Пятница, 17.05.2024, 06:03
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

20557 Подготовка ребенка к школе

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 6
1.1. Исследование семейных отношений в психологии 6
1.2. Факторы, определяющие готовность ребенка к школе 9
1.3. Влияние семейных отношений на готовность ребенка к школе 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 33
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Анализ результатов по методикам 39
2.3. Сравнительный анализ подготовки ребенка к школе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Тема взаимосвязи родительского отношения в семье и уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений.
Данная тема приобрела актуальность в последнее время и вызвала повышенный интерес как у отечественных (Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Н.И. Лисиной и др.), так и у зарубежных (А. Маслоу, К. Флейк-Хопсон, К. Хорни и др.) специалистов.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других психологов, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Cемейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье.
Семейное воспитание характеризуется рядом условий: общей позицией родителей, типом воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку. Одновременно родители должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их, то есть иметь здоровую семью с благополучной нравственно-эмоциональной атмосферой. Общие взгляды и педагогическая позиция родителей определяют и тип, стиль воспитания: авторитарный, демократический, безразличный.
При демократическом стиле устанавливают правила и требования, но объясняют свои действия и мотивы, обсуждают их, используют разумный контроль, власть, ценят в ребенке и послушание и самостоятельность. Авторитарный стиль отличается подавлением личности, жестким контролем и пр. Безразличный стиль воспитания особенно вреден: ребенка не любят и предоставляют самому себе.
В последнее время осуществляется много споров и среди психологов и среди педагогов о психологической готовности детей к школьному обучению. Одним из факторов данной подготовки выступают детско-родительские отношения.
Гипотеза: благоприятный психологический климат в семье способствует формированию готовности ребенка к школе.
Цель: исследование эмоциональных отношений в семье как фактора, определяющего готовность ребенка к школе.
Задачи:
1. Теоретический анализ проблемы готовности ребенка к школе в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявление факторов, способствующих формированию готовности к обучению в школе.
3. Определение специфики влияния эмоциональных отношений в семье на готовность ребенка к школьному обучению.
Объект: эмоциональные отношения в семье.
Предмет: готовность ребенка к школе.
Методы исследования:
1. Методика диагностики родительских отношений (ОРО) Варга А. Я. и Столина В. В.
2. Методика «Графический диктант»;
3. Методика «Корректурная проба» буквенный вариант;
4. Методика «Долговременная память»;
5. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона – Рузера).
Практическая значимость исследовательской работы заключается в оптимизации в выяснении взаимосвязи стиля воспитания на подготовку ребенка к школе.
Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе детско-родительских взаимоотношений; влияние семьи на готовность ребенка к школе.
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1. Исследование семейных отношений в психологии
В настоящее время проблемам супружества – родительства – родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни. [5; с. 112]
Психология семейных отношений развивается в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, а также проблемами семейного воспитания. Вопросы, рассматриваемые семейной психологией, разнообразны: это проблемы супружеских, родительско-детских отношений, взаимоотношений со старшими поколениями в семье, направления развития, диагностика, семейное консультирование, коррекция отношений.
Семья является объектом исследования многих наук – социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика – потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография – особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография – роль семьи в процессе воспроизводства населения. [1; 312] Педагогика – ее воспитательные возможности.
Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость. [32; с. 256]
Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) – уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).
Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно – 36 и 29 %). Появилась социокультурная нормативная система – прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех. [12; с. 167]
Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.
Важный методологический принцип – синергетинеский – позволяет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов.
В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость. [13; с. 410]
Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, про-креация (рождение, появление на свет) – уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).
Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно – 36 и 29 %). Появилась социокультурная нормативная система – прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех. [20; с. 250]
Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.
Важный методологический принцип – синергетический – позволяет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов.
В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.
1.2. Факторы, определяющие готовность ребенка к школе
Один из самых важных периодов в жизни ребенка – это поступление в школу. Но отсутствие моральной готовности ребенка к учебе, смене круга общения и графика жизни может сделать это важное событие неприятным и даже пугающим, оставить нехорошие воспоминания и повлиять на будущие успехи малыша. В настоящее время существует масса педагогической литературы на эту тему, но в


'----------------------------------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 2003. - 312 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006. - 436 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М. 2001. - 516 с.
4. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения. / Вопросы психологии. - 2003, №1, С.47-53.
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии. 2009, №1. - 112 с.
6. Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников. - Педиатрия., 2003, №5. - 96 с.
7. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. - М., 2001. - 534 с.
8. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? - М., 2006. - 247 с.
9. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. - Минск., 2008. - 189 с.
10. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология лич-ности. - М., 2001. - 497 с.
11. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. - СПб, 2008. - 612 с.
12. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребен-ка. - М., 2004. - 167 с.
13. Богиович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва., 2005. - 410 с.
14. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей школьно-го возраста. - М., 2009. - 163 с.
15. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпов С. Н. Актуальные про-блемы возрастной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - С. 76-80.
16. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - С. 143-150.
17. Декларация прав ребенка от 20 ноября 2009 года.
18. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2001. - 519 с.
19. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.,2009. - 340 с.
20. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно-го развития детей. - М., 2005. - 250 с.
21. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у до-школьников и младших школьников. - М., 2001. - 169 с.
22. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 2006. - С. 87-90.
23. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 2009. - 479 с.
24. Кон И.С. Социология личности. - М., 2007. - 510 с.
25. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 2006. - С. 48-51.
26. Кулачина И.Ю. Возрастная психология. - М., 2001. - 527 с.
27. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обу-чению в школе. - М.,2007. - 267 с.
28. Крутецкий В. А. Психология: учебник для студентов пед. училищ. - М.: Просвещение, 2005. - 352 с.
29. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 2009.
30. Леснова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприят-ных функциональных состояний. - М., 2007. - 256 с.
31. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. - М.:Просвещение., 2007. - 398 с.
32. Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.
33. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-ститутов / под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвеще-ние, 2005. - 272 с.
34. Налчаджян А.А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация. - Ереван, 2006. - 407 с.
35. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван, 2008. - 374 с.
36. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М.: педа-гогическое общество России. 2009. - 442 с.
37. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.:ТЦ "Сфера", 2008. - 387 с.
38. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. - Л., 2003. - 54 с.
39. Психогигиена детей и подростков. /Под ред. Р.Н.Сердюковской, Р.Гельница. - М., 2005. - 341 с.
40. Петровский А.А. Личность, деятельность, коллектив. - М.,2002. - 595 с.
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образова-нии. - М., 2005. - 686 с.
42. Романова Е. С., Потомкина О. Ф. Графические методы в психологи-ческой диагностике. - М.: Дидакт, 2001. - 64 с.
43. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и деференциальная психология. Учеб. Пособие. - Л. : 2005. - 256 с
44. Урунтаева Г. А. дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский цент "Академия", 2001. - 336 с.
45. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. - М., 2005. - 365 с.
46. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. - Минск. 2008. - 287 с.
47. Хилтунен Е. Когда ребенок учит самого себя. - М.,2005. - 178 с.
48. Хомская Е. Д., Бытова Я. Я. Мозг и эмоции. - М., 2008. - С. 25-30.
49. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. - Ри-га. 2006. - 298 с.
50. Ядэшко В. И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие /под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2008. - 416 с.
51. http://adalin.mospsy.ru/l_04_01.shtml "психологический центр Ада-лин".
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ