Четверг, 02.05.2024, 08:16
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

20089 Cтрахи детей дошкольного возраста

Аннотация.

Данная работа посвящена особенностям изучения страхов у детей дошкольного возраста.
Актуальность работы состоит в том, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало.
Целью данной работы является изучение страхов у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что для каждого периода психического развития ребенка дошкольного возраста характерны различные группы страхов, причем, одни группы страхов со временем прогрессируют, а другие регрессируют, а также, что используя различные корректирующие методики возможно помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.
Методическая основа исследования - комплекс методов и методик,
направленных на решение поставленных задач и проверку выдвинутых
гипотез, включает: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, индивидуальные беседы с детьми, направленные на выявление страха; методику изучения самооценки, тест тревожности.
В отечественной и зарубежной психологии и психиатрии существуют различные подходы к классификации страха: с точки зрения психоанали-тического и экзистенционального плана, по оттенкам проявления, по степени выраженности, по форме проявления, по виду, по этапам развития.
После проведенных исследований можно сказать, что в выделенных группах страхов прослеживается следующая тенденция: у детей младшей группы преобладают эмоциональные формы страха, обусловленные инстинктом самосохранения. В средней группе уровень инстинктивных, и социально-опосредованных страхов приблизительно одинаков. В старшей группе уже просматривается преобладание социально-опосредованных страхов.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1 Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена страха
1.2. Понятие страх и тревожность: общее и различное
1.3. Функции и значение страха в психической жизни человека
1.4. Феномен детских страхов. Особенности, причины и формы их
проявления.
Глава 2 Эмпирическое исследование
2.1. Проблема исследования:
- краткое изложение актуальности исследования,
- гипотеза,
- задачи исследования.
2.2. Процедура исследования
- описание методик исследования.
- общая характеристика испытуемых.
- обработка результатов:
2.3. Обсуждение и анализ результатов
Заключение
Выводы
Приложения
Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
Страх – одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлен на источник действий или воображаемой опасности. Особенности страхов в детском возрасте исследовали А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, Б.Г. Херсонский, С.В. Дворяк, С.Г. Файберг и другие. Для каждого возрастного периода психического развития ребенка характерны своеобразные страхи.
Актуальность данной работы состоит в том, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало.
Целью данной работы является изучение страхов у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью работы в качестве задач выдвигаются сле-дующие:
1. Выявить сущность страхов путем анализа основных научно-практических подходов к их изучению в общей, возрастной и социальной психологии и психиатрии.
2. Выявить общие и специфические особенности страхов у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть основные методики коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
Предметом нашего изучения являются страхи детей дошкольного воз-раста.
База исследования – детский сад №211.
Объектом исследования явились три группы детей:
1. Младшая группа – дети в возрасте от 3 до 4 лет.
2. Средняя группа – дети в возрасте от 4 до 5 лет.
3. Старшая группа – дети в возрасте от 5 до 6 лет.
Гипотеза исследования состоит в том, что для каждого периода психиче-ского развития ребенка дошкольного возраста характерны различные группы страхов, причем, одни группы страхов со временем прогрессируют, а другие регрессируют, а также, что используя различные корректирующие методики, возможно помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.
Методическая основа исследования - комплекс методов и методик, направленных на решение поставленных задач и проверку выдвинутых гипотез, включает: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, индивидуальные беседы с детьми, направленные на выявление страха; методику изучения самооценки, тест тревожности, проективный рисунок.
Для анализа и интерпретации данных использовались математические методы статистической обработки информации.
Этапы исследования:
1. сформулировать тему, гипотезу и т.д.
2. провести теоретическое изучение,
3. провести обработку, анализ, обобщение и интерпретацию полученных данных
4. беседа
5. наблюдение во время эксперимента
6. изучение документов
7. формирующий эксперимент.
Методика исследования включает беседу с ребенком и проективный рисунок.

Г Л А В А 1. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА СТРАХА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Основные теоретические подходы к изучению феномена страха

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Неадекватные реакции страха (фобии) наблюдаются при различных психических заболеваниях. Фобии – это навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающие субъекта в определенной (фобической) обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями (сердцебиение, обильный пот и т.п.).
В отличие от возрастных страхов для невротических страхов характер-но:
• Большая эмоциональная интенсивность и напряженность;
• Длительное или постоянное течение и неблагоприятное влияние на формирование характера и личности;
• Болезненное обострение;
• Взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями;
• Отражение на поведении не только посредством избегания объекта страха, но и всего связанного с ним нового и неизвестного, т.е. развитие реактивно-защитного типа поведения;
• Более прочная связь с родительскими страхами;
• Относительная трудность в плане их устранения.
Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами страха. В том или ином виде они встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей. Невротическими эти страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Кроме того, при неврозах значительно чаще испытываются страхи перед одиночеством, темнотой, животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствие адекватной психологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками.
Все факторы, участвующие в возникновении страхов Захаров А.И. группирует следующим образом :
• Наличие страхов у родителей, главным образом у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;
• Излишняя ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
• Большое количество запретов со стороны родителей того же пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
• Отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающие проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
• Конфликтные отношения между родителями;
• Психические проблемы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
• Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.
На основании обзора зарубежных авторов K. Изард (1980) отличает:
• Тесную связь между собой и степенью интенсивностью стимуляции таких эмоций, как удивление – страх (неожиданность и резкое возрастание стимуляции), страх – ужас (несколько меньшее увеличение стимуляции) и интерес – возбуждение (еще менее неожиданная и резкая стимуляция);
• Существование в эмоциях испуга, страха и интереса – возбуждения частичных и перекрывающихся компонентов (между ними наблюдается неустойчивое равновесие);
• Разнообразие детерминант существования страха – врожденные (гомеостатические, инстинктивные, новизна раздражителя, темнота, одиночество) и приобретенные (вытекающие из опыта, социальных и других условий);
• наличие связей страха с другими эмоциями – страданием, презрением, отвращением, стыдом, стеснительностью и другие.
Польский психиатр A. Кепински (1977, 1979) считал страх одной из движущих сил развития личности. По его мнению, страх – это основное психологическое проявление, возникающее вследствие нарушения морального порядка. Автор выделял страх биологический (при нарушении “естественного морального порядка” – угрозе жизни), социальный (при нарушении “социального порядка”, конфликте социальных норм с реальной действительностью) – угрозе социальному положению и страх “совести” (“моральный страх”), вытекающий из двух первых, сопровождающийся чувством вины.
Предложены разные классификации страха, обобщенные
Х Христозовым (1980) . Выделяют следующие виды страха:
1. По форме и оттенкам проявления – страх астенический, (оцепенение, слабость, нецелесообразность поступков) и стенический (паника, бегство, агрессия), соответствующий и несоответствующий степени опасности, адекватный и неадекватный;
2. По степени выраженности –
1.1. испуг – внезапный и кратковременный страх, возникающий при
неожиданном и неприятном, но еще четко неосознанном изменении ситуации, угрожающем жизни или благополучию человека;
1.2. боязнь – постепенно возникающее чувство страха, связанное с
осознанием длительное время продолжающейся опасности, которая может быть устранена или на которую может быть оказано определенное воздействие
1.3. ужас – наивысшая ступень страха с характерным угнетением
рассудочной деятельности “безумный страх” ;
2. По форме проявления – страх
2.1. витальный – переживание страха исходит из собственного тела, непосредственно из эмоциогенных систем головного мозга;
2.2. Реальный – опасность исходит из окружающего мира;
2.3. Моральный – страх или страх совести – возникает в результате рассогласования первичных психических тенденций и более дифференцированных стремлений
3. По виду:
3.1. осознаваемый генерализованный,
3.2. осознаваемый локализованный,
3.3. неосознаваемый генерализованный,
3.4. неосознаваемый локализованный,
4. По этапам развития:
4.1. нерешительность,
4.2. неуверенность,
4.3. смущение,
4.4. боязливость, тревога, страх, ужас.
Страхи подразделяют также на нормальные и патологические варианты, то есть возникающие при наличии реальной, осознаваемой или недостаточно осознаваемой угрожающей ситуации, либо как болезненная реакция. В их структуре выделяют три основных нарушения: аффективное – чувство опасности; интеллектуальное – неуверенность; волевое – нерешительность.
Х. Христозов рассматривает следующие патологические формы страха:
• навязчивый или фобию (иногда в связи с определенной ситуацией, с осознанием абсурдности);
• ипохондрический (возникает в ситуации, связанной с ипохондрическими переживаниями, без критического отношения);
• психотический (появляется в связи с депрессивно-параноидальными переживаниями или как диффузный страх).
В психологии страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый и хронический; инстинктивно и социально опосредованный. Боязнь и тревожность определяются как состояния, соответствующие страху и тревоге; реальный (при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представления).
По системе выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, беспокойство и волнение. Возрастные и клинические страха дают основания для соответствующего разделения, клинически страх может быть навязчивым и сверхценным, невротическим и психотическим.
Непосредственно детские страхи можно разделить на такие виды, как:
• медицинские – боль, уколы, врачи, болезни;
• страхи, связанные с причинением физического ущерба – неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война;
• страхи смерти (своей)
• страхи животных и сказочных персонажей;
• страхи кошмарных снов и темноты;
• социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества);
• “пространственные” страхи – высоты, воды, замкнутых пространств.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует 2 угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности.
К числу внешних можно отнести также и страхи, которые возни-кают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её. Всё это даёт основание говорить об условно - рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т.к. последний когда - то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби , причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
1. Врожденные детерминанты
Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стиму-лов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из- за своей новизны. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности.
Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизмене-ниям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Многие авторы показали, что природные стимулы страха связанны с возрастом, т.е. зависят от процессов развития и созревания. Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает где-то между 6-и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими.
5. Культурные детерминанты страха
Культурные детерминанты страха почти исключительно являются результатом научения. Так, даже негромкий сигнал воздушной тревоги может вызвать страх. Многие культурные детерминанты страха могут при ближайшем рассмотрении оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Боязнь воров, например, или приведений, может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии - рационализацией страха грома.
Проблема дифференциации страха от других эмоций.
Работа Кагана , посвящённая развитию негативного аффекта у детей, даёт дифференцированный анализ аффектов. Он утверждает, что существует 4 “состояния страдания”, которые называются страхом. По Кагану причинами “состояния страдания” являются:
а) неассимилированное расхождение,
б) предвидение нежелаемого события,
в) непредсказуемость,
г) признание несоответствия между взглядами и поведения,
д) признание диссонанса между взглядами.
Другие эмоции как причины страха
В принципе любая эмоция может вызвать страх. Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в её работе, посвящённой гипнотически внушённому страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпритирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом.
Биологические предпосылки страхов.
Способствуют возникновению страха некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они “всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются”, будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они “ всё держат в себе ”.
Вывод: В отечественной и зарубежной психологии и психиатрии сущест-вуют различные подходы к классификации страха: с точки зрения психоаналитического и экзистенционального плана, по оттенкам проявления, по степени выраженности, по форме проявления, по виду, по этапам развития.
1.2. Понятие страх и тревожность: общее и различное
В психиатрической литературе уделяется большое внимание таким состояниям, как страх и тревожность.
В психиатрической литературе психоаналитического и экзистенциональ-ного плана страх и тревожность трактуются как выражение конфликта (враждебности) между инстинктивным бессознательным и требованиями социальной среды (E.Fromm, 1965; H.E. Richter, 1969; и другие.
Страх и тревога.
В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.
Страх - эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия;
Тревожность –эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревожность в отличии от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем.
В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.
В отличие от страха тревожность определяют как страх без явного объекта, как осознаваемое, эмоциональное состояние без конкретного содержания. Критериями диагностики синдрома тревоги M. Лаплеталек (1989) считает:
• психические признаки – беспокойство, дрожь, чувство беспомощности, неуверенности, угрожающей опасности, снижение критичности;
• психомоторные признаки – соответствующая мимика и жестикуляция, возбуждение или угнетение;
• вегетативные признаки – повышение артериального давления, ускорение пульса и дыхания, расширение зрачков, сухость во рту, бледность лица, потливость.
Страх и тревожность – два понятия, объединяемые одними и разделяемые другими авторами. В страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.
Условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом:
• тревога – сигнал опасности, страх – ответ на нее;
• тревога – скорее предчувствие, а страх – чувство опасности;
• тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх – тормозящим воздействием на психику. Тревога более характерна для лиц с холерическим, а страх – флегматическим темпераментом.
• Стимулы тревоги имеют более общий неопределенный и абстрактный характер, страх – более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство.
• Тревога как ожидание проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником, главным образом, прошлый травмирующий опыт;
• Несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх – эмоциональный, иррациональный феномен.
• Тревога – социально, а страх – инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы.
1.3. Функции и значение страха в психической жизни человека.
Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действий или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания.
Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
Итак, страх — одна из наиболее значимых для человека эмоций, оказывающих мощное воздействие на различные аспекты его жизни. Это чувство, формирующееся на самых ранних этапах развития, сопровождает человека в течение всего жизненного пути. Не существует людей, не испытывающих страха, — речь идет только о степени его выраженности.
Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Помимо того, что страх помогает строить поведение, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики.
1.4. Феномен детских страхов. Особенности, причины и формы их
проявления
Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Они имеют большое значение для ребенка. Так, В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, то есть у каждого возраста есть “свои” страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка, и в целом, имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает (Рогов Е.И., 1996) .
Беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности, является первым “опытом” беспокойством ребенка. У детей первых месяцев жизни возможны определенные нарушения в деятельности организма в ответ на волнение или раздражение матери. Беспокойство матери вызывает также и соответствующую эмоциональную реакцию у ребенка во втором полугодии жизни.
Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушев-ляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается объективизированный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно - логически.
В возрасте от 3 до 5 лет происходит дальнейшее формирование “я” ребенка. Формируется и чувство опасности – понятие “мы”. Интенсивно развивается воображение и явления воображаемых страхов.
Если до 2-х лет и мальчики и девочки больше реагируют на отсутствие матери, что обусловлено ярко выраженной привязанностью к ней и эмоциональной зависимостью, то с 2-х – 3-х лет оба родителя воспринимаются как единое целое, поэтому остро воспринимается как отсутствие матери, так и отца. Для 3 – 4-х летних детей характерна половая изобретательность чувства любви, направленная на родителя другого пола.
Пяти – семи – летние дети уже способны к сопереживанию. Шестилетних детей одолевает тревога и сомнение в отношении своего будущего, а в 7 – летнем – мнительность.
Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности проходят у детей в том случае, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также они учитывают индивидуальные особенности своего ребенка.
Наиболее часто старшие дошкольники испытывают страх смерти. О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию других страхов, прежде всего, испытываемых во сне (страшных снов), боязни нападения, боязни огня и пожара, боязни заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков). Страх перед Змеем Горынычем – это замаскированный ужас, вызываемый огнем и пожаром. В то же время дети заметно боятся змей, укус которых смертелен, и крайне болезненно переносят операции и болезни даже не очень знакомых людей.
Соотношение когнитивной сферы со страхами.
Представляют собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх какого- либо определённого объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антиципацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.
Основная причина страхов у детей – неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, а также те недостатки и ошибки умственного развития, которые ведут к неведению, к снижению уровня ориентации ребенка в окружающем мире. Чего ребенок не понимает, того он и боится. Уровень умственного развития, таким образом, имеет прямое отношение к характеру детских страхов и ключ к пониманию детских страхов заключается в анализе его вопросов (Гарбузов В.И., 1990) .
Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.
Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.
Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.
Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит “угроза”. Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.
Агрессивность у детей встречается при различных вариантах эмоционального неблагополучия у детей 4-7 лет. Однако в большинстве случаев агрессия у детей носит защитный характер. Агрессивный ребенок действует по принципу “упреждающего удара”.
Наиболее частыми причинами агрессии является:
1. настороженность и страх перед окружающим миром;
2. чувство досадной беспомощности при встрече с препятствиями;
3. накопившееся напряжение;
4. замешательство перед непоследовательным, противоречивым пове-дением взрослых;
5. несформированность средств общения со сверстниками.
Прибежище многих детей, их спасение от тревоги - мир их фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удолетворение его невоплощенные потребности. Вообще говоря, фантазия одно из замечательных качеств, присущих детям и некоторым взрослым. Для нормальных (вернее сказать, конструктивных) фатазий характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны реальные события дают толчок его воображению (фантазии продолжают жизнь); с другой - сама фантазия влияет на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь.
Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себе жизни. Этот отрыв от реальности - и в самом содержании тревожных фантазий, которые в большинстве случаев, не имеют ничего общего с фактическими возможностями, способностями, перспективами развития ребенка.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Страх – эмоциональная функция. Он возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действий или воображаемой опасности. Страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Неадекватные реакции страха (фобии) наблюдаются при различных психических заболеваниях. Фобии встречаются в рамках неврозов, психозов и органических заболеваний головного мозга. Для невротических страхов в отличие от возрастных характерен ряд особенностей: эмоциональная интенсивность, длительное течение, неблагоприятное влияние на личность, болезненное заострение и т.д. У здоровых в нервно-психическом плане детей невротическими возрастные страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых нервных потрясений. При неврозах чаще всего испытываются страхи перед одиночеством, темнотой и животными, так называемая невротическая триада.
Основная причина страха у детей – неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, а также ошибки умственного воспитания, которые ведут к снижению уровня ориентации ребенка в окружающем мире.
Исследования, которые были проведены, показали, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.
Детские страхи имеют важное значение для ребенка. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка, и в целом имеют положительный адаптационный смысл. До двух лет интересы ребенка сосредоточены на близких людях, поэтому при стабильности семейной среды эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности. В возрасте от 3 до 5 лет интенсивно развивается воображение, поэтому увеличивается вероятность появления воображаемых страхов. Шестилетних детей одолевает тревога и сомнения в отношении своего будущего, а семилетних – мнительность. В 6 лет появляется страх собственной смерти. О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию других страхов, прежде всего, испытываемых во сне (страшных снов), боязни нападения, боязни огня и пожара, боязни заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков).
Нами были обследованы три группы детей:
1. Младшая группа – дети в возрасте от 3 до 4 лет.
2. Средняя группа – дети в возрасте от 4 до 5 лет.
3. Старшая группа – дети в возрасте от 5 до 6 лет.
После проведенных исследований можно сказать, что в выделе
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ