21269 Система работы образовательного учреждения с родителями учащихся
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6 1.1. Генезис развития отношений родителей и педагогов в российских образовательных учреждениях 6 1.2. Отношения родителей и педагогов с исторической точки зрения и современное состояние взаимоотношений 14 1.3 Виды семей 22 1.4 Основные способы решения проблемы работы с родителями 25 ГЛАВА II. СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 31 2.1 Особенности системы работы с родителями 31 2.2 Организация родительских собраний 37 2.3 Результаты работы педагогов с родителями 60 ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 76 3.1 Методические рекомендации по улучшению системы работы учреждения с родителями 76 3.2 Разработка мер по повышению качества работы учреждения с родителями учащихся 80 3.3. Расчет полезности предлагаемых мер 92 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99 ПРИЛОЖЕНИЯ 103
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование и актуальность темы. В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта мира и общественной нравственности. В новых социокультурных условиях постоянно происходят изменения в общественно-политическом устройстве государства. Эти изменения не обходят стороной и школу, находящуюся в процессе реформирования, прямо или косвенно влияют на все стороны учебно-воспитательного процесса. Возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными словами становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуть к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми. Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и учащихся. В достижении этой цели роль педагога неизмеримо велика. На наш взгляд, современный педагог должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с родителями. Однако, к сожалению, социальные, бытовые и материальные проблемы мешают педагогам в полной мере соответствовать этим требованиям. Подготовка учителя к работе с родителями - актуальная и сложная задача. Решение ее предполагает обеспечение важного направления, выработку педагогического умения мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив, на достижение необходимых воспитательных результатов, умение интегрировать все виды воздействий в целенаправленный учебно-воспитательный процесс. Создание в обществе единого морального влияния на подрастающее поколение надо рассматривать сегодня как одну из главных педагогических задач. Решение ее в значительной степени обеспечивается школой, а именно: активной организующей деятельностью педагогического коллектива, подготовленностью каждого учителя к ее осуществлению в работе с конкретным детским коллективом, с семьями и родителями. Анализ опыта работы школ, всевозрастающее внимание к вопросам семейного воспитания свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки учителя к работе с родителями. Этими положениями диктуется вывод, что вследствие противоречий современная идеология требует переосмысления целей, подходов к воспитанию школьников. Эти и другие положения «Педагогики нового времени» дают нам основания считать актуальной данную проблему. Исходя из актуальности темы, были определены: Объект исследования - психолого-педагогическая деятельность учителя в работе с родителями. Предмет исследования - деятельность педагога по формированию коллектива между учащимися, родителями. Цель исследования - выявить инновационные подходы в деятельности педагога, влияющие на организацию воспитательной работы с родителями учащихся в новых социокультурных условиях. Гипотеза исследования основывается на предположении эффективной работы педагога с родителями учащихся при: условии учета современных условий и подходов; создание конкретных условий для раскрытия творческих способностей детей во взаимоотношениях с родителями, при направляющей роли учителя в достижении качества успеваемости учащихся. В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи: 1. Изучить, проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме. 2. Уточнить технологии воспитания и роль личности педагога в работе с родителями учащихся. 3. Выявить наиболее эффективные формы и методы организации деятельности педагога по внедрению инновационных подходов в работу с родителями по повышению творческой активности учащихся и повышения качества успеваемости учащихся. Теоретическую основу данного исследования составили положения классиков педагогической мысли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, монографий ряда современных педагогов-ученых: Зимней И.А., Н.П. Иванова, Бондаревской Е.В. и другие, так как они нацеливают педагогов-практиков на гуманизацию педагогического процесса в сложных социокультурных условиях.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.1. Генезис развития отношений родителей и педагогов в российских образовательных учреждениях Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой объединяется многообразие отношений. В семье закладываются основы личности, физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества. [14; с. 30] Концептуальные основы семьи: - семья – открытое миру сообщество; - взаимное уважение и любовь детей и родителей друг к другу; - равноправие всех членов; - уважение обычаев, этнических традиций; - сотрудничество в семье (вместе и рядом); - доверие друг к другу; - добросовестное распределение ролей. Основное воспитательное влияние в семье на ребенка оказывают: • сама социальная макросреда семьи, в которой осуществляется приобщение учащегося к социальным ценностям и ролям; • внутри- и внесемейная деятельность, бытовой труд, являющиеся одними из основных средств приобщения ребенка к будущей жизнедеятельности; [12; с. 45] • собственно воспитательная деятельность родителей; • средства массовой коммуникации. Только хорошо продуманная система совместной работы педагогов и родителей, когда учебное заведение выступает педагогическим руководителем, создает прочную базу для взаимного, заинтересованного сотрудничества и способствует успешности обучения и воспитания. Конструктивное взаимодействие педагогов и родителей необходимо на всех этапах учебно-воспитательного процесса, но особенное значение оно приобретает в первый год обучения. Именно в первые дни пребывания учащихся в учебном заведении крайне важно создать положительный эмоциональный фон для взаимодействия с родителями. Прежде всего, необходимо наладить постоянный обмен информацией об учащихся, что позволит предотвратить отклонения в их поведении. Можно предложить родителям анкету с целью выяснения характера семейного уклада, взаимоотношений в семье. [23; с. 147] Очень важный аспект взаимодействия педагогов и родителей – единство позиций семьи и учебного заведения по следующим вопросам: Ø охрана здоровья учащихся (невнимательное отношение родителей к режиму труда и отдыха своих детей является причиной трудностей в учебе, а пренебрежительное отношение самих учащихся к своему здоровью приводит к пропускам занятий); Ø организация досуга учащихся (часто родители ограждают своих детей от домашних обязанностей, считая, что они должны только учиться, и не задумываются о том, что если учащийся свободное время проводит бесцельно, то рано или поздно это приведет к противоправным поступкам); Ø позитивное отношение к людям; Ø ответственное поведение; Ø повышение общей и профессиональной культуры. Взаимодействие семьи и учреждения образования значительно обогащает воспитательную атмосферу среды, раскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности в том случае, если взаимодействие протекает в целесообразных формах, которые изменчивы, подвижны и зависят от содержательной стороны контактов между родителями и учебным заведением. Современными формами взаимодействия куратора с родителями являются: [28; с. 86] - Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые куратором по необходимости с привлечением специалистов по возникшей проблеме. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход должен быть таким: “Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?” - Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах их детей). Допускается: - извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в учреждении образования; - поздравление с праздником открыткой, письмом, телеграммой; - советы и пожелания по воспитанию учащихся; - Психолого-педагогическое просвещение (Дни открытых дверей, Народные Университеты, читательские конференции, родительские лектории). - Организация работы телефона доверия, по которому можно связаться с учебным заведением (куратором) в определенные дни и получить консультацию по интересующему вопросу. - Проведение неформальных встреч родителей, учащихся, преподавателей (круглые столы, концерты). - Организация совместной деятельности (привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников). [7; с. 43] На современном этапе в работе с родителями важное значение имеет педагогический такт, требующего от куратора учета жизненного опыта родителей, их эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру учащегося. Поэтому в индивидуальных беседах с родителями тактично обсуждаются проблемы, важные для конкретного человека и его семьи. А участие в беседе самого учащегося позволит впоследствии избежать недоразумений и убедить его, что это не заговор против него, а проявление внимания и заботы о нем. Главное условие – доброжелательный тон, радость общения. [10; с. 44] Актуальным остается взаимодействие учреждения образования и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости учащихся. Ведь учеба – главный труд учащегося. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости учащихся. Но к вопросам, связанным с успеваемостью и посещаемостью, нужно подходить предельно тщательно и осторожно. В арсенал куратора могут быть включены памятки родителям: - «Как обеспечить учащимся успех в учебной деятельности». - «Рекомендации преподавателей, работающих в группе». - «Советы и рекомендации психолога». - «Диагностика причин слабой успеваемости», информация о которой сообщается родителям в индивидуальном порядке или в обобщенной форме. В основу любого общения куратора с родителями (будь то родительское собрание, индивидуальная или групповая консультация, или встреча с родителями по поводу проступка учащегося) должны быть включены пять обязательных элементов. Причем, отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы: 1. Выражение позитивного отношения к учащемуся: «что хорошего я могу сказать…», т.е. перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии учащегося, позитивных явлений в группе, характеристика пусть еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии учащегося, преодоление негативных явлений прошлого. [4; с. 97-99] Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде всего – взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком, в котором много хорошего. И настрой родителей на педагога, внимательное восприятие его советов. В сознании родителей утверждается мысль: «Он (педагог) так же, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему можно доверить мои заботы и тревоги; вот кто мне может помочь». [16; с. 58-65] 2. Определение проблемы, которая может быть выражена в словах куратора: «но меня беспокоит…». И дальше – суть того негативного, ради чего встреча задумана. Причем важно выражать свое недовольство в форме беспокойствия (ведь мы оба любим, уважаем, ценим Вашего ребенка и в равной степени заинтересованы в решении его проблем). Такой подход обеспечивает атмосферу взаимоуважения, доброжелательности, заинтересованности в решении проблемы, принятие родителями информации о негативном в их сыне (дочери). 3. Выявление и анализ причин неприемлемого поведения учащегося. Необходимо проанализировать те обстоятельства, в которых имел место поступок, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания – процесс многофакторный. И для его нормального протекания необходимо создание гармоничной воспитывающей среды – усиление позитивных факторов и устранение отрицательных. Здесь важен союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность. [24; с. 45] 4. Поиск возможных вариантов решения возникшей проблемы. Выбор наиболее эффективных мер воспитательного воздействия на учащегося, группу в целом. Здесь куратор проектирует целую систему воспитательных мероприятий: кураторских часов, диспутов, встреч, походов и др. – для формирования устойчивого адекватного отношения учащегося к явлениям и проблемам, волнующих и учащихся и родителей. 5. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности учащегося или группы. Например, «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой)»; «Надо дать ему (ей) больше самостоятельности»; «К вашему сыну нужно повышать требования и в учебном заведении, и дома»; «Нужно переменить тактику строгости и уличения в мелочных проступках на доверие и незаметный для учащегося контроль» и т.д. Эти пять элементов взаимодействия куратора и родителей постепенно меняют отношения, делают их более продуктивными, приводят к гармонии сторон в рамках педагогического треугольника (куратор - родители - учащиеся). [40; с. 34] По-разному складываются отношения с родителями учреждения образования в целом и куратора в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и в конечном результате – эффективность воспитательного процесса, как учебного, так и домашнего. Но встречаются случаи, когда возникает конфликт между родителями и куратором (учебным заведением в целом). Анализируя причины и условия появления конфликтности в отношениях с родителями, куратор выявляет несколько моментов, которые образуют так называемую сложную совокупную причину. Знание ее позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющиеся или возникающие конфликты. Выделяют причины объективные: - различия уровня образования и культуры, мировоззрения, ценностных ориентациях; - различия в уровне психолого-педагогической, этической, эстетической подготовленности к воспитанию и обучению детей; - возрастные и половые различия педагога и родителей; - однобокая, односторонняя информированность об учащемся (у родителей – из наблюдений в домашних условиях, у педагога – в системе общественных отношений); [33; с. 34] - предъявление завышенных требований родителей к педагогу, педагога – к родителям; - разница условий материальных и духовных, для реализации задач воспитания. Различают и причины субъективного характера: - личностные качества: особенности протекания психических процессов (ощущения, внимания, памяти), направленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, интересов), способностей, темперамента; - история жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую позицию; - сложившийся стереотип в понимании воспитания; - недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия); [37; с. 2] - вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания);
--------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. А.Е. Рябов. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе? //Начальная школа - 2008 г. - № 4. - С. 27-30. 2. В.А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. //Начальная школа - 2009 г. - № 3. - С. 60. 3. Г.П. Маркова. У нас в классе настоящие родители. // Начальная школа - 2008 г. - № 5. - С. 89-91. 4. Н.И. Семенистых. Родительские собрания в сельской школе. //Начальная школа - 2008 г. - № 2. - С. 97-99. 5. Г.В. Манышева. Дни открытых дверей для родителей. //Начальная школа - 2007 г. - № 1. - С. 105. 6. Бестужев-Лада И. Что делать родителям в школе? //Классный руководитель - 2007 г. - № 1. - С. 94. 7. Луньков А. Почему родители боятся школы? //Классный руководитель. - 2007 г. - № 4. - С. 43. 8. Успенская И. Родительские собрания. Подростки и наркотики в современном мире. //Классный руководитель - 2008 г. - № 4. - С. 61. 9. Лунина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. //Воспитание школьников - 2006 г. - № 9. - С. 15. 10. Майотова В. Не повторяйте моих ошибок (для бесед с родителями). //Воспитание школьников - 2006 г. - № 5. - С. 44. 11. Сивова Т.В. Материалы к родительскому собранию в начальной школе //Завуч начальной школы - 2006 г. - № 1. - С. 103. 12. Рогачева А. Родительское собрание. «Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки». //Воспитание школьников - 2006 г. - № 10. - С. 45. 13. Фридман Л. Школа и родители //Классный руководитель - 2008 г. - № 5. - С. 39. 14. Меренков А. Школа и родители: проблемы взаимопонимания. - 2007 г. - № 5. - С. 30. 15. Артюхова .П. Семья и школа: поиски, находки. //Классный руководитель. - 2009 г. - № 5. - С. 54. 16. М.И. Рожков, Л.В. Байборода. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2007 г. - С. 58-65. 17. Н.М. Метенова. Работа с родителями на современном этапе развития образования. //Начальная школа. - 2008 г. - № 8. - С. 57-69. 18. Н.М. Метенова. Искусство хвалить (родительское собрание) //Начальная школа. - 2008 г. - № 10. - С. 66-73. 19. О.Н. Урбанская. Работа с родителями младших школьников. - М., 2006 г. С. 3-148. 20. Р.М. Капралова. Работа классного руководителя с родителями. - М., 2006. С. 34 21. Т.В. Воликова. Учитель и семья. - М., 2008. С. 26 22. Л.Я. Олифиренко. Спутник классного руководителя. - М., 2007. С. 3 23. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. Педагогическое творчество. - М., 2008. С. 147 24. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. - М., 2009. С. 45 25. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М., 2007. С. 38 26. Л.З. Красновский. Школа плюс родители. //Начальная школа. - 2009 г. - № 7. - С. 62. 27. Т.С. Тупицына. Как мы проводили родительские собрания. //Начальная школа. - 2008 г. - № 9. - С. 60. 28. А.И. Дмитренко. Организация совместного досуга родителей и детей. //Начальная школа. - 2009 г. № 8. - С. 86. 29. Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами. Т. 2. - М., 2007. С. 403. 30. Гукаленко О.В., Гуцу В.Ф. Инновационные подходы к реформированию системы воспитания в ПМР //Материалы Международной научно-практической конференции. - Тирасполь, 2009. С. 13. 31. Вторые славянские педагогические чтения. Тезисы докладов Международной конференции. - Тирасполь, 2007. С. 270. 32. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2007. С. 385 33. Гуткина Л.Д. Планирование и организация внешкольной работы в школе. М., 2008. С. 34 34. Белянина Л.Я. Как и для чего составляется психолого-педагогическая карта. //Классный руководитель. - 2006. – С. 3. 35. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики содружества. - Киев, 2008. С. 296 36. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2006. С. 185 37. Капустин А.П. Функциональные обязанности классного руководителя //Классный руководитель. 2007. – С. 2. 38. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Педагогика нового времени. Педагогика личности. От концепций до технологий: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2008. С. 45 39. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Педагогика нового времени. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание от формирования к развитию. - Ростов-на-Дону, 2007. С. 194 40. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 2009. С. 34 41. Горшакова Е.А. Работа классного руководителя с коллективом класса по ранней профилактике правонарушений учащихся. - Тамбов, 2009. С. 26 42. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Сост. Степанова Е.Н., Байбородова Л.В. и др. - М., 2007. С. 194 43. Воронов В.В. Технология воспитания. - М., 2006. С. 184 44. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы //Воспитание школьников. - 2006. № 6. - С. 21. 45. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 2009. С. 184 46. Куликова Л.Н. Современные подходы к воспитанию школьников. //Актуальные вопросы воспитания школьников в современных условиях. - Хабаровск, 2004. С. 174 47. Данилова С.В., Казанова Е.Н. Концепция эффективного воспитания //Классный руководитель. 2008. - № 2. - С. 12. 48. Жиряков А.А. О новых подходах к организации воспитательной работы //Классный руководитель. - 2007. - № 1. - С. 62. 49. Лузинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания //Народное образование. - 2007. № 4. - С. 174. 50. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии педагогического воспитания //Педагогика. 2007. № 1.