20763 Агрессивность детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. Диагностика и коррекция.
Введение Глава 1. Модели изучения агрессии и агрессивного поведения 1.1. Теория влечения (психоаналитический подход). 1.2. Экологический подход. 1.3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель). 1.4. Теория социального научения (бихевиоральная модель). Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование. 2.1. Программа исследования. 2.2. Характеристика испытуемых. 2.3. Выбор методик исследования и их обоснование. 2.4. Результаты исследования. 2.5. Анализ результатов исследования. 2.6. Программа коррекции и профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. 2.7. Выводы экспериментального исследования и психолого-педагогические рекомендации. Литература Приложение
Введение Согласно наиболее принятому определению, агрессия — это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [6]. Проблема агрессивности человека в отечественной психологической литературе представлена малочисленными и довольно противоречивыми по содержанию и выводам публикациями [6], [2, 124], [10], [14, 102.]. Между тем за рубежом интерес к ней очень велик и не ослабевает до настоящего времени [11, 6.], [23, 806.], [24, 83]. Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность. Именно агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения. “Мы не хотим сказать, что агрессия - это нечто, противоположное нравственности: некоторые формы агрессии не рассматриваются как аморальные. Но в большинстве случаев агрессия аморальна, поэтому те же механизмы, которые ответственны за нравственное научение, лежат и в основе социализации агрессивных импульсов“, - пишут Р. Кратчфилд и Н. Ливсон [19, 68]. Далее они сопоставляют два приемлемых и взаимосуществующих определения агрессии. Первое основано на внешней оценке поведения: “Агрессия - это любой вид поведения, наносящий вред другому“. Второе связывается с намерениями человека, т. е. с тем, о чем можно узнать лишь изучая побуждения человека: “Агрессия - это любые действия, имеющие целью причинение вреда другому“ [14, 69]. Опираясь на сходные с приведенными определения агрессии, многие из психологов считают агрессию врожденной, неотъемлемой характеристикой поведения в живом мире, связанной с борьбой за выживание. Но они же признают, что над агрессивными импульсами, агрессивными проявлениями в поведении человека возможен контроль, связанный с обучением и воспитанием. “Процесс научения контролировать свои агрессивные устремления или выражать их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации, называется социализацией агрессии“ [19, 69]. В отечественной психологии большее значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Но тем не менее учитывается и возможность реализации природно закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубляемой аномалиями физиологического и психического развития ребенка [5], [13]. Большинство проявлений агрессии разными наблюдателями интерпретируется однозначно, как недопустимое, требующее коррекции поведение человека. Проявления агрессии различны: от прямого физического воздействия (применения силы), словесных оскорблений и запугивания оппонента грядущими неприятностями до косвенных замечаний и скрытых попыток осуществить принудительное управление поведением другого человека. Известны проявления агрессии, переходящие в болезненное состояние, не поддающиеся социализации. Но известны и такие поступки и действия, которые одними участниками группового конфликта интерпретируются как проявления агрессии, а другими - как активность, настойчивость и последовательность в достижении целей. Классификация проявлений агрессии: 1. Болезненные проявления агрессии (неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения); 2. Физические, словесные и другие виды агрессии, связанные с усвоением норм и правил, неприемлемых для всего общества (как правило, это бывает связано с особенностями социализации, с закреплением норм антиобщественного поведения); 3. Различные виды агрессии, связанные с недостаточной усвоенностью норм и правил поведения в обществе или с недостаточной сформированностью собственных средств самоуправления в действиях и поступках (недостаточная обученность и воспитанность); 4. Все виды действий, которые одними наблюдателями интерпретируются как агрессивные (вызывают у них подозрение в посягательстве на чьи-то права, попытке причинить вред), а у других наблюдателей связываются с проявлениями активности, настойчивости. Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией М. Раттер [25] называет такие ситуации, в которых главная проблема личности заключается в проявлении социально неодобряемых форм поведения. К ним относятся: плохие отношения с другими детьми, обнаруживающие себя в драках, ссорах, нетерпимом отношении друг к другу, демонстративное неповиновение, разрушительные действия и лживость. Сюда же включают и антиобщественные поступки: пропуски уроков, срывы занятий, воровство, поджоги. При этом нужно помнить о том, что: - дети, с раннего возраста агрессивные и задиристые, став старше, обнаруживают большую склонность к асоциальным проявлениям; - дети с синдромом социальной дезадаптации чаще испытывают трудности во взрослой жизни: неудачная судьба, неудачные браки, низкие заработки, тоскливые однообразные социальные отношения, худшие профессии, большая склонность к употреблению алкоголя, наркотиков; - синдром социальной дезадаптации чаще встречается у мальчиков. Под другим углом зрения М. Раттер рассматривает агрессивность как один из факторов происхождения антиобщественного поведения, обозначая ее связь с другими факторами: такими как тяжелая обстановка в семье, многодетность, отставание в усвоении школьных знаний, неблагоприятная школьная атмосфера, стиль воспитания в семье, стиль воспитания и преподавания в школе. В. Клайн [19], справедливо отмечая негативные аспекты проявления агрессии, считает, что в агрессивности есть и “определенные здоровые черты“, которые могут оказаться полезными для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям. Агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к установлению справедливости, - считает Г. С. Хоманс. “В ситуациях разрешения справедливости люди ищут “распределительной справедливости“ - беспристрастности в распределении поощрений и наказаний... Как реагируют люди, когда они чувствуют, что справедливость нарушается? Скрытый гнев, возмущение или по крайней мере рост напряженности являются наиболее частыми откликами“ [19, 74]. По мнению многих авторов, как адаптивные можно рассматривать и агрессивные проявления, связанные с избавлением от фрустрации и тревоги [19], [25]. Рассматривая проявления агрессии у детей в рамках традиционных условий воспитания, в условиях их обычной жизни, мы прежде всего отметим ту пагубную роль агрессии, которую она играет в становлении личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Менее заметно, но не менее пагубно деформирующее влияние агрессии на общее развитие всех высших психических функций. Более грубые нарушения обнаруживаются, как правило, в специфических заболеваниях: дефектах речи, нарушениях работоспособности, аллергиях, бронхиальной астме, энурезе и т. п. В целом же собственные агрессивные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливают его тревожность, формируют заниженную или компенсированную самооценку. Неслучайно агрессивных детей, равно как и детей, постоянно опасающихся агрессии, относят к группе детей с аффективным поведением, к группе риска. Проявления агрессии в их активной форме определяются в первую очередь условиями воспитания, условиями социализации. Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин в своем исследовании выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка: снисходительность (под ней понимают степень готовности родителей и воспитателей прощать проступки, понимать и принимать ребенка) и строгость наказания родителями агрессивных проявлений ребенка. По поводу первого фактора можно встретить согласие у многих авторов. Г. Эберлейн, например, определяет агрессивность как “отчаяние ребенка, который ищет признания и любви“. По поводу второго фактора мнения не столь однозначны: одни авторы считают строгость наказания одной из причин агрессивности, другие - приводят примеры того, как в разных культурах строгость наказания приводит к разным последствиям [21]. Изучение различных концепций агрессии дает возможность рассмотреть данное психическое явление с разных сторон. Каждая теория имеет как пози¬тивные аспекты, раскрывающие природу агрессии, помогающие понять ее сущность, так и спорные тезисы. Для нас наиболее понятной, отражающей практическую направленность, является теория социального научения. Наш опыт взаимодействия с детьми показывает, что, действительно, дети перени¬мают агрессивные формы поведения своих родителей. Если в семье преоблада¬ет агрессивная модель воспитания (нетерпимость, раздражение, наказание), ре¬бенок не овладевает гуманными конструктивными способами взаимодействия с окружающими. Сущность агрессии и агрессивного поведения в психологической литературе трактуется по-разному. Понимание агрессии зависит от теоретической концеп¬ции, в рамках которой разрабатывается данная категория. Можно выделить не¬сколько теорий, раскрывающих природу возникновения и формы проявления агрессивности человека: психоаналитическая теория, экологическая теория, фрустрационная теория и теория социального научения. Рассмотрим эти аспекты.
1. Модели изучения агрессии и агрессивного поведения
1. Теория влечения (психоаналитический подход). Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивно и неизбежно. В чело¬веке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и ин¬стинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на уп¬рочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа на¬правлена на разрушение и прекращение жизни. Фрейд утверждал, что все челове¬ческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разру¬шением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я“. А если энергия танатоса не бу¬дет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуу¬ма. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводит¬ся наружу и направляется на других. Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее про¬явление эмоций, сопровождающих агрессию, то есть агрессия понимается как разрушающее поведение, по своей природе инстинктивное, и возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограмми¬рованы» на подобные действия. Агрессия присуща всем живым организмам, у человека она представлена структурной частью бессознательного [30]. 2. Экологический подход. Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца [20], который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что инстинкт развился в ходе длитель¬ной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имею¬щихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетиче¬ский фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее силь¬ные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защища¬ются и обеспечивают выживание своего потомства. В то время как у Фрейда не было однозначного мнения относительно на¬копления и разрядки инстинктивной энергии, у Лоренца [20] был совершенно опре¬деленный взгляд на эту проблему. Он считал, что агрессивная энергия (имею¬щая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией определенного количества накопленной агрессивной энергии и наличия и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окруже¬нии. То есть, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплесну¬лась» вовне. Рассмотрев теорию, предложенную К. Лоренцом, мы обнаруживаем сход¬ство с психоаналитическим подходом и идеями З.Фрейда в том, что агрессия является врожденной и неизбежной функцией и, соответственно, агрессивные проявления невозможно устранить. Никакие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление аг¬рессивных импульсов. 3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель). Эта теория возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающие в организме человека влечения, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению по¬требностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрес¬сию, а агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием. В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фак¬тора: 1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели; 2. Сила препятствия на пути достижения цели; 3. Количества последовательных фрустраций. То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрес¬сивную реакцию большей силы, чем каждая из них в отдельности. Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы [4] пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит “смещение“, в результате которого агрессивные дей¬ствия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием. Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против
Литература 1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В Н.: Игры, в которые играют люди.- СПб.: Лениздат, 1992 400 с. 2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. /Возрастная и педагогическая психология: Тексты.- М.: Изд. МГУ, 1992с. 3. Боулби Дж. «Психология развития» - М, 2003. 4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – Спб.: Питер, 2001.- 352 с. 5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М.: Просвещение, 1988. 6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.- 160 с. 7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956. 8. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- М.: Просвещение, 1992. 9. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. – М.: МГПМСЦ, 1997. 10. Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. – Ясная Поляна,1997. 11. Заостровцева М.Н., Перешина Н.В. Агрессивное поведение: Коррекция поведения дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – 112 с. 12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1993. 13. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: ИЦ «Академия», 1995. 14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: РПА, 1997. 15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология», - Москва: ТЦ Сфера, 2003. 16. Лангеймер Й., Матейчик З. Типы депривации личности ребенка в учреждении. - Прага, 1984. 17. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 368 с. 18. Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1992. 19. Минкова Э.А. Особенности развития личности ребенка в условиях детского дома. – Тула, 2006. 20. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Академический проспект, 2002. 21. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми, - М.: Академический проспект, 2001. 22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: МГППИ, 1999. 23. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель Пресс, 2000. 24. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- М.: Педагогика, 1991. 25. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2005 – 160 с. 26. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688 с. 27. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2006. 28. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2005.- 400с. 29. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской, - М.: Просвещение, 1990. 30. Психология развития / Сост. И общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СпбГУ. – СПб: Питер, 2001. – 512 с. 31. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. М.: Политиздат, 1997. 32. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Просвещение, 1988. 33. Романов А.А Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей (дошкольного и младшего школьного возраста): альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Принт», 2000. – 65 с. 34. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. М.: Просвещение, 1991. 35. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. Пособие. – М.: Флинта, МПСИ, 2003. 36. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: Просвещение, 1988. 37. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Социологические исследования. – 1992. - № 7. 38. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов/ И.А.Фурманов.– М.: ВЛАДОС, 2004.-351с. 39. Фурманов И.А, Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 319 с. 40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., «Педагогика», 1989 - С. 555. 41. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Просвещение, 1978. 42. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с. 43. Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга: Методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2002. – 126 с. 44. Krech D., Crutchfield R., Livson N. Elements of psychology. N. Y., 1974/ Вопросы психологии, №1, 1992, пер. с англ. А.В. Александровой. 45. http://www.psychol-ok.ru.
Приложение 1 Анкета для воспитателей.
Инструкция. Пожалуйста, ответьте на вопросы. В 9,10,11 вопросах подчеркните один из наиболее соответствующих, с Вашей точки зрения, ответов или впишите свой вариант.
Фамилия, имя, дата рождения ребенка________________________________
В каком обычно состоянии находиться ребенок? (Спокойное, плаксивое, возбужденное и др.)________________________________________________ Часто ли ребенок плачет? (Да, нет)_________________________________ Как долго ребенок остается расстроенным?__________________________ Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?____________________ Быстро ли устает ребенок?________________________________________ Каковы взаимоотношения ребенка с другими детьми?_________________ Каково отношение других детей к нему?____________________________ Предпочитает ли ребенок в большинстве случаев играть один, а не с детьми?__________________________________________________________ В какие игры предпочитает играть ребенок?___________________________ Умеет ли дружно, без конфликтов играть с другими детьми? (конфликты возникают, но редко; часто конфликтует)______________________________ Сочувствует ли другому, когда тот чем-нибудь огорчен? (да, пытается помочь ему, утешить, пожалеть; только иногда выражает сочувствие другому; внешне не выражает своего сочувствия)_______________________ Как часто обижает других детей? (часто обижает, дерется; иногда бывает агрессивен; редко дерется и редко обижает; спокоен, совсем не дерется)____ Делится ли игрушками с другими детьми?___________________________ С кем предпочитает общаться ребенок? (с детьми; со взрослыми)_______ Как ребенок относится к незнакомым взрослым?_____________________