Четверг, 02.05.2024, 12:35
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

21290 Исследование зрительного восприятия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 7
1.1.Проблемы зрительного восприятия 7
в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста 11
1.3. Современное состояние изучения восприятия детей 18
с интеллектуальной недостаточностью 18
1.4. Изобразительная деятельность как средство психологического развития детей дошкольного возраста 28
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Экспериментальные исследования зрительного восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью 40
2.1. Цель, задачи и база исследования 40
2.2. Методология констатирующего эксперимента 41
2.2.1. Содержание эксперимента 41
2.2.2. Организация исследования 42
2.2.3.Критерии оценки 43
2.2.4. Характеристика испытуемых 44
2.3. Особенности зрительного восприятия детей с ЗПР 45
2.4. Сравнительный анализ результатов 46
2.5. Анализ результатов 47
2.6. Изобразительные игры и упражнения для развития зрительного 49
восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 49
Выводы по Главе 2 58
Заключение 60
Библиография 64

Введение

Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме обучения аномальных детей обусловлена рядом обстоя-тельств. Во-первых, в последние годы в России непрерывно увеличивается количество детей с различными нарушениями в психическом и физическом развитии, что приводит к созданию специальных учреждений и программ для их обучения. Во-вторых, недостаточно разработана теория и практика обучения таких детей и их развития. В-третьих, расширение сети специальных учреждений, приводит к тому, что воспитатели, учителя пытаются руководить процессом обучения и развития без должного организационного, теоретического и методического обеспечения.
В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает разработка проблемы управления психическим развитием ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии во главу угла следует, очевидно, ставить задачу управления психическим развитием. Эта задача имеет огромное значение, и оно возрастает при наличии отклонений и недоразвитии психических функций у аномальных детей в тех случаях, когда многочисленные психогенные факторы утрачивают свое значение и становится необходимым управление компенсаторными процессами.
Такое управление возможно и, что еще более важно, это поможет сбли-зить пути развития аномальных и нормальных детей. Такой подход будет способствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграции в обществе зрячих. В основе такого утверждения лежит высказанная еще в начале века идея известного русского дефектолога Г.И.Трошина, согласно которой, между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одним и тем же закономерностям.
Успех развития и социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в большей степени зависит от своевременного предупреждения отклонений в их психическом развитии (Феоктистова 1987, 45). Этот вопрос тесно связан с проблемой развития зрительного восприятия (обучения видению) слабовидящих детей. Практика обучения аномальных детей свидетельствует о том, что раннее педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное воздействие первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления.
Система педагогической работы по развитию зрительного восприятия в дошкольном возрасте разработана достаточно полно. В трудах Л.И.Солнцевой, Л.П.Григорьевой, Л.А.Венгер, Л.И.Плаксиной и др. указывается на то, что эффективность коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей во многом определяется скоординированностью психолого-педагогической и лечебно- восстановительной работ, что позволяет обеспечить воздействие на все стороны зрительного восприятия как психического процесса.
Теоретические подходы к вопросу формирования и развития зрительного восприятия могут быть найдены в ставших классическими работах отечественных педагогов и психологов.
Под руководством С.М. Рубинштейна исследованы особенности различных видов восприятия, том числе и зрительного) в процессе активного ознакомления с предметами. Б.Г.Ананьев подверг специальному изучению роль практики в развитии процесса восприятия. Он показал, что возрастные особенности (психических процессов) существенным образом зависят от особенностей деятельности, которая приобретает доминирующее значение на данной ступени развития.
Деятельностный подход к формированию психических процессов опре-делили так же и другие ученые (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, Л.П.Григорьева, Л.А.Венгер и др.) (Плаксина 1999, 20).
Уже Л.С. Выготский безоговорочно назвал восприятие - деятельностью. Этой деятельностью является движение глаз. С помощью двигательной системы восприятия осуществляется “сложный процесс объединения многих наличных раздражении и воспроизводимых образов в одно целое“ (Выготский 1997, 72).
Это отмечали так же А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В.Запорожец, И.М. Соловьев, И.М. Сеченов. П.П. Блонский (Блонский 1964, 101-105), А.В.Запорожец (Запорожец 1986, 50-65) отмечали осмысленность процесса восприятия.
Повышение ее уровня путем подведения ребенка к пониманию связи внешних - свойств предметов с внутренними, скрытыми свойствами, что внешнее качество может служить определенным показателем скрытого, внут-реннего свойства предмета, объекта.
Истоки системного подхода к изучению зрительного восприятия содер-жатся в теоретической концепции Л.С. Выготского о комплексном и многоплановом характере развития человеческой психики, в котором сочетаются процессы биологического созревания и обучения (усвоения общественного опыта). О развитии зрительного восприятия в процессе приобретения жизненного опыта и обучения говорят многие отечественные авторы С.В. Сташевский, А.В.Запорожец, А.И.Каплан, Л.П.Григорьева, С.И.Кондратьева, Л.И.Плаксина и др., а так же и зарубежные Э.Гибсон, А.Р. Лурия, Дж. Брунер, Р.Грегори, Дж. Хохберг.
На значение контакта с окружающей средой, воздействующей на ор-ганы чувств ребенка для нормального психического развития указывал Р.Л.Грегори. Исследователями получены факты, свидетельствующие о том, что, обучая детей обобщенным способам исследования предметов с применением специальных разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Л.А.Венгер, В.Запорожец, А.П.Усова).
Влияние установки, эмоционального состояния, возникающих в связи с задачей, которую решает ребенок в процессе своей деятельности на особен-ность восприятия объектов, изучалось А.В.Запорожец, Д.Н.Узнадзе, Б.Б. Коссов. В современной психологии исследования перцептивной деятельности позволили существенно продвинуться в понимании механизмов порождения зрительных образов (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.П.Зинченко) и особенно в изучении развития перцепции (А.В.Запорожец, Л.А. Венгер). Исходя из актуальности проблемы, мы предполагаем, что специальная, организованная работа по обучению детей обобщенным способам зрительного восприятия, с применением специально разработанных систем сенсорных эталонов, способствует повышению уровня зрительного восприятия.
Объектом нашего исследования является процесс зрительного восприятия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Предметом исследования является особенности процесса зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Целью дипломной работы является изучение особенностей процесса зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к понятию восприятия в современной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить виды и основные свойства восприятия.
3. Выявить особенности развития процесса восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
4. Экспериментально исследовать эффективность способов коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.


Глава 1. Теоретические основы изучения зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

1.1.Проблемы зрительного восприятия
в психолого-педагогической литературе

Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности. В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях.
В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях. Наиболее распространенными формами нарушения зрения являются аномалии рефракции.
За последнее время получила значительное распространение миопия (близорукость), кроме того, существует гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. Среди других глазных патологий следует назвать катаракту, атрофию зрительных нервов, глаукому, ретинопатию и др. Значительную группу детей охватывает такое заболевание, как косоглазие и амблиопия.
«При всех глазных патологиях чаще всего поражается центральное зрение - острота зрения, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия. Чтение и письмо в условиях снижения остроты зрения значительно осложняются» (Плаксина 1999, 5).
Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий, появляются навязчивые стереотипные движения: раскачивание головы, туло-вища, размахивание руками. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью.
В зависимости от структуры зрительного дефекта, времени его возникновения, своевременности его выявления и организации соответствующей медико-психолого-педагогической коррекционно-компенсаторной помощи. Уровень отклонений в психофизическом развитии может проявляться по-разному. Для правильной организации вышеуказанной помощи необходимо знать, какие функции выпадают из акта зрения.
Одной из ведущих функций зрения и зрительного является стимульно-различительная, направленная на активное взаимодействие с окружающим миром на уровне ориентировочной деятельности для установления контакта. Стимульно-различительная функция зрительного восприятия проявляется как побуждение, активизация всех психофизиологических механизмов и вступление в контакт с окружающим миром.
В результате перцептивных действий выделяются «качественные харак-теристики в предмете, и затем перцептивная информация поступает в зрительные центры, стимулируя мозг к аналитико-синтетической деятельности» (Плаксина 1999, 6-8).
Следующей весьма важной функцией является аналитико-синтетическая сторона зрительного восприятия, когда осуществляется анализ на основе сен-сорных эталонов, узнавание предметов и явлений окружающей среды. Процесс анализа и синтеза, воспринимаемых признаков и свойств окружающей действительности является одной из ведущих и основных функций зрения. При отсутствии возможности анализировать с помощью зрения, появляется тенденция к обеднению чувственного опыта. Информационно-познавательное значение зрения и зрительного восприятия, проявляющееся в систематизации, упорядочении анализируемой информации сообразно имеющимся образам мышления и памяти.
Информационно-познавательный процесс зрительного восприятия можно определить как процесс соотнесения предъявленного объекта с зафиксированным в памяти образом, эталоном этого объекта или предмета. «Информационно-познавательная роль зрения проявляется как средство для формирования знаний, навыков и умений пользоваться зрительной информацией при практической ориентации в окружающем мире и осуществлении различных видов деятельности» (Плаксина 1999, 15-18).
Выделение данных функций зрения и зрительного восприятия связано с недостаточностью их проявления у детей с нарушением зрения, так как известно, что качество предметного действия зависит от общего типа ориентировки ребенка в предмете, состояния анализирующих способностей зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения и уровнем навыков обследования предмета.
Четкое представление функциональных свойств зрительного восприятия и установление своеобразия развития его у детей с нарушением зрения, позволяет дать наиболее достоверную и доказательную информацию, обеспечивающую целесообразный подход к осуществлению коррекционной работы по преодолению зрительной депривации.
Умение детей использовать свое зрение в соответствии с его состоянием во многом предопределит успешность их социальной адаптации, другими словами, умение детей использовать свое зрение, знания, навыки и умения в соответствии с условиями, в которых ребенок оказывается при решении различных задач в тех или иных видах деятельности.
Развитие пространственных представлений у детей является важной ча-стью умственного развития, так как на их основе формируется умение практически ориентироваться в пространстве, развивается пространственное мышление, способность понимать пространственные отношения.
В дошкольном возрасте у детей в основном складываются элементарные представления о пространстве. Они необходимы ребенку для успешного овладения знаниями при изучении природоведения, географии, рисования, черчения и других предметов.
Понимание детьми отношений предметов и объектов в пространстве проходит через несколько последовательных этапов, характеризующихся различной степенью осознанности пространственных признаков, свойств и отношений. Экспериментальное изучение особенностей развития пространственных представлений у детей с нарушением зрения показали, что у них имеются особенности и сложности усвоения пространственной ориентации (Плаксина 1999, 25).
В зависимости от характера и степени зрительных патологий надо рас-сматривать трудности зрительной ориентации и специфику различных отклонений в развитии ребенка. «Даже при одной и той же остроте зрения, но при различных клинических формах нарушения и аномалиях развития органа зрения, возможности ребенка к зрительному восприятию и развитию других высших форм познавательной деятельности различны» (Плаксина 1999, 38).
Поэтому при существующих общностях психофизического развития детей с нарушениями зрения нужно говорить не только о типологических видах отклонений, но и индивидуальных. Не следует, однако, забывать и о том, что характер отклонений в развитии психики определяется не только степенью, но и временем возникновения дефекта.
Чем раньше появляется сенсорный дефект, тем большие сложности и трудности возникают у ребенка при ориентации в окружающем. Это подчеркивает необходимость раннего выявления дефекта и обеспечения на основе знаний о степени его выраженности, характере, структуре и возможных влияниях на психическое развитие ребенка, проведение коррекционного лечения, воспитания и обучения .
Знание особенностей сенсорного развития детей с нарушением зрения необходимо для того, чтобы правильно организовать условия для систематического упражнения и совершенствования сенсорной сферы ребенка и его всестороннего развития и воспитания.


1.2. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста

Зрительное восприятие  это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Зрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия (Метиева, Удалова 2009, 41-42).
Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень. Как показывают исследования, формирование любого уровня зрительного отражения у детей с интеллектуальной недостаточностью нарушено (Э. С. Бейн, К. И. Вересотская и др.).
Кратко характеризуя основные нарушения, отметим, что зрительные образы у таких детей обедненные, часто деформированные и неустойчивые. Дети с интеллектуальной недостаточностью с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут упустить важные детали (например: ручные часы - без винтика); не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки.
В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, у них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности. У детей с интеллектуальной недостаточностью зрительные представления значительно отличаются от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Представления, возникшие у таких детей без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Библиография

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,1984. - 64 с.
2. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.,1968. - 333 с.
3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 304 с.
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
5. Белопольская Н.Л., Лубовский В.И. Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4.
6. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 1964. - 547 с.
7. Богуславская З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста//вопросы психологии, 1961.-№3.
8. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. - 418 с.
9. Веккер Л.М. Психологические процессы. В 2-х т. - М., 1974. - 325 с.
10. Величковский Б.М. Психология восприятия. - М.,1973. - 133 с.
11. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982. - 336 с.
12. Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии.-1983.-№ 2.- 43-50 с.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение,1973. - 173 с.
14. Воспитание и обучение слепого дошкольника/Под ред. Л.И.Солнцевой. - М.: Просвещение, 1967. - 389 с.
15. Восприятие и деятельность./ Под ред. А.Н. Леонтьева. - М.: МГУ, 1964. - 550 с.
16. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Лекции по психологии. - СПб: СОЮЗ,1997. - 321 с.
17. Головина Т.Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков //Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1980. - 176 с.
18. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся школ слепых и слабовидящих детей. - Уфа, 1996. - 440 с.
19. Дети с глубокими нарушениями зрения. Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1967.- 166 с.
20. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 63 с.
21. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. Справочно-методическое пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.
22. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 112 с.
23. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т.-Т.1. - М.:Просвещение,1986. - 296 с.
24. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
25. Зрительное восприятие. Под ред. П.А. Шеварева. Вып.1. - М.: Просвещение, 1964. - 159 с.
26. Каплан А.И., Морозова Н.Г. Если ребенок плохо видит. - М.: Педагогика,1969. - 244 с.
27. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. - М.: Изд-во МГУ,1978. - 163 с.
28. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация, 2002. - 192 с.
29. Коломинский Я.И. Учителю о психологии детей 6-его возраста. - М.: Просвещение,1988. - 190 с.
30. Косминская В.Б. и др. “Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду“ М., «Просвещение», 1977 г. - 255 с.
31. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. - М.: Изд-во “Наука“,1974. - 320 с.
32. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение,1990. - 320 с.
33. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х.-Т.2. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.
34. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). - М.: Изд-во МГУ,1980. - 136 с.
35. Литвак Г.А. Тифлопсихология. - М.: Просвещение,1985. - 208 с.
36. Ломов Б.Ф. Вопросы общей педагогики и инженерной психологии. - М.: Педагогика,1991. - 295 с.
37. Лубовский В.И. Специальная психология, 2006 г, - 464 с.
38. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
39. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. Материалы по курсу лекций по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 320 с.
40. Люблинская С.Н. Учителю о психологии младшего школьника. - М.,1977. - 402 с.
41. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
42. Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А.В. Запорожца. - М.,1980. – 272 с.
43. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: РАОИКП, 1999. - 54 с.
44. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика,1973.- 424 с.
45. Саккулина Н.П., Т.С.Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
46. Соловьев И.М. К психологии осязательного восприятия. «Тезисы докладов на совещании по вопросам психологии познания 20-22 мая 1957 года». АН СССР. Ин-т философии. Сектор психологии. М., 1957.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - М.,1997. – 736 с.
48. Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. - М.,1987. - 191 c.
49. Эльконин Ф.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.,1995.- 432 с.
50. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. (Под ред. Ж.И. Шиф). М., 1972. - 356 с.
51. Шошин П.Б. Метод экспертных оценок: Учеб. пособие / П. Б. Шошин ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. Психологии – 79 с.
52. Ярбус А.А. Роль движений глаз в процесе зрения. - М.,1965. – 166 с.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ