Четверг, 02.05.2024, 03:37
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

20726 Развитие творческого мышления судентов - будущих педагогов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ПЕДАГОГА ………………………………………………………..
1.1. Сущность понятий ………………………………………….
1.2. Развитие творческого мышления педагога ……………….
1.3. Методы развития творческого мышления педагога ……..
1.4. Теоретическое обоснование тренинга творческого
мышления ………………………………………………………….
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ ……………………………………………………..
2.1. Констатирующий эксперимент ……………………………..
2.2. Программа проведения формирующего эксперимента …...
2.2.1. Тренинг, как наиболее эффективная форма развития
творческого мышления будущих педагогов ……………………
2.3. Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ










ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ.
В настоящее время в эпоху преобразования и модернизации происходит переход от стратегии выживания к стратегии «процветания». Поэтому особенно востребованы профессионалы вообще и в сфере педагогики в частности, т.е. люди, обладающие, прежде всего, высокой культурой творческого мышления.
Теоретические и практические проблемы творческого профессионального мышления привлекали к себе внимание многих авторов. Среди них такие видные исследователи, как О.С.Анисимов, Д.В. Вилькеев, И.И. Казимирская, В.Д. Шадриков, Ю.К. Карнилов, А.В. Карпов, Ю.Н. Кулю-ткин, А.К. Маркова, И.М. Митина, Н.В. Кузьмина и др.
Творчество характеризуется открытием нового для себя и для других. Новаторство проявляется в создании новых оригинальных приемов или целостных подходов, меняющих привычный взгляд на явления, перестраивающих общественный педагогический опыт.
«Мы стремимся не подражать великим мастерам, а найти то, что они искали» - гласит восточная мудрость. Данный контекст понимания творчества позволяет отметить, что не следует воспроизводить ситуации, в которых родилось подлинное единство, а нужно создавать новое ради других, иногда более высоких целей.
Задача преподавателя, желающего работать по-современному, заключается в овладении новыми образовательными технологиями.
При освоении педагогической деятельности на более высоком уровне важно не только развивать те знания, умения и навыки, которые необходимы для определения деятельности, но и качества, значимые для освоения и творческого выполнения деятельности.
Таким образом, обучение должно учитывать не только освоение деятельности, но и развитие субъекта деятельности. Наиболее эффективным является обучение, которое развивает тренируемые качества. Современный преподаватель стремится не научить чему-то, а научить обучаемых учиться. Благодаря этому происходит формирование саморазвивающейся личности, а не техническая подготовка специалиста.
Творчество преподавания в широком понимании – открытие нового для себя, т.е. обнаружение вариативных, нестандартных способов решения педагогических задач. Творчество преподавателя востребовано спецификой высшей школы, в которой наблюдаются следующие тенденции:
- неподготовленность студентов к работе с устной информацией (неуме-ние выделять и систематизировать главное в сообщаемой информа-ции, быстро конспектировать), следствием этого является широко распространенная пассивность студентов при восприятии и интеллектуальной переработке получаемой информации;
- презентация знаний в виде готового материала, не требующего допол-нительных усилий для его получения и практического использования;
- монологичность в трансляции учебного материала («преподаватель – студент» или «студент – преподаватель»).
Творческая активность педагога всегда связана с осознанием цели и с выработкой решения о действиях, способствующих достижению поставленной цели в создавшихся условиях.
Каждый человек становится ответственным за свои поступки, за свою жизнь в целом. Оказываясь в разных ситуациях, порой, неожиданных, он старается успешно справиться с возникшими затруднениями. Но имеющихся умений порой не хватает, поскольку для решения проблем требуются умения, которые находятся за рамками накопленного опыта. Для решения возникшей проблемной ситуации необходимы такие умения, как:
- самоанализ;
- активизация собственных потенциальных возможностей и собствен-ного опыта;
- умение повысить критичность к своим действиям;
- выходить за пределы непосредственно данной ситуации.
Поэтому современный педагог должен привлекать для решения про-блемных ситуаций не только практические, но и теоретические социально-психологические знания. Современному педагогу необходимо обладать надситуативным уровнем педагогического мышления т.е. как специалисту обладать способностью подниматься выше над уровнем решаемой проблемы, ставить цели, избыточные с точки зрения профессиональной задачи, стремиться к доказательственности и обоснованности своей профессиональной позиции. Такие специалисты, использующие надситуативный уровень мышления, являются более успешными в творческом выполнении своих профессиональных функций, чем их коллеги.
Творчество основано на комбинации применения специальных правил и методов, в результате чего формируется новое видение проблемы, ситуа-ции, а затем – «новое» решение. Поисковая активность и способность к созданию многозначного контекста решаемой ситуации, лежащие в основе творческой активности, повышают адаптивные возможности преподавателя. Искренняя увлеченность преподавателя предметом неотразимо действует на обучаемых. И в то же время это являет собой пример яркого проявления непреднамеренного косвенного внушения.
Таким образом, сама природа внутренних условий творчества по К. Роджерсу такова, что их проявление нельзя спровоцировать, но им можно способствовать.
В связи с этим представляется возможность поспособствовать возник-новению и развитию творческого мышления посредством психолого-педагогического тренинга, в ходе которого мы достигнем поставленных це-лей. А именно: способствует появлению нового современного педагога, способного преобразовывать среду, а не пассивно к ней приспосабливаться, толерантного по отношению к неопределенности, умеющего находить многообразие вариантов решения ситуации, генерирующего большое число идей, способного выдвигать нестандартные идеи, а главное – открытого для нового опыта, который он впоследствии может передавать своим ученикам.
Целью дипломной работы является исследование проблемы творче-ского мышления будущих педагогов.
Задачи:
1. Провести анализ теоретического материала по проблеме творческого мышления профессионала.
2. Изучить методы развития творческого мышления.
3. Разработать программу экспериментального исследования.
4. Исследовать эффективность тренинговых занятий, как средства развития творческого мышления бу

'----------------------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Динамичность современного нам общества, становящаяся все более очевидной ролью антропного фактора в средовых изменениях; изменения в технологиях делает, как никогда, актуальной проблему человека, как субъекта собственной внешней и внутренней жизни.
Способность личности гибко и адекватно реагировать на новшества складывающейся ситуации, профессиональной, в том числе, есть функция креативности, как интегративной личностной черты, ведущая роль в которой принадлежит творческому мышлению. Именно поэтому данный феномен – творческое мышление – стал центральным предметом нашего теоретического и практического изучения, а также экспериментального воздействия на первом этапе исследования нами был проведен анализ теоретического материала по проблеме творческого мышления профессионала.
Анализ теоретического материала по данной проблеме позволили выявить имеющиеся подходы в понимании сущности структуры, методов развития как базового конструкта исследования творческого мышления будущих педагогов, так и смежных с ним, таких, как: креативность, творчество, творческая личность, педагогическое творчество, профессиональное мышление.
В дальнейшем в нашем исследовании нашли практическую реализацию методологические предпосылки этой части работы.
Второй этап исследования планировался как экспериментальный, включающий констатирующий эксперимент по выявлению изначального и последующего срезов выделенных диагностируемых показателей, связанных с творческим мышлением будущих педагогов: ситуативного/надситуативного мышления, творческой активности, творческого мышления в экспериментальных и контрольных группах, а также составлена и реализована программа формирующего воздействия на изучаемые параметры в экспериментальной группе.
Программа исследования проводилась в три этапа и включала в себя 8 занятий, каждое из которых рассчитано на 3 часа. Таким образом, общий объем программы составлял 24 часа. Исследование проводилось на базе Северо-Осетинского Государственного Педагогического Института. В экспериментальном исследовании участвовали студенты 2-го курса коррекционно-педагогического факультета в количестве 25 человек. Возраст участников исследования от 18 до 24 лет.
Результаты экспериментальной части работы такие: ситуативный уровень педагогического мышления после формирующего воздействия снизился на 70 процентов - с 90 до 20%, а надситуативный уровень педагогического мышления возрос на 70% - с 10 до 80%.
Таким образом, можно говорить о том, что у 80%испытуемых произошли положительные сдвиги в изучаемых параметрах.
Высокие показатели творческой активности после тренинга возросли на 40% - с 10 до 50%, а низкие показатели вообще исчезли. Таким образом, можно говорить о том, что у 90% испытуемых после тренинга произошли положительные сдвиги. Также после формирующего воздействия доля лиц с низкими показателями творческого мышления снизилась на половину - с 60 до 10% за счет того, что низкие показатели возросли до среднего уровня, а высокие показатели сохранились у 10%. Это позволяет говорить о том, что у всех испытуемых произошли положительные сдвиги (см. приложение) по всем диагностируемым показателям. Таким образом, выявленная динамика произошедших изменений позволяет нам констатировать тот факт, что основная цель и задача психологического воздействия достигнуты. Наблюдение и опрос участников эксперимента показали, что после тренинга они стали более восприимчивыми к проблеме, научились вникать в нее, видеть перспективу. У них развилась способность обнаруживать несколько непривычных функций объекта, находить разнообразные варианты решений; способность продуцировать оригинальные и редкие идеи и названия, а также способность находить необычные ассоциативные связи между двумя разными вещами.
А самое главное – стали преодолевать барьеры прошлого опыта и нестандартно мыслить.
В контрольной группе по истечении срока проведения эксперимента изменений в диагностируемых параметрах выявлено не было, что даем нам все основания полагать, что именно проведенное нами развивающее мероприятие в рамках тренинга творческого мышления будущих педагогов явилось фактором, обусловившим наступившие изменения в определенных параметрах, что в свою очередь, позволяет считать тренинг развития творческого мышления будущих педагогов эффективным методом развития исследуемого личностного качества, а, следовательно, цель настоящего исследования – достигнутой, а гипотезу – подтвержденной.
Результаты исследования могут иметь практическую пользу если будут осуществлены в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса вуза, колледжа Тренинг развития творческого мышления профессионала является эффективным методом реализации принципов личностно-ориентированной парадигмы образования и эффективным средством формирования таких значимых в педагогической профессии качеств личности, как:
- открытость ума
- готовность поверить своим и чужим фантазиям
- восприимчивость к новому и необычному
- высокая толерантность к неопределенности и неразрешимым ситуациям
- развитое эстетическое чувство
- стремление к красоте
- рефлексия
- ассертивность – готовность человека делать все по-своему, уверенность в себе, склонность к свободному самовыражению.
Отдельные элементы тренинга могут в качестве развивающего компонента быть использованы во время учебных занятий.

Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ