Четверг, 02.05.2024, 13:26
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

20932 Знакомство дошкольников и учащихся начальных классов с живописью художников Осетии

“Знакомство дошкольников и учащихся начальных классов
с живописью художников Осетии“

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Учебно-тематический план ………………………………………………….......5
Методические рекомендации по знакомству дошкольников и учащихся начальных классов с живописью художников Осетии
Тема 1. Натюрморт в живописи художников Осетии………………………….6
Тема 2. Пейзаж в живописи художников Осетии (Зимний пейзаж. Весенний пейзаж. Осенний пейзаж)……………………………………………………….23
Тема 3. Портретный жанр в живописи художников Осетии…………………37
Тема 4. Анималистический жанр в живописи художников Осетии………….52
Тема 5. Сюжетный жанр в живописи художников Осетии.
Тема 6. Сказочно-былинный жанр в живописи художников Осетии.
Тема 7. Батальный и бытовой жанры в живописи художников Осетии.

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие содержит методические указания по проведению занятий изобразительной деятельностью для детей старшей и подготовительной групп детского сада, а также для учащихся начальных классов.
Тематическое планирование и содержание методического пособия представляет собой специально отобранный материал, направленный на знакомство дошкольников и учащихся начальных классов с живописью художников Осетии в соответствии с программой Государственных образовательных стандартов по обучению изобразительной деятельности дошкольников и учащихся младших школьников.
Знакомство дошкольников и учащихся начальных классов с живописью художников Осетии способствует развитию образного мышления, воображе-ния, творческого потенциала детей, обогащению сенсорного опыта.
Главная задача программы - духовное развитие личности ребенка через единство и взаимодействие искусства с жизнью.
Основной целью пособия является приобщение дошкольников и учащихся начальных классов к богатому наследию живописи художников Осетии, художественным ценностям современного изобразительного и прикладного искусства Осетии, народов северокавказских республик, а также воспитание на этой основе гармоничной и эстетически развитой личности.
Программа знакомства дошкольников и учащихся начальных классов с живописью художников Осетии включает в себя 7 тем – блоков, содержание которых основано на трех способах художественного освоения действительности: изобразительной, декоративной и конструктивной.
Блоково-тематическое построение содержания способствует приобще-нию детей к искусству, формирует основы эстетического вкуса, умение самостоятельно оценивать произведения искусства, позволяет закладывать первоначальную основу становления ценностных ориентаций.
После каждой темы в качестве дополнительного материала для учителя предлагаются различные рубрики: “Рекомендуемые репродукции картин ху-дожников Северной Осетии“, “Из истории преподавания рисования“, “Из истории осетинского изобразительного искусства“.
В программе используются различные приемы, принципы, методы, формы, направленные на реализацию творческого потенциала.
Предлагаемая методика выстроена на основе интеграции методов про-блемного обучения, средств личностно-ориентированных и новых информационных технологий.
Учебно-тематическое планирование примерное и может быть изменено в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям рисования, а также преподавателям и студентам педагогических вузов отделения дошкольного и начального обучения.

Учебно–тематический план
“Знакомство дошкольников и учащихся начальных классов с живопи-сью художников Осетии“

Наименование разделов и тем Всего часов
ДОУ СОШ

1. Тема. Натюрморт в живописи художников Осетии

2. Тема. Пейзаж в живописи художников Осетии (Зимний пейзаж. Весенний пейзаж. Осенний пейзаж)

3. Тема. Портретный жанр в живописи художников Осетии.

4. Тема. Анималистический жанр в живописи худож-ников Осетии.

5. Тема. Сюжетный жанр в живописи художников Осетии.

6. Тема. Сказочно-былинный жанр в живописи ху-дожников Осетии.

7. Тема. Батальный и бытовой жанры в живописи художников Осетии.

1

2

2

1

1

2

1

1

4

2

2

2

3

2
Итого: 10 16
Методические рекомендации по знакомству дошкольников и учащихся начальных классов с живописью художников Осетии

Тема 1 . Натюрморт в живописи художников Осетии

Цели:
1. Познакомить детей с жанром натюрморта (знакомство с репродукциями художников Осетии).
2. Научить детей рисовать натюрморт.
3. Обогатить и активизировать словарь детей.
4. Развить у детей умения фантазировать, самостоятельно выбирать сю-жет для изображения.
5. Реализовывать межпредметные связи рисования с музыкой, русским языком.
6. Воспитывать эстетическое отношение к действительности.
7. Приобщить детей к живописи художников Осетии.
Оборудование: репродукции, портреты, пейзажи, натюрморты, грамза-пись с песней «О картинах» (А.Кушнер), карточки, карандаши, альбомы.

Методические рекомендации
В процессе объяснения нового материала педагог знакомит детей с видами и жанрами живописи; ставит перед ними вопрос: Что такое живопись? После ответов детей педагог дополняет их ответы: живопись создается красками на бумаге, картоне, холсте, дереве, даже на стенах храмов и обычных зданий. Произведения живописи пишет художник – живописец. В зависимости от того, что изображено на картине, можно определить её жанр. Жанр - это признаки, по которым мы отличаем одни произведения искусства от других. В живописи существуют различные жанры: портрет, пейзаж и натюрморт. (А где виды живописи?)
Портрет - это, прежде всего, человеческое лицо, изображенное художником. Художник не просто передает внешнее сходство, но и характер, духовный мир человека.
Пейзаж – это изображение природы.
Натюрморт – это картина, на которой изображены обычные предметы повседневной жизни – домашняя утварь, плоды, цветы, дичь, дары моря и другие.
Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVII века. Знаменитые голландские натюрморты передают радость бытия; рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, рыбы, напитков. Они словно поют гимн материальному миру. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие изображали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Класс, В. Хеда, во Фландрии - Ф. Снейдерс и др.). Основной мотив натюрморта мог быть дополнен изображением людей, зверей, птиц, насекомых.
Затем детям предлагается послушать песню «О картинах» (А.Кушнер) и определить о каком жанре говорится в первом куплете. (О пейзаже).
Далее педагог предлагает определить, о каком жанре поется во втором куплете. (О натюрморте).
Педагог ставит проблему перед детьми: по каким признакам можно определить натюрморт? Что должно быть изображено на натюрморте?
Проводится словарная работа (следует обратить внимание ребят на правописание слова «натюрморт»).
Детям предлагается рассмотреть репродукции известных художников (А.Герасимов «Полевые цветы», Машков Илья «Фрукты на блюде», «Ананасы и бананы», Хруцкий И.Т. «Цветы и плоды», Канчаловский П.П. «Натюрморт» и др.).
Затем детям предлагается рассмотреть репродукции художников Осетии (Бедоев Виктор «Натюрморт с фруктами», Бердиев Роберт «Яблоки», Дзантиев Юрий «Натюрморт с персиками», Джигкаев Мурат «Осеннее изобилие», Кануков Александр «Крестьянский мотив», Маргиев Таймураз «Натюрморт с лампой»).
Проводится анализ данных работ. С целью развития художественного восприятия картины, следует обратить внимание детей на язык живописи: цвет и цветосочетание; передачу особенности форм; строение объектов.
В зависимости от содержания изображенных объектов на картине можно условно выделить однопорядковые и смешанные натюрморты.
Однопорядковый натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и т.д., на картине может быть изображена и разнообразная снедь (снедь - продукты питания), хлеб и различные мучные изделия, сыр, колбасы, разнообразное питье и др.; предметы быта - посуда, инструменты, используемые в разных профессиях; материалы, ткани, книги, оружие и др. (Бедоев Виктор «Натюрморт с фруктами»).
Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрук-ты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), можно условно определить такой натюрморт как смешанный по содержанию (Рубаева Зинаида «Натюрморт» (комнатное растение алоэ с фруктами на блюде и др.).
Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «Накрытый стол», «Завтрак», «Десерт», «Ужин» и др. (Джигкаев Мурат «Осеннее изобилие», Цогоева Ирина «Натюрморт летний» и др.). В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому их можно условно обозначить как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека; или натюрморты с включением в них пейзажа (Джикаев Мурат «Натюрморт с кошкой и птичкой», Калманова Мадина «Натюрморт с кукурузой» и др.).
Натюрморт может быть включен в портрет, в картины других жанров живописи. В этом случае он обычно служит для раскрытия характера человека, его социальной принадлежности, среды, обстоятельств, и тогда натюрморт теряет свою жанровую принадлежность.
Кроме основных видов натюрмортов в соответствии с их содержатель-ной характеристикой следует иметь в виду и другие характеристики натюр-морта с точки зрения использованных художником средств выразительности. Внимание детей всегда привлекает цветовая тональность - теплая, холодная или контрастная гамма красок. Например, «Красный натюрморт» (Ахполов Ахсар), «Сирень» (Царахов Владимир) - в теплой гамме, «Натюрморт с фруктами» (Бедоев Виктор) - в контрастной гамме.
Необходимо выделить предметы, вещи, которые подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту. На переднем плане обычно изображается основное содержание картины. В композиции натюрмортов, решаемых декоративно, основная группа предметов может быть расположена и на переднем плане, то есть, у нижнего края картинной плоскости.
Большое значение в натюрморте имеет точка зрения. При низком уров-не горизонта изображение воспринимается сильно сокращенным в глубину, предметы кажутся более высокими. Точка зрения сверху как бы ставит изо-бражение «на дыбы», такая точка зрения создает впечатление приземистости предметов. Среднеоткрытый горизонт увеличивает протяженность пространства, дает почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих натюрморт. Глубину пространства усиливает и перспективное изменение каждого предмета.
Формат плоскости - также особое средство выразительности: квадрат-ная форма создает впечатление некоторой устойчивости; горизонтальная носит характер панорамности; вертикальная дает ощущение торжественности, монументальности. Для создания композиционного равновесия художники используют свет и цвет, противопоставление крупных и мелких форм, расположенных вертикально и горизонтально. Предметы подбираются художником не случайно; они дополняют, подчеркивают выразительность друг друга или выступают в контрасте - «спорят», «ссорятся».
Таким образом, знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание как на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника, - так и на возможность донести это до детей в доступной форме.
Понимание сложности разнообразия натюрмортов позволит правильно отбирать художественные произведения в зависимости от уровня знаний, представлений детей, их опыта сенсорного и эстетического воспитания. При отборе натюрмортов для детей, следует опираться, прежде всего, на доступ-ные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту. Однако постепенно дети познакомятся с разнообразными видами натюрмортов, выразительными особенностями этого жанра живописи, творческой манерой художника.
Для начала детям младшей и средней группы можно рекомендовать на-тюрморты, изображающие конкретные объекты одного порядка, одновидо-вые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо бы подобрать яркие, декоративные работы. В средней группе в дальнейшем следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность).
В старших группах и учащимся начальных классов следует показать разнообразие натюрмортов, особенности используемых средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнении к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям можно предложить натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Можно знакомить и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи.
Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть, к примеру, цветы - понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало?», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек», и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно использование художественно-развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиции натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др.). Это могут быть настоящие объекты или их изображение (тогда возможна игра на фланелеграфе).
Перед тем, как начать рассматривать картины нужно вызвать у детей интерес, эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то необычного. Первые встречи с картиной лучше проводить в группе с небольшим количеством детей.
Первым натюрмортом, показанным детям, может быть «Натюрморт с персиками» (Ю. Дзантиев). Рекомендуется предварительно посмотреть с детьми, как растут персики, полюбоваться их красотой. Соберите самые спелые, красивые фрукты на тарелочку, положив туда сначала несколько зеленых листочков; дайте детям полюбоваться красотой получившегося натюрморта, обратив их внимание на сочетание оранжевого, зеленого и белого цвета; пусть они ощутят исходящий от них аромат. Придя в детский сад или школу, помойте фрукты, рассмотрите их с детьми, полюбуйтесь еще раз их красотой, а потом даете каждому попробовать их на вкус.
В этот же день дети могут сделать аппликацию из готовых предметных форм (фрукты, листья, тарелочка).
На следующий день педагог предлагает детям вспомнить о том, как вчера они собирали персики, какими они были спелыми, сладкими и ароматными, какой был прекрасный, теплый, солнечный день и как всем было радостно, весело.
А затем педагог говорит: «В один из таких дней художник Ю.Дзантиев тоже увидел собранные персики. Он удивился их красоте и нарисовал карти-ну. Вот сейчас мы с вами рассмотрим ее». Педагог предлагает вниманию детей картину, дает детям некоторое время рассмотреть ее. Затем продолжа-ет: «Перед нами стол. Он стоит прямо под открытым небом на земле, где-то на даче. А на столе в белой глубокой вазе много только что собранных красных, ярко-желтых спелых, ароматных фруктов. Посмотрите, какие они красивые. Художник любуется их формой, ярким цветом. Помните, как мы с вами вчера любовались?! Он специально положил фрукты на зеленые листочки - от этого они кажутся особенно оранжевыми, спелыми. Рядом с тарелкой положен большой зеленый листочек, а на него несколько фруктов. Сочетание красного и зеленого с белым очень нарядно. А что мы еще видим на столе? Ближе к нам? Да, перед тарелкой лежит веточка с фруктами. Художник захотел нарисовать веточку, чтобы показать всем, как она красива.
Эта картина напоминает нам о лете, о солнце, о теплом и ясном небе, солнечной поляне с разноцветными цветами в лесу. А хотите, мы тоже будем художниками и нарисуем картину с персиками? (Дети рисуют крупные оранжевые фрукты с зелеными хвостиками).
Приведем фрагмент работы по картине Р. Бердиева «Яблоки» В предварительной работе также следует обогатить чувственный опыт детей: составить с детьми натюрморт из яблок, разложив плоды просто на столе или положив их в красивую вазу; рассмотреть, какие они по форме, цвету; предложить детям выполнить аппликацию, нарисовать яблоки; поиграть в разные сенсорные игры («Узнай по запаху фрукты», «Угадай на ощупь», «Чего не стало?» и др. Важно, чтобы в сенсорном опыте детей были представления о вкусе, запахе, цвете, форме объектов.
Так, перед показом картины Р. Бердиева «Яблоки» педагог готовит каждому ребенку для аппликации: красную тонкую бумагу, вырезанные из бумаги изображения яблок, клей, кисточки и салфетки. Кроме того, нужно подобрать разные по цвету настоящие яблоки, среди которых должны быть и такие, которые совпадают по цвету с нарисованными на картине, а также несколько кусков ткани.
Структура занятия выглядит так. Сначала дети рассматривают картину, затем составляют похожий натюрморт из настоящих яблок, после чего педагог раздает материал для аппликации, причем, в большом цветовом разнообразии, чтобы дети имели возможность выбора похожих по цвету как фона, так и самих яблок. Перед рассматриванием картины включается тихая светлая музыка. Дети рассаживаются за столы, перед ними стоит на подставке художественный натюрморт.
Методика проведения занятия «Знакомство с натюрмортом детей младшего школьного возраста» может выглядеть следующим образом.
Детям дается представление о том, как художник придумывает композицию для своей картины. Внимание детей обращается на роль цветового фона для натюрморта. Дети упражняются в составлении композиции из разных предметов и рисовании наброска составленного натюрморта. Для этого занятия педагог подбирает несколько объектов (овощи, ягоды, цветы, посуду), подносы или вазы, ткань, имеющую разный цветовой тон, или цветные листы бумаги. Кроме того, педагог готовит для каждого ребенка бумагу, простые карандаши, резинки. Ставятся 2-3 стола, на которых будут выстраиваться натюрморты, а около каждого стола - мольберты для работы для работы детей. В другой части комнаты на стенде помещаются репродукции натюрмортов, имеющих разную композицию. Например: В. Бедоев «Натюрморт с фруктами», Ю. Дзантиев «Натюрморт с персиками» М. Джигкаев «Осеннее изобилие», А. Кануков «Крестьянский мотив», Т. Маргиев «Натюрморт с лампой» и др. Педагог, собирая около себя детей, говорит им: «Сегодня мы с вами будем художниками и поучимся составлять красивые натюрморты. Художник, прежде чем писать на
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список литературы:
1. Апраксина Н., Бытовая живопись, Л., 1989. – 145 с.
2. Дзадзиев А.Б., Дзуцев Х.В., Караев С.М. Этнография и мифология осетин. Владикавказ, 1994 - 269 с.
3. Народное искусство в воспитании детей / Комарова Т.С. и др. – М., 1997 – 207 с.
4. Туганов М. Литературное наследие. 1977. - с. 146
5. Халезова Н., Гончарова Е. Эстетическое воспитание средствами монументальной скульптуры //Дошкольное воспитание. 1986. – С. 12.
6. Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным ис-кусством// Дошкольное воспитание. 1987. – С. 8, 9.
7. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. М., 1992. – С. 12-13.
8. Чумичева Р.М. Ознакомление детей с жанровой живописью //Дошкольное воспитание. 1986. – С. 6.

Дополнительный материал для учителя:
1. Рекомендуемые произведения художников Северной Осетии:
1. Абисалов Ю. “Святилище“.
2. Бедоев Ш. “Царица амазонок“.
3. Гасинов Ж. “Дургулей Великий“, “Скифская легенда“
4. Джигкаев М. “Возвращение“, “Амазонка“.
5. Дзиов Б. “Нана Иристона“.
6. Зарон П. “Песня о героях“.
7. Кайтуков Г. “Осетинский ритуальный стол. Свадьба“.
8. Козаев У. “Орайда“.
9. Хетагуров К. “Песня о павших“, “Женщины моего села“, “Сталевары“.
10. Кабулов М. “Вести из далека“, “Лето“.
11. Павел Зарон “Песня о героях“.
12. Савлаев С. “В саду“, “Кабачки“.
13. Саккаев Э. “Аланский пир“
14. Соскиев В. “Всадник“.
15. Тотиев Б. “Мой дед - герой Шипки“, “Сарматский конь“.
16. Туганов М. “Тренировка нартовских женщин“, “Сауассайы фастаг хæст“, “Пир Нартов“, “Скифо-сарматский быт“.
17. Харебов В. “Воловья упряжка“.
18. Цагараев В. “Моление о чаше“
19. Цхурбаев Олег “Поединок“.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература:
1. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского., М., ''Просвещение'' 1991.- 205 с.
2. Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 4 , 1998.- С. 35.
3. Визуально-зрелищная культура в современной школе. Под ред. Курнешовой Л.Е., Центр ''Школьная книга'', М., 2002. – 78 с.
4. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : методическое пособие для специалистов дошкольного образовательного учреждения / И. А. Лыкова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 207 с.
5. Образовательная область ''Искусство''. Под ред. Курнешовой Л.Е., ГОМЦ ''Школьная книга'', 2000. – 256 с.
6. Островская О.В., Уроки изобразительного искусства в начальной школе. М. '' Владос''., 2003. – 106 с.
7. О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www. ed. gov. ru.
8. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
9. Программно-методические материалы ''Изобразительное искусство'' (начальная школа); М., 1999. – 189 с.
10. Перевод предметных умений в универсальные умения школьников. Под ред. А.Н. Тубельского. Том 6. Изобразительное искусство. 1998. – 128 с.
11. Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2006. – 141 с.
12. Садкова Л. М. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 255 с.
13. Сборник нормативных документов ''Искусство'' (Федеральный компонент государственного стандарта); '' Дрофа'', М., 2004. – 138 с.
14. Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.
15. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. (Проверка знаний по изобразительному искусству). М., ''Просвещение'', 1991. – 89 с.
16. Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
17. Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Б. Халезова. - М. : Сфера, 2007. – 110 с.

б) дополнительная литература:
1. Абаев В. И. Избранные труды. т. 1., Владикавказ, 1990 – 230 с.
2. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. Т. I. М., 1949 - 601 с.
3. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобрази-тельному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
4. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. М., 1993.- 123 с.
5. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты: учебное пособие для студентов пединститутов / Г. В. Беда. - М. : Просвещение, 1989. – 188 с.
6. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. – Владикавказ: Ир. 2000 - 375 с.
7. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
8. Бязрова Д. Махарбек Туганов // Эхо Кавказа. № 2. Владикавказ, 1994 – С. 11-15.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990. – 234 с.
10. Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Ра-дянська школа, 1983 – 72 с.
11. Доля С. И. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94 с.
12. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы» в 2 частях. Часть 1. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. – 96 с.
13. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам Е. И. Коротеевой, Н. А. Горяевой под ред. Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2008. – 171 с.
14. Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебникам Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских под ред. Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с.
15. Езикеева В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста // Художественное творчество и ребенок. М., 1972. – 154 с.
16. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
17. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М., 1969. – 102 с.
18. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. М., 1961. – 122 с.
19. Казакова Т., Вишнева Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм//Дошкольное воспитание. 1984. №6. – С.12 -13.
20. Калоев Б.А. Осетины. (Историко-этнографическое исследование). М.: Наука, 1971. – 309 с.
21. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1991.- 108 с.
22. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1994. – 187 с.
23. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
24. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
25. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
26. Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
27. Костерин, Н. П. Учебное рисование: учебное пособие для педа-гогических училищ / Н. П. Костерин. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. – 238 с.
28. Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2001. – 224 с.
29. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 159 с.
30. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005. – 111 с.
31. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2004. – 112 с.
32. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2004. – 125 с.
33. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2005. – 132 с.
34. Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 1 кл. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 63 с.
35. Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 2 кл. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 65 с.
36. Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 3 кл. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2006. – 66 с.
37. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
38. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
39. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
40. Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах. / СМОМПК. Вып. III. - Тиф-лис, 1883. - С 86.
41. Лебедева Е., Комарова Т. Знакомство детей с изобразительным искусством // Дошкольное воспитание. – 1967. – № 1. - С. 12 -13.
42. Лебедева Е., Комарова Т. Беседа о натюрморте // Дошкольное воспита-ние. 1967. №5. – С. 18.
43. Лебедева Е., Комарова Т. Беседа о пейзаже //Дошкольное воспитание. - 1967. №2. – С. 11-14.
44. Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.
45. Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
46. Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для на-чальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
47. Народное искусство в воспитании детей / Комарова Т.С. и др. – М., 1997 – 207 с.
48. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
49. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1987. – 109 с.
50. Павлова О.В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
51. Павлова О.В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.
52. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
53. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 209 с.
54. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 122 с.
55. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 235 с.
56. Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
57. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
58. Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
59. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для сту-дентов худож. -граф. фак-тов пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. М., 1989. – 290 с.
60. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов педин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. М., 1998. – 200 с.
61. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак-тов педин-тов. М., 1987. – 120 с.
62. Союза художников РСО-А. Юбилейный каталог. Владикавказ. 2009. – 267 с.
63. Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года обучения. – Киев, Рад. шк., 1989. – 75 с.
64. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобрази-тельного искусства: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1979. – 205 с.
65. Туганов М.И., Ирыстон. Цхинвали. 1988. – 109 с.
66. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
67. Уарзиати В.С. Праздничный мир осетин. - Владикавказ, 1995. – 276 с.
68. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита. М., 1980. – 87 с.
69. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
70. Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительные искусством // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 8, 9 – С.21-23.
71. Флерина, Е. А. Изобразительное искусство детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. - М.: Просвещение, 1956. – 195 с.
72. Халезова Н., Гончарова Е. Эстетическое воспитание средствами мону-ментальной скульптуры // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 12. – С. 7-8.
73. Шанаев Дж. Осетинские народные сказания. / Сб. сведений о кавказ-ских горцах. Вып. III. 1869. - 337 с.
74. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1977. – 201 с.
75. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1979. – 187 с.
76. Шпикалова Т.Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. – 153 с.
77. Шпикалова Т.Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000. – 135 с.

УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ
• Учебные столы, с возможностью
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ