Пятница, 17.05.2024, 09:20
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

20370 Исследование состояния словоизменения имени существительного у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений речи у детей с ОНР 6
1.1. Исторический обзор психолого-педагогической литературы об особенностях развития речи у детей 6
1.2. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 14
1.3. Особенности словоизменения в структуре лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исправлению нарушений словоизменения имен существительных у детей с ОНР 40
2.1. Цель и задачи экспериментальной части исследования у детей с ОНР 40
2.2. Методы и приемы констатирующего этапа эксперимента 42
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 46
2.4. Содержание логопедических занятий по формированию навыков словоизменения имен существительных у детей с ОНР 57
2.5. Проведение контрольного эксперимента и сравнительный анализ результатов 64
Глава 3. Организация и приемы логопедической работы по формированию системы словоизменения существительных 74
Заключение 89
Список использованной литературы 92
Приложение 97


Введение

Актуальность исследования. В качестве важнейшей психической функции человека следует выделить речевую функцию. В процессе речевого развития формируется как познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления. Речевая деятельность, при помощи которой человек имеет способность к общению, позволяет вступить в специфически человеческий социальный контакт, что в свою очередь способствует формированию и уточнению представлений ребенка об окружающей действительности и в то же время происходит совершенствование форм ее отражения.
Различные диссонансы в психическом развитии ребенка возникают в результате отрицательного влияния на него нарушений речи, которые могут проявляться в той или иной степени, т.е. в зависимости от характера речевого расстройства, что также может негативно отражаться на деятельности ребенка и его поведении.
Вызванная вследствие речевых нарушений ограниченность речевого общения может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка. Среди проблем вызванных различными нарушениями речи необходимо отметить такие, как психические наслоения, характерные особенности эмоционально-волевой сферы. Подобные негативные отклонения имеют предпосылки к развитию отрицательных качеств характера, таких как стеснительность, нерешительность, скрытность, негативизм, чувство неполноценности, что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка, овладении навыков обучения (Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева).
Группой ведущих ученых (ГА. Каше, Р.Е. Левина, Л Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, А В. Ястребова, И.К. Колповская) было доказано существование прямой зависимости между уровнем развития детской речи и возможностью овладения грамотностью ребенком. Все это отрицательно сказывается на успеваемости, на овладении профессией (Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева).
Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи. В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьезной и требует немедленного решения.
В процессе школьного обучения речевые нарушения могут отразиться на успеваемости, а также на письменной речи. Младшие школьники большей частью пишут так, как говорят. Часто орфографическая грамотность страдает из-за неправильного звучания, что говорит о тесной связи между ними. Как уже отмечалось, дети с недостатками речи, болезненно воспринимают их, из-за чего могут замыкаться или стесняться. Все это может повлиять на качество обучения.
Следовательно, воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста является задачей общественной значимости, так как позволяет избежать проблемы при обучении в школе и дальнейшем развитии ребенка по причине нарушений речевых процессов. В современной науке существует много различных средств исправления недостатков речи (упражнения, игры, художественные произведения и т.д.).
Слово как элемент системы кодов языка, обозначающих любые явления и отношения, занимает центральное место в процессе формирования сознания.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
В исследованиях многих авторов (Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.
У детей с общим недоразвитием речи исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.
Согласно современным представлениям, развиваемым в лингвистике, психологии, психолингвистике, слово рассматривается как одна из основных единиц языка, имеющая сложное строение, где выделяются следующие составные части: предметная отнесённость, или денотативное значение, сигнификативное значение, коннотативный компонент. Слова связаны друг с другом смысловыми связями, которые организуют семантические поля. По мере развития словаря слово включается в сложную систему парадигматических и синтагматических связей.
Психолингвистический подход позволяет выявить особенности овладения лексикой детей с общим недоразвитием речи. Они являются следствием ограниченного запаса представлений, малой активизации словаря в различных видах деятельности, недостаточностью дифференциации сходных объектов, что в целом сказывается и на уровне развития сознания дошкольников.
Все сказанное определяет актуальность темы настоящего исследования.
Цель данной работы исследовать особенности коррекционной работы по исправлению нарушения словоизменения имени существительного у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – дети дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – нарушение словоизменения имен существительных у детей с ОНР.
Гипотеза работы: применение логопедических игр и упражнений позволяет исправить нарушение словоизменения имени существительного, помогает улучшить речь дошкольников с ОНР.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
- дать характеристику особенностей нарушения звукопроизношений у детей при общем недоразвитии речи, опираясь на теоретическую базу;
- обосновать выбор методик и направление работы по исправлению нарушения произношения свистящих у дошкольников;
- провести опытно-экспериментальную работу по коррекции нарушений звукопроизношения свистящих у детей с ОНР;
- подвести итоги и сделать выводы по эксперименту.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования, полученных в его ходе данных для разработки и повышения эффективности коррекционной работы при нарушении словоизменения имени существительного с дошкольниками, имеющими ОНР.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений речи у детей с ОНР
1.1. Исторический обзор психолого-педагогической литературы об особенностях развития речи у детей
Речевые расстройства как болезнь рассматривались уже в самые ранние времена нашей науки. Развитие данного учения происходило в двух главных направлениях. Некоторые исследователи рассматривали нарушения речи, как наружные болезни, которые необходимо лечить хирургическим путем. Другие же ученые относились к ним, как к внутренним болезням.
Впервые было произведено серьезное научное отграничение между косноязычием (stammeln) и заиканием (stottern) в 1830 году Рудольфом Шультессом. Он объясняет косноязычие, как такое речевое расстройство, при котором отдельные звуки либо совсем не выговариваются, либо выговариваются неправильно. Заикание же отличается тем, что оно характеризуется внезапной невозможностью произнести слово или слог.
Изначально в классической медицине причины расстройства речи рассматривались как следствие поражения мозга, либо анатомического нарушения артикуляционного аппарата. Такая точка зрения впервые была затронута Гиппократом, но более полно выражена Галеном, который обращал внимание на артикуляционные особенности при произношении, т.е. участии при этом губ, зубов, носовых отверстий и т.д. Именно при нарушении функций одного из органов, участвующих в произношении,


'----------------------------------
Список использованной литературы

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
2. Балобанова В.П., Богданова Л., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2001.
3. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. – М., 1991.
4. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972.
5. Бородич А.М. «Методика развития речи у детей». – М., Просвещение, 1981.
6. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
7. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
9. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений. – М., В. Секачев, 1997.
10. Волкова Л.С. Логопедия. – М., 2004.
11. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. – М.: Айрис-Пресс, 2005.
12. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология, 1995. – № 1.
13. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у детей и взрослых: Пособие для логопеда − М.: ВЛАДОС, 2001.
14. Гербова В.В. Занятие по развитию речи старшей группе детского сада. – М., 1984.
15. Гомзяк О.С. Говорим правильно: конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе: 1 период обучения. − М.: ГНОМ и Д, 2007.
16. Городилова В.И. «Воспитание правильной речи». – М.: УЧПЕДГИЗ, 1996.
17. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. – М., 2004.
18. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
20. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова. Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.
21. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи -Новосибирск, 1995.
22. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
23. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2002.
24. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом "Литера”, 2004.
25. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
26. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. – М., 1998.
27. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.
28. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи. – М., 1999.
29. Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. – Ростов-на-Дону, 2005.
30. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. СПб, Союз, 1999.
31. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: "Феникс”, СПб: "Союз”, 2004.
32. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дефектология”/ Л.С.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
33. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Издательство "Союз”, 2004.
34. Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1989.
35. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалии. Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1967.
36. Мелехова Л.В. Речь дошкольника и ее исправления. – М.: Просвещение, 1997.
37. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада (под ред. Федоренко Л.П., Фомичева Т.А.) 2-е издание. – М.: Просвещение, 1984.
38. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
39. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
40. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
41. Основы теории и практики логопеда // Под ред, Р. Е. Левиной. – М., 1998.
42. Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – С.П., 2004.
43. Парамонова Л. Логопедия для всех. – С.П., 2004.
44. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке. – Ростов-на-Дону, 2003.
45. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. – М., 2005.
46. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: "Феникс”, 2001.
47. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / автор-составитель: Большакова С.Е. – М.: А.П.О., 1996.
48. Радина Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 1998.
49. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. /Под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М., 2004.
50. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2004
51. Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 1988.
52. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
53. Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы). – СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002.
54. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.
55. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей. – М., 1989.
56. Филичева Т. Б., Чиркина В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ст. гр. детского сада). – М., 1998.
57. 58. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.
58. 59. Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина В. Основы логопедии – М., 1989.
59. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1997.
60. Ханьшева В. Практикум по логопедии. − 2-е изд. − Ростов н/Дону: Феникс, 2006.
61. Хватцев М. Е. Логопедия. – М., 1999.
62. Хлиян Е.О. Большая книга логопеда для маленьких детей. − Ростов н/Дону: Феникс, 2006.
63. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
64. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений. – Издательский центр "Академия”, 2003.
65. Яшина В.И. и др. Теория и методика развития речи у детей − М.: Академия, 2006.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ