Четверг, 02.05.2024, 12:28
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

20969 Формирование навыков работы с мифологическими сказаниями у младших школьников

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Методические и литературоведческие основы работы с мифологическими сказаниями на уроках чтения в начальной школе
1.1 Общее понятие мифа и мифологии в литературоведческой традиции……………………………….…………………………………………..7
1.2 Значение мифа в развитии литературного искусства…………………….14
1.3 Анализ учебных программ по литературному чтению для начальных классов....................................................................................................................21
1.4 Методические аспекты работы с мифологическими сказаниями на уроках чтения…………..………………………………………………………………...30
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков работы с мифическими сказаниями на уроках чтения в начальной школе
2.1. Описание содержания работы по выявлению уровня представлений у младших школьников о мифологических сказаниях………………………….38
2.2. Описание содержания работы по формированию навыков работы с мифологическими сказаниями на уроках чтения в начальной школе………………..……………………………………………………………41
2.3. Качественно-количественный анализ результатов исследования по формированию навыков работы с мифическими сказаниями на уроках чтения в начальной школе….……………………………………………………………56
Заключение……………………………………………………………………...60Список используемой литературы...…………………………………………62
Приложение……………………………………………………………………..67
Введение
Народная педагогика – это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, это наши истоки. Забывая свои корни, человек разрывает связь времен и поколений. Именно об этом говорил историк В.О. Ключевский: «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека этот нажитой скарб обрядов, обычаев и всяких условностей, и он все забудет, всему разучится и должен будет начинать сначала» [47 : 81].
Одним из источников изучения народа служат мифологические произведения, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время. «Мифы – предельно короткие по форме, безгранично глубокие по смыслу, охватывают буквально все темы, затрагивая жизненные и всегда злободневные вопросы морали и истины в их взаимопроникновении. Эти фундаментальные начала – познание и нравственность, а также взаимосвязь мира природы и внутреннего мира человека – и определяют доминанту творчества народа» [6 : 8].
Ознакомление с мифическими произведениями важно для младших школьников тем, что они уже начинают не только познавать окружающий мир, но и пытаются осмыслить его и свое место в нем. Чтение мифов развивает воображение и фантазию детей, способствует развитию своей точки зрения на мир, помогает проникнуть в область всемирной культуры.
Актуальность данной темы в том, что формирование эстетически развитого читателя, имеющего широкий читательский кругозор, развитый художественный вкус, немыслимо без изучения мифологии – одного из важнейших жанров литературы. Так как в силу своего разнообразия мифические произведения зафиксировали модель человеческой нравственности и до сегодняшнего дня сохранили важность образовавшихся в древности устоявшихся моральных законов, поэтому изучение мифов помогает приобщать школьников к важнейшим общечеловеческим духовным ценностям, формировать их нравственную позицию, которая отвечает задачам литературного образования. При изучении мифов у юных читателей возникает связь между конкретным и абстрактным, происходит создание адекватных образов в их мышлении. Помимо этого, мифические произведения способствуют культурному развитию юных читателей, подготавливают его к восприятию мирового искусства, так как многочисленные сюжеты и образы мифов вошли во многие произведения мировой культуры: в живописи, художественной литературе, музыке, балете.
Объектом исследования является проблема изучения мифических сказаний на уроках чтения в начальной школе.
Предмет исследования – разнообразие приемов и методов, используемых в работе по формированию навыков работы с мифическими сказаниями у младших школьников на уроках чтения.
Цель исследования: раскрыть возможности наиболее эффективного формирования навыков чтения учащихся при изучении мифических сказаний на уроках чтения в начальных.
Гипотеза исследования следующая: изучение мифов в курсе литературного образования младших школьников станет успешным и результативным, будет способствовать более углубленному восприятию художественных произведений, повысит общеобразовательный и культурный уровень учеников, если при этом:
- учитываются возрастные особенности младших школьников в аспекте восприятия мифов;
- последовательно (поэтапно) изучаются мифических произведения, на основе которых формируются представления о специфике мифов;
- теоретический и наглядный материал, предлагаемый на уроках по изучению мифических произведений, стимулирует познавательную деятельность школьников, вызывает интерес к ней, способствует обогащению словарного запаса.
Задачи исследования:
1) проанализировать, литературоведческих, философских и методических работы с целью уточнения теоретических подходов к изучению мифологии и определения понятия «миф» применительно к литературному образованию в начальной школе;
2) рассмотреть состояние проблемы на разных этапах развития школы и в практике школьного изучения мифологии на современном этапе;
3) выявить особенности восприятия мифов школьниками начальной школы, а также их уровень знаний и умений, связанных с изучением мифических произведений;
4) разработать вопросы и разнообразные виды заданий, которые обеспечивали бы поэтапное формирование у учащихся знаний о мифах, их специфических особенностях, повышали бы уровень самостоятельности школьников;
5) теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность разработанной системы уроков по изучению мифов в плане выявления ее практической значимости для современной школы.
В исследовании были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение и анализ реального учебного процесса;
- анализ программ и учебников чтения;
- тестирование учащихся по теме «Мифы Древней Греции»;
- обобщение собственного педагогического опыта работы в качестве учителя начальных классов;
- количественный и качественный анализ, полученных данных в ходе эксперимента.
В работе были использованы научные и методические разработки: О.В.Джежелей [13], Н.Н.Светловской [43, 44], М.П.Чередниковой [50], Н.Н.Иванова [17], Е.М. Мелетинского [29], А.Ю. Никитченкова Т.В. [32] и других.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении представлен план предстоящей работы, ее цель, актуальность, методы и задачи.
В 1 главе представлен теоретический материал по теме исследования и описана методика изучения мифических произведений в начальной школе.
Во 2 главе предложена опытно-экспериментальная работа по изучению мифов младшими школьниками на уроках чтения, состоящая из трех этапов.
В заключении содержатся результаты проведенной работы, подведены итоги, даны рекомендации.
Список используемой литературы содержит весь материал, который использован при написании данной работы и состоит из 57 источников.
Приложение содержит необходимый дидактический и наглядный материал для работы по изучению мифологии на уроках чтения в начальной школе.
Базой для проведения исследования стал 4 «А» класс школы-лицея № 1 г. Славянска-на-Кубани, где проходила педагогическая практика.
Практическая значимость и целесообразность работы заключается в уточнении организации работы по изучению мифологии младшими школьниками на уроках чтения.

Глава I. Методические и литературоведческие основы работы с мифологическими сказаниями на уроках чтения в начальной школе
1.1 Общее понятие мифа и мифологии в развитии мировой культуры и литературоведческой традиции
«Мифы – это произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях» [53 : 218].
Миф как первоначальная синкретическая форма культуры представляет значительный интерес для изучения в рамках самых различных дисциплин, что обусловлено целым рядом причин, в частности его особой креативной ролью не только в истории культуры, но и в современном социокультурном пространстве.
Первобытное общество развивалось медленно, знания об окружающем мире возрастали неощутимо для людей. Определенная часть таких знаний выражалась и фиксировалась в форме мифов.
Мифы – образные примеры (сказки, былины), которые учат людей тому, что следует делать и чего делать нельзя.
Слово «миф» иначе означает предание, сказание или рассказ. В наглядно-образной форме объяснялись явления природы и обще¬ственной жизни. Но не только познавательную функцию выпол¬няли мифы. Не менее, а может и более важной их функцией была нормативно-регулятивная функция. Мифы несли в себе также и идеологическую нагрузку. В них содержались правила поведения людей, однако излагались они применительно к конкретным лю¬дям (часто богам) и конкретным ситуациям. По существу, мифоло¬гия представляла набор хороших и дурных примеров, руководство к действию или воздержанию от действий, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. В них также давалось их объяснение, причем делалось это довольно причудливо. В мифах соединялись и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.
Мифы объясняли многие стороны человеческого жития: происхождение дня и ночи, тайну появления человека, орудий труда и оружия, культурных растений и домашних животных, характер от-ношений в семье и другое. Но все же, главное в мифах – это их норма-тивная, предписывающая часть, которая аккумулировала опыт че-ловечества и доводила его до сведения каждого члена первобытно¬го общества.
Миф – как объяснение мира – предшествовал науке, зачатки которой зародились внутри него; а как эмоциональное мироощу¬щение – он выработал художественные средства воздействия на человека, перенятые у него искусством, и первоначально являв¬шимися его нераздельной частью [31 : 12].
В мифологическом мышлении преобладало эмоционально-ассоциативное начало. У наших древних предков аб¬страктное мышление только-только начинало формироваться, и должны были пройти многие тысячелетия, пока человечество не овладело понятийным, абстрактным и логическим мышлением. На том же этапе возникновение мифологического мышления и использование его в качестве формы передачи знаний и правил поведения людей в обществе было гигантским шагом вперед [31 : 17].
С развитием человеческого общества познание закономерно¬стей объективного мира, рост господства человека над внешними силами подрывают ту основу, на которой вырастает мифология. Но на базе первобытных мифов, на определенном уровне развития логического мышления происходит сложный процесс формирова¬ния национальных и мировых религий, для возникновения кото¬рых имелись, конечно, и иные причины, в частности, социально-политического характера.
Исследователь мифа сталкивается с рядом про¬блем, например с тем, что миф исторически измен¬чив, он эволюционировал от ранних форм архаического мифа первобытной эпохи до форм более поздних, переходящих в эпос и сказку. Широкая амплитуда содержания мифа, включающая в себя такие типологически различные формы, как архаи-ческий миф и миф современный, приводит исследо¬вателей к мысли, что «мифа» не существует как некой типовой формы, а есть лишь локализован-ные в определенной культуре мифы, обусловлен¬ные данным культурным контекстом.
О ранних формах мифа можно судить только ги¬потетически, некоторое представление о них дают мифы народов с традиционной первобытной куль¬турой, изучением которой занимается этнография. Народы с богатой мифологической традицией, как правило, находились на стадии дописьменной куль¬туры и передавали свои знания устно и через пере¬водчика этнографу, при переводе и записи какие-то сведения неизбежно терялись, что-то подверга¬лось искажениям. Порой исследователи всего лишь пересказывали мифы, и они утрачивали многие важные элементы, тесно связанные со своеобрази¬ем и сущностью данной культуры, ее морфологией.
Наибольшей достоверностью отличается амери¬канская мифология, которая записывалась с наи¬большей тщательностью исследователями, живши¬ми в непосредственной близости с коренным насе¬лением и хорошо знающими особенности их куль¬туры. Африканская мифология записывалась коло¬низаторами и миссионерами самых различных на¬родов, и, к сожалению, даже видные исследовате¬ли, занимавшиеся мифологией, зачастую не владе¬ли языками африканских народов.
Безусловной вторичностью обладают египетская, греко-римская и вавилонская мифологии, как и не¬которая часть индийских и китайских мифов. Миф подвергался здесь обработке письменностью, лите¬ратурному «выпрямлению» и переложению.
В зависимости от функций и сферы проявления в настоящее время следует выделить следующие формы бытования мифа в культуре: первобытный или архаический миф – миф доклассового общества, мифы древних цивилизаций (египетские, шумерс¬кие, вавилонские, греческие, иранские, китайские, индийские и другие мифы) и современные мифы массового сознания [40 : 176].
Первобытный миф репрезентировал специфику и характер мифологического мышления в наибо¬лее полной, канонической форме. Данная форма мифа была теснейшим образом связана с ритуаль¬ной и культовой практикой и передавалась устно. Первобытный миф реконструируется с помощью обращения к современным народам с традицион¬ной культурой.
Следующая форма мифа – мифы древних циви¬лизаций – дошли до нашего времени в более пол¬ном виде, но также не представляют собой целост¬ного явления, сохранилась лишь небольшая их часть в различных трактовках и более поздних наслое¬ниях, причем конъюнктурные соображения дости¬гали порой такой силы, что исправления древних текстов напрочь искажали первоначальный смысл мифа. Например, сведения о египетской мифоло¬гии были получены из «Книги мертвых» и надгроб¬ных надписей. Наиболее известная и популярная греческая мифология сохранилась
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список используемой литературы
1. Абдулина, А.А., Насоновская, Н.В. Эстетическое воспитание учащихся в процессе воссоздания образов читаемого произведения. [Текст] / А.А. Абдулина, Н.В. Насоновская. – М., 1991. С. 60-64
2. Активизация преподавания литературного чтения в начальной школе. [Текст]/ Под ред. Н. К. Безбородова – М., 1979
3. Боги древних славян – М.: «Белый город», 2002
4. Божович, Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Проблемы формирования личности. Избр. псих. труды. [Текст] / Л.И. Божович. - М., Воронеж, 1995
5. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика [Текст] / А.Н. Веселовский. – Л., 1980. С. 117-121
6. Воеводина, Л.Н. Мифология и культура [Текст] / Л.Н. Воеводина. – М., 2002. С. 64-67, 72-84
7. Выготский, Л.С. Проблемы психического развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1997. С. 200-208
8. Гаркунова, И.Л. Самостоятельная работа учащихся на уроках чтения [Текст] / Л.И. Гаркунова. – М., 2002. С. 41-69
9. Го¬лованова, М.В. и др. Родная речь (Учебник чтения для 1-4 классов) [Текст] / М.В. Голованова и др. – М., 2000
10. Голубь, В.Т. Работа по развитию речи школьников на уроках внеклассного чтения [Текст] / В.Т. Голубь // Начальная школа – 1998. № 7. С.34-39
11. Горецкий, В.Г. и др. Русская азбука плюс. (Учебник чтения для начальной школы) [Текст] / В.Г. Горецкий и др.– М., 2005
12. Гусейнаева, Л.А. Легенды и мифы Древней Греции [Текст] / Л.А. Гусейнаева // Начальная школа – 2003. № 9. С. 28-31
13. Джежелей, О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение и литература» [Текст] / О.В. Джелелей // Начальная школа - 1994, № 9. С. 66
14. Еременко, М.И. Тесты по чтению для начальной школы. (Пособие для учителя) [Текст] / М.И. Еременко – М., 2001
15. Жукова, И.Л. Реальное и идеальное чтение [Текст] / И.Л. Жукова// Начальная школа – 2007. №4. С. 26-31
16. Занков Л.В. Развитие младших школьников в процессе обучения [Текст] / Л.В. Занков. – М., 1987.
17. Иванов, Н.Н. О мифе на уроках литературного чтения [Текст] / Н.Н. Иванов// Литература в школе – 1995. №1. С. 12-14
18. Ковалюк, И.Ю. Викторина «Подвиги Геракла» [Текст] / И.Ю. Ковалюк// Начальная школа Плюс-минус – 1997. №8. С. 44-45
19. Костюхин, Е.А. Репертуар современного школьника. Какой он? [Текст] / Е.А. Костюхин – Спб , 2005
20. Кутьева, Л.В. Литература в начальной школе [Текст] / Л.В. Кутьева – М., 1993.
21. Легенды Древней Руси – [Текст] / М.: «Белый город», 2003
22. Литературный энциклопедический словарь. (Пособие для учащихся общеобразовательной средней школы) – М., 2000
23. Литературное чтение [Текст] / (Программа для четырёхлетней начальной школы (Система начального обучения Л. В. Занкова) – М., 2002. С. 297-314
24. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Б.Т. Лихачев – М., 1985
25. Лосев, А.Ф. Античная литература [Текст] / А.Ф. Лосев. – М., 2001. С.98-102
26. Лосев, А.Ф. Философия, мифология, культура [Текст] / А.Ф. Лосев. – М., 1993. С. 84-87, 190-194
27. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М.Р. Львов – М., 1985. С. 31-45, 80-90
28. Львова, М.Е. Воспитательная и образовательная роль уроков внеклассного чтения [Текст] / М.Е. Львова // Начальная школа – 1998. № 4. С. 19-25.
29. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа [Текст] / Е.М. Мелетинский – М., 1990
30. Мельник, Э.Л. Интегрированные уроки истории и чтения в начальной школе [Текст] / Э.Л. Мельник // Начальная школа, 1998, №5, с. 74-76.
31. Мифология древнего мира [Текст]. – М., 1977.
32. Никитченков, А.Ю. Русские народные мифологические рассказы как материал для литературного чтения [Текст] / А.Ю. Никитченков // Начальная школа – 2005. № 7. С. 51-57
33. Обучение чтению младших школьников[Текст] / Сост. И.Л.Гаркунова. – М., 1981. С. 52-55
34. О программе по чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ. Авторы Р.Н. Бунеев и Е.В.Бунеева [Текст] // Вестник образования – 1994. № 7
35. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. Смирнова С.А. [Текст] / – М., 2001. С. 416
36. Перова, Г.М. Литературоведческая пропедевтика в начальных классах [Текст] / Г.М. Перова // Начальная школа – 2007. №4. С. 21-26
37. Песняева, Н.А. Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге [Текст] / Н.А. Песняева // Начальная школа – 2005. №5. С. 54-63
38. Полухина, В.П. Методические советы по методике преподавания литературы [Текст] / В.П. Полухина. – М., 2002
39. Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре [Текст] / Э.В. Померанцева. – М., 1975
40. Радугин, А.А. Миф как форма культуры // Культурология: Учебное пособие [Текст] / А.А. Радугин. – М.: Центр, 1996.
41. Романовская, З.И. Чтение и развитие младших школьников [Текст] / З.И. Романовская – М., 1982. С. 172-176
42. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений.// Начальные классы. Часть 1 (1-4 классы)». – Просвещение, 2000.
43. Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения [Текст] / Н.Н. Светловская – М., 1991. С. 12-22
44. Светловская, Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением [Текст] / Н.Н. Светловская.// Начальная школа – 2005, №5, С. 39-48
45. Сидельников, В. М. Поэтика русской народной лирики [Текст] / В.М. Сидельников. – М., 1989. С. 40-42
46. Скороходова, Е.Н. Мир искусства на уроках чтения [Текст] / Е.Н. Скороходова// Начальная школа – 2005, №3, С. 20-21
47. Славянская мифология [Текст] – М.: «Белый город», 2001
48. Стрельцова, Л.Е. «Сказание о великих битвах и подвигах». Учебник по литературе 3-4 класс. [Текст] / Л.Е. Стрельцова – М., 1998 С. 77-81
49. Цивьян, Т.В. Оппозиция мифологическое/ реальное в поздних мифопоэтических текстах// Малые формы фольклора: Сб. ст. [Текст] / Т.В. Цивьян – М., 1995
50. Чередникова, М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии [Текст] / М.П. Чередникова. – Ульяновск, 1995. С. 21-30
51. Чуракова, Н.А. Литературное чтение (учебник для 1-4 кл.) [Текст] / Н.А. Чуракова – М., 1999
52. Чутминов, И.О. Удивительные, но объяснимые загадки древних людей [Текст] / И.О. Чутминов. – СПб., 2004. С. 57
53. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.,1990
54. Энциклопедический словарь. Литература. – М. Аванта+, 2005
55. Энциклопедия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Изучаем древний мир [Текст] // Под ред. Подивилова, С.А. – М., 2001. С. 309-311
56. Юртаев, С.В. Типы уроков развития речи. [Текст] / С.В. Юртаев // Начальная школа, 2005, №5, С. 48-54
57. Якимов, А.Н. Греция: Боги и герои [Текст] / А.Н. Якимов. – М., 1995 С. 63-71
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ