Пятница, 17.05.2024, 06:13
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

20366 Исправление нарушения звукопроизношения свистящих детей с ОНР

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений звукопроизношения у детей с ОНР
1.1. Исторический обзор психолого-педагогической литературы об особенностях развития речи у детей……………………………………..
1.2. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей с ОНР……………………………………………………………………………
1.3. Общая характеристика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР. Сигма-тизм……………………………...
1.4. Основные направления работы по исправлению нарушений звукопроизношения свистящих у детей с ОНР…………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исправлению наруше-ний звукопроизношения свистящих у детей с ОНР.
2.1. Выбор методик и проведение констатирующего эксперимен-та..
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимен-та……..
2.3. Проведение контрольного эксперимента и анализ результа-тов..
2.4. Выводы……………………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………...
Список использованной литерату-ры………………………………………..
Приложе-ние…………………………………………………………………...
3



6

13

19

29


45
48
56
58
60
62
66


ВВЕДЕНИЕ

В качестве важнейшей психической функции человека следует выде-лить речевую функцию. В процессе речевого развития формируется как познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления. Речевая деятельность, при помощи которой человек имеет способность к общению, позволяет вступить в специфически человеческий социальный контакт, что в свою очередь способствует формированию и уточнению представлений ребенка об окружающей действительности и в то же время происходит совершенствование форм ее отражения.
Различные диссонансы в психическом развитии ребенка возникают в результате отрицательного влияния на него нарушений речи, которые могут проявляться в той или иной степени, т.е. в зависимости от характера речевого расстройства, что также может негативно отражаться на деятельности ребенка и его поведении.
Вызванная вследствие речевых нарушений ограниченность речевого общения может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка. Среди проблем вызванных различными нарушениями речи необходимо отметить такие, как психические наслоения, характерные особенности эмоционально-волевой сферы. Подобные негативные отклонения имеют предпосылки к развитию отрицательных качеств характера, таких как стеснительность, нерешительность, скрытность, негативизм, чувство неполноценности, что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка, овладении навыков обучения (Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева).
Группой ведущих ученых (ГА. Каше, Р.Е. Левина, Л Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, А В. Ястребова, И.К. Колповская) было доказано существование прямой зависимости между уровнем развития детской речи и возможностью овладения грамотностью ребенком. Все это отрицательно сказывается на успеваемости, на овладении профессией (Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева).
Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи. В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьезной и требует немедленного решения.
В процессе школьного обучения речевые нарушения могут отразиться на успеваемости, а также на письменной речи. Младшие школьники большей частью пишут так, как говорят. Часто орфографическая грамотность страдает из-за неправильного звучания, что говорит о тесной связи между ними. Как уже отмечалось, дети с недостатками речи, болезненно воспринимают их, из-за чего могут замыкаться или стесняться. Все это может повлиять на качество обучения.
Следовательно, воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста является задачей общественной значимости, так как позволяет избежать проблемы при обучении в школе и дальнейшем развитии ребенка по причине нарушений речевых процессов. В современной науке существует много различных средств исправления недостатков речи (упражнения, игры, художественные произведения и т.д.).
Звукопроизношение, которое представляет собой важную сторону речи, составляет основу речевого процесса. Процесс правильного формирования произношения у детей является особо сложным процессом. Трудности возникают при обучении управления собственными органами речи, восприятия обращенной к ним речи, осуществлении наблюдений за собственной речью, а также речью окружающих. Большинство детей подвержено задержке этого процесса. Нарушения в произношении звуков не устраняются сами по себе, но преодолеваются при правильно построенной коррекционной работе по их исправлению.
При общем недоразвитии речи у всех детей отмечается нарушение звукопроизношения. Существует множество вариантов речевых нарушений, среди которых важно отметить дефекты произношения, которыми определяется качество звучащей речи.
Одним из видов нарушения звукопроизношения является нарушение произношения свистящих (сигматизм). Преодоление недостатков произно-шения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Методике преодоления речевых расстройств посвящены работы таких специалистов как Е.А. Пожиленко, Т. Б., Филичева, Т. В. Туманова, С.Е.Большакова, Р.И. Лалаева, Н.А. Чевелева и, конечно же, классиков логопедии М.Е. Хватцевой, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой.
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизи-рующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения, что определило актуальность настоящей проблемы и предопределило выбор темы дипломного исследования.
Объект исследования – дети дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – нарушение звукопроизношения свистящих у детей с ОНР.
Гипотеза работы: применение логопедических игр и упражнений позволяет исправить нарушение произношения свистящих, помогает улучшить речь дошкольников с ОНР.
Цель дипломного исследования – выявить особенности коррекционной работы по исправлению нарушения произношения свистящих у детей с ОНР.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
- дать характеристику особенностей нарушения звукопроизношений у детей при общем недоразвитии речи, опираясь на теоретическую базу;
- обосновать выбор методик и направление работы по исправлению нарушения произношения свистящих у дошкольников;
- провести опытно-экспериментальную работу по коррекции наруше-ний звукопроизношения свистящих у детей с ОНР;
- подвести итоги и сделать выводы по эксперименту.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

1.1. Исторический обзор психолого-педагогической литературы об особенностях развития речи у детей

Речевые расстройства как болезнь рассматривались уже в самые ранние времена нашей науки. Развитие данного учения происходило в двух главных направлениях. Некоторые исследователи рассматривали нарушения речи, как наружные болезни, которые необходимо лечить хирургическим путем. Другие же ученые относились к ним, как к внутренним болезням.
Впервые было произведено серьезное научное отграничение между косноязычием (stammeln) и заиканием (stottern) в 1830 году Рудольфом Шультессом. Он объясняет косноязычие, как такое речевое расстройство, при котором отдельные звуки либо совсем не выговариваются, либо выговариваются неправильно. Заикание же отличается тем, что оно характеризуется внезапной невозможностью произнести слово или слог.
Изначально в классическо


'----------------------------------
Список использованной литературы

1. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. – С.-П., 2005.
2. Балобанова В.П., Богданова Л., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2001.
3. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. – М., 1991.
4. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972.
5. Бородич А.М. «Методика развития речи у детей». – М., Просвещение, 1981.
6. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – С.-П., 2004.
7. Волкова Л.С. Логопедия. – М., 2004.
8. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. – М.: Айрис-Пресс, 2005.
9. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология, 1995. – № 1.
10. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у детей и взрослых: Пособие для логопеда − М.: ВЛАДОС, 2001.
11. Генинг М., Герман Н.А. «Обучение дошкольников правильной речи». – Чебоксары, 1980.
12. Гербова В.В. Занятие по развитию речи старшей группе детского сада. – М., 1984.
13. Гомзяк О.С. Говорим правильно: конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе: 1 период обучения. − М.: ГНОМ и Д, 2007.
14. Городилова В.И. «Воспитание правильной речи». – М.: УЧПЕДГИЗ, 1996.
15. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. – М., 2004.
16. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
17. Жукова Н. С. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.
18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
19. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1963.
20. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
21. Каше А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
22. Коваленко В. В. Экспресс-обследование звукопроизношения. – М., 1999.
23. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различных звуков. Спб. 1995.
24. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
25. Коноваленко В.В., Коновалевко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. − М.: ГНОМ и Д, 2006.
26. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.
27. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.
28. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи. – М., 1999.
29. Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. – Ростов-на-Дону, 2005.
30. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. СПб, Союз, 1999.
31. Левина Р.Е. Недостатки произношения у детей. 1970. − № 5.
32. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. – М. 1981.
33. Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1989.
34. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалии. Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1967.
35. Мелехова Л.В. Речь дошкольника и ее исправления. – М.: Просвещение, 1867.
36. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада (под ред. Федоренко Л.П., Фомичева Т.А.) 2-е издание. – М.: Просвещение, 1984.
37. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
38. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. /Под ред. Волковой Л.С. –М., 2003.
39. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
40. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
41. Основы теории и практики логопеда // Под ред, Р. Е. Левиной. – М., 1968.
42. Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – С.П., 2004.
43. Парамонова Л. Логопедия для всех. – С.П., 2004.
44. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке. – Ростов-на-Дону, 2003.
45. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. – М., 2005.
46. Радина Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 1968.
47. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. /Под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М., 2004.
48. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2004
49. Салахова А.Д. «Развитие звуковой стороны речи ребенка». – М.: Педагогика, 1986.
50. Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 1988.
51. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2004.
52. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.
53. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
54. Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников». – М., 1999.
55. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей. – М., 1989.
56. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.
57. Филичева Т. Б., Чиркина В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ст. гр. детского сада). – М., 1998.
58. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.
59. Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина В. Основы логопедии – М., 1989.
60. Ханьшева В. Практикум по логопедии: Коррекция звукопроизношения. − 2-е изд. − Ростов н/Дону: Феникс, 2006.
61. Хватцев М. Е. Логопедия. – М., 1999.
62. Хлиян Е.О. Большая книга логопеда для маленьких детей. − Ростов н/Дону: Феникс, 2006.
63. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
64. Яшина В.И. и др. Теория и методика развития речи у детей − М.: Академия, 2006.

Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ