - «Сов. композитор», 1973. - т.3.
34. Музыкальная энциклопедия. /В 6-ти т./ Гл. ред. Ю.В.Келдыш. – М.: «Сов. энциклопедия» - «Сов. композитор», 1973. - т.4.
35. Музыкальная энциклопедия. /В 6-ти т./ Гл. ред. Ю.В.Келдыш. – М.: «Сов. энциклопедия» - «Сов. композитор», 1973. - т.5.
36. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. /Под. ред. Л.В.Школяр. – М.: Академия, 2001. - 232с.
37. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 456с.
38. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. – М.: Владос, 2003. - 248с.
39. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2. – 608с.
40. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. - 368с.
41. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. - 236с.
42. Основы эстетического воспитания: /Учеб. пособие для пед. вузов/ Подгот. д-р филол. наук, проф. А.К. Дремов, д-ра филос. наук, профессора Д.Ф. Козлова, Т.А. Мезинцев и др.; Ред. коллегия: д-р филол. наук, проф. Г.Л. Абрамович и др./ - М.: Высш. шк., 1975. - 327с.
43. Педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов.: М.: Просвещение, 1984. – 496с.
44. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.
45. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1982. - 191с.
46. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: [эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе]: Из опыта работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 238с.
47. Проблемы эстетического развития личности школьника / [Квятковский Е.В., Буров А.И., Печко Л.П. и др.]; Под ред. А.И.Бурова, Е.В.Квятковского. – М.: Педагогика, 1987. – 96с.
48. Программы средней общеобразовательной школы: Музыка 1-3 кл. трехлетней школы. – М.: Просвещение, 1988. – 158с.
49. Психология. Словарь. Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение, 1996. - 576с.
50. Раицкая Г.В. Размышления об эстетическом воспитании младших школьников //Начальная школа: плюс – минус. – 2001. - №3. – С. 17-19.
51. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы /Под ред. Л.Б.Занкова. – М.: Просвещение, 1979. – 160с.
52. Рождественский Б.П. и др. Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1960. - 237с.
53. Рыжин И.Н. Назначение музыки и ее возможности. – М.: Сов. композитор, 1973. - 97с.
54. Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - 264с.
55. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. - 576с.
56. Сметанкина И.П. Об эстетическом воспитании школьников //Начальная школа. – 2003. - №9. – С. 48-51.
57. Смольянинов И.Ф. Система эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1984. - 218с.
58. Фокина С.Л. Беседы о музыке //Начальная школа.- 1990.- №10. - С. 77-78.
59. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. - 519с.
60. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир: Из опыта работы по нравств. – эстет. воспитанию школьников. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. - 157с.
61. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка» / Составитель О.А.Апраксина. – М.: Просвещение, 1987, - 270с.
62. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию, //Педагогика, 1992, №1,2.
63. Чепуров И.П. Музыка в школе. Из опыта работы учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 112с.
64. Шилинская Т.А. Музыкальная викторина //Педсовет. – 2000, - №12, - С. 9-11.
65. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1990. – 142с.
66. Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку. – М.: Сов. композитор, 1962. - 268с.
67. Шулева Е.И. К проблеме диагностики эстетической воспитанности ребенка //Начальная школа: плюс – минус. – 2000. – 36. – С. 8-11.
68. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М.: Пед. общество России, 2000. – 128.
69. Энциклопедический словарь юного музыканта. /Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. – М.: Педагогика, 1985. – 352с.
70. Эстетика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2000. - 249с.
71. Эстетика: Учеб. пособие. /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1998. - 237с.
72. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / [Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л., Каган М.С. и др.]. – М.: Просвещение, 1993. – 303с.
73. Эстетические очерки, Вып. 2. –М.: Просвещение, 1967. - 97с.
74. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики. /Под ред. М.Д.Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988. – 104с.
75. Эстетическое сознание и процесс его формирования. – М.: Просвещение, 1981. - 255с.
76. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: Азбука музыкально – творческого саморазвития. – М: Аквариум, 1997. - 270с.
77. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества: Учебное пособие. – М.: Аквариум, 1999. – 272с.
78. Якобсон П.К. Психология художественного восприятия. – М.: Просвещение, 1964. - 310с.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ