Пятница, 17.05.2024, 06:13
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

20536 Особенности эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Подходы к исследованию эмоционально-личностной сферы у детей с физическими недостатками 6
1.1. Исследование образа Я и восприятия себя в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Реакция человека на физический недостаток или заболевание 14
1.3. Взаимосвязь психических и физических факторов в возникновении, развитии, и исходе заболевания 22
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками 31
2.1. Цель, задачи, гипотеза.
2.2. Методики исследования
2.3. Характеристика испытуемых 31
2.4. Результаты исследования и их обсуждение 44
2.3 Выводы 59
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения 65

Введение

Актуальность темы.
Образ телесного "Я", который является частью представления человека о себе самом, в немалой степени подвержен внешним воздействиям, протекающим как на вербальном, так и невербальном уровнях. Испытывая их на себе и пытаясь определенным образом интегрировать, человек неизменно соотносит с ними свое восприятие собственного тела. Внешность человека является, однако, лишь одним из аспектов всего образа "Я", несмотря на то, что гомосексуальные средства массовой информации и реклама уделяют ей чрезмерно большое внимание. Если же образ "Я" человека основан исключительно или преимущественно на его телесном образе "Я", высока вероятность, что у такого человека возникнут психологические проблемы. Это относится и к детям. В случае наличия какого-либо физического недостатка происходит изменение Я-концепции и восприятия образа собственного тела.
В данной работе рассмотрены вопросы психологических особенностей восприятия собственного тела детьми с физическими недостатками и сделаны некоторые практически значимые выводы по результатам проведенного исследования.
Акцентировано внимание на специфике состояния системы психической реальности детей на каждой из стадий (фаз) процесса формирования болезни, лечения и реабилитации в целом. Все перечисленное рассмотрено в соответствии с фундаментальными методологическими положениями психики человека, невротических и психосоматических расстройств.
В многочисленных исследованиях сообщается о том, что некоторые заболевания являются психосоматическими расстройствами. Однако, несмотря на большой объем публикаций, необходимо констатировать недостаточную разработку проблемы. Систематических исследований эмоционально-личностной сферы на достаточно больших выборках больных не проводилось, и об особенностях и общей распространенности этих расстройств можно судить, основываясь на сумме отдельных особенностей личности больных.
В связи со значительной вариативностью данных невозможно вынести окончательного суждения и о распространенности отдельных особенностей личности у детей с физическими недостатками.
Цель: исследование особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1) Провести анализ литературы по проблемам исследования.
2) Подобрать методический комплекс для исследования особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками.
3) Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками.
Объектом исследования является эмоционально-личностная сфера подростков с физическими недостатками.
Предметом исследования являются особенности тревожности, самооценки и восприятия собственного тела детьми с физическими недостатками.
Гипотеза: у подростков с физическими недостатками отмечается повышенная тревожность, сниженная самооценка по сравнению с их здоровыми свертсниками.


Глава 1. Подходы к исследованию эмоционально-личностной сферы у детей с физическими недостатками

1.1. Исследование образа Я и восприятия себя в отечественной и зарубежной литературе

Образ Я как особое психическое образование был выделен и охарактеризован У.Джемсом еще в 1892 г. в рамках изучения самосознания. В последнем он различал Я-объект, или Я-познаваемое, и Я-субъект, или Я-познающее. В эмпирических исследованиях основное внимание уделялось Я-объекту, которое впоследствии стали называть образ Я.
Далее в психологии изучалось: 1) содержание образа Я — категории, в которых индивид осознает свои особенности. Последние могут вызывать к себе разное отношение — от восторженного до крайне критического. Осознается как наличие, так и отсутствие у себя тех или иных черт; 2) структурные компоненты образа-Я, куда входят Я-реальное, Я-идеальное, Я-демонстрируемое и т.п. (У. Джемс, К.Роджерс и другие); 3) происхождение образа-Я, которое рассматривается как результат общения ребенка со взрослым (Дж.Мид, М.И.Лисина); 4) регулятивная функция образа-Я, которая была обнаружена: а) в ситуации целеполагания (К.Левин, Ф.Хоппе), б) в ситуациях противоречия между непосредственными желаниями и соответствием поведения собственным ценностям (Р. Викланд), в) в ситуации морального выбора (С.Г.Якобсон, Г.И.Морева), г) в ситуации самовоспитания (Д.Б.Эльконин, Т.В.Драгунова). [18]
Исследователи отмечают, что особое значение регулятивная функция образа-Я имеет в ситуациях расхождения между непосредственными стремлениями и социальными требованиями и ценностями.
Подобное расхождение обнаруживается и в ситуации формирования столь важных качеств личности, как смелость, настойчивость, ответственность и т.п. Совершение поступков, соответствующих этим качествам, зачастую наталкивается на внутреннее сопротивление, обусловленное такими психическими состояниями, как страх, лень, нетерпение и т.п.
Предъявление себе требований, ориентированных на те или иные качества, выражается в постановке соответствующих им целей. Оно предполагает также данность себя как объекта, т.е. связь этих целей с образом Я. Если ребенок не обладает каким-либо из указанных качеств и понимает это, ни само качество, ни соответствующие ему поступки не могут войти в его Я-реальное, содержащее только уже присущие и осознаваемые ребенком характеристики. Компонентом, в котором могут быть представлены отсутствующие качества и поступки, является так называемое Я-идеальное.
В дошкольном возрасте выделение из нерасчлененной структуры образа Я подструктуры Я-идеальное (его называют Я-потенциальное положительное) и наполнение ее определенным содержанием осуществляются только в сотрудничестве со взрослым.
Моральное поведение (соблюдение норм морали в ситуации свободного морального выбора и вопреки искушению нарушить их) де-терминируется структурой и содержанием образа Я ребенка. Эта струк-тура включает три подструктуры: Я-реальное (действительные, в той или иной форме осознаваемые характеристики ребенка); Я-потенциальное положительное (аналог Я-идеального); Я-потенциальное отрицательное (те характеристики, которыми ребенок не хочет обладать). [18]
Большое значение для решения проблемы исследования образа Я имеет работа Р.Бернса "Развитие Я-концепции и воспитание".
"Я-концепция", по мнению автора, - понятия, включающие в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, и в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Положительная "Я-концепция" определяется тремя факторами: твердой убежденностью в эмпанировании другим людям; уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности; чувством собственной значимости. Эти три основные характеристики приобретаются или усваиваются в процессе межличностного взаимодействия в определенной социокультурной среде. Родители, учителя, сверстники предоставляют ребенку необходимую связь, убеждающую его в том, что он нравится, что он способен добиться успеха в том или ином деле и что он вообще обладает значительностью в их глазах. Это касается всех сторон жизни ребенка, его физического развития, социальных навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и многого другого. [26]
"Я-концепция" как совокупность установок, направленных на себя, слагается из трех компонентов: "Образ Я" - представления индивида о самом себе (когнитивная состояния); самооценка - аффективная оценка этого представления, которое может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты "Образа-Я" могут вызвать более или менее сильные эмоции (оценочная состояния); потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны "Образом-Я" и самооценкой (поведенческая состояния).
Значение положительной "Я-концепции" в развитии личности можно оценить как средство обеспечения внутренней согласованности. "Я-концепция" формируется в ходе индивидуального развития под влиянием бесчисленных сенсорных импульсов, воспринимаемых нервной системой. И так как это индивидуально для каждой личности, то и "Я-концепция"
Проблемы, связанные с самооценкой и образом "Я", в отечественной психологии традиционно рассматриваются в контексте изучения самосознания (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова). Доминирует следующее понимание этих проблем: они - образования познавательной природы и констатирующего характера, т.е. в них фиксируются представления ребенка о его наличных качествах и возможностях. [26]
Исследования С.Г. Якобсона и Т.И. Фещенко направлены на изуче-ние двух вопросов. Во-первых, может ли образ "Я" детерминировать не только моральное, но и другие формы поведения детей. Во-вторых, является ли обнаруженный ими способ воздействия взрослого на образ "Я" ребенка и тем самым на его поведение единственным или существуют другие способы такого опосредованного влияния на поведение.
Серебрякова Е.А. показала, что по мере формирования образа Я самооценка начинает влиять на поведение детей и определяет их реакцию на оценку взрослых. По мнению Серебряковой, уровень притязаний - есть потребность в определенной удовлетворяющей человека самооценке. Задачей дальнейшего исследования было изучение эмоционального отношения детей к своим успехам и неуспехам. В результате испытуемые оказались разделенными на четыре группы:
1- дети с адекватной реакцией на успех и неуспех;
2- дети с неадекватной реакцией на успех и неуспех;
3- дети с неадекватной реакцией на успех;
4- дети, уходящие от трудностей.
Предметом исследования М.С.Неймарк и Л.С.Славиной стали вопросы развития потребности в сохранении сложившейся самооценки и потребности в оценке окружающих. В них изучалось влияние на личность, несоответствия между тем, как оценивает ребенка взрослый, и тем, как ребенок оценивает себя сам. В результате было выявлено, что под влиянием предшествующего опыта, под влиянием оценок окружающих и результатов собственной деятельности у ребенка складывается потребность в сохранении привычной для него самооценки. [1]
Очевидно, что вполне адекватное отношение к себе является высшей стадией развития самооценки и характерно для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.
Е.З.Басина, говоря о развитии "Образа-Я", подчеркивает, что аффективное осмысление себя, эмоциональное самоощущение, самочувствие, которое связано с самооценкой, возникает в онтогенезе прежде содержательного представления о себе, о собственных индивидуальных качествах. Так, уже в младенчестве у детей начинает формироваться любовь, симпатия к близким. Начиная с полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.
В.С.Мухина, исследуя предпосылки формирования личности в раннем возрасте, одними из основных называет чувство стыда и чувство гордости. Сначала положительно оценивая те или иные поступки, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, побуждая в детях самолюбие и желание заслужить похвалу. Несколько

'----------------------------------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Международно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН. // Российская газета. 1995. 5 апр.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 04.11.1950. // Бюллетень международных договоров. 1998. № 7.
3. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (редакция 1971 года) // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1973. № 24. Ст. 139;
4. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 год) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. Ст. 500;
5. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (официальный русский текст) // Публикация ВОИС. № 201 ®.
6. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав стран СНГ от 24.09.1993 // Вестник ВАС РФ. 1994. № 2;
7. Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 01.01.1995 // Авторское право и смежные права. Закон, конвенции,
договоры и соглашения / Сост. С.А. Судариков. Минск, 1998. С. 160;

Нормативные правовые акты


8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.
9. Гражданский Кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в по-следн. ред.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996 № 51-ФЗ (в последн. ред.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
11. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть четвертая от 18.12.2006 N 230-ФЗ (в последн. ред.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
12. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в последн. ред.) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. ст. 3283.
13. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в последн. ред.) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. ст. 4190.
14. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (в последн. ред.) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. ст. 140.
15. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 299 (в последн. ред.) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 26. ст. 2668.
16. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительными протоколами 1 и 2 Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» // СЗ РФ. 1994. № 26. Ст. 3046;
17. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1203 «О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. ст. 4541.
18. Порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субкон-цессии): утв. Приказом Минфина России от 12.08.2005 № 105н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 38.
19. Правила регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для ЭВМ и базу данных: утв. Приказом Роспатента от 29 апреля 2003 г. № 64 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 36.

Специальная литература

20. Батракова Н. Выбираем франчайзинг // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2007. № 25. С. 13-15.
21. Батяев А.А. Справочник собственника или институт собственности от начала до конца // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006. 284 с.
22. Бобков С.А. Коммерческая концессия как институт в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 10-13.
23. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. М.: Статут. 2002. 1038 с.
24. Гелашвили Е.В. Форма договора коммерческой концессии и его регистрация // Россия на рубеже тысячелетий: общество, наука, образование. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. Пятигорск. Минеральные Воды: ПГЛУ-МФ МОСУ-МФ АПУ, 2007. С. 73-76.
25. Гелашвилли Е.В. Договор коммерческой концессии: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. 22 с.
26. Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М., 2006. 448 с.
27. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учеб-ник. М., 1992. 195 с.
28. Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. 704 с.
29. Гражданское право: Учебник. Часть 1 / Под ред. А.Л. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2005. 632 с.
30. Гришаев С.П. Правовая охрана фирменных наименований // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007. 346 с.
31. Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в ГК РФ // Хозяйство и право. 1997. № 12. С. 23-38.
32. Закариев О.З Учет и налогообложение договоров коммерческой кон-цессии // Налоговый вестник. 2007. № 1. С. 37-42.
33. Зуйкова Л. Интеллектуальная собственность на новый лад // Новая бухгалтерия. 2007. № 4. С. 119-129.
34. Зуйкова Л.П. Промышленная собственность предприятий на перекрестке законов. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4. 189 с.
35. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в Рос-сии: правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2006. 272 с.
36. Кайль А.Н. Комментарий к части четвертой ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. 752 с.
37. Комментарий к ГК РФ. Части второй / Под ред. Т.Е. Абовой и АЛО. Кабалкина. М.: «Юрайт», 2002. 874 с.
38. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2004. 911 с.
39. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского. М., 2007. 732 с.
40. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. 829 с.
41. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой: (постатей-ный) / под ред. Садикова О.Н. (с использованием судебно-арбитражной практики). М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2002. 918 с.
42. Крючкова А.Г. Договор коммерческой концессии в современном российском законодательстве // Юрист. 2005. № 2. С. 23-24.
43. Минеева И. Успех и неуспех франшизы – составляющие очевидны // Бизнес-адвокат. 2000. № 6. С. 2.
44. Муравьева К.М. Соотношение понятий «концессия» и коммерческая концессия» // Законодательство и экономика. 2007. № 8. С. 18-21.
45. Нестерова О. Концессионные отношения в России // Законность. 2007. № 10. С. 49-50
46. Новосельцев О. Франчайзинг: история развития, правовое регулирование, оценка // Финансовая газета. 2006. № 18. С. 4.
47. Новосельцев О.В. Оценка коммерческой концессии // Хозяйство и право. 2000. № 3. С. 45-47.
48. Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров // Законодательство и экономика. 2003. № 6. С. 83-88.
49. Панченко Т.М. Передача прав на объекты интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии // Аудиторские ведомости. 2007. №3. С. 12-13.
50. Пронин К.В. Защита коммерческой тайны. М.: ГроссМедиа, 2006. 144 с.
51. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000. 314 с.
52. Рыкова И. Коммерческая концессия - франчайзинг? // Оборудование, рынок, предложение, цены (приложение к журналу «Эксперт»). 2001. № 2. С. 37-38.
53. Рыкова И.В. Договор коммерческой концессии // Бухгалтерский учет. 2002. № 15. С. 61-63.
54. Сенников Н.Л. Источники права интеллектуальной собственности (методические рекомендации) // Юридическое образование и наука. 2007. № 3. С. 19-21.
55. Сенников Н.Л. Производные способы возникновения права собствен-ности на объекты патентного права // Российская юстиция. 2005. № 12. С. 51-54.
56. Соколов Г.А. Договор коммерческой концессии по гражданскому законодательству Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. 22 с.
57. Соколов Г.А. О государственной регистрации договора коммерческой концессии // Законодательство. 2006. № 6. С. 79-80.
58. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. 375 с.
59. Фридман В. Франчайзинг: характер сложный неявно выраженный // ЭЖ-Юрист. 2004. № 32. С.3.
60. Цират А.В. Франчайзинг и франчайзинговый договор: Учебно-практ. пособие. Киев, 2002. 246 с.
61. Черничкина Г.Н. О предмете договора коммерческой концессии // Современное право. 2003. № 8. С. 13-18.
62. Ющенко Н.А. Об унификации понятия коммерческой концессии и его законодательном закреплении в России и за рубежом // Внешнеторговое право. 2007. № 1. С. 10-14.

Судебная практика

63. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.04.2003 № Ф04/1572-293/А03-2003 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».
64. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.04.2003 № Ф04/1572-293/А03-2003 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».
65. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2002 № А56-16500/01 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».
66. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2007 № А56-19610/2006 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».
67. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2007 № Ф08-3665/2007 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».
68. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.01.2002 № А40-41820/01-122-280 // ЭЖ-Юрист. 2004. № 3.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ