Четверг, 02.05.2024, 03:10
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

21267 Специфика работы социального педагога по формированию профессиональной ориентации старшеклассников

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы проведения профессиональной ориентации со старшеклассниками
1.1. Сущность и содержание профессиональной ориентации старшеклассни-ков
1.2. Состояние социально-педагогической деятельности по
профессиональной ориентации школьников в современном образовательном учреждении
1.3. Обоснование модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками
Глава 2. Пути совершенствования методики работы социального педагога по профориентированию старшеклассников
2.1 Экспериментальная проверка эффективности модели профориентацион-ной работы социального педагога со старшеклассниками
2.2 Социально-педагогические условия эффективности профориентации стар-шеклассников
2.3 Методические рекомендации по совершенствованию работы социального педагога по профориентации старшеклассников
Список литературы

Введение

Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существую-щими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и не-адекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи, то есть, по своему назначению, система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудо-вым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественны-ми учеными - К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряж-никовым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др.
Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Ф. Парсонса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.
Профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует пра-вильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жиз-ни современного человека. Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора.
Современный человек должен проявлять экономическую активность, ему необходимо уметь самореализоваться в иной сфере труда. Но, к сожалению, профессиональная ориентация старшеклассников и содействие им в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков.
Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию.
Проведенное нами исследование показало, что в настоящий момент учеными выделяются следующие противоречия:
1) между потребностью общества в наличии эффективной системы учебной профессиональной ориентации в общеобразовательной школе и недостаточной теоретической и методологической разработанностью данной проблемы в педагогической науке;
2) между потребностью учеников в личностном и профессиональном самоопределении и реальными условиями профессиональной ориентации, имеющимися в образовательных учреждениях, недостаточными для обеспечения данного процесса.
Актуальность темы состоит в том, что на сегодняшний день в образова-тельных учреждениях профессиональной ориентации уделяется очень мало внимания. Нет прочной нормативно-правовой базы профориентации: ни в Законе об образовании, ни в должностных инструкциях социального педаго-га нет четких положений об организации профессиональной ориентации в образовательных учреждениях. Часто профориентация ограничивается проведением 3-4 тестов и оформлением небольших стендов. Неправильный выбор профессии в свою очередь наносят вред здоровью и психологическому состоянию молодых людей, а также обществу и государству в целом. Ведь если содержание профессии не отвечает возможностям человека, то и его производительность труда будет значительно ниже.
Таким образом, проблемой данного исследования является проблема методического обеспечения работы социального педагога по профориентации старшеклассников в условиях современных потребностей рынка труда, деятельности образовательных учреждений, способностей, наклонностей и интересов молодежи.
Объект исследования – теория и практика профессиональной ориента-ции старшеклассников в образовательном учреждении.
Предмет исследования – условия, факторы и методы работы социаль-ного педагога по профессиональной ориентации старшеклассников в образовательном учреждении.
Цель исследования – обоснование условий и разработка модели рабо-ты социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассни-ков.
Задачи исследования:
1. Анализ состояния, теоретического и нормативно-правового обеспечения профориентационной работы социальных педагогов образовательных учреждений.
2. Разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников.
3. Экспериментальная проверка модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
4. Выявление социально-педагогических условий эффективности проф-ориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
5. Разработка методических рекомендаций по социально-педагогиче-скому обеспечению профессиональной ориентации старшеклассников в обра-зовательном учреждении.
В процессе исследования использовались следующие методы:
1. Теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение, конкретизация, моделирование, абстрагирование.
2. Эмпирические: эксперимент, анкетирование, наблюдение, изучение педагогической документации, беседа, консультирование, проведение тренингов.
Основным результатом исследования явилась разработка модели рабо-ты социального педагога по профориентации старшеклассников. Модель включает в себя четыре составляющих: профессиональную диагностику, профессиональное просвещение (профессиональная информация и профессиональная агитация), коррекционно-развивающие занятия и профессиональную консультацию. Первые три части проводятся в группе, консультация проводится индивидуально. Модель реализуется через следующие методы: тестирование, лекция, групповая и индивидуальная беседа, диспут, игра. Согласно данной модели функции социального педагога как профориентатора следующие: диагностическая, просветительская, коррекционно-развивающая и консультативная.
Практическая значимость данной модели заключается в том, что при ее реализации ожидается повышение уровня профориентированности старше-классников, появление у них желания подойти к вопросу о своем профессио-нальном будущем с большим вниманием.

1. Профессиональная ориентация старшеклассников
как социально-педагогическая проблема

1.1 Сущность и содержание профессиональной ориентации
старшеклассников

Элементы профессионального отбора молодежи в России наглядно проявились впервые в XVII веке, когда возникли навигацкие школы. В них для обучения отбирали крепких здоровьем молодых людей. Затем постепенно элементы отбора стали распространяться на трудовую деятельность людей.
В конце 70-х – начале 80-х годов XIX века в России завершается переворот в промышленности. Значительно расширяется капиталистический рынок и создается капиталистическая кредитная система. Быстро растут производительные силы, особенно промышленный пролетариат. Это вызвало необходимость в целенаправленной и организованной профессиональной подготовке подрастающего поколения. Настоятельные требования жизни положили начало трудовому обучению учащихся.
Вопрос о выборе профессии молодежью впервые был поднят в 90-е го-да XIX века. В 1897 году русский либерально-буржуазный историк нового времени профессор Петербургского университета Н.И. Кареев опубликовал книгу «Выбор факультета и прохождение университетского курса», которая предназначалась для гимназистов старших классов, затруднявшихся в выборе факультета для дальнейшего своего образования. Однако ее оказалось недостаточно. Молодежь ждала помощи в выборе будущей профессии.
В 1908 г. профессор Гарвардского университета Ф. Барсонс основал в Бостоне (США) «Бюро ориентации» для оказания помощи подросткам в определении их жизненного пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профессионального движения. В это же время в России некоторыми вопросами профессиональной ориентации учащихся стали заниматься отдельные энтузиасты-педагоги. Они не только пропагандировали идеи профориентации и зарубежного опыта в этой области, но и исследовали профессиональные интересы и склонности молодых людей, профессиональные идеалы учащихся и мотивы их выбора.
Развивалась также и практика профессиональной ориентации. Появля-ются статьи по вопросам подготовки учащихся к выбору профессии. Среди таких статей – статья М.А. Рыбниковой «Тема для внеклассных бесед с кон-чающими курс средней школы». Статья освещает опыт работы в 7–8 классах женской гимназии по проведению бесед о выборе профессии во внеурочное время. Беседы, по свидетельству автора статьи, заставляли гимназисток задуматься над вопросом «кем быть?» и знакомили их с рядом профессий и требованиями, которые они предъявляют человеку.
Следует также отметить работы Н.К. Крупской. В своих статьях она из-ложила пути ознакомления школьников с трудом и производством в профориентационных целях. А в книге «Народное образование и демократия» (1915 г.) она положительно оценивала тот факт, что в американской школе есть «особые» советчики по выбору профессии, «которые наблюдают детей в школе, узнают их склонности, определяют, к какой профессии наиболее пригоден выходящий из школы подросток, и дают ему соответствующие указания» [44].
Таким образом, становится видно, что в дореволюционной школе вопросами профессиональной ориентации официально никто не занимался. Этой работой интересовались лишь отдельные прогрессивные педагоги, которые проводили исследования по ряду актуальных вопросов и предпринимали практические шаги к их реализации.
Накануне Октябрьской социалистической революции в печати начали выходить работы, в которых рассматривались профессиональные интересы учащихся, их идеалы и мотивы выбора профессии. Так, Педагогический му-зей учительского дома в Москве наметил на 1917 год выпуск популярной литературы для учащихся, в которой планировалось осветить более 100 про-фессий. Однако намеченный план музеем не был выполнен.
После Октябрьской революции в организацию образования в нашей стране были внесены коренные изменения. 30 сентября 1918 года ВЦИК, приняв декрет о школе, утвердил разработанное Государственной комиссией по просвещению «Положение о единой трудовой школе РСФСР», согласно которому в школе вводилась политехнизация, предусматривалась связь обучения с жизнью, с производительным трудом. Таким образом, были заложены основы для осуществления профессиональной ориентации с учащейся молодежью.
По мнению П.П. Блонского, трудовая политехническая школа должна учить учащихся ориентироваться в современной технике, а также вооружать их полезными умениями и навыками. Он рассматривал такую школу как ос-нову ознакомления учащихся с научными основами производства и ориенти-ровании в многообразии существующих профессий.
В воспитательном учреждении «Бодрая жизнь», организованном С.Т. Шацким, для сознательного выбора учащимися профессии много внимания уделялось творческому комплексу разнообразных видов общественно полезной деятельности воспитанников.
Таким образом, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, а также А.В. Луначарский, А.С. Макаренко утверждают о необходимости трудового политехнического характера школы. Политехнизм, по их мнению, – это не только изучение материально-технической базы производства и его экономи-ки, но и средство всестороннего развития школьника и подготовки его к выбору будущей профессии. В последующее время эта идея реализовалась как одна из закономерностей профессиональной ориентации школьников.
Большой вклад в развитие профориентации ввел Ф.Р. Дунаевский. В своей работе он подробно раскрывает динамичность структуры личности человека и в связи с этим заключает, что и проблема профессиональной ориентации должна быть понимаема, как проблема динамическая, как проблема пробуждения, выявления, развития и возбуждения заложенных в человеке потенций.
В начале 20-х годов Дунаевский поднял в проблемном плане вопросы определения закономерностей профессионального подбора и профессио-нальной ориентации, использования методов наблюдения и тестов для выявления способностей человека в целях профориентации. Ему принадлежит идея классификации человеческих способностей и их развития, а также попытка разобраться во внутренней структуре человеческой личности. Также Дунаевский затрагивает вопрос профессионального прогноза и делает попытку произвести классификацию профессий.
В это же время в теории и практике профориентационной работы определяются некоторые методы изучения профессии и профпригодности (анкетный метод, метод наблюдения, метод самонаблюдения, метод эксперимента, статистический и др.). В 1925 году появился сборник «Трудовой метод изучения профессий», один из авторов которого – И.Н. Шпильрейн. Он доказывает преимущества этого метода перед наблюде-нием, анкетированием и статистикой, так как его суть состоит в том, что исследователь сам основательно знакомится с профессией.
В 30-е годы в стране продолжают создаваться профконсультационные бюро и лаборатории. В профориентационном движении закрепляется положительный опыт, наряду с этим изживаются ошибочные тенденции: вера во всемогущество теста, переоценка объективности аппаратурного исследования и др.
Однако в деятельности профбюро и лабораторий еще оставались такие недостатки как: «механический подход к рассмотрению личности подростка, попытки ограничить проблему профотбора проблемой чисто психотехниче-ской, то есть свести изучение подростка к установлению одних лишь так называемых «способностей», эмпиричность профконсультационного заключения и т.п.» [44]. В то же время в Центральной лаборатории впервые в нашей стране были предприняты активные меры по разработке системы профориентационной работы со школьниками.
Помимо статей, освещавшими практику профориентационной работы, появляются и теоретические обобщения. Предпринимаются попытки найти новые пути, формы и методы профессиональной ориентации учащихся. Например, в 1959 году была опубликована статья Чебышевой В.В., Галки-ной О.И. и Зюбиной Л.М. «О подготовке учащихся средней школы к выбору профессии». В ней были намечены некоторые исходные положения и принципы профориентации в советской школе, которая активно приступила в тот период к решению задач связи обучения и воспитания с жизнью, с производительным трудом. Профориентация рассматривалась как составная часть учебно-воспитательного процесса школы. «Особо подчеркивалась необходимость свободы выбора учащимися профессии, предполагающей знание соответствующей профессии и знание потребности в ней в данном экономическом районе и стране в целом» [44].
Развитие практики профориентационной работы продолжалось. В пер-вой половине 60-х годов во многих школах продолжает складываться опре-деленная система профессиональной ориентации учащихся. В некоторых городах и районах эта работа целенаправленно организуется органами народного образования. В 80-е годы появляется профессиональная адаптация – важное звено системы профориентации молодежи. Однако эта проблема еще не находилась в то время в поле активного внимания исследователей
Однако в 90-е года XX века ситуация изменилась. В 1991 г. вышел за-кон «О занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости. В 1992 г. вышел закон «Об образовании» и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации. В результате школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразование РФ от профориентации фактически отказалось, а в Минтруда РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»).
В настоящее время в связи с реформой образования, ядром которой является профильное обучение, наблюдается некоторое возрождение интереса к школьной профориентации. В ряде школ по инициативе родителей, директоров, педагогов и психологов возобновляется профориентационная работа.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267 с.
2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М.: МПСИ /Воронеж: МОДЭК, 1995. – 517 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 184 с.
4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
5. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. - СПб.: Питер, 1998. – 219 с.
6. Дубровина, И.В.Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубро-вина. - М.: Педагогика, 1989. – 169 с.
7. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1989. – 164 с.
8. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. – 113 с.
9. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвеще-ние, 1979. – 119 с.
10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
11. Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. - Чебоксары: Школа, 1988. – 301 с.
12. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова - М.: Тривола, 1995. – 360 с.
13. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.- Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с.
14. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петров-ский.- М.: Политиздат, 1982. – 255 с.
15. Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения/Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Ин-ститут практической психологии”, 1997.-80 с.
16. Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников . - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с.
17. Райгородский, Д.Я. Практикум по психодиагностике / Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2007. – 667 с.
18. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. – 269 с.
19. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я П. Коломинский. - СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
20. Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. - Л.: Ленинград, 1991. – 274 с.
21. Сафронова, Г.Я. Технический лицей - новая форма профессиональной подготовки молодежи / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. - 1991. - № 3 - С. 69-77.
22. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.
23. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. - Ярославль: ЯрГУ, 1991. – 173 с.
24. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с.
25. Шавир, Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Л.Ф. Шавир. - М.: Педагогика, 1980. – 99 с.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ