Четверг, 02.05.2024, 03:30
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

21223 Эстетическое воспитание детей с ограниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности

Содержание

Введение

Глава 1. «Теоретические аспекты исследования проблемы эстетиче-ского воспитания детей с ограниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности»
1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
1.2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и содержание.

Глава 2. «Построение процесса эстетического воспитания детей с ог-раниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности»
2.1 Требования к музыкальному репертуару
2.2. Диагностика развития музыкальных эмоций
2.3. Методика развития музыкальных эмоций детей дошкольного возраста

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Определившиеся в начале XXI века новые подходы к начальному и среднему образованию поставили в центр внимания психолого-педагогической науки и практики не только результаты обучения, преду-смотренные государственными стандартами и учебными планами, но и его воспитательные возможности. В связи с этим всё большее признание получило развивающее обучение, направленное на активизацию познавательной деятельности учащихся, воспитание их активности и самостоятельности. Особые требования предъявляются к специальным воспитательно-образова¬тельным учреждениям разных статусов, которые должны обеспечить полноценное становление личности, выявление и развитие её способностей. В этой связи действительность диктует настоятельную необходимость поиска путей совершенствования, обновления и разработки нетрадиционных способов передачи знаний; воспитания нравственных и эстетических качеств личности детей и подростков, в том числе имеющих ограниченные физические возможности.
Проблемы всестороннего воспитания и развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья освещались в работах ряда учёных Т.А. Власовой, В.П. Кащенко, В.В. Лебединского. Практически воплощается идея возможности интеграции детей-инвалидов в общество здоровых сверстников, создания здоровьесберегающей среды обучения, позволяющей выработать у воспитанников способность к полноценной жизни в современных условиях.
Вопросы эстетического воспитания детей и подростков средствами литературы, музыкального искусства, природы и бытового окружения рассматриваются давно.
Однако влияние музыкально-ритмической деятельности на воспита-ние эстетических качеств личности детей с ограниченными физическими возможностями недостаточно уделяется внимания.
В практике эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями имеется ряд противоречий: между необходимостью работы по обеспечению адаптации и социализации детей и представлениями о механизмах её реализации в процессе эстетического воспитания; между научным подходом к осуществлению работы по эстетическому воспитанию детей данной категории и отсутствием модели такой работы. Указанные противоречия и отсутствие научных исследований в данном направлении актуализируют разработку проблемы эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности.
Цель исследования: разработка и научное обоснование модели эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей дан-ной категории средствами музыкально-ритмической деятельности.
Предмет исследования: организация процесса эстетического воспи-тания детей с ограниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей данной категории будет осуществляться более эффективно, если: в образовательном учреждении наличествует эстетическая среда и атмосфера эмоционального благополучия; процесс обучения строится с учётом имеющегося эстетического опыта воспитанников при эстетической компетентности всех сотрудников учреждения; реализована модель эстетического воспитания, выстроенная на основе музыкально-ритмической деятельности; используются коррекционные приёмы обучения на основе творческой деятельности.
Задачи дипломного исследования следующие:
1. Охарактеризовать философские и психолого-педагогические основы эстетического воспитания.
2. Разработать диагностический материал с целью выявления индивидуально-типологических особенностей и компенсаторных возможностей детей с ограниченными физическими возможностями.
3. Создать и теоретически обосновать модель эстетического воспитания детей данной категории средствами музыкально-ритмической деятельности.
4. Разработать и апробировать программу эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями посредством музыкально-ритмической деятельности.
5. Проследить динамику развития эстетических качеств личности де-тей, степень успешности обучения, эффективность условий организации педагогического процесса.
Методы исследования.
Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, моделирование, обобщение, сравнение, классификация, систематизация. Эмпирические: эксперимент, тестирование, наблюдение; лонгитюдное обследование; анкетирование.
Математические: регистрация данных, их статистическая обработка, ранжирование, шкалирование.


Глава 1. «Теоретические аспекты исследования проблемы эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности»

1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь - начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды.
Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.
В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. В перспективе их численность будет расти .
Вот почему так остро на повестке дня стоят проблемы социальной реабилитации инвалидов.
Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующиеся научные положения – с другой.
В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Разработаны также и методики решения практических задач, определяющих специфическую сущность и механизмы этого социального феномена.
Так анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации в частности осуществлялся в проблемном поле двух концептуальных социологических подходов: с точки зрения социоцентристских теорий и на теоретико-методологической платформе антропоцентризма. На основе социцентристских теорий развития личности К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом. На основе антропоцентристского подхода Ф. Гиддингса, Ж.Пиаже, Г. Тарда, Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, Л. С. Выготского, И.С. Кона, Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика и других ученых раскрываются психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия.
Для осмысления проблемы анализа инвалидности как социального феномена важной остается проблема социальной нормы, с разных сторон изучавшаяся такими учеными, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье.
Анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации инвалидов в частности осуществляется в плоскости социологических концепций более общего уровня обобщения сущности этого социально явления – концепция социализации.
Социальная реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того, чтобы быть социально востребованными.
Важными в разработке теории социальной реабилитации являются подходы к понятию инвалидности, предложенные Н.В. Васильевой, рас-смотревшей восемь социологических концепций инвалидизации.
В структурно функциональном подходе (К.Девис, Р.Мертон, Т.Парсонс) рассмотрены проблемы инвалидности как специфического социального состояния индивида (модель роли больного Т. Парсонса), социальной реабилитации, социальной интеграции, социальной политики государства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. Предложены понятия «дети с ограниченными возможностями», «инвалиды». В отечественных исследованиях в рамках структурно-функционального анализа проблему инвалидизации исследовали Т.А. Добровольская, И.П. Каткова, Н.С. Морова, Н.Б. Шабалина и др.
В рамках социально-антропологического подхода стандартизированные и институциональные формы социальных отношений (социальная норма и девиация), социальные институты, механизмы социального контроля. Использована терминология для обозначения детей-инвалидов: нетипичные дети, дети с ограниченными возможностями. В отечественных трудах данный подход предложили А.Н. Суворов, Н.В. Шапкина и др.
Макросоциологический подход к изучению проблем инвалидности отличает социально-экологическую теорию У. Бронфебреннера, предложенную в отечественных исследованиях В.О. Скворцовой. Проблемы инвалидности рассматриваются в контексте «воронки» понятий: макросистема, экзосистема, мезасистема, микросистема (соответственно политические, экономические и правовые позиции, господствующие в обществе; общественные институты, органы власти; взаимоотношения между различными жизненными областями; непосредственное окружение индивида).
В теориях символического интеракционализма (Дж.Г. Мид, Н.А. За-лыгина и др.) инвалидность описывается посредством системы символов, характеризующих эту социальную группу лиц с ограниченными возможностями. Рассматриваются проблемы становления социального «Я» инвалида, анализируется специфика этой социальной роли, устойчиво воспроизводимые стереотипы поведения самих инвалидов и отношение к ним социального окружения.
В рамках теории наклеивания ярлыков или теории социальной реакции (Г.Беккер, Э. Лемертон) для обозначения лиц с ограниченными возможностями появляется понятие «девианты». Инвалидность рассматривается как отклонения от социальной нормы, носителям этой девиации наклеивается ярлык – инвалид. В рамках этой теории изучаются социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения отношения к нему общества в целом. В отечественных исследованиях на этой методологической базе проблемы инвалидизации изучались М.П. Левицкой и др .
Феноменологический подход отличает социокультурную теорию не-типичности Е.Р. Ярской-Смирновой . Феномен «нетипичного ребенка» формируется и транслируется всем его социальным окружением. Он характеризуется всем многообразием исторически сложившегося этноконфессионального, социокультурного макро- и микросоциума, в котором нетипичный ребенок проходит социализацию. Этот подход продолжен в исследованиях Д.В. Зайцева, Н.Е. Шапкиной и др.
В итоге можно сделать вывод о том, что социальная реабалитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социально статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест лишения свободы и др.).
Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприя-тий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.
Основное содержание и виды реабилитаций инвалидов.
Федеральный закон от 20.07.95г. рассматривает реабилитацию инвалидов как совокупность трех составных частей: медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Под медицинской реабилитацией понимают восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование. Очевидно, на основе этих представлений о медицинской реабилитации и надо проводить различие между ней и лечением, которое имеет целью предотвращение непосредственной опасности для жизни и здоровья, вызванной болезнью или увечьем в результате несчастного случая. Реабилитация же составляет следующий за лечением этап (отнюдь не обязательный, ведь необходимость в нем наступает лишь, если в результате лечения нарушения здоровья избежать не удалось), имеющий восстановительный характер.
Профессиональная реабилитация включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессиональную и производственную адаптацию, трудоустройство. В построении отечественной системы профессиональной реабилитации инвалидов можно успешно использовать зарубежный опыт.
Социальная реабилитация инвалидов состоит из социально-бытовой адаптации. Именно таким образом решен вопрос в Примерном положении об индивидуальной программе реабилитации (ИПР) инвалидов, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996г. Его разработка была предусмотрена в ФЗ от 20.07.95 (ст.11), где ИПР определена как разработанный на основе решения государственной службы МСЭ комплекс оптимальных для инвалидов реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности .
Под реабилитацией детей-инвалидов понимается система мероприя-тий, цель которых – быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий .
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирующего заболевания.
Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь за-креплено законодательствами о здравоохранении и труде.
Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего ребенка и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности. Однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания – для этого применяются все виды необходимого лечения – хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.
Заболевший либо получивший травму, увечье ребенок, ставший инвалидом, получает не только лечение – органы здравоохранения и социальной защиты, профессиональные союзы, органы образования, принимают необходимые меры к восстановлению его здоровья, осуществляют комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения.
Все другие формы реабилитации – психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая – проводятся наряду с медицинской.
Психологическая форма реабилитации – это форма воздействия на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительного мероприятия.
Педагогическая реабилитация – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
Социально-экономическая реабилитация – это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т. п.
Профессиональная реабилитация подростков-инвалидов предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места подростка-инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.
В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Длительная бездеятель-ность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Не
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография. – Санкт-Петербург, 2008 с. 3, 5, 113, 132-135.
2. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. — М., Инфра-М, 2001.
3. Аросьев Д.А., Жаров П.А., Назарова И.Г. “Физическая культура в школе“, 1987, № 4, № 5.
4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., Наука, 2009.
5. Бабенкова Р.Д., Ишюлктова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., Инфра-М, 1999.
6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика», 2007
7. Базоев В.3. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании //Дефектология. №3, 2010.
8. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 2006. №3.
9. Бочарова В. Г. Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы / Материалы международной научно-практической конференции –М., Издательство Тюменского государственного университета, 2003.
10. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы – игры для детей»,
11. Вачков И. Дистанционное обучение для детей-инвалидов // Школьный психолог. N 38. 2000.
12. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», Москва, 2005;
13. Воспитание слабовидящего ребенка в семье: Пособие для родителей. - М., Владос, 2003.
14. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) //Дипломатический вестник“, 1992 г., N 6, с.10.
15. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // “Библиотечка Российской газеты“, выпуск N 22-23, 1999 г.
16. Гамезо М.В., Матюхина М.В. «Возрастная и педагогическая психология» 2006 г. просвещение, М.
17. Глухов В.И. “Теор. и практ. физ. культ.“, 1987, № 9.
18. Гоголева Л.А. «Логоритмика в детском саду», Ярославль, Академия
19. Грейс Крайг «Психология развития» 2003, - Питер
20. Дашкевич О.В. Методы исследования эмоций спортсменов в лабораторных условиях. М., 1976.
21. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.) // Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org)
22. Декларация о правах инвалидов. Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
23. Декларация о правах умственно отсталых лиц –М., Юристъ, 2001.
24. Дорога — это то, как ты идешь по ней... Социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой, — Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. уч. центра, 1996.
25. Ильин Е.П. Психология физ. воспитания, М. 1987 г. Просвещение
26. Инвалиды: язык и этикет. -М.: РООИ “Перспектива”, 2000.
27. Исцеление. Альманах. Вып. 2 (Для врачей, педагогов и родителей детей с неврологической инвалидностью). — М., 1995.
28. Картушина М.Ю., «Конспекты логоритмических занятий», Москва, Творческий центр, 2006;
29. Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной Организации Труда от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990, том 2.
30. Конвенция о правах ребенка. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
31. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М., 2006
32. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.
33. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997.
34. Маркевич, И.Д. Влияние «креативной» терапии на развитие музыкальных способностей детей с отклонениями в развитии [Текст] / И.Д. Маркевич // Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы: сб. научн. статей науч.-практ. конф. – Мурманск: МГПУ, 2003. – С. 114–115.
35. Маркевич, И.Д. Влияние «креативной» терапии на развитие эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом / И.Д. Маркевич // Молодые исследователи – региону: сб. научн. статей по материалам межрегиональной науч. конф. студентов и аспирантов. – Вологда: ВГТУ, 2002. – С. 137–140.М
36. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966г.) // Ведомости Верховного Совета СССР“, 1976г., N 17(1831).
37. Минзов А.С. Концепция обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде//Дистанционное обучение.-1998.№3
38. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И. И. Холостовой), -М., Инфра-М, 2003.
39. Мустаева Ф. А.. Основы социальной педагогики. М.: Академический проект, 2001.
40. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - 5 изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 с. 249, 250-252, 259, 342
41. Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., Владос, 2003.
42. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001;
43. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007;
44. Новиковская О.А. «Логоритмика», Санкт-Петербург, Корона принт, 2005;
45. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318
46. Основы социальной работы. Отв. ред. П.Д. Павленок. М.:2001г.
47. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. -М., 2003.
48. Подласый И.П. Педагогика – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с. 114-117, 126-129.
49. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996г. N 965 “О порядке признания граждан инвалидами“ // СЗ РФ от 19 августа 1996г. N 34, ст. 4127
50. Преодолевая барьеры инвалидности. — М.: И и т соц. работы, 2003.
51. Проектирование развития учреждений социального обслуживания. — М. Интсоц. работы, 2003. развития, 2006;
52. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Р 76 Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998
53. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимопонимание в педагогическом процессе – М.: Просвещение, 2009
54. Савицкая Н.М. «Логоритмика для малышей», Санкт-Петербург, КАРО, 2005;
a. Санкт- Петербург, КАРО, 2005;
b. Санкт-Петербург, КАРО, 2004;
55. Словарь справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М. Юристь, 2010.
56. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)
57. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. №1.
58. Федеральный закон от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001г., N 51, ст. 4831.
59. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995г. N 48, ст. 4563.
60. Фирсов М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
61. Холостова Е.И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2002.
62. Шашкина Г.Р. «Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушением речи», Санкт-Петербург, КАРО, 2006.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ