Пятница, 17.05.2024, 09:48
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

20552 Повышение эффективности формирования представлений об окружающей среде у дошкольников


Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Анализ состояния проблемы формирования представлений
об окружающей среде (эколого-географических представлений)
у дошкольни-ков………………………………………………………….
1.1. Сознание как психолого-педагогическая категория………………….
1.2. Роль и место экологических и географических знаний………………
1.3. Цели и задачи формирования представлений об окружающей
среде у дошколь-ников…………………………………………………..
Глава II. Методика формирования экологического сознания
у дошкольни-ков………………………………………………………..
2.1. Формирование бережного отношения дошкольников к приро-де……
2.2. Условия формирования экологических знаний……………………….
2.3. Формирование экологического сознания в процессе общения
с дошко-льниками………………………………………………………..
2.4. Экологизация знаний об окружающей среде………………………….
Глава III. Экспериментальное исследование…………………………………..
3.1. Организация и результаты педагогического эксперимента…………
3.2. Рекомендации по совершенствованию методики формирования
знаний об окружающей среде.…………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………..

.3


.6
.6
11

14

17
17
20

24
28
33
33

53
56
59








ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планете может помочь лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.
В основе решения названных проблем лежит экологическое образование и воспитание. Начало этого процесса – раннее детство, когда ребенок, еще не зная ни законов природы, ни экологических норм поведения воспринимает окружающую его среду как реальный объективно существующий мир. Такое восприятие может носить стихийный и целенаправленный характер.
Под стихийным мы понимаем такое восприятие окружающей природной и антропогенной действительности, в которой живет и развивается маленький человек. Целенаправленное восприятие – это умение видеть окружающую среду такой, какой она представляется тем человеком, который руководит восприятием ребенка (родители, воспитатели, учителя).
Научная основа охраны окружающей среды включает в себя разнообразные области естественнонаучных и гуманитарных знаний, среди них основное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками.
Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием. Пока еще проблемы экологического и нравственного воспитания мало исследованы.
Работа в дошкольных образовательных учреждениях дала возможность собрать материал, свидетельствующий об особенностях восприятие окружающей среды детьми 3-6 лет.
Актуальность дипломной работы обусловлена необходимостью педагогически обоснованной системы восприятия дошкольниками окружающей среды.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически определить формы, методы и средства повышения эффективности формирования представлений об окружающей среде у дошкольников.
Достижение выдвинутой цели потребовало решение следующего ряда задач:
- изучение опыта работы дошкольных учреждений в сфере охраны природы;
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по вопросам воспитания и обучения дошкольников в условиях детского сада;
- определение научно-обоснованных подходов к организации систематических наблюдений за природой, необходимых для реализации целей экологического воспитания;
- проведение педагогических экспериментов в детском саду № 93;
- разработка апробации и введения авторских подходов к организации целенаправленного восприятие окружающей среды.
Предметом исследования является деятельность дошкольных учреждений по экологическому воспитанию детей.
Объектом исследования является система целенаправленных восприятий окружающей среды.
Нами использовались следующие методы исследования:
- анализ научно-методических и психологических источников инфор-мации;
- анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений;
- педагогический эксперимент.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В системе экологического и природоохранного воспитания дошкольников ведущее место занимает восприятие окружающей среды.
2. Научно обоснованные с психолого-педагогической и методической точек зрения рекомендации могут существенно изменить процесс формирования представлений об окружающей среде в условиях дет-ского сада.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе раскрываются особенности восприятия окружающей среды детьми дошкольного возраста. В ней дается характеристика психологии восприятия окружающей среды. Во втором параграфе показано роль экологических и географических знаний в процессе формирования представлений детей об окружающей среде. В этой же главе выделены основные цели и задачи процесса восприятия окружающей среды дошкольниками.
Во второй главе показана методика формирования экологического сознания у дошкольников. Здесь же раскрыты приемы и методы формирования у детей бережного отношения к природе, а также условия, при которых формируются экологические знания у детей.
Третья глава – это отражение экспериментальных исследований. В ней показана организация и результаты педагогического эксперимента и рекомендации по совершенствованию методики формирования знаний детей об окружающей среде.
В заключении даны общие выводы по дипломной работе.

ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
(ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ)
У ДОШКОЛЬНИКОВ

В процессе развития человечества его пассивная зависимость от сил природы все более уступала место активному влиянию, и постепенно люди начали познавать законы природы и изучать природные явления. Все это способствовало появлению и развитию естественных наук — ботаники, зоологии, зоогеографии и других. При изучении растений и животных люди постепенно начали обращать внимание на их взаимоотношения и на необходимость заботливого отношения человека к природе. Историческими предпосылками формирования экологического сознания были нравственные и гуманные отношения людей к природе, особенно к животному миру.
Экологическое сознание — это понимание необходимости охраны при-роды, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание — это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.
Но для того, чтобы до конца понять и разобраться, что же такое экологическое сознание, и каким образом его можно формировать у дошкольников, сначала следует, на наш взгляд, уточнить, что же такое сознание вообще.

1.1. Сознание как психолого-педагогическая категория

Сознание — это единство всех психических состояний и свойств челове-ка, как личности. Оно представляет собой чрезвычайно сложный процесс ак-тивного отражения и духовного освоения объективной действительности. Сознание представляет собой единство всех форм познания и переживаний человека и его отношения к тому, что он отражает. Это специфическая форма жизнедеятельности человека, продукт его взаимоотношений с объективной действительностью.
В процессе жизни на каждого человека воздействуют предметы и явле-ния, события и другие люди, составляющие окружающий его мир. Но человек, подвергаясь влияниям внешнего мира, так или иначе воздействует на него: что-то использует для удовлетворения своих потребностей, от каких-то влияний стремится уклониться, чему-то противостоит, что-то создает. Человек не только определенным образом относится к объективной действительности. В отличие от животного он определенно относится к своей жизнедеятельности, то есть к своему собственному отношению, объективно направленному на окружающий его мир. Это и есть показатель того, что жизнедеятельность человека созна-тельная. Сознание не добавляется к психике человека, а сама субъективная сторона психики.
Следует отметить следующие важнейшие характеристики сознания. Первая дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знания об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с по-мощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого. Воображение —строить образные модели того, что является объектом потребности, но отсутствуют в настоящее время.
Мышление обеспечивает решение задач путем обобщения знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое разли-
чие субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и

'----------------------------------
ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Москва, 1997.
2. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М., 1973.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. - М., 1987.
6. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой: книга для учителя. - М., 1991.
7. Воспитание детей в игре. Под ред. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983.
8. Гладков Н.А. и др. Охрана природы. - М., 1975.
9. Голубев И.Р. и Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. - М., 1985.
10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. Экологическая педагогика и психология. - Рос-тов-на-Дону, 1996.
11. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся//Вопросы психологии. – 1990. - № 5.
12. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. - М., 1990.
13. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М., 1993.
14. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М., 1987.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. – Москва., 1997.
16. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1985.
17. Новиков Ю.В. Природа и человек. - М., 1991.
18. Природа служит человеку. Под ред. В.С. Канюшко и др. Минск., 1982.
19. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. - М., 1992
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ