20492 Особенности воспитания трудных подростков и их социализация
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава 1. Психологические особенности трудных подростков 1.1. Причины возникновения девиантного поведения у подростков 1.2. Характеристика трудных подростков Глава 2. Социально-педагогическая деятельность педагога с трудными подростками 2.1. Основные виды и формы работы социального педагога с трудными подростками 2.2. Профилактика отклонений среди подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта Глава 3. Социализации городских трудных подростков 3.1. Безнадзорные подростки как наиболее проблемная группа городских трудных подростков 3.2. Профилактика наркомании Заключение Список литературы
Введение
В условиях изменения современного российского общества (да и мира в целом) особенно важен вопрос о воспитании подрастающего поколения, привития им духовно-нравственных ценностей, формирования правового сознания и предупреждения неправомерного поведения. Современные подростки испытывают постоянное действие стрессовых ситуаций, а это вызывает агрессивность по отношению к родителям, близким и к обществу. С точки зрения некоторых исследователей (например, Е.Н.Кондрат), в современных российских условиях, связанных с трансформацией общественного устройства, отклоняющееся поведение в среде несовершеннолетних все более принимает формы массового явления, что ставит эту проблему в число наиболее актуальных проблем современной науки. Поэтому вполне логичным становится вопрос о месте ценностей в жизни подростков с «нестандартным» поведением. В изменившейся соци-альной ситуации человек стремится выработать в себе и принять такие цен-ности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться. Формируясь в индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта, сколько инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом. С точки зрения В.Б. Ольшанского, ценность порождена не индивидом, а обществом. Так же, как ценности интегрировали социальную систему, они интегрируют данную личность отдельного человека. Особенно важно наблюдать и корректировать это у подростков, чья психика легко восприимчива ко всему новому и необычному. Проведенный мной анализ научно-педагогической литературы и массовой практики содержательного наполнения свободного времени детей и подростков позволяет выделить виды деятельности, обеспечивающие эффективность работы с трудными подростками в рамках свободного времени. Большинство отечественных и зарубежных ученых определяют свободное время досуга и творческой деятельности вне учёбы в школе или другом образовательном учреждении и связывают его с деятельностью, используемой для самостоятельного удовлетворения потребностей и развития способностей подростка. Подростки приобретают социальный опыт и реализуют себя как лич-ности в таких общественных институтах воспитания, как клубы по месту жительства, которые являются частью учреждений дополнительного образования. Но иногда таких клубов нет, и тогда дети оказываются предоставлены сами себе. Это не всегда хорошо… Ведь от того, в каких условиях будет развиваться подрастающее поколение, какой жизненный опыт и образ жизни будет освоен детьми, подростками и молодёжью, зависит демографическое будущее страны, численность экономически активного населения и здоровье новых поколений. Объект: современная молодежь и трудные подростки. Предмет: средства, методы, формы воспитания и социализации трудных подростков. Цель работы – рассмотрение различных методов, применяющихся для социализации трудных подростков, и актуальность этих методов в современном обществе.
Глава 1. Психологические особенности трудных подростков
1.1. Причины возникновения девиантного поведения у подрост-ков
Именно подростковый период играет чуть ли не самую важную роль в становлении личности, поскольку именно тогда на основе предшествующих генетических стадий складываются основные свойства личности, особенности и некоторые ценности. Формируется более или менее устойчивая самооценка, которая в дальнейшем в качестве одного из основных внутренних компонентов регуляции личностью своего поведения и деятельности будет определять степень самостоятельности, независимости этой личности в самых разнообразных и сложных ситуациях взаимоотношений с людьми. Рассматривая личность подростка, надо обратиться, прежде всего, к ядру этой личности, которое связано с таким важнейшим психическим качеством как духовность. Потому что это высшее проявление сущности человека. Стержнем, ядром в структуре личности является сформированная в ней ценностно-нормативная система, направленность личности, ее отношение к социально-значимым объектам и явлениям. Ценность – это личностная значимость того или иного явления, предмета, стороны действительности. Определение ценностного аспекта сознания как ценностно-нормативного находит свое отражение в трудах разных ученых, по сути отождествляющих нормы и ценности или отмечающих их значительное сходство. Это сходство состоит в том, что и ценностные представления, и нормы поведения не только выступают в качестве ориентиров или регуляторов поведения, но и являются средством, обеспечивающим самоутверждение личности. Более обоснованной представляется точка зрения об инструментальной роли социальных норм по отношению к принятым в обществе ценностям и нормам. Ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, тогда как нормы тяготеют преимущественно к средствам и способам ее осуществления . Система ценностей строится по принципу иерархии: человек может варьировать порядок реализации ценностей, жертвовать одними ценностями ради других, более значимых для него. Система норм основывается на внутренней монолитности: человек следует ей всецело о полностью, принимая все ее элементы, в результате чего нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная. В формировании личностно-мотивационной структуры деятельности ценности как целевые ориентиры определяют верхнюю границу уровня со-циальных притязаний личности, в то время как нормы – его средний «оптимум». В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он ещё далеко не во всём отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требо-вательно. Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые подросток получает в школе и дома. В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать часто тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующихся популярностью взрослым женщинам. С точки зрения Е.П. Белинской, И.В Куликовой, отрочество – это возраст реальной маргинальности, возраст поисков идентичности, основанной не на актуальном положении подростка в обществе, но на его будущем, еще не подтвержденном реальными достижениями, положении в социуме. Иными словами, это возраст создания идентичности, отнесенной в будущее (перспективной идентичности). Но не всегда авторитетом для подростка становятся «правильные» люди. Часто кумирами становятся криминальные личности, в которых дети видят опасность, мужественность, харизму…. В качестве примера можно привести распространенное подражание подростков героям блатных песен. Дезадаптированные подростки характеризуются отклонениями в нравственном, морально-волевом, а также, в ряде случаев, и физическом развитии. Воспитание и перевоспитание дезадаптированных детей — это длительный педагогический процесс, характеризующийся непрерывностью, систематичностью воздействия воспитательных средств в различных сферах деятельности подростков. Зачастую в следствие такого подражание страдает не только психика подростка, но и физическое состояние. Действительно, алкоголь, курение и наркотики еще никого не сделали крепче. Кроме того, состояние здоровья - не только результат длительного неблагополучного воздействия социально- экономических и экологических факторов, но и ряда педагогических факторов, таких как: ст
'---------------------------------- Список литературы:
1. Зверева Г. Л. Девиантная субкультура молодежи как предмет социологического анализа / Культура и образование как основы становления и развития молодежи: социологические аспекты / Вторые Уральские молодежные чтения: Всероссийская научная конференция. Сб. науч. статей. – Екатеринбург: УрАГС, 2007. С.18-23. 2. Зверева Г. Л. Родительская семья как фактор социализации детей-девиантов /Конкурентноспособность России и качество жизни. Материалы ХХIII международной научно-практической конференции. – Урал. соц.-экон. институт АТиСО. Челябинск. 2006. С. 304-312 3. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. М., 1972. 371 с. 4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977. 165 с. 5. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972. 333 с. 6. Невский И. А. Трудный успех. М., 1981. 126 с. 7. Патологические нарушения поведения у подростков: Труды Ленинградского научн.-исслед. психоневрол. ин-та им. В.М. Бехтерева. Л., 1973. 105 с. 8. Перфильева И. В. Антинаркотическая профилактика средствами физической культуры и спорта: Материалы итоговой и научно-методической конференции преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской и учебно-методической работы. – Волгоград: ВГАФК, 2005. 9. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1985. № 6. С. 26—30. 10. Филонов Л. Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981. С. 338—362. 11. Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 316—337.