Четверг, 02.05.2024, 04:09
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

21269 Система работы образовательного учреждения с родителями учащихся

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6
1.1. Генезис развития отношений родителей и педагогов в российских образовательных учреждениях 6
1.2. Отношения родителей и педагогов с исторической точки зрения и современное состояние взаимоотношений 14
1.3 Виды семей 22
1.4 Основные способы решения проблемы работы с родителями 25
ГЛАВА II. СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 31
2.1 Особенности системы работы с родителями 31
2.2 Организация родительских собраний 37
2.3 Результаты работы педагогов с родителями 60
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 76
3.1 Методические рекомендации по улучшению системы работы учреждения с родителями 76
3.2 Разработка мер по повышению качества работы учреждения с родителями учащихся 80
3.3. Расчет полезности предлагаемых мер 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 103

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование и актуальность темы. В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта мира и общественной нравственности.
В новых социокультурных условиях постоянно происходят изменения в общественно-политическом устройстве государства. Эти изменения не обходят стороной и школу, находящуюся в процессе реформирования, прямо или косвенно влияют на все стороны учебно-воспитательного процесса. Возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными словами становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуть к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.
Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и учащихся.
В достижении этой цели роль педагога неизмеримо велика. На наш взгляд, современный педагог должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с родителями.
Однако, к сожалению, социальные, бытовые и материальные проблемы мешают педагогам в полной мере соответствовать этим требованиям.
Подготовка учителя к работе с родителями - актуальная и сложная задача. Решение ее предполагает обеспечение важного направления, выработку педагогического умения мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив, на достижение необходимых воспитательных результатов, умение интегрировать все виды воздействий в целенаправленный учебно-воспитательный процесс.
Создание в обществе единого морального влияния на подрастающее поколение надо рассматривать сегодня как одну из главных педагогических задач. Решение ее в значительной степени обеспечивается школой, а именно: активной организующей деятельностью педагогического коллектива, подготовленностью каждого учителя к ее осуществлению в работе с конкретным детским коллективом, с семьями и родителями. Анализ опыта работы школ, всевозрастающее внимание к вопросам семейного воспитания свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки учителя к работе с родителями.
Этими положениями диктуется вывод, что вследствие противоречий современная идеология требует переосмысления целей, подходов к воспитанию школьников.
Эти и другие положения «Педагогики нового времени» дают нам основания считать актуальной данную проблему.
Исходя из актуальности темы, были определены:
Объект исследования - психолого-педагогическая деятельность учителя в работе с родителями.
Предмет исследования - деятельность педагога по формированию коллектива между учащимися, родителями.
Цель исследования - выявить инновационные подходы в деятельности педагога, влияющие на организацию воспитательной работы с родителями учащихся в новых социокультурных условиях.
Гипотеза исследования основывается на предположении эффективной работы педагога с родителями учащихся при: условии учета современных условий и подходов; создание конкретных условий для раскрытия творческих способностей детей во взаимоотношениях с родителями, при направляющей роли учителя в достижении качества успеваемости учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Уточнить технологии воспитания и роль личности педагога в работе с родителями учащихся.
3. Выявить наиболее эффективные формы и методы организации деятельности педагога по внедрению инновационных подходов в работу с родителями по повышению творческой активности учащихся и повышения качества успеваемости учащихся.
Теоретическую основу данного исследования составили положения классиков педагогической мысли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, монографий ряда современных педагогов-ученых: Зимней И.А., Н.П. Иванова, Бондаревской Е.В. и другие, так как они нацеливают педагогов-практиков на гуманизацию педагогического процесса в сложных социокультурных условиях.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Генезис развития отношений родителей и педагогов в российских образовательных учреждениях
Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой объединяется многообразие отношений. В семье закладываются основы личности, физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества. [14; с. 30]
Концептуальные основы семьи:
- семья – открытое миру сообщество;
- взаимное уважение и любовь детей и родителей друг к другу;
- равноправие всех членов;
- уважение обычаев, этнических традиций;
- сотрудничество в семье (вместе и рядом);
- доверие друг к другу;
- добросовестное распределение ролей.
Основное воспитательное влияние в семье на ребенка оказывают:
• сама социальная макросреда семьи, в которой осуществляется приобщение учащегося к социальным ценностям и ролям;
• внутри- и внесемейная деятельность, бытовой труд, являющиеся одними из основных средств приобщения ребенка к будущей жизнедеятельности; [12; с. 45]
• собственно воспитательная деятельность родителей;
• средства массовой коммуникации.
Только хорошо продуманная система совместной работы педагогов и родителей, когда учебное заведение выступает педагогическим руководителем, создает прочную базу для взаимного, заинтересованного сотрудничества и способствует успешности обучения и воспитания. Конструктивное взаимодействие педагогов и родителей необходимо на всех этапах учебно-воспитательного процесса, но особенное значение оно приобретает в первый год обучения. Именно в первые дни пребывания учащихся в учебном заведении крайне важно создать положительный эмоциональный фон для взаимодействия с родителями.
Прежде всего, необходимо наладить постоянный обмен информацией об учащихся, что позволит предотвратить отклонения в их поведении. Можно предложить родителям анкету с целью выяснения характера семейного уклада, взаимоотношений в семье. [23; с. 147]
Очень важный аспект взаимодействия педагогов и родителей – единство позиций семьи и учебного заведения по следующим вопросам:
Ø охрана здоровья учащихся (невнимательное отношение родителей к режиму труда и отдыха своих детей является причиной трудностей в учебе, а пренебрежительное отношение самих учащихся к своему здоровью приводит к пропускам занятий);
Ø организация досуга учащихся (часто родители ограждают своих детей от домашних обязанностей, считая, что они должны только учиться, и не задумываются о том, что если учащийся свободное время проводит бесцельно, то рано или поздно это приведет к противоправным поступкам);
Ø позитивное отношение к людям;
Ø ответственное поведение;
Ø повышение общей и профессиональной культуры.
Взаимодействие семьи и учреждения образования значительно обогащает воспитательную атмосферу среды, раскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности в том случае, если взаимодействие протекает в целесообразных формах, которые изменчивы, подвижны и зависят от содержательной стороны контактов между родителями и учебным заведением. Современными формами взаимодействия куратора с родителями являются: [28; с. 86]
- Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые куратором по необходимости с привлечением специалистов по возникшей проблеме. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход должен быть таким: “Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?”
- Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах их детей). Допускается:
- извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в учреждении образования;
- поздравление с праздником открыткой, письмом, телеграммой;
- советы и пожелания по воспитанию учащихся;
- Психолого-педагогическое просвещение (Дни открытых дверей, Народные Университеты, читательские конференции, родительские лектории).
- Организация работы телефона доверия, по которому можно связаться с учебным заведением (куратором) в определенные дни и получить консультацию по интересующему вопросу.
- Проведение неформальных встреч родителей, учащихся, преподавателей (круглые столы, концерты).
- Организация совместной деятельности (привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников). [7; с. 43]
На современном этапе в работе с родителями важное значение имеет педагогический такт, требующего от куратора учета жизненного опыта родителей, их эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру учащегося. Поэтому в индивидуальных беседах с родителями тактично обсуждаются проблемы, важные для конкретного человека и его семьи. А участие в беседе самого учащегося позволит впоследствии избежать недоразумений и убедить его, что это не заговор против него, а проявление внимания и заботы о нем. Главное условие – доброжелательный тон, радость общения. [10; с. 44]
Актуальным остается взаимодействие учреждения образования и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости учащихся. Ведь учеба – главный труд учащегося. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости учащихся. Но к вопросам, связанным с успеваемостью и посещаемостью, нужно подходить предельно тщательно и осторожно. В арсенал куратора могут быть включены памятки родителям:
- «Как обеспечить учащимся успех в учебной деятельности».
- «Рекомендации преподавателей, работающих в группе».
- «Советы и рекомендации психолога».
- «Диагностика причин слабой успеваемости», информация о которой сообщается родителям в индивидуальном порядке или в обобщенной форме.
В основу любого общения куратора с родителями (будь то родительское собрание, индивидуальная или групповая консультация, или встреча с родителями по поводу проступка учащегося) должны быть включены пять обязательных элементов. Причем, отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы:
1. Выражение позитивного отношения к учащемуся: «что хорошего я могу сказать…», т.е. перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии учащегося, позитивных явлений в группе, характеристика пусть еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии учащегося, преодоление негативных явлений прошлого. [4; с. 97-99]
Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде всего – взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком, в котором много хорошего. И настрой родителей на педагога, внимательное восприятие его советов. В сознании родителей утверждается мысль: «Он (педагог) так же, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему можно доверить мои заботы и тревоги; вот кто мне может помочь». [16; с. 58-65]
2. Определение проблемы, которая может быть выражена в словах куратора: «но меня беспокоит…». И дальше – суть того негативного, ради чего встреча задумана. Причем важно выражать свое недовольство в форме беспокойствия (ведь мы оба любим, уважаем, ценим Вашего ребенка и в равной степени заинтересованы в решении его проблем). Такой подход обеспечивает атмосферу взаимоуважения, доброжелательности, заинтересованности в решении проблемы, принятие родителями информации о негативном в их сыне (дочери).
3. Выявление и анализ причин неприемлемого поведения учащегося. Необходимо проанализировать те обстоятельства, в которых имел место поступок, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания – процесс многофакторный. И для его нормального протекания необходимо создание гармоничной воспитывающей среды – усиление позитивных факторов и устранение отрицательных. Здесь важен союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность. [24; с. 45]
4. Поиск возможных вариантов решения возникшей проблемы. Выбор наиболее эффективных мер воспитательного воздействия на учащегося, группу в целом. Здесь куратор проектирует целую систему воспитательных мероприятий: кураторских часов, диспутов, встреч, походов и др. – для формирования устойчивого адекватного отношения учащегося к явлениям и проблемам, волнующих и учащихся и родителей.
5. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности учащегося или группы. Например, «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой)»; «Надо дать ему (ей) больше самостоятельности»; «К вашему сыну нужно повышать требования и в учебном заведении, и дома»; «Нужно переменить тактику строгости и уличения в мелочных проступках на доверие и незаметный для учащегося контроль» и т.д.
Эти пять элементов взаимодействия куратора и родителей постепенно меняют отношения, делают их более продуктивными, приводят к гармонии сторон в рамках педагогического треугольника (куратор - родители - учащиеся). [40; с. 34]
По-разному складываются отношения с родителями учреждения образования в целом и куратора в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и в конечном результате – эффективность воспитательного процесса, как учебного, так и домашнего. Но встречаются случаи, когда возникает конфликт между родителями и куратором (учебным заведением в целом). Анализируя причины и условия появления конфликтности в отношениях с родителями, куратор выявляет несколько моментов, которые образуют так называемую сложную совокупную причину. Знание ее позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющиеся или возникающие конфликты.
Выделяют причины объективные:
- различия уровня образования и культуры, мировоззрения, ценностных ориентациях;
- различия в уровне психолого-педагогической, этической, эстетической подготовленности к воспитанию и обучению детей;
- возрастные и половые различия педагога и родителей;
- однобокая, односторонняя информированность об учащемся (у родителей – из наблюдений в домашних условиях, у педагога – в системе общественных отношений); [33; с. 34]
- предъявление завышенных требований родителей к педагогу, педагога – к родителям;
- разница условий материальных и духовных, для реализации задач воспитания.
Различают и причины субъективного характера:
- личностные качества: особенности протекания психических процессов (ощущения, внимания, памяти), направленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, интересов), способностей, темперамента;
- история жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую позицию;
- сложившийся стереотип в понимании воспитания;
- недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия); [37; с. 2]
- вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания);

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Е. Рябов. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе? //Начальная школа - 2008 г. - № 4. - С. 27-30.
2. В.А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа - 2009 г. - № 3. - С. 60.
3. Г.П. Маркова. У нас в классе настоящие родители. // Начальная школа - 2008 г. - № 5. - С. 89-91.
4. Н.И. Семенистых. Родительские собрания в сельской школе. //Начальная школа - 2008 г. - № 2. - С. 97-99.
5. Г.В. Манышева. Дни открытых дверей для родителей. //Начальная школа - 2007 г. - № 1. - С. 105.
6. Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель - 2007 г. - № 1. - С. 94.
7. Луньков А. Почему родители боятся школы? //Классный руководитель. - 2007 г. - № 4. - С. 43.
8. Успенская И. Родительские собрания. Подростки и наркотики в современном мире. //Классный руководитель - 2008 г. - № 4. - С. 61.
9. Лунина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. //Воспитание школьников - 2006 г. - № 9. - С. 15.
10. Майотова В. Не повторяйте моих ошибок (для бесед с родителями). //Воспитание школьников - 2006 г. - № 5. - С. 44.
11. Сивова Т.В. Материалы к родительскому собранию в начальной школе //Завуч начальной школы - 2006 г. - № 1. - С. 103.
12. Рогачева А. Родительское собрание. «Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки». //Воспитание школьников - 2006 г. - № 10. - С. 45.
13. Фридман Л. Школа и родители //Классный руководитель - 2008 г. - № 5. - С. 39.
14. Меренков А. Школа и родители: проблемы взаимопонимания. - 2007 г. - № 5. - С. 30.
15. Артюхова .П. Семья и школа: поиски, находки. //Классный руководитель. - 2009 г. - № 5. - С. 54.
16. М.И. Рожков, Л.В. Байборода. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2007 г. - С. 58-65.
17. Н.М. Метенова. Работа с родителями на современном этапе развития образования. //Начальная школа. - 2008 г. - № 8. - С. 57-69.
18. Н.М. Метенова. Искусство хвалить (родительское собрание) //Начальная школа. - 2008 г. - № 10. - С. 66-73.
19. О.Н. Урбанская. Работа с родителями младших школьников. - М., 2006 г. С. 3-148.
20. Р.М. Капралова. Работа классного руководителя с родителями. - М., 2006. С. 34
21. Т.В. Воликова. Учитель и семья. - М., 2008. С. 26
22. Л.Я. Олифиренко. Спутник классного руководителя. - М., 2007. С. 3
23. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. Педагогическое творчество. - М., 2008. С. 147
24. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. - М., 2009. С. 45
25. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М., 2007. С. 38
26. Л.З. Красновский. Школа плюс родители. //Начальная школа. - 2009 г. - № 7. - С. 62.
27. Т.С. Тупицына. Как мы проводили родительские собрания. //Начальная школа. - 2008 г. - № 9. - С. 60.
28. А.И. Дмитренко. Организация совместного досуга родителей и детей. //Начальная школа. - 2009 г. № 8. - С. 86.
29. Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами. Т. 2. - М., 2007. С. 403.
30. Гукаленко О.В., Гуцу В.Ф. Инновационные подходы к реформированию системы воспитания в ПМР //Материалы Международной научно-практической конференции. - Тирасполь, 2009. С. 13.
31. Вторые славянские педагогические чтения. Тезисы докладов Международной конференции. - Тирасполь, 2007. С. 270.
32. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2007. С. 385
33. Гуткина Л.Д. Планирование и организация внешкольной работы в школе. М., 2008. С. 34
34. Белянина Л.Я. Как и для чего составляется психолого-педагогическая карта. //Классный руководитель. - 2006. – С. 3.
35. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики содружества. - Киев, 2008. С. 296
36. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2006. С. 185
37. Капустин А.П. Функциональные обязанности классного руководителя //Классный руководитель. 2007. – С. 2.
38. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Педагогика нового времени. Педагогика личности. От концепций до технологий: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2008. С. 45
39. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Педагогика нового времени. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание от формирования к развитию. - Ростов-на-Дону, 2007. С. 194
40. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 2009. С. 34
41. Горшакова Е.А. Работа классного руководителя с коллективом класса по ранней профилактике правонарушений учащихся. - Тамбов, 2009. С. 26
42. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Сост. Степанова Е.Н., Байбородова Л.В. и др. - М., 2007. С. 194
43. Воронов В.В. Технология воспитания. - М., 2006. С. 184
44. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы //Воспитание школьников. - 2006. № 6. - С. 21.
45. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 2009. С. 184
46. Куликова Л.Н. Современные подходы к воспитанию школьников. //Актуальные вопросы воспитания школьников в современных условиях. - Хабаровск, 2004. С. 174
47. Данилова С.В., Казанова Е.Н. Концепция эффективного воспитания //Классный руководитель. 2008. - № 2. - С. 12.
48. Жиряков А.А. О новых подходах к организации воспитательной работы //Классный руководитель. - 2007. - № 1. - С. 62.
49. Лузинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания //Народное образование. - 2007. № 4. - С. 174.
50. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии педагогического воспитания //Педагогика. 2007. № 1.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ