Четверг, 02.05.2024, 11:35
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

21226 Развитие личности ребенка

Содержание
Введение.................................................................................. 2
Глава 1 Теоретические и практические предпосылки амплификации развития личности ребенка дошкольного возраста средствами игры и предметно - развивающейся среды
1.1 Закономерности Сущность амплификации детского развития на этапе дошкольного детства.................................................................................... 9
1.2 Принципы и требования к созданию предметно - развивающей среды ДОУ в психолого-педагогических исследованиях на современном этапе....................................................................................... 20
1.3 Основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации жизни детей дошкольного возраста. Педагогическое руководство сюжетно - ролевой игрой ..........................................................33
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по выявлению эффективности педагогических условий амплификации личности ребенка дошкольного возраста средствами игры и предметно - развивающей среды.
2.1 Анализ организации игровой деятельности и особенности создания предметно - развивающей среды в ДОУ............................................ 44
2.2 Результаты опытно - экспериментальной работы............................. 50
Заключение................................................................................. 56
Библиография............................................................................. 60
Приложения................................................................................ 67

Введение
На современном этапе в дошкольном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка - дошкольника.
Итог многочисленных теоретических и экспериментальных исследований педагогов и психологов дает новое понимание дошкольного детства, как особого этапа в становлении человеческой личности. Доказано, что именно в этот период формируются многие психические свойства и способности, имеющие непреходящую ценность и в значительной степени определяющие ход дальнейшего развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, И. А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и другие).
В концепции дошкольного воспитания (1989г.) определены основные задачи дошкольного учреждения, которые направлены на отношение к дошкольному детству, как уникальному периоду развития личности ребенка. Этот документ отмечает, что “в отличии от последующих возрастных этапов, именно в этот период обеспечивается общее развитие ребенка - своего рода фундамент для любых специальных знаний, умений и отношений к миру“(22; с. 11). В психолого-педагогических исследованиях рассматривается, что содержание воспитательно-образовательной работы в условиях дошкольных образовательных учреждений на современном этапе направлено на формирование у детей необходимых элементарных представлений о мире, опыте социального общения, развития у детей творческой и познавательной активности, становление общечеловеческих ценностей (Л. Маневцова, Г.Кравцов, Л. Парамонова, Е.В. Субботский, С. Новоселова, В. Логинова, Р. Буре и другие)
В этой связи основное значение имеет поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для дошкольного возраста. Таким образом, на современном этапе развития системы дошкольного образования главным ориентиром является обеспечение оптимальных педагогических условий для полноценного проживания ребенком этого периода жизни.
Системный подход как важное средство изучения целостной личности ребенка в условиях развивающей предметно пространственной среды в ДОУ стал объектом исследований А.В. Петровского, Н.Я. Михайленко, Л.М. Клариной, Л.Я. Смывиной, Л.П. Стрелковой, С.Л. Новоселовой, Р.С. Буре, М. Маханевой, Г.Н. Годиной и других. Развивая идеи общей концепции дошкольного образования коллективом ученых педагогов (А.В. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.) разработана “Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования“, в которой сформулированы принципы построения предметно развивающей среды в ДОУ на основе личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка и представлены варианты построения развивающей среды в условиях ДОУ, реализующих эти принципы.
В данной “Концепции“ содержится резкая критика казарменной системы воспитания, отмечается, что на недостаточном уровне разрабатывается проблема требований к построению развивающей среды в ДОУ.
В течение ряда лет учеными - исследователями разрабатывается проблема обогащения деятельностной основы развития личности ребенка; исследуются внутренние закономерности развития игровой деятельности. Предложена новая классификация игр, основанная на исходной идее А.В. Запорожца о значении творческих - сюжетных игр, возникающих по инициативе ребенка, для его психического развития. (А.В. Запорожец, С.Л. Новоселова, Л.Г. Шадрина и др.)
На значительное влияние игры в процессе развития личности ребенка указывал Ян Амос Каменский. Он считал, что “дети отражают в игре серьезные стороны жизни (33) Проблема развития игровой деятельности
проанализирована в ряде исследований А.П. Усовой, В.И. Логиновой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина и других.
Концепция педагогического руководства игрой, разработанная Р.И. Жуковской и Д.В. Менджерицкой получила свое развитие во многих педагогических исследованиях, в которых данная проблема рассматривается в нескольких направлениях:
- воспитание посредством игры нравственных качеств (В.Г. Нечаев, В.П. Залобина, П.А. Пеньковская, Р.И. Жуковская, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон);
- обогащение содержания игры и развитие детского творчества (А.Н. Леонтьев, Н. Короткова, И. Кириллов);
- взаимосвязь игры и других видов деятельности дошкольника. (Т.Н. Година, Д.В. Сергеева, А.И. Виноградова, Р.С. Буре, С.А. Козлова);
- разработка и уточнение педагогических приемов руководства игрой (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина и д.);
Проблемы сюжетно ролевой игры и ее закономерности развития рассмотрены в работах Д.Б. Эльконина. Педагогические условия развития игры соответственно каждому возрасту дошкольника определены в исследованиях Л.В. Артемовой, Н.Я. Михайленко, Н.С. Батиной и других. Результаты этих исследований подтвердили положение, высказанное Н.М. Аксариной и Ф.И. Фрадкиной еще в 30-40-е годы о том, что элементарные игровые умения требуют специального взаимодействия ребенка со взрослым.
Вместе с тем, в психолого-педагогических исследованиях последних лет содержится недостаточно сведений о создании комплекса организационно - педагогических условий амплификации развития личности ребенка дошкольника средствами игры и предметно - развивающей среды; о специфике использования методов, форм работы с детьми, способствующих развитию у дошкольника свойственных ему психологических новообразований: (самостоятельности, инициативности, воображения, творчества,); развитию благоприятных взаимоотношений в коллективе детей и взрослых.
Проведенное нами пилотажное исследование, в котором приняли участие более 60 респондентов ( воспитатели, методисты, студенты Славгородского педагогического колледжа), показало, что специалисты дошкольных учреждений недостаточно владеют знаниями и умениями о современных подходах, принципах и требованиях к организации развивающей среды, методах педагогического руководства игровой деятельностью детей в условиях современного ДОУ. Подавляющее большинство педагогов ДОУ (60%) указали на то, что они испытывают значительные затруднения в организации пространственно развивающей среды с точки зрения новых современных подходов.
Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что проблема обогащенного личностного развития детей дошкольного возраста средствами игры и предметно - развивающей среды изучается и интерпретируется с различных точек зрения в психологических и педагогических теориях. Вместе с тем, педагогические условия амплификации развития личности ребенка-дошкольника средствами игры и предметно - развивающей среды в условиях ДОУ изучены в настоящее время недостаточно. В этой связи существует противоречие между необходимостью существенного повышения уровня обогащения личностного развития ребенка средствами игры, предметно развивающей среды и не разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования.
Указанное противоречие определяет проблему исследования, которая заключается в обосновании оптимальных педагогических условий, способствующих эффективной амплификации развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования: разработать педагогические условия амплифицированного развития личности ребенка дошкольника средствами игры и предметно - развивающей среды в условиях ДОУ.
Объектом исследования: является личностное психическое развитие детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс амплификации развития личности ребенка дошкольного возраста средствами игры и предметно -развивающей среды.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены задачи исследования:
- проанализировать и обобщить теоретические и практические предпосылки психического развития личности ребенка дошкольника средствами игры и предметно - развивающей среды;
• разработать педагогические условия амплификации развития личности ребенка дошкольника средствами игры и предметно - развивающей среды;
• разработать и внедрить в практику методические рекомендации для педагогов ДОУ.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой выдвинуто предположение о том, что процесс амплификации развития личности ребенка дошкольного возраста будет протекать более успешно если:
- личностное развитие ребенка дошкольника определяется как основная задача ДОУ, и осуществляется на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка в игре и обновленной предметно -развивающей среде;
- в условиях ДОУ создана гибкая обогащенная информационно - досугово -предметно - развивающая среда;
- на всех возрастных этапах дошкольного возраста реализуются принципы организации педагогического руководства игровой деятельностью ребенка.
Методы исследования определены гипотезой, задачами и целью данного исследования. Использовался комплекс методов, включающий теоретический анализ философской, психолого - педагогической литературы по избранной теме исследования; изучение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент, наблюдение, опрос - анкетирование, методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились старшие группы ДОУ №41 города Славгорода, Алтайского края.
Исследование проводилось в несколько этапов.
I этап: поисково-теоретический: в этот период происходило осмысление проблемы, ее актуальности и современного состояния; сформулированы цель, задачи, гипотеза. На основе теоретического изучения проблемы определены тенденции амплификации развития личности ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры и предметно - развивающей среды.
II этап: опытно-экспериментальный: на этом этапе осуществлялась опытно экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих амплификацию развития личности ребенка дошкольника: определялась эффективность форм занятий, организации предметно -развивающей среды, игровой деятельности и педагогического руководства игрой ребенка дошкольника. В ходе реализации опытно-экспериментальной деятельности, посредством экспериментальных методов исследования (наблюдений, беседы, анкетирования, методов математической статистики) выявлена эффективность внесенных в предметно - развивающую среду и игровую деятельность позитивных изменений и объективность сформулированных положений, касающихся эффективности педагогических условий амплификации развития личности ребенка дошкольника посредством игры и предметно - развивающей среды.
III этап: заключительно - обобщающий: был посвящен систематизации материала обобщению результатов исследования, послуживших основой для разработки методических рекомендаций руководителям и педагогам ДОУ, их внедрение в практическую деятельность; литературному оформлению работы.
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки амплификации развития личности ребенка дошкольного возраста средствами игры и предметно - развивающей среды.
1.1 Закономерности психического развития ребенка дошкольного возраста. Сущность амплификации детского развития на этапе дошкольного детства.
В этом параграфе мы рассматриваем закономерности психического развития ребенка; основные личностные достижения (новообразования) дошкольного детства и процесс их полноценного развития в условиях ДОУ средствами игры и предметно - развивающей среды, а также раскрываем сущность амплификации детского развития.
Ученые - исследователи считают, что психическое развитие личности ребенка- это чрезвычайно сложный процесс количественных и качественных изменений, вызываемый закономерностями развития организма и обстоятельствами жизни и приводящие к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л. Люблинская и др.).
Развитие личности ребенка педагоги определяют по изменениям, которые происходят во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и, которые проявляются в различных видах его деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей, ценностноориентировочной (классификация М.С. Когана).
О развитии личности ребенка свидетельствует и смена ведущего вида деятельности: эмоциональное общение, манипулятивная деятельность, предметно-орудийная деятельность, сюжетно - ролевая игра, учебная деятельность ( по классификации А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина).
Л.С. Выготский отмечал, что о развитии личности ребенка свидетельствует изменение его активности в социальной ситуации развития. “Социальная ситуация развития - это специфическая система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью, определяющей весь образ его жизни
Э. Пиклер считает, что о развитии личности ребенка можно судить по результатам изменения его поведенческого репертуара; Л.И. Божович - по появлению противоречий и кризисных состояний, новых качеств и свойств личности
Л.С. Выготский, рассматривая ход психического развития ребенка, предлагал разделять стабильные возрастные периоды, на протяжении которых происходит сравнительно медленное, постепенное развитие психики ребенка, появление психических новообразований; и критические периоды сопровождающиеся возрастными кризисами и определяющие переход от одного стабильного периода к другому.
Ученые-психологи отмечают, что взрослые должны уметь видеть и понимать психологический возраст ребенка, определять кризисы в развитии его личности, основные противоречия возраста и адекватно к ним относиться.
По мнению Чирковой Т.И. (71), одним из заблуждений педагогической практики было то, что ожидание изменений в личностном развитии ребенка прогнозировались только в сторону возникновения положительных качеств и свойств. Вместе с тем, развитие психики - это динамичный противоречивый процесс. В этой связи на определенном этапе развития ребенка закономерно появление негативных проявлений, кризисных состояний. Л.С. Выготский писал о том, что если бы “кризисы в развитии не возникали, то их бы было нужно создавать искусственно. Только через диалектическое отрицание возможно появление нового“
Психические особенности личности, ее духовный облик и нравственные качества дошкольника формируются под определяющим
воздействием социальной среды.
К социальным факторам, которые определяют развитие личности, ученые относят:
1- природную среду ( климат, род занятий родителей);
2- социальную среду ( семья , родня, близкие знакомые);
3- условия жизни и деятельности ребенка ( средства коммуникации);
4- социальный опыт человека;
5- обучение и воспитание, роль которого в психическом развитии личности особая, так как это, “есть сознательный, целенаправленный процесс воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности, отвечающих запросам общества“ (Ю.К. Бабанский);
6- индивидуальная ситуация развития, возникающая потому, что ребенок не только объект , но и субъект обучения и воспитания. Благодаря активности, деятельности и общения, внешним стимулам, целям и задачам, которые ставят взрослые и сам ребенок в обучении и воспитании, внутренним переживаниям, происходит избирательность деятельности, самовоспитания, взаимодействия со средой.
Ведущим типом деятельности ребенка дошкольника, по мнению многих психологов, является игра (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и Другие).
Д.Б. Эльконин подчеркивал
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Библиография.
1. Амонашвили Ш.А. В игре ребенок свободен. // Курсы
ЮНЕСКО-1991.-июль.
2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека, как
субъекта общества. // Человек и общество -2006. - Вып. №2.
3. Артамонова О. Предметно - пространственная среда: ее роль в
развитии личности. // Дошкольное воспитание. - 1995. - №4.
4. Асмолов А.Г. Психология личности // Принципы
общепсихологического анализа. Москва, МГУ. - 1990.
5. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных
образовательных учреждений. Москва. - 2006.
6. Венгер Л.А. Воспитание детей в игре // Сюжетно - ролевая
игра и психическое развитие ребенка. Москва. - 1996.
7. Венгер Л.А. А.В. Запорожец: гуманизация дошкольного
воспитания. // Дошкольное воспитание. -1991. - №8 - с.4.
8. Выготский Л.С. Проблема развития. // Собрание сочинений в
6т. Москва. - 1984. - т.4.
9. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста.
// Дошкольное воспитание. - 1987. - №7.- стр. 45-50.
10. Готовимся к аттестации. Методическое пособие для педагогов ДОУ. С. Петербург. - “Детство - Пресс“. - 1990.
И. Дошкольная педагогика. / под. ред. Логиновой В.И. Саморуковой П.Г. Москва. - 1988. - ч 2. гл. 2.
12. Ермолова Т.В. Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №1. с. 51.
13. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. Москва. -1975.
14. Жуковская Р.И. Воспитание дошкольника в игре. Москва. -1963. - стр. 131-295.
15. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия
формирования сюжетно - ролевой игры. // Дошкольное
воспитание. - 1989. - №5. - с.31.
16. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.
// Дошкольное воспитание. - 2006. - №12.
17. Зворыгина Е/.В. Развитие творчества дошкольников в игре
// Воспитание детей в игре. Москва. - 1993.
18. Зинченко O.K. Влияние образной игрушки на игры детей младшего дошкольного возраста. // Воспитание детей в игре. / Составители Бондаренко А.К. Матусик А.И. Москва. - 1983.
19. Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно - ролевыми играми дошкольников. Пенза. - 1995.
20. Игра дошкольников / под. ред. Новоселовой С.Л. Москва. -1995.
21. “Истоки“ Концепция базисной программы развития ребенка -дошкольника. / под. ред. Новоселова С.Л. Обухова П.Ф. Парамонова В.А. и др. Москва. - 1995.
22. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное
воспитание. - 1989. - №5.
23. Короткова. Н. Михайленко Н. Руководство сюжетно - ролевой игрой дошкольника. / Дошкольное воспитание. - 1993. - №3.
24. Короткова Н. Кириллов И. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников / Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. с. 9.
25. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Вопросы психологии. - 1996. - №6.
26. Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте: проблемы генезиса игровой деятельности дошкольника. Москва. - 1991 вып. 2 (6). - с. 24-28.
27. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников. // Игра и развитие личности дошкольника: сб. науч. тр. Москва. - 1990.
28. Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя. / Дошкольное воспитание. - 1995. - №6.
29. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. //Психологические основы дошкольной игры. Москва. -“Педагогика“. - 1983. - т. 2.
30. Литвинова Е.Н. Индивидуальные особенности в проявлении игрового замысла у детей четырех лет. Москва. - 1970.
31. Маркова Т.А. Актуальные проблемы педагогики игры. // Игра и развитие личности дошкольника: сб. науч. тр. Москва. -1990.-с. 21-32.
32. Массен П. и др. Развитие личности ребенка. Москва. -“Знание“.-2006.
33. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Москва. -1982.
34. Михайленко Н.Я. Управление самостоятельной сюжетно -ролевой игрой детей. // Проблемы дошкольной игры: психолого - педагогический аспект. Москва. - 1987.
35. Непомнящая Р.Л. Седж Н.В. О недостатках в руководстве сюжетно - ролевыми играми. / Дошкольной воспитание. -1981.-№Ц.
36. Новоселова С.Л. Зворыгина Е.В. и др. Педагогические требования к игрушкам. // Игра дошкольника. / под. ред. С.Л. Новоселовой Москва. - 1985
37. Новоселова С.Л. Развивающая предметно - игровая среда детства. Мир “Квадро“// Дошкольное воспитание. - 2007. - №4.
- с. 79.
38. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. Москва. -1995.
39. Новоселова С.Л. Парамонова Л.А. Зворыгина Е.В. Всестороннее воспитание в игре // Игра дошкольника. / под. ред. С.Л. Новоселовой. Москва. - 1989. - с. 3-16.
40. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.
Москва. - “Тривола“. -1995.
41. Образовательная работа в детском саду по программе “Развитие“. Москва. - “Новая школа“. - 1996.
42. Особенности психического развития детей 6 - 7 - летнего возраста. / под .ред. Эльконина Д.Б. и Венгера Л.А. Москва. -1988.
43. Основы дошкольной педагогики / под. ред. А.В. Запорожца Т.А. Марковой. Москва. - 1980. - гл.9.
44. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12.
45. Пантелеев Г.О. О детском дизайне. // Дошкольное воспитание.
-2006.-№11.
46. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. Москва. - “РОССПЭН“. - 1996.
47. Петровский В.А. Системно - деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. / под. ред. Петровского В.А. Москва. - “Педагогика“. - 1987. - с.8-38.
48. Петровский В.А. Кларина Л.М. Смывина Л.А. Стрелкова Л.П. Дошкольное образование в России. Москва. - 1993. - с.57-90.
49. Петровский В.А. Кларина Л.М. Смывина Л.А. Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва. - 1993.
50. Педагогические требования и возрастная адрессованность игрушек. Методические рекомендации. Москва. - 1987.
51. Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастных кризисов. // Вопросы психологии. - 1994. - №1. - с.61-69.
52. Проблемы дошкольной игры: психолого - педагогический аспект / под. ред. Н.Н. Поддъякова Н.Я. Михайленко. Москва. - 1987.
53. Радвил Г.И. Игры детей и развитие детского творчества. // Руководство играми детей в детских учреждениях / под. ред. М.А. Васильевой. Москва. - 1986. - с. 72-75.
54. Репина Т. Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение. // Дошкольное воспитание. - 1989. - №10.
55. Роль игрушки в детской игре. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под. ред. М.А. Васльевой. Москва. - 1986.
56. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений: справочник по дошкольному воспитанию. Москва. - 1980. - с.311-338.
57. Саморукова П.Г. Развитие самостоятельности детей в творческой сюжетно - ролевой игре. // Психология и педагогика игры дошкольника. / под. ред. А.В. Запорожца А.П. Усовой. Москва. -1956. - с.164-171.
58. Слободчиков В.И. Цукерман Г.И. Периодизация общего
психического развития. // Вопросы психологии. - 1996. - №5.
с.38-50.
59. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений I под. ред. Т.И. Ерофеевой. Москва. -“ACADEMA“. - 2000.
60. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. Москва. - 1981.
61. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения. // Дошкольное воспитание. - 1996. -№6.
62. Стеркина Р.Б. Методическое письмо МОРФ от 17.05.95. - 61 (19-12).
63. Стеркина Р.Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений и разработки государственных стандартов дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. - 1996. - №8.
64. Стеркина Р.Б. Поговорим о преемственности. // Обруч. - 1996. -№5.
65. Субботский Е.В. Концепция Л.С. Выготского о высших и низших психических функциях и современные исследования познавательного развития в младенчестве. // Вопросы психологии. - 1996. - №6.
66. Тамаки Т. Анализ развития ролевой игры. // Дошкольное воспитание. - 1993. - №2. - с.50.
67. Тезисы конференции, посвященной 90 - летию
А.В. Запорожца и современная наука о детях. Москва. - 1995.
68. Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №5. - с.76.
69. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. - с.79-83.
70. Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре. // Роль игры в воспитании детей. / под. ред. А.В. Запорожца. Москва. - 1976. - с.48-57.
71. Фуряева Т.В. Дошкольное воспитание за рубежом. Красноярск. -2008.
72. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. Москва. - 2007.
73. Широкова Г. Дошкольное воспитание в Москве в условиях переходного периода. // Дошкольное воспитание. - 1992. - №1.
-с.7.
74. Широкова Г. Многофункциональная система дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. - 1992. - №2. - с.25.
75. Широкова Г. Современное оборудование для дошкольных учреждений. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №4. - с.31.
76. Щетинина Н. Детский сад будущего. // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1. - с.71.
77. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. - 1971. -№1.
78. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва. - “Владос“. - 2008.
79. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва. -“Педагогика“. - 1989.
80. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4.
-с. 20.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ