Четверг, 02.05.2024, 03:50
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

20277 Формирование письменной речи на уроках русского языка у младших школьников

Содержание
Введение 3
Глава I. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников 7
1.1. Сущность письменной речи и её особенности 7
1.2. Особенности речи и мышления младших школьников 13
1.3. Опыт развития письменной речи у учащихся начальных классов на уроках русского языка 24
Глава II. Психолого-педагогические условия развития письменной речи младших школьников на уроках русского языка 43
2.1. Этапы психологического эксперимента по развитию речи младших школьников на уроках русского языка 43
2.2. Методы и приёмы развития письменной речи младших школьников на уроках русского языка 49
2.3. Результаты психолого-педагогического эксперимента по формированию письменной речи у учащихся начальных классов на уроках русского языка 73
2.4. Методические рекомендации по формированию письменной речи младших школьников на уроках русского языка 79
Заключение 85
Список терминов…………………………………………………………….…......87
Список литературы 89
Приложения………………………………………………………………………...95

Введение
Актуальность избранной темы исследования: «Формирование у младших школьников письменной речи на уроках русского языка» предопределяется необходимостью овладения учащимися основами письменной речи.
Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а так же уровень его развития. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, эмоций.
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятель¬ности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, об¬разная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В основу начального курса русского языка положено всесто¬роннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фоне¬тики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса.
В объяснительной записке к программе отмечается ведущая роль развития речи в обучении родному языку: «Развитие речи – это принцип в работе как по чтению, так и по грам¬матике и правописанию. Работа над ...над обога-щением словаря, над правильным и точным употреблением сло¬ва, над словосочетанием, предложением и связной (контекстной) речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по языку в начальных классах».
Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следователь¬но, и составная (практическая) часть уроков русского языка
Названиями основных разделов программы по русскому языку (обучение грамоте и развитие речи; чтение и развитие речи; грамматика, правописание и развитие речи) подчеркивается, что развитие речи – та необходимая составная часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса русского языка и объединяет их в единых учебный предмет.
Как показал анализ литературы по теме данной работы, вопросы развития письменной речи младших школьников разрабатывались лучшими отечественными педагогами, такими как К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, Л.С. Выготский, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.С. Рождественский и др.
Цель работы: выявление психолого-педагогических условий развития письменной речи младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования – письменная речь младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования – психолого - педагогические условия развития речи у учеников 3-х классов.
Гипотеза исследования:
- формирование письменной речи младших школьников на уроках русского языка будет эффективнее при следующих условиях:
1) при учете возрастных особенностей младших школьников;
2) разнообразии форм, методов и приемов организации процесса по формированию письменной речи младших школьников.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и особенности письменной речи у младших школьников;
- проанализировать особенности письменной речи у младших школьников;
- проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальной школы с точки зрения рассматриваемой проблемы;
- экспериментальным путем установить эффективность целенаправленной работы по развитию письменной речи.
Изучение психологических и педагогических явлений с позиций диалектики явилось методологической основой данного исследования. Мы также можем выделить ряд положений методологического плана, соблюдение которых позволило обеспечить корректность, научную состоятельность и практическую пользу исследования:
- реалистичная целевая ориентация;
- целостный и комплексный характер программно-методических документов и проводимой на их основе практической деятельности;
- сочетание нормативности и вариативности.
Задачи, решавшие в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов, а именно: методов анализа теоретического и фактического материала; метод эксперимента; метод текстологического анализа.
Образовательная программа по русскому языку для начальных классов предполагает развитие речи младших школьников как главную задачу курса. Однако на практике возникает противоречие между низким уровнем развития речи учащихся, создающим проблемы в обучении, и необходимостью успешного овладения речевыми навыками в соответствии с государственными программами.
Это противоречие указывает на следующие проблемы:
1) в среднем словарь учащихся младших классов беден;
2) у младших школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов;
3) ученики не умеют правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли.
Другими словами, письменная речь учащихся не всегда соответствует программным требованиям.
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволили сформулировать проблему нашего исследования: каковы психолого-педагогические условия организации работы по развитию письменной речи на уроках русского языка в начальной школе?
Обработка информации велась методом статистического анализа.
Новизна исследования заключается в комплексном анализе проблемы развития связной речи на уроках русского языка в начальной школе.
Практическая значимость исследования в том, что его результаты могут использоваться учителями практиками при организации работы по развитию письменной речи в начальной школе.
Проводимый в ходе исследования эксперимент осуществлялся на базе Мещерской средней школы с углублённым изучением отдельных предметов, с.Мещерское. В эксперименте приняли участие 25 человек 3 «А» класса – экспериментальная группа, и 25 человек 3 «Б» класса – контрольная группа.

Глава 1. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников

1.1. Сущность письменной речи и её особенности
Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.
Письменная речь – речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста.
Письменная речь – это результат выражения мысли при помощи системы письма определенного языка. В целом письменная речь вторична по отношению к устной. Это значит, что в основном она следует правилам устной речи, но в то же время имеет свои особенности.
Письменная речь, как известно, впервые выступила в качестве предмета специального развернутого психологического анализа в работе Л.С. Выготского «Мышление и речь». Вскрывая самую существенную, отмеченную еще В. Вундтом, особенность филогенетического развития письма – его сознательность и произвольность, Л.С. Выготский подчеркивал, что «... к началу обучения письменной речи все основные психические функции, лежащие в ее основе, не закончили и даже еще не начали настоящего процесса своего развития».
А.Р. Лурия дает следующее определение письменной речи: «Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения».
Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Однако устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.
Фиксация речи с помощью графических (начертательных) средств – рисунков, схем, таблиц, букв – называется письмом.
Люди пользуются устной речью около пятисот тысяч лет. Письмо возникло гораздо позднее. Первоначальные формы начертательного письма появились пять тысяч лет тому назад, а буквенному письму менее трех тысяч лет.
Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Письменная речь даёт возможность усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственного окружения.
Русское письмо фонемное, буквенное (по традиции письмо называют звуко-буквенным или буквенно-звуковым): 5 гласных и 37 согласных фонем обозначаются соответственно 10 гласными и 21 согласной буквой. Буквы Ъ, Ь не обозначают фонем, но служат для передачи определенных звуковых особенностей. Современное русское письмо, как и письмо большинства народов, по обозначаемым им единицам звучащей речи – письмо звуковое, а по обозначающим – буквенное.
Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем.
Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности.
Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например, в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией.
В психологическом отношении письменная речь отличается от устной. Пишущий, в отличие от говорящего, не видит своего собеседника, его жестов и выражения лица, не слышит его высказываний. Он может только мысленно представить себе собеседника, возможные вопросы, которые он мог бы задать. Когда человек излагает свои мысли в письменной форме, он также обязательно учитывает аудиторию, к которой обращается. Он старается сделать свои мысли максимально понятными для читателей.
Письменная речь развивается на базе устной. Она является наиболее сложной для обучающихся потому, что:
1) она всегда сложнее и полнее устной, предложения крупнее, чаще употребляются сложные конструкции, больше книжных слов;
2) не используются такие важные компоненты, как паузы, жесты, логическое ударение, интонации;
3) письменная речь осложнена орфографией.
И.Р. Гальперин отмечает: «Одной из более характерных особенностей письменной разновидности речи является ее функциональная направленность, то есть ее ориентация на выполнение какой-то заранее намеченной цели сообщения».
Письменная речь – это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию. Письменной речь до школы дети, как правило, не пользуются, поэтому естественно, что главное внимание в школе уделяется именно ей. Овладение письменной речью с ее свойствами (развернутость и связность, структурная сложность) формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению уст¬ной речи. Письменная речь принципиально усложняет структуру общения, так как открывает возможность обращаться к отсутству¬ющему собеседнику. Развитие речи требует долгой, кропотливой систематической работы младших школьников и учителя.
Письменная речь теснее, чем устная, связана с логической мыслью и в своем развитии не может не опираться на мышление и внутреннюю речь. А эта опора дви¬гает развитие этих психических процессов. Она имеет большое значение для развития вдумчивого и серьезного отношения школьника к тому, что он изучает и делает в школе.
Письменная речь с самого начала выступает как более произвольная. Для овладения ею школьник должен нау¬читься анализировать звуко-буквенный и синтаксический состав своей речи, а этот анализ, вместе с отвлеченностью письменной речи от внешних ситуаций, есть серьезнейшая основа, на которой завязываются иные отношения внеш¬ней речи с мыслью. Без развития словесного мышления ус¬пешное обучение в школе немыслимо.
Письменная речь и характерная для нее ориентация на абстрактного читателя открывает перед ребенком новые пути общения, перенося мысль, волю и чувства ребенка в гораздо более широкий мир социальной действительнос¬ти. Через развитие ориентировки на читателя этот мир бо¬лее ощутимо воспринимается ребенком.
В методической литературе обычно указывается, что письменная речь ребенка целиком зависит от развития его устной речи. Уровнем развития устной речи обычно опре¬деляют и готовность к тем или иным видам детского само¬стоятельного письма.
Однако письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки. Письменная речь – своеобразный про¬цесс, находящийся в специфических отношениях с устной речью, мышлением, воображением, внутренней речью и вни¬манием. Поэтому и путь ее развития определяется дости¬жениями школьника в различных сторонах учебной дея¬тельности, а не только уровнем развития его устной речи (хотя этот уровень и является важнейшим).
Изучая природу письменной речи, Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что с психологической точки зрения она существенно отличается от устной речи, как по функционированию, так и по внутреннему строению. Специфика письменной речи состоит в том, что она функционирует при отсутствии собеседника, порождается иными мотивами, более абстрагирована от ситуации и обладает большей произвольностью и осознанностью. «Письменная речь – это алгебра речи, она имеет свои специфические психологические закономерности, и механизм ее нельзя свести к механизму устной речи».
Письменная речь реализуется посредством текста. Текст является чрезвычайно сложным и разносторонним понятием. Многие исследования, посвященные проблемам текста, как ранние (М.М. Бахтин, А.А. Потебня), так и более поздние (З.Я. Тураева, И.Р. Гальперин и др.), анализировали его как явление, имеющее закономерности своей организации.
Сам термин «текст» ведет свое происхождение от латинского слова «textus», что переводится как «ткань», «сплетение», «соединение». Самой краткой формулировкой понятия «текст» является определение А.А. Леонтьева: «текст есть функционально завершенное речевое целое».
Целостность текста, по Леонтьеву, определяется содержанием, которое представляют как осмысленное целесообразное единство.
В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «Текст – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и целостность».
Психологические проблемы текста изучались Н.И. Жинкиным, развившим идею внутреннего строения текста, так как наиболее полно мысли человека выражаются в тексте, поэтому и проблема семантики с наибольшей полнотой раскрывается в анализе текста. Необходимо отметить, что само понятие «текста» понимается и толкуется исследователями по-разному. Как любое высказывание или произведение речи, или как ряд самостоятельных предложений. По мнению лингвистов, единого определения текста пока еще нет. Текст как фактор речевого акта системен. Он предполагает собой некое завершенное сообщение, обладающее своим содержанием, организованное по абстрактной модели одной из существующих в литературном языке форм сообщений (функционального стиля, его разновидностей и жанров) и характеризуется определенными признаками.
И.Р. Гальперин к этим признакам относит грамматические категории текста, формы информативности.
В современной лингвистике выделяют такие признаки текста:
1) наличие группы предложений;
2) их смысловая связанность:
а) единство темы;
б) наличие основной мысли и ее развитие;
3) структурная связанность предложений.
Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин экспериментально доказал, что в процессе создания текста автор «…должен проанализировать свою собственную мысль, отделить одну мысль от другой, выделить из общего клубка мыслей каждую из них и оформить связи между ними. Синтаксис письменной речи совершенно не походит на синтаксис речи устной: письменная речь есть речь произвольного синтаксиса, т.е. такого, в системе которого пишущему приходится каждую свою мысль предварительно отделять от всех остальных и находить наиболее адекватные формы ее выражения».
Таким образом, в основе обучения письменной речи лежит формирование умения создавать текст.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список литературы
1. Блонский П.П. Развитие мышления школьника//Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.
2. Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: синтаксис и просодия. – М.: Просвещение, 1991.
3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – Л., 1941.
4. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. И.О. Климановой. – М.: Педагогика, 1982.
5. Воскресенская А.И., Закожурникова М.Л. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе. – М.: Дрофа, 2000.
6. Выготский М.С. Мышление и речь //Собр. соч. – Т.6. – М.: Педагогика, 1995.
7. Выготский Л.С. Развитие устной речи – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1982.
8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Высш. шк, 1981.
9. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педа¬гогическое общество России, 2003.
11. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов/Под ред. О. Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1997.
12. Елисеева В.Е. Жанр миниатюры в обучении младших школьников написанию сочинения//начальная школа. – 2005. - №2. – С. 63-66.
13. Загоровская О. Проблемы содержания программ и учебников по русскому языку в контексте разработки нового содержания общего образования// Материалы круглого стола на тему «Русский язык в общеобразовательной школе: программы и учебники» - М.: ЦРРЯ, 2002.
14. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
15. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. русский язык. Книга для учителя. 3 класс. – М.: Просвещение, 2002.
16. Казаева Т.Н. Развитие речи младших школьников//Начальная школа. - 2007. - № 6 – С. 29-33.
17. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1991.
18. Ладыженская Т.А. Связная речь//Методика развития речи на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
19. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.: Просвещение, 1985.
20. Латышева О.Н. Обучение сочинениям//Начальная школа. – 1999. - №10. – С. 26-30.
21. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М. Из-во МГУ, 1989.
22. Лингвистический энциклопедический словарь/Сост. Л.А. Новиков. – СПб.: Лань, 2000.
23. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.: МГУ, 1979.
24. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.
25. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1988.
26. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985.
27. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Высш. шк., 1987.
28. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Просвещение, 2000.
29. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1990.
30. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников.- Кишинев: Штиинца, 1983.
31. Мали Л.Д. Уроки развития речи в первом классе: поурочное планирование и дидактические материалы – Тула: Родничок: М.: Астрель: АСТ, 2005.
32. Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников: Рекомендации к работе по программе «Речь». – Пенза, 1995.
33. Методика преподавания русского языка/Сост. О.В. Шихова. – Вологда: Русь, 2003.
34. Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом /Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Дрофа, 2001.
35. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений/Сост. М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000.
36. Мещеряков В.И. жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. – М.: Слово, 2000.
37. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн. пособие. — 3-е изд., перераб. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.
38. Мисаренко Г. Г. Комментарии к программе «Русский язык» для четырёхлетней начальной школы (Система начального обучения Л. В. Занкова). – М.: Дом педагогики, 2000.
39. Морозов В. Н. Культура письменной научной речи. – М.: АСТ, 2005.
40. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003.
41. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: Изд-во Владос-пресс, 2004.
42. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
43. Полякова А.В. Русский язык. Программа. Планирование. Проверочные задания для учащихся 1 – 3 кл. – М.: Просвещение, 1996.
44. Полякова А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1995.
45. Полякова А. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях. – М.: Просвещение, 2006.
46. Пособие для учителей начальных классов /Под ред. И.О. Климановой. – М.: Высш. шк., 1990.
47. Программы для начальной школы. Русский язык. – М.: Просвещение, 2002.
48. Программа «Гармония»/Под ред. под ред. Н.Б. Истомина, Н.С. Кузьменко, М.С. Соловейчик и др. – Смоленск, М.: Ассоциация XXI в, 2005.
49. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2000.
50. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для II класса. – М.: Просвещение, 2000.
51. Рамзаева Т.Г. Авторская концепция и ее реализация в учебниках «Русский язык» для 1 – 4 классов //Начальная школа. – 2003. - № 11. – С. 53 – 57.
52. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Аспект Пресс, 2003.
53. Речевое развитие младших школьников/Под ред. Н.С. Рождественского. – М.: Дрофа, 2001.
54. Речь. Речь. Речь / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
55. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. – М.: Просвещение, 1985.
56. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-Пресс, 2004.
57. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Педагогика, 1993.
58. Соболева О. Л. Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы. – М.: Ювента, 2005.
59. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. – М.: Линга-пресс, 2004.
60. Соловейчик М.С., Кубасова О.В. и др. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач. - М.: Просвещение, 1999.
61. Сусакова Н.Н. 1000 упражнений по русскому языку для начальной школы. – М.: АСТ, 2000.
62. Тикунова Л.И. Некоторые виды работ по развитию речи учащихся// Начальная школа. –1982. - № 9. – С. 30 – 35.
63. Ушинский К.Д. Родное слово. – Собр. соч. – М., Л., 1949, Т. VI.
64. Федорова Т.Л. Все виды диктантов 1-4 классов с правилами и объяснениями. – М.: Молодая гвардия, 2008.
65. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1989.
66. Хакунова Ф.П. Проектирование и реализация эффективного учебного процесса. – М.: МГОУ, 2003.
67. Шхапацева М.Х. Развитие связной речи учащихся. – Майкоп, 1996.
68. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся/Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. – М.: ИНТОР, 1998.
69. Юртаев С.В. Типы уроков развития речи//Начальная школа. – 2005. - №5. – С. 48-54.
70. Яковлева В.И. Аналитико-синтетическая работа при обучении изложению. – М.: Просвещение, 1986.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ