Четверг, 02.05.2024, 14:46
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

21342 Гражданское воспитание в начальной школе

Содержание

Введение 3
Глава 1.Гражданское воспитание в системе образования российской школы. 6
1.1 Разработка вопросов гражданского воспитания 6
1.2 Гражданское воспитание в системе школьного образования 11
1.2.1 Цели и задачи гражданского воспитания 11
1.2.2 Содержание гражданского воспитания 14
1.2.3.Методы и формы гражданского воспитания. 16
Глава 2 Правовое воспитание в начальной школе. 19
2.1 Цели и задачи правового воспитания в начальной школе 19
2.2 Интегрированные курсы правового воспитания и образования в начальной школе 21
Глава 3. Изучение и повышение уровня правовой грамотности учащихся 4 класса МОУ № 31 39
Заключение 41
Библиография. 43
Приложение 1 46
Приложение 2 47
Приложение 3 51
Приложение 4 53

Введение

Воспитание наряду с обучением является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно- нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.
В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально- ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служит единой цели: целостному развитию личности школьника.
Гражданское воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач современной школы. Это закономерно, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль гражданских начал.
Роль образования и воспитания учащихся на современном этапе развития России определяется ее задачами перехода к демократическому правовому государству.
Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебно – воспитательного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения школой воспитательных задач. Усиление воспитывающей функции учебных дисциплин согласуется со стратегией модернизации школьного образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования.
Одной из важнейших социально политических задач является формирование гражданского общества. Процесс этот тесно связан с формированием правовой системы в стране, демократическим обновлением законодательства как правовой основы деятельности гражданского сообщества.[11]
Условием успешности осуществляемой правовой реформы является формирование гражданского самосознания, конструктивных способов гражданско – правового взаимодействия человека с государством. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие чувством развитой ответственности за судьбу страны.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется следующими факторами:
• социальный заказ общества, т.е. необходимо воспитать граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности;
• нарастание негативных явлений: бездуховности, вандализма, социальной незащищенности граждан, пропаганды насилия в средствах массовой информации;
• общая направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности.
Это отражается в ряде документов:
- Конституция РФ;
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (от 29 декабря 2001 года № 1756).
- «Программа развития воспитания в системе образования в России».
-«Программа гражданского образования и изучения Конституции Российской Федерации» (от 6 февраля 1995 № 151/11);
-«Программа повышения правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса» (от 7 марта 1995 № 385/11);
-«Программа гражданско-правового образования учащихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (от 19 марта 1996 № 391/11).
Изучение этой проблемы поможет мне в реализации гражданского воспитания в начальной школе.
Цель выпускной квалификационной работы: определить место гражданского воспитания в системе начальной школы.
Из этого следуют задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить педагогическую литературу, раскрывающую проблему гражданского воспитания;
2. Определить цели, задачи, содержание, методы и формы гражданского воспитания в начальной школе;
3. Выявить цели и задачи правового воспитания как одного из разделов гражданского воспитания в начальной школе;
4. Обобщить опыт работы учителей начальной школы по правовому воспитанию.
5. Выявить и повысить уровень представлений и понятий учащихся в сфере правового воспитанности.
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс младших школьников.
Предмет исследования: гражданское воспитание младших школьников.
Гипотеза: если учитель будет реализовывать систему гражданского воспитания в школе, то это повлияет на формирование личности, у которой сформируется своя позиция гражданина РФ.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических работ по гражданскому воспитанию; изучение уровня гражданского воспитания младших школьников; проведение урочных и внеурочных форм гражданского воспитания

Глава 1.Гражданское воспитание в системе образования
российской школы.
1.1 Разработка вопросов гражданского воспитания
Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В античной философии оно связано с именами Платона, Аристотеля, Сократа.
Рассмотрим подробнее цели и задачи гражданского воспитания в Древней Греции.
Воспитание в Лаконии – Спарте осуществляло государство, оно ставило задачу готовить из детей спартиатов-воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед государственных руководителей с молодежью, в которой они рассказывали о стойкости и мужественности предков в борьбе с врагами Отечества, о героях. [15]
Сократ (469 – 399 до н.э.) – философ – идеалист. Он считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.
Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.) – ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существовали нераздельно. По Аристотелю, существовало 3 вида души, которым соответствуют 3 стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное.
Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души – разумной и волевой. Природа тесно связала 3 вида души, и в воспитании люди должны следовать за природой, тесно связывать физическое, нравственное и умственное воспитание.
В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум – таковы три источника нравственного воспитания. [15]
Ян Амос Коменский (1592 – 1670 г.г.) разрабатывал проблемы воспитания и образования. По его мнению, имеются три задачи воспитания:
1) познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);
2) управление собой (нравственное воспитание);
3) стремление к Богу (религиозное воспитание).
Я.А.Коменский оценивал роль воспитания очень высоко, так как «человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте – в детстве».[20]
Следуя Платону, Сократу, Аристотелю, «кардинальными» добродетелями считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Мужество – это добродетель, включающая такие черты, как самообладание, выносливость, готовность принести пользу, когда того требует время и обстоятельства, выполнение долга и др.
Г.Кершенштейнер (1854- 1932) – немецкий педагог. Он выступил с идеей «гражданского воспитания» и «трудовой школы». По его мнению, школа «должна быть полностью поставлена на службу Германии».
Это воспитание должно научить детей безусловному повиновению государству. «Необходимо применять политическое воспитание, внушающее учащимся понимание задач государства, сознание вытекающего отсюда гражданского долга и любовь к Отечеству». Под этим он понимал повиновенческое воспитание детей. [21]
Оригинальным русским педагогическим сочинением ХII в. является «Поучения Князя Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель давал детям советы, как жить, призывал их любить Родину, защищать ее от врагов, быть гуманным, отзывчивым к людям.
Позже в российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева (1749 – 1802 г.г.), В.Г.Белинского (1811-1848), Н.Г.Чернышевского (1828-1889), Н.А.Добролюбова (1836 – 1861), А.И.Герцена (1812-1870), и др.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) - гениальный критик, обладал неиссякаемой страстной любовью к Родине, русскому народу, непоколебимо верил в лучшее будущее России. Любовь к стране сочеталась у него с глубоким уважением к другим народам. «Общее, - писал он, - проявляется только в частном. Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».
Он разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания, заклеймив всякое проявление национализма. «Да будет проклята вся народность, исключающая из себя человечность». Он считал человечество дружной семьей народов, стремящейся к прогрессу, к лучшему общественному строю. В.Г.Белинский говорил: «Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, а человека, который мог впоследствии быть и тем, и другим, не переставая быть человеком». [20, с. 97]
Из разработанной им теории народности литературы В.Г.Белинский сделал выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к Родине. «Нужно сделать русский язык и отечественную литературу важнейшим предметом обучения». В творчестве А.С.Пушкина (1799-1837), А.И.Крылова (1769 - 1844), Н.В.Гоголя (1809 - 1852) и других великих писателей России В.Г.Белинский видел яркое проявление русской народности и благородного патриотизма.
В основе педагогической системы великого русского педагога К.Д.Ушинского (1824 – 1870) лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божее на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал К.Д.Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857) .[21, с.112]
Там же он дал анализ воспитания в духе народности с характеристиками тех черт, которые исторически сложились у разных народов.
К.Д.Ушинский подчеркивает, что одна из характерных черт воспитания русского народа – «развитие у детей патриотизма, глубокой любви к Родине», т.к. лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен родной язык; обучение в начальной школе должно также хорошо знакомить с русской историей, географией, природой России.
К.Д.Ушинский указывал, что «русский народ проявлял и проявляет большую любовь к Родине, доказав ее подвигами в борьбе с польскими интервентами, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853-1855 г.г» [21, с.114].Однако это чувство, «пробуждающееся по временам с истинно львиной силой», вспыхивает у людей лишь порывами, когда Родине угрожает опасность. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданином своего общественного долга.
Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед Родиной, приучить их ставить общие интересы выше своих.
К.Д.Ушинский считал, что «человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит», поэтому он определяет воспитание как «целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности».
Среди различных сторон воспитания главное место должно отводиться воспитанию нравственности. Он писал: «…мы смело высказываем убеждение, что нравственное влияние составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума в общем, наполнение «головы» познаниями». [35]
Нравственное воспитание, по мнению, К.Д.Ушинского, должно формировать в ребенке гуманность, честность и правдивость, чувство ответственности и собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.
Воспитание патриотизма, беззаветной любви к Родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой К.Д.Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системой – народностью. Любовь к Родине – это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного в дурном человеке остается последним.
Советская педагогика рассматривала вопросы воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданина» обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности Павлышской школы по гражданскому воспитанию.[31]
Особое место в этой работе уделяется формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, общественных организаций на воспитание гражданственности.
Таким образом, воспитание гражданина уходит своими корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Оно актуально и в наше время.

1.2 Гражданское воспитание в системе школьного образования
1.2.1 Цели и задачи гражданского воспитания
Цель воспитания - это то, к чему оно стремится. Цель – это будущее, на достижение которого направляются главные усилия. Любое воспитание – от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ – всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, гражданскому, правовому, физическому и др. развитию личности, всемерно раскрывать его творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Цель воспитания как система распадается на составные части – общие и конкретные задачи. [11с. 35]
Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания включает следующие большие задачи:
1. умственное (интеллектуальное) воспитание;
2. физическое;
3. трудовое;
4. нравственное;
5. эстетическое.
Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных задач и экономического, экологического, гражданского и др. воспитания.
Выделенные задачи настолько обширны, что составляют отдельные пласты педагогической теории и практики.
Охарактеризуем цели и задачи гражданского воспитания. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе личную свободу и уважение государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств. Н.И.Дереклеева подчеркивает, что «целью деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин» является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регулятора поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством». [12, с. 38]
«Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно – политической жизни школы, местных сообществ».[30, с.13]
Таким образом, гражданское воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является правовое и нравственное воспитание.
Из целей гражданского воспитания следуют его задачи:
• воспитание нравственного сознания, прочных нравственных убеждений;
• воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям;
• обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
• формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
• формирование гуманистического мировоззрения, способного к познанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Реализация целей и задач гражданского воспитания возможна в общеобразовательном учреждении лишь при наличии целостной системы воспитания, которая включает 3 этапа, соответствующих периодам:
• начальной школы (1-4 класс);
• основной школы (5-9 классы);
• полной средней общей школы (10-11 классы).
Целостность системы обеспечивается единством правовых и нравственных идей, преемственностью гражданского воспитания на каждом из этапов.

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Заключение
Гражданское воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Воспитание гражданина уходит своими корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе личную свободу и уважение государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство патриотических чувств
Из целей гражданского воспитания следуют его задачи:
• воспитание нравственного сознания, прочных нравственных убеждений;
• воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям;
• обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
• формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
• формирование гуманистического мировоззрения, способного к познанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Реализация целей и задач гражданского воспитания возможна в общеобразовательном учреждении лишь при наличии целостной системы воспитания, которая включает 3 этапа, соответствующих периодам:
• начальной школы (1-4 класс);
• основной школы (5-9 классы);
• полной средней общей школы (10-11 классы).
Целостность системы обеспечивается единством правовых и нравственных идей, преемственностью гражданского воспитания на каждом из этапов.
Гражданственность является стержневым качеством любого человека. Она сочетает в себе как патриотизм, так и правовую воспитанность личности.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы гражданского воспитания.
Зная цели, задачи, содержание, методы и формы гражданского воспитания, педагог может вести целенаправленную работу гражданского воспитания обучающихся.
Осуществление целей гражданского воспитания требует системного подхода в плане интеграции урочной и неурочной деятельности. Весь образовательный процесс призван служить гражданской социализации личности.
Проблема повышения гражданской воспитанности школьников сложна и многообразна. Лишь систематическое воспитание с начала поступления ребенка в школу позволит вырастить истинного гражданина страны.
Воспитание гражданина актуально в наше время. Реализация системы гражданского воспитания в школе влияет на формирование личности, у которой формируется своя позиция гражданина РФ. Интегрированные курсы гражданского и правового образованию и воспитания уже в начальной школе позволяют воспитывать человека, знающего свои гражданские права и обязанности, любящего Родину.

Библиография.
1. Азбука нравственного воспитания./ Под ред. И.А.Каирова.- М.; Просвещение, 1975.
2. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека: - М.; Вита-Пресс, 1995.
3. Аронов А.А. Военно-патриотическое воспитание.- М., Просвещение, 1989.
4. Баранов С.П. и др. Педагогика. - М.; Просвещение, 1987.
5. Всемирная история: эллинистический период. том 4. – М.: Литература, 1997.
6. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика.-М.: Педагогика, 1980.
7. Гаврилов Э.П., Гуреев В.И. Основы правовых знаний: Учебное пособие для вузов: Под общ. ред. З.Г.Крыловой – М.: Экономика, 1996.
8. Голикова Н.И. Из опыта правового обучения и воспитания учащихся // Начальная школа. - 2001. - N7.-С.14-19
9. Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа. - 2001. - N7.-С.3-8
10. Горбунов Л.М. Ответы на незаданные вопросы, или Давайте жить дружно. – Иркутск: Вост.-Сиб. книжн. изд-во, 1991.
11. Гражданское образование в Российской школе / Сост: Т.И. Тюляева. - М.; ООО «Издательство АСТрель», 2003.
12. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Нач.школа. 1-4 кл.- М.: «Вако», 2003.
13. Дружинина И. Правовое образование в начальных классах // Учитель. – 2001.- №5, с 5-8.
14. Изменения в исследовании проблемного воспитания.- Тарту, 1993.
15. История Древней Греции: Учебн. для вузов/ Под ред. В. И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1994.
16. Данилов О.Д. Именем Закона! Научно-худ. книга. – Л.: Дет. лит., 1990.
17. Заулошнов А.А. Методическое пособие по основам государства и права. М.: Учитель, 1996.
18. Караковский В.А. Воспитай гражданина.- М.: Моск.рабочий, 1987.
19. Караковский В.А. Стать человеком. - М.: Моск.рабочий, 1993.
20. Коменский Я.А. Великая дидактика.- Избр.пед.соч.- М.; Учпедгиз, 1955.
21. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед.ин-тов М., Просвещение, 1982.
22. Никитин А.Ф. Словарь-справочник по праву.- М.: Акалис, 1995.
23. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. - М., 1993.
24. Никитин А.Ф. Хрестоматия по курсу «Права человека».- М., 1993.
25. Нойер Г. Второе рождение: О воспитании в повседневной жизни. Пер.с нем. – М.: Педагогика, 1981.
26. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.
27. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.
28. Пидкасистый П.И. . Педагогика.- М.: Владос,
29. Подласый И.П. Педагогика начальной школы.: Учеб.пособие для студ. пед.колледжей.- М.: Владос, 2000.
30. Система правового образования в школе и воспитания гражданина России. 1 этап. – нач.школа./ Сост.Н.И. Элиасберг.- СПБ: Спецлит-ра, 1999.
31. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина.- М., 1983.
32. Сухомлинский В.А. О воспитании.- М.: Просвещение, 1985.
33. Толок Л.А. На уроках чувствую себя свободно, уверенно... // Начальная школа. - 2001. - N7.-С.54-55
34. Усачев А. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. - М.: МНПП Ангстрем, 1993.
35. Ушинский К.Д. О народности в общественном образовании. – Собр. соч.: М.- Л.: изд-во АПН РСФСР, 1948, т.2.
36. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. – М., 1985.
37. Флегентова Л.А. Природа и мы // Начальная школа. - 2001. - N7.-С.60-
38. Чипенюк А.В. Урок истории на тему “Древние славяне“ // Начальная школа. - 2001. - N7.-С.9-11
39. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Вита-Пресс, 1995.
40. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М.: Вита-Пресс, 1995.
41. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.


Приложение 1
Анкета.

1. Кто является гражданином РФ?
2. Какими качествами он должен обладать?
3. Как эти качества будут проявляться в его делах?
4. Как называется документ, в котором изложены основные права гражданина РФ?
5. Что такое право?
6. Какими правами вы обладаете?
Приложение 2
Внеклассное занятие «Знай свои права»
Цель:
- на основе создания интеллектуальных и эмоциональных коллизий подвести ребят к формулированию и познанию ведущих идей декларации прав человека. (Никто не имеет права обижать, унижать и жестоко наказывать человека);
- на основе понятийной разминки и анализа бытовых ситуаций рассмотреть ведущие понятия из Всеобщей декларации прав человека в контексте данного тематического блока.
Опорные понятия: право, обижать, унижать, наказывать, добро, всеобщий.
Основной методический прием: дети активно анализируют свой и чужой практический опыт.
Оборудование: мини-планшеты, рисунки детей, видеосюжет (фрагмент мультфильма о коте Леопольде).
Предполагаемый результат: дети должны уяснить на интеллектуальном и эмоциональном уровне значимость соблюдения данного права человека с точки зрения морального и физического здоровья (комфорта) для себя лично и окружающих; четко осознавать сущность таких понятий, как добро и справедливость.

Ход урока.
I. «Правовой фейерверк» (понятийная разминка):
Мы с вами уже не раз рассуждали о том, что права человека важны, что человеческое достоинство свойственно всем людям, что права человека надо уважать и соблюдать.
Продолжим нашу работу.
1. Дети называют «в темпе» те или иные уже известные права человека - по цепочке.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ