Четверг, 02.05.2024, 04:11
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

20970 Формирование нравственных качеств у младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………….8
1.1. Сущность нравственного воспитания младших школьников………………8
1.2. Нравственные эмоции на уроке русского языка…………………………...23
1.3. Возможности использования малых жанров фольклора в
нравственном воспитании младших школьников на уроках русского
языка…………………………………………………………………………...30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ
ЯЗЫКУ………………………………………………………………...47
2.1. Опыт формирования нравственного воспитания младших школьников
в процессе обучения русскому языку……………………………………....47
2.2. Организация экспериментальной работы по проблеме исследования…..57
2.2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………….57
2.2.2.Формирующий этап экспериментальной работы……………………...63
2.2.3.Контрольный этап эксперимента……………………………………….65
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................82

ВВЕДЕНИЕ

Современный уровень развития общества требует воспитания человека с высоким чувством ответственности, с возрастающим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания.
К сожалению, традиционная школьная система воспитания готовит подрастающее поколение к включению в социальную жизнь в репродуктивном статусе, т. е. к выполнении кем-то заданных функций исполнителя, а не творческого работника. К тому же социальный нравственный хаос, царящий в обществе, порождает отчуждение личности от культуры и образования, порождает бездуховность и нравственно – психологический кризис личности.
Вместе с тем, как показывает история, одним из выходов общества из данного кризиса является изменение системы воспитания. Смысл изменения воспитания – в его гуманности.
В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные нравственному воспитанию, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания (А.М.Архангельский, Н.М.Болдырев, Н.К., Харламов и др).
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Однако, решение задач нравственного воспитания на основе фольклора в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано.
Изард Н. отмечает, что для воспитания действенно то, что вызывает определенные эмоции, воздействует на чувства, «западает в душу». В младшем школьном возрасте самые яркие эмоции вызываются произведениями устного народного творчества.
Поэтому мы и говорим о необходимости воспитания детей на материале народного фольклора, поскольку он вобрал в себя лучшее, что накоплено народом за все время его существования.
Изучению народного фольклора в воспитании детей в последнее время уделяется достаточно много внимания. Существуют исследования, посвященные изучению фольклора, направленные на формирование отдельных нравственных качеств личности: патриотизма, толерантности в отношениях различных наций и др.
В своем исследовании мы решили изучить в целом особенности духовно – нравственного воспитания младших школьников на материале малых жанров русского фольклора, поскольку считаем, что именно те основы, которые закладываются в этом возрасте влияют на весь процесс полноценного гармонического развития человека в будущем. Вот почему недооценка воспитания в начальной школе неизбежно приводят к серьезным проблемам в нравственном и физическом развитии, нарушает гармоничность целостного становления личности, снижает эффективность эстетического воспитания, способствует правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних; ранним половым связям, бракам и деторождениям. Это, в конечном счете, тяжело сказывается на общем состоянии будущих граждан – тружеников, отцов и матерей, серьезно затрудняет нормальную семейную и общественную жизнь в зрелом возрасте.
Важными средствами воспитания является литература, искусство, возвышающие поэзию и культуру отношений к миру и с миром, в том числе и народное творчество. Мы считаем, что воспитание школьников должно строится на материале народного фольклора. Без него оно окажется малоэффективным.
Воспитание на материале русского фольклора создает преемственность, которая дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый по времени, самобытности, талантливости педагог, психолог и воспитатель.
В связи с вышеизложенным, мы избрали следующую тему нашего исследования: «Нравственное воспитание младших школьников на основе малых фольклорных жанров».
Актуальность исследования обусловлена раскрытием необходимости совершенствования программы воспитания нравственных эмоций младших школьников на материале малых жанров русского фольклора в условиях урока русского языка.
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для нравственного воспитания подрастающего поколения.
Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников на уроках русского языка.
Цель нашего исследования – разработка форм и методов воспитания младших школьников на основе русского фольклора, выявление условий эффективности этой работы.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1. Изучение научно-теоретической и методологической литературы по теме исследования с целью выявления сущности воспитания, основанного на русском фольклоре;
2. Подбор методов и исследования, позволяющих определить основные пробелы воспитания исследуемых школьников.
3. Разработка программы воспитания учащихся на основе малых жанров русского фольклора.
4. Осуществление опытно-экспериментальной работы, направленной на духовно – нравственное воспитание младших школьников.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: если педагог включает в учебно-воспитательный процесс произведения малых фольклорных жанров, то это способствует нравственному развитию детей младшего школьного возраста.
Наша рабочая гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования учебную деятельность младшего школьника.
В качестве предмета исследования мы выбрали духовно - нравственное воспитание в процессе учебной деятельности.
Методологической основой нашего исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды педагогов по данной проблеме (Аникин В. П., Василенко В. А., Волков Г. Н., Соколов Ю. М. и др.), теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению педагогических явлений; теоретические основы систем воспитательной работы по формированию духовно-нравственных качеств подростков.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы.
В исследовании нами использовались следующие методики:
1. Методика незаконченных предложений;
2. «Метод ранжирования»;
3. Методика «Пословицы»;
4. Методика «Размышляем о жизненном опыте»;
5. Методика «Диагностическая ситуация».
Базой исследования является школа № 115, 4 «А» класс, г. Москва.
Научная новизна исследования заключается в разработке упражнений, направленных на духовно – нравственное развитие младших школьников на уроках русского языка.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями, родителями и студентами.
Данное исследование проводилось в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.
I этап (сентябрь 2008 г. – ноябрь 2008 г.) — изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования.
II этап (ноябрь 2008 г. – февраль 2009 г.) — проведение опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий, проверочный варианты эксперимента.
III этап (февраль 2009 г.) — анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

1.1. Сущность нравственного воспитания младших школьников.

По определению Газман О. С., «Воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к миру и с миром» [14, 17]. Эти отношения проявляются в общественной жизни, в труде, отдыхе, общении, т.е. любых взаимоотношениях людей.
Таким образом, целью воспитания является овладение нравственной культурой в сфере взаимоотношений, воспитание потребности и стремления руководствоваться в этих отношениях моральными нормами. Это означает понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим человеком, умение находить правильное решение нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений; устойчивость к влиянию извне, которое навязывает подрастающему поколению потребительское отношение друг к другу, пренебрежение моральными ценностями. Еще В.А. Сухомлинский говорил о необходимости заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [55, 120]. На наш взгляд, данной цели можно достичь только при становлении системы гуманистического воспитания.
Гуманизм в общефилософском понимании – это социально – ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей общественной ценности, когда развитие личности предполагает выявление и совершенствование всех сил и способностей человека [19, 12].
Таким образом, гуманизм воспитания – это общечеловеческое воспитание: поворот от школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, принятие его личностных целей, запросов и интересов. В. Г. Маранцман пишет: “Идея гуманизации образования, настойчиво звучащая в последнее время, побуждает считаться в обучении с потребностями ребенка, возрастными и индивидуальными особенностями ученика, своеобразием его мировосприятия и деятельности в каждый период развития“ [38, 42]..
Именно эти идеи были заложены в просветительских трактатах педагогов – гуманистов средневековья (Викторино да Фольтре, Т. Мор, Франсуа Рабле, Томаза Компанелло и др.), чьи концепции воспитания основывались на принципах всесторонности и гармоничности.
Развивая их идеи, гуманисты эпохи просвещения (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Ж. Дистервег, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов) видели исправление всех социальных зол в просвещении, в воспитании человека, который способен сам создавать свое счастье. Среди их идей особую ценность представляла идея природосообразности воспитания, исходя из которой особое внимание уделялось закономерности естественного развития ребенка, его нравственному совершенствованию.
Гуманистические идеи воспитания красной чертой проходят через теорию и практику выдающихся советских педагогов (А. С. Макаренко С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского), а в настоящее время получили широкое распространение в деятельности педагогов – новаторов (Ш. А. Амоношвили. И. П. Волков В. Ф. Шаталов, И. П. Иванов, А. П. Дубовской и др.) [42]..
Изучение их педагогического опыта позволяет понять общий подход, лежащий в основе деятельности: это – забота о детях, изучение их природы, стремление обратиться к внутреннему «я» ребенка, любовь к ребенку.
Таким образом, гуманизация воспитания – важнейшее социально – педагогическое влияние, направленное на развитие личности ребенка как активного субъекта творческого труда, познания и общения. Она выступает как условие гармонического развития личности и составляет важнейшую характеристику взаимоотношений педагогов и воспитанников.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В. П. Садовников Д. Н. и его сборник загадок. – В кн.: Загадки русского народа. М., 1959
2. Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.
3. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998
4. Арутюнов С. А. Инновации в культуре этноса и их социально – экономическая обусловленность//
Этнографические исследования развития и культуры. – М.: Наука, 1985.- 262 с.
5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2
6. Бабкин А. М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л, 1970
7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
9. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
10. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Спб, 1861, т. 1
11. Василенко В. А. Детский фольклор. – В кн.: Русское народное поэтическое творчество. М. 1978
12. Виноградов Г. С. Народная педагогика. – В кн.: Сибирская живая старина. Иркутск. 1926, вып. 2
13. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – Москва: Академия, 2000. – 176 с.
14. Газман О. С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. Ростов на Дону, 1993. 197 с.
15. Герд К. П. К изучению удмуртских загадок. – Тр. Науч. о-ва по изучению Вотского края 1927, вып. 5
16. Гликман И. З. Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие дл студ. высш. учеб. заведений. – М.: изд. – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. -176 с.
17. Горький М. Собр. соч. В 30-ти т. М., 1955, т.29
18. Горький М. Собр. соч. В 30-ти т. М., 1955, т.27
19. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня./Под общей ред. доктора пед. наук Н. Д. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России 1998.. – 331 с.
20. Далгат У. Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. М.. 1981
21. Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1957
22. Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка. Т. 1
23. Добролюбов Н. А. Собр. соч. В 9-ти т. М.- Л., 1961, т.1
24. Добромыслов В.А. О подборе и построении упражнений в учебнике//Русский язык в школе, 1948. № 5.

25. Домановский Л. В. Пословицы, поговорки, загадки прозвища и меткие слова. – В кн.: Русский фольклор Великой Отечественной войны. М. – Л., 1964
26. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.
27. Зеленин Д. К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. – Сб. музея антропологии и этнографии. Л, 1929-1930, т. 8-9
28. Зосимовский А. В. Диагностика моральной воспитанности личности.//Советская педагогика. – 19709.
29. Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание. Воспитание … Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. М.. 1996.№2
30. Кенгэс – Маранда Э. Логика загадок. – В кн.: Паремиологический сборник: Половица загадка (смысл текст). М.. 1978
31. Кравцов И. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчесвто.2-е изд., испр. и доп. М.. 1983
32. Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М. .1972
33. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. – 282 с.
34. Локк Дж. Мысли о воспитании./ Пед. соч. М., 1939. С. 72-221
35. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматии: учеб. пособие для филол. спец. вузов/Сост. ВА. Н. Морохин. – 2 изд. испр. и доп. – М., Высш. шк., 1986. – 399 с.
36. Матвеева Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989
37. Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970
38. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается/Под ред. Л. И. Новиковой Р. Б., Вендровской, В. А., Караковского. – М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО 1996. -240 с.
39. Миллер В. Ф. Лекции оп русской народной словесности (читаны на высших женских курсах в 1910 – 1911 гг.) М. .1911
40. Морозова Т.В. Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных науч.-пед. программ. -Обзор информ.вып. 5
41. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.
42. Победоносцев Г. А.. Совершенствуем систему воспитания. М.: 1989
43. Пословицы русского народа: Сб. В. Даля. М., 1957
44. Поляков С. Д. Технологии воспитания. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000. -143 с.
45. Поляков С.Д. О новом воспитании. – М. 1990. 143 с.
46. Потебня А. А. Задонщина. – В кн.: Слово о полку Игореве. Харьков, 1914
47. Преображенский А. Этимологический словарь русского зыка. М. 1910, вып. 2
48. Программа восьмилетней школы. Начальные классы. М.: Просвещение, 1973.
49. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000. – 169 с.
50. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981
51. Рыбникова М. А. Загадки. М. – Л., 1932
52. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Методическое пособие для классного руководителя. –М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160 с.
53. Соколов Ю. М. Русский фольклор. М., 1938
54. Соколовы Б. М. и Ю. М. Поэзия деревни: Руководство для собирания произведений устной словесности. М. .1926
55. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2
56. Чичеров В. И. Русское народное творчество. М., 1959
57. Щуркова Н. Е., Шнырева В. Н. Новое в воспитательной работе школы. М., 1991,175 с.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ