Четверг, 02.05.2024, 06:05
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

20226 Оценка уровня сформированности педагогических способностей будущих тренеров

Содержание
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Проблемы диагностики педагогических способностей тренеров…..6
1.1. Понятие педагогических способностей, педагогическое мастерство и его диагностика……………………………………………………………………….6
1.2. Состав и группы педагогических способностей………………………….9
1.3. Педагогические способности, навыки и умения, необходимые эффективному тренеру…………………………………………………………..17
Глава 2. Цель, задачи и методы организации исследования………………….25
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………………….25
2.2. Методы исследования…………………………………………….……….25
2.3. Организация исследования…………………..……………………………46
Глава 3. Диагностика педагогических способностей у выпускников…..…48
3.1. Диагностика по методике диагностики педагогических способностей, разработанной на основе теоретического материала………………………48
3.2.Диагностика по методике для диагностики природных предпосылок педагогических способностей………………………………………………….57
3.3. Диагностика по методике определения уровня сформированности проективных педагогических умений………………………………………....63
Выводы…………………………………………………………………………...67
Практические рекомендации……………………………………………………68
Приложение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..71

Введение
В преддверии Олимпиады в Сочи государство стало уделять особое внимание спорту, деятельности спортивных организаций, учебных заведений, мастерству тренеров и педагогических работников в области спорта. Успех спортсмена в соревнованиях зависит не только от его способностей и возможностей, но и от эффективной работы тренера.
Вопрос о том, что представляют собой человеческие способности, от чего зависят их формирование и развитие, волнует не только специалистов. С полным основанием можно сказать, что интерес к нему носит всеобщий характер.
Педагогические способности и мастерство тренера во многом определяются имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.
В сфере спортивной деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов.
Профессионально важные качества личности тренера, педагогические способности и мастерство, а также диагностика и пути формирования этих качеств, представляются нам особенно интересными.
Актуальность. Выбор темы исследования обусловлен важностью оптимизации профессионально – педагогической подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта и для их дальнейшего самосовершенствования.
От уровня сформированности педагогических способностей специалистов по физической культуре и спорту зависит их профессиональная успешность, комфортные условия развития и воспитания юных спортсменов, то есть в конечном счёте эффективность педагогического труда.
Современные педагогические концепции формирования педагогических способностей опираются на передовые методы их диагностики. Использование этих методов позволяет получить точные данные об уровне развития способностей.
Систематическая диагностика педагогических способностей является необходимы и неотъемлемым звеном подготовки специалиста высокого класса.
Научных исследований, в которых использовались бы современные методы диагностики педагогических способностей у выпускников институтов физической культуры, проведено немного.
Цель исследования - диагностика педагогических способностей у выпускников РГУФКСиТ и выявление резервов их профессионально – педагогического самосовершенствования.
Гипотеза. Мы исходили из предположения о том, что подбор, на основе современных научных концепций, эффективных методов диагностики педагогических способностей позволит не только зафиксировать уровень их сформированности, но и поможет вскрыть резервы профессионально – педагогической подготовки специалистов в вузе и профессионального самосовершенствования выпускников в процессе трудовой деятельности.
Объектом исследования является уровень сформированности педагогических способностей у студентов-выпускников РГУФКСиТ.
Предмет исследования – регистрация и оценка уровня сформированности педагогических способностей как основа профессионально - педагогического самосовершенствования выпускников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- единый, научно обоснованный подбор методик диагностики педагогических способностей позволяет оперативно, эффективно выявить уровень педагогических способностей;
- практические рекомендации позволяют выбрать наиболее адекватный и оптимальный путь самосовершенствования педагогических способностей.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
• определить подходы к диагностике педагогических способностей у спортивных педагогов на основе анализа современных научных концепций;
• выявить уровень сформированности педагогических способностей у выпускников РГУФКСиТ и пути их дальнейшего совершенствования;
• разработать практические рекомендации для выпускников - специалистов в области физической культуры и спорта по совершенствованию педагогических способностей.

Глава 1. Проблемы диагностики педагогических способностей тренеров
1.1. Понятие педагогических способностей, педагогическое мастерство и его диагностика
Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности [32, с. 112]. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника.
Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы.
Педагогические способности — дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.
Педагогическое мастерство - целостный феномен, характеризующий качество деятельности и индивидуальность педагога, который не может быть описан через простую сумму составляющих, но является интегральным показателем научности и нормативности действий и искусства поведения как внешнего плана мастерства, а также свойств индивидуальности (уникальность, универсальность, целостность) как внутреннего плана мастерства [43].
Вопросы изучения и формирования педагогических способностей в своих трудах раскрывают Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Н. Г. Хозяинов, А. И. Щербаков и другие авторы [21, 33, 39, 41].
Почти во все учебники психологии вошло определение способностей, данное Б. М. Тепловым. Способности он определяет как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности [36, c. 117].
Н. Д. Левитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. А именно:
1) способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
2) способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
3) самостоятельный и творческий склад мышления;
4) находчивость или быстрая и точная ориентировка;
5) организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива[23, c. 46].
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне [32, c. 462].
Много лет занимающаяся исследованием педагогических способностей, Н.В.Кузьмина определяет их как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам и условиям деятельности и нахождению наиболее продуктивных способов получения искомых результатов [21, c. 51].
Основу педагогического мастерства составляет профессиональное знание: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение синтезировать изучаемые науки и решать педагогические задачи, анализировать педагогические ситуации.
Педагогические способности - это, по мнению большинства ученых, ансамбль свойств личности, отвечающий требованиям педагогической деятельности и обеспечивающий легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких результатов. Именно на это определение мы будем опираться в исследовательской работе.
Возможности совершенствования подготовки педагогических кадров связываются с разработкой объективных критериев стандартизации труда учителя/тренера, т. е. оценки совокупности профессиональных качеств, определяющих его сущность [17, c. 24].
При диагностике уровня выраженности педагогических способностей и уровня педагогического мастерства мы можем существенно повысить качество педагогической, тренерской работы.
Столь сложная работа по определению признаков педагогических способностей и связи между ними предполагает привлечение и создание новых методик и техник по сбору и оценке информации.
Диагностика — процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза) [30, c. 62].
Таким образом, диагностика педагогических способностей – процесс выявления свойств личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и обеспечивающих легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких результатов, заключающийся в целенаправленном исследовании и анализе полученных результатов.

1.2. Состав и группы педагогических способностей
Опираясь на исследования Н.В.Кузьминой, Л.М.Митиной, А.К. Марковой и других, можно выделить шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности:
- коммуникативность, включающая расположение к людям, доброжелательность, общительность.
- профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;
- динамизм личности, способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
- эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;
- оптимистический подход к прогнозорованию развития личности
- креативность – способность к творчеству [21, 25, 26].
Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н. В. Кузьминой раскрыты такие, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности [21, c. 58].
В настоящее время концепция, развиваемая Н. В. Кузьминой, выделяет два уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные и проективные способности. Первый уровень педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой, - перцептивно-рефлексивные способности - включает «три вида чувствительности»: чувство объекта, связанное с эмпатией и оценкой совпадения потребностей учащихся и школьных требований; чувство меры, или такта, и чувство причастности. Эти проявления чувствительности являются основой педагогической интуиции.
Второй уровень педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой, - проективные способности, соотносимые с чувствительностью, к созданию новых, продуктивных, способов обучения. Этот уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. Отсутствие каждой из указанных способностей есть конкретная форма неспособности. Гностические способности проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения. Гностические способности, по Н.В. Кузьминой, обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, о самом себе. Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит обучающихся к самостоятельному решению задач. Конструктивные способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности, в чувствительности к построению урока, в наибольшей степени соответствующего заданной цели развития и саморазвития обучающегося. Коммуникативные способности проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений. Эти способности обеспечиваются, по Н.В. Кузьминой, четырьмя факторами: способностью к идентификации, чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся, хорошо развитой интуицией, суггестивными свойствами [21, c. 61-63].
Ф. Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю: способность понимать ученика, доступно излагать материал, развивать заинтересованность учащихся, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и др [9, c. 33].
А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации) [41, c. 46].
Как видим, почти все качества, характеризующие способности, повторяются. В одном случае они больше детализируются, в другом случае по-разному называются, хотя содержат одну и ту же психологическую сущность (например, педагогическое воображение, по Н. В. Кузьминой, и умение предвидеть результаты своей работы, по Ф. Н. Гоноболину) [21, 41].
В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят: педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность, как черту характера, педагогический такт организаторские способности, простоту, ясность и убедительность речи.
Круг перечисленных педагогических способностей позволяет успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.
Так, педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности — оно выражается в «проектировании» будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в «проектировании» характера, привычек обучаемых как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.
Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Это способность к установлению правильных отношений с оучаемыми, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять и предупреждать конфликтные ситуации.
Организаторские способности также важны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер [35, c. 201].
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В. А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения [19, 20]:
1. Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, - возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное - понятным. Профессиональное мастерство включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко “дирижировать“ познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.
2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.
3. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
4. Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.
5. Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.
7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список литературы
1. Акимова Л.Н. Психология спорта: курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004 – 127 с.
2. Аминов Н.А., Болотов И.А., Воробьев А.Н. Психологический отбор на педагогические специальности. Ярославль: НПЦ “Психодиагностика“, 1994 - 57 с.
3. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей/ Н.А. Аминов; под ред. М.Р.Гинзбурга. М.: НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
4. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для ССУЗов/ И.П. Андриади. - М: Академия, 2001. – 160 с.
5. Батурина, Г.И. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие/ Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - М.: Академия, 1998. - 176с.
6. Борисова Е.М. Психологическая диагностика способностей// В кн. Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987 – 236 с.
7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. М.: 1981. – 752 с.
8. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии, № 4, 1994. - С.73-81.
9. Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. М.: 1964 - 245 с.
10. Давыдов В.В, Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. – 312 с.
11. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера: монография/ А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: ФиС, 1981. -С. 51-63
12. Дикунов, А.М. Педагогическое мастерство: учебное пособие для студентов ин-тов физ. культуры/ А.М. Дикунов, Н.М. Костихина. - Омск: СибГАФК, 1994. - 124с.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: 2002. - -359 с.
14. 3анина, П.В. Основы педагогического мастерства. Ростов-н/Дону: Феникс, 2003 – 288 с.
15. Ильин Е.Л. психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000 - 486 с.
16. Каргаполов, В.П. Концепция профессионального становления преподавателя ФК. Хабаровск, 1998. - 222с.
17. Колесников Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985. - 263с.
18. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте/ Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
19. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972 - 255 с.
20. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., Прометей, 1991. - 112 с.
21. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: 1967. – 183 с.
22. Ландшир Ж. Отбор учителей // Перспективы № 1-2, 1982, С.249-255
23. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Наука, 1960.- 268 с.
24. Ливанова, Е.А. Основы педагогического мастерства: учебник для ССУЗов/ Е.А. Ливанова. - М.: Академия, 1999. - 200с.
25. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
26. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Владос, 1994 – 289 с.
27. Основы педагогического мастерства: учебное пособие/ Под ред. И.А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989. - 302с.
28. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М.: ФО АН СССР, 1988. - 276 с.
29. Посталюк H.IO. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 1992. - 204 с.
30. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997. – 351 с.
31. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996. – 253 с.
32. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: 1993-1999
33. Сластенин В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976. - 160 с.
34. Сулейманов, И.И. и др. Общее физкультурное образование: учебник для студентов. Том 1. Школьное физкультурное образование/ И.И. Сулейманов, В.И. Михалев, В.Х. Шнайдер, А.Б. Сёмина, И.П. Пуусеп. - Омск: СибГАФК, 1998 - 268с.
35. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для ССУЗов/ Н.Ф. Талызина. М.: Академия, 2001 - 288с.
36. Теплов Б.М. Избранные труды, в 2 т., т. 1, М.: Наука,1985.- 402с.
37. Тимченко, И.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное издание/ И.Н. Тимченко. - Новосибирск, 1997 - 144с.
38. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т 2, М.: 1948. - 560 с.
39. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988. - - 168 с.
40. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1995. - 184 с.
41. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. Автореферат докт. дисс. Л.: 1968.
42. Якимов, А.М. Основы тренерского мастерства: Учебно-методическое пособие/ А.М. Якимов. - М.: Терра-спорт, 2003. – 176 с.
43. http://www.niiito.ru/edu/akme3 Сайт РГУФКСиТ
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ