Четверг, 02.05.2024, 11:18
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

21044 Формирование психологической устойчивости младших школьников

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования психологической устойчивости младших школьников………………………………………….8
1.1 Проблема психологической устойчивости в современной
детской психологии …………………………………………………………8
1.2 Особенности психологии младшего школьника………………………….21
1.3 Формы и методы формирования психологической устойчивости младших школьников ……………………………………………………………………..24
Выводы по первой главе………………………………………………………...31
Глава 2. Организация и методы психодиагностики и формирования психологической устойчивости младших школьников……………………….33
2.1.Организация исследования………………………………………………….33
2.2. Статистический анализ и описание полученных результатов…………...44
Выводы по второй главе………………………………………………………...62
Заключение ……………………………………………………………………...63
Список литературы ……………………………………………………………..65
Приложение

Введение

Современный уровень развития общества требует воспитания психологически здоровой личности с высоким чувством ответственности, с возрастающим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания.
К сожалению, традиционная школьная система воспитания готовит подрастающее поколение к включению в социальную жизнь в репродуктивном статусе, т. е. к выполнении кем-то заданных функций исполнителя, а не творческого работника. К тому же социальный нравственный хаос, царящий в обществе, порождает отчуждение личности от культуры и образования, порождает бездуховность и нравственно – психологический кризис личности, способствует нарушению психологического здоровья.
Проблема охраны психического здоровья детей, важность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.
В связи с этим тема «Формирование психологической устойчивости младших школьников» приобретает научную актуальность. Психологическая устойчивость особенно требуется в сложных жизненных ситуациях, которые являются неотъемлемой частью процессов социализации и воспитания, жизни вообще. Одним из важнейших компонентов процесса воспитания по праву считается формирование у школьников психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности.
И начинать эту работу необходимо с начальных классов, поскольку поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню.
В данном исследовании мы будем исходить из того, что психологическая устойчивость ребенка основана на адаптационных механизмах, которые необходимо формировать и укреплять, начиная с ранних этапов его социализации.
За последние десятилетия в педагогической психологии наметились новые тенденции как в понимании сущности психологической устойчивости, так и в создании психолого-педагогических условий для ее формирования.
Своевременная и качественная диагностика психических процессов, адекватные коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностям в школьной и в нешкольной деятельности ребенка. К одному из наиболее ярких проявлений психического неблагополучия относится психологическая неустойчивость.
Еще пятнадцать-двадцать лет назад понятие “психологическая устойчивость“ в литературе практически не упоминалось. В последние годы произошло радикальное изменение ситуации: наблюдается значительный рост интереса к этой проблематике со стороны психологии - общей, педагогической, психологии личности. Появляются фундаментальные теоретические труды, проводятся крупномасштабные исследования (Перевалов В.Ф., Крупник Е.П.). В настоящее время специалисты разрабатывают практические методики всестороннего, целостного и более углубленного изучения детей, а также ранней диагностики факторов их дезадаптации.
Вопросами формирования психологической устойчивости занимались как отечественные ученые: Х.М. Алиева, Л.П. Гримака, А.И. Донцова, М.И. Дьяченко, О.А. Кононкина, Г.Е. Никифорова, В.Ф. Перевалова, В.А.Пономаренко, Б.А. Сосновского, Е.П. Крупника, Ю.В. Ткаченко, В.Д. Шадрикова, так и зарубежные специалисты: А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, В.Франкл, 3. Фрейд, В.Л. Леви, Г. Селье и др.
Однако, на наш взгляд, решение задач формирования устойчивости младших школьников не достаточно исследовано.
В связи с вышеизложенным, мы избрали следующую тему нашего исследования: «Формирование психологической устойчивости младших школьников».
Актуальность исследования обусловлена раскрытием необходимости совершенствования программы формирования программы, направленной на формирование психологической устойчивости младших школьников в системе школьного образования и воспитания.
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для воспитания психологически здорового поколения.
Проблемой исследования является создание психолого-педагогических условий для формирования психологической устойчивости младших школьников.
Цель данного исследования - определить возможности формирования психологической устойчивости младших школьников посредством создания определенных психолого-педагогических условий.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1) изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу;
2) проанализировать понятие «психологическая устойчивость» в современной психолого-педагогической науке;
3) описать психологические особенности младшего школьника;
4) выявить основные направления формирования психологической устойчивости младших школьников;
5) определить и описать формы и методы формирования психологической устойчивости младших школьников;
6) организовать и описать опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий формирования психологической устойчивости младших школьников на базе конкретной школы;
7) проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы и рекомендации педагогам.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: при создании оптимальных психолого-педагогических условий учебно-воспитательного процесса и применении специальных методов, способствующих успешной социализации и адаптации младших школьников, процесс формирования их психологической устойчивости будет иметь более благополучный и гармоничный характер.
Данная гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования младших школьников.
В качестве предмета исследования мы выбрали психологическая устойчивость младших школьников.
Методологической основой нашего исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды педагогов и психологов по данной проблеме (Бреслав Г.М., Якиманская И.С., Чебыкин А.Я. и др.), теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению психологических явлений.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, наблюдение, анкетирование, опрос, математическая и графическая обработка данных; анализ продуктов деятельности.
В исследовании нами использовались следующие методики:
1. Методика «Направленность на приобретение знаний»
2. Методика «Направленность на отметку».
3. Тест «Мое настроение»
4. Опросник «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ)
5. Опросник Басса – Дарки
6. Опросник Кеттелла.
Базой исследования является школа № 115, 3 «А» и 3 «Б» классы, г. Москва.
Научная новизна исследования заключается в выявлении условий, обуславливающих психологическую устойчивость младших школьников в системе школьного образования и воспитания.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть применены в работе учителя и школьного психолога или социального педагога.
Данное исследование проводилось в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.
I этап (сентябрь 2008 г. – ноябрь 2008 г.) — изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования.
II этап (ноябрь 2008 г. – февраль 2009 г.) — проведение опытно-экспериментальной работы.
III этап (февраль 2009 г.) — анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.




Глава 1. Теоретические основы формирования психологической устойчивости младших школьников

1.1 Проблема психологической устойчивости в современной
детской психологии

Психологическая устойчивость личности является интегральным показателем, в котором отражаются результаты её обучения и воспитания, а так же опыт взаимодействия с окружающей средой. Главными характеристиками психологической устойчивости личности являются возможность сохранения ею своих сущностных позитивных характеристик в трудных жизненных обстоятельствах. Такими характеристиками для младших школьников являются: устойчивая самооценка, позитивное психоэмоциональное состояние, самоконтроль поведения и сохранность морально-этических принципов поведения в трудных ситуациях, результативность учебной деятельности.
В современной психологической литературе понятие “психологическая устойчивость'' имеет несколько толкований. Существенные различия имеются при рассмотрении близкой с “психологической устойчивостью“ категории “эмоционально-волевая устойчивость“. В обширной литературе представление “эмоционально-волевой устойчивости“ традиционно рассматривается как способность психики сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия негативных условий деятельности. При этом, с одной стороны, выделяется позитивный аспект, когда процесс адаптации к неблагоприятным факторам идет успешно и тогда принято употреблять термин «стрессоустойчивость», с другой стороны, рассматриваются разрушительные последствия стресса. В этом контексте нередко задействуется категория «нервно-психическая неустойчивость».
В определении понятия «психологическая устойчивость» мы исходим из значения слова «устойчивость», которое передается как «стабильность, стойкость, твердость, прочность». В «Cловаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие».
Психологический термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability — психическая стабильность (устойчивость) [1].
В словаре А. Ребера [2] «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его антоним — термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько значений. Два основных таковы: 1) «неустойчивый» — это индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения; 2) «неустойчивый» — это индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения. Во втором значении этот термин используется как своего рода неформальный психиатрический диагноз. «Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональных изменений. В этом случае часто используется уточняющее слово «эмоциональная» (стабильность). В английском, немецком, французском и испанском языках слово «устойчивость» — синоним слова «стабильность».
Психологическая устойчивость-это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Поведение психологически устойчивой личности осуществляется в целом по следующей схеме: задача - актуализируемый ею мотив - осуществление действий, ведущих к его реализации,- осознание трудности - негативная эмоциональная реакция - поиск способа преодоления трудности - понижение силы отрицательных эмоций - улучшение функционирования (и сопутствующая ему оптимизация уровня возбуждения).
Схема поведения у психологически неустойчивой личности:
задача-мотив - осуществление действий, ведущих к его реализации,- осознание трудности - негативная эмоциональная реакция - хаотические поиски выхода - усугубление осознаваемых трудностей - возрастание негативных эмоций - ухудшение функционирования - понижение мотивации или оборонительная реакция.
Главные причины дезорганизации поведения неустойчивых детей состоят в отсутствии эффективных способов преодоления трудностей и в переживании угрозы для личности. У неустойчивых личностей иногда наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что приводит в конечном счете к тому, что неустойчивая личность чувствует полную беспомощность - как по отношению к трудным заданиям, так и по отношению к своему поведению в трудной ситуации[3].
Трудные ситуации нельзя исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни вообще. Целью воспитания должно быть формирование у школьников психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. Однако при постановке перед ребенком задач следует обращать его внимание на то, чтобы они соответствовали его возможностям, находились в зоне его ближайшего развития. Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.
Виды психологической устойчивости:
1. Нравственная устойчивость - способность ребенка регулировать свое поведение, исходя из принятых и усвоенных им нравственных норм и принципов;
2. Трансситуативная устойчивость – тенденция осуществлять определенные формы поведения в широком диапазоне ситуаций и на протяжении длительных интервалов времени;
3. нервно-психическая устойчивость (стрессоустойчивость) – способность ребенка посредством саморегуляции и смоуправления противостоять определенным факторам внешней среды;
4. эмоциональная устойчивость – способность ребенка успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциональной обстановке без отражения влияния последней на здоровье и дальнейшую работоспособность.
Развитие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости:
1) стойкость, стабильность;
2) уравновешенность, соразмерность;
3) сопротивляемость (резистентность).
Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения. Уравновешенность — соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость — это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.
Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться.
Способность сохранять постоянный уровень настроения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощенности в ценностях, целях и стремлениях — также важная составляющая психологической устойчивости.
Стабильность, как составляющую психологической устойчивости, не следует понимать как застылость. Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности.
Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения.
Психологическую устойчивость следует рассматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях[3].
Уравновешенность — способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уравновешенность — это способность быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой.
В психологической устойчивости важен еще один аспект — соразмерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями - с другой.
Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом.
Таким образом, психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Заключение

По данным Всемирной организации здравоохранения, школа признана общественно неблагоприятным фактором, оказывающим негативное влияние на психоэмоциональное состояние детей.
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах личностного развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире.
Необходимым условием психологической устойчивости личности является востребованность социумом. Особую роль здесь играет организация воспитательного процесса и его направленность на освоение ребенком основ социального сотрудничества.
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться, что, в свою очередь является еще одним важным фактором формирования психологической устойчивости школьников.
Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению.
На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. Он получает хорошую оценку, его хвалят, просят дать пояснения, на нем некоторое время сосредоточивается внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение.
Во-первых, у ребенка возникает прилив энергии, он стремится еще и еще раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе.
Во-вторых, успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу.
Если научиться управлять такими ситуациями, то можно влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на целый класс.
На наш взгляд, формировать адекватные учебной деятельности мотивы нужно не только в экспериментальном порядке, а в ходе постоянной каждодневной работы. Программа формирования психологической устойчивости у младших школьников должна быть ориентирована, прежде всего на развитие имеющейся положительной мотивации учения.

Список литературы

1. Англо-русский словарь по психологии, 1998
2. Ребер Большой толковый психологический словарь в 2-х т. – М.: Вече, 2003
3. Гаткин Е.Я. Энциклопедия личной безопасности, или Искусство жить без риска / Евгений Гаткин. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 510с.
4. Клонингер С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. — СПб.: «Питер», 2003.
5. Крукович Е. И. Тренинг уверенности: основы профессионального мастерства: Учеб. метод. пособие. — Мн.: ЕГУ. 2001.
6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М., 1997
7. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1997.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М,. Педагогика, 1990
9. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1989. № 6.
10. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. - М., 2001.
11. Шиняев Е.Е., Ромаева Н.Б. Парадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. № 9
12. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4.
13. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей и подростков. М., 2000.
14. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997.
15. Ефимов В.Ф. Гуманистическая направленность образования // Учитель. 2005. № 4.
16. Рябов А.Е. Этика педагогического общения учителя и психолого-педагогический статус ученика начальной школы / А.Е. Рябов, Р.Н. Леонова // Начальная школа. 2001. № 9.
17. Афанасьев В.В. Личностно-ориентированное образование как внутришкольная педагогическая проблема // Личностно-ориентированное образование школьников (проблемы, поиски, решения): Сб. ст. / Под ред. В.Ф. Ефимова.Орехово-Зуево, 2006.
18. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.
19. Безруких М.М. Характер отношений в школе и здоровье детей // Материалы конференции «Здравый смысл и достоинство в школе». М., 1998.
20. Пляксина И.В. Здоровье современных школьников// Детское здравоохранение России: Стратегии развития: Материалы 9-го съезда педиатров России. М., 2001.
21. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна, 2002.
22. Шевченко Л.А. От охраны здоровья к успеху в учебе// Начальная школа. -2006.- №8.
23. Укрепления здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно- практической конференции (Казань, 4- 6 апреля 2000 г.). М., 2000.
24. Укрепления здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно- практической конференции (Казань, 4- 6 апреля 2000 г.). М., 2000.
25. Укрепления здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно- практической конференции (Казань, 4- 6 апреля 2000 г.). М., 2000.
26. Степанов В.Г. Шаги к здоровью.- Якутск 1989.
27. Сиверина В. Т. Якоб Леви Морено и психодрама. – М., 2003.
28. Родионов А. В., Родионов В. А. Физическое развитие и
психическое здоровье. М.: МКО, «Теис», 1997.
29. Педагогика здоровья/ Под ред. В. Н. Касаткина. М., 1999.
30. Пособие для учителей начальной школы. Спб., 1969.
31. Педагогика здоровья. – М., 1990.
32. Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. Минск, 1998.
33. Куинджи Н., Поленова М. А. Влияние школы на состояние здоровья, формирование репродуктивной функции девочек//Школа здоровья. 1995. №4
34. Куинджи Н.Н Валеология: Пути формирования здоровья школьников -Москва 2001.
35. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М. 1986.
36. Козык Н.И. Занятия в « Школе Здоровья»// Начальная школа. -2006.-№8.
37. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб.,1998.
38. Брягунов И.П.Беседы о здоровье школьников. М., 2000
39. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников //Школа здоровья.1994. №1.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ