Четверг, 02.05.2024, 04:34
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

21405 Особенности работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РЕБЕНКОМ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ 5
1.1. Проблемы работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Психологический портрет ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи 10
1.3 Условия развития личности ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 30
2.1 Диагностика уровня развития ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи 30
2.2 Содержание занятий с детьми старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи, 48
2.3 Педагогическая технология работы воспитателя с ребенком 60
2.4 Результаты эмпирического исследования 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 96

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: обусловлена противоречиями между необходимостью благоприятного морально-психологического климата в семье для развития ребенка и его отсутствием в неблагополучных семьях.
Проблема исследования: каковы особенности работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи
В последнее время семья и, особенно неблагополучная, становится предметом исследования зарубежных и отечественных ученых. Современная семья находится в кризисном состоянии, которое сопровождается такими процессами, как: падение жизненного уровня, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости, снижение ее педагогического потенциала и возможности формирования полноценной личности будущего члена общества.
Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности.
Объект исследования: работа воспитателя с ребенком из неблагополучной семьи
Предмет исследования: особенности работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия эффективности работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи
Задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования
2. Составить психологический портрет личности ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи
3. Подобрать и апробировать содержание занятий с детьми старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи
4. Разработать рекомендации для воспитателей по работе с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи
Гипотеза: Работа воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи будет эффективной при выполнение следующих условий
1. учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
2. выявления и учета типов неблагополучных семей, трудности в воспитании ребенка
3. осуществления индивидуального подхода к развитию ребенка
4. использования игровых технологий в работе с ребенком.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РЕБЕНКОМ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ
1.1. Проблемы работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи в психолого-педагогических исследованиях
В последнее время семья и, особенно неблагополучная, становится предметом исследования зарубежных и отечественных ученых. Современная семья находится в кризисном состоянии, которое сопровождается такими процессами, как: падение жизненного уровня, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости, снижение ее педагогического потенциала и возможности формирования полноценной личности будущего члена общества.
В таких условиях активизируется, прежде всего, защитная функция семьи — функция материальной защиты. И эту функцию при росте потребностей современной семье выполнять становится все труднее.
При этом уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи — воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей.
Одним из важнейших аспектов данной проблемы является процесс структурно-функциональной трансформации семьи как социального института и, как следствие, деформация ее влияния на ребенка, растущего в ней, под воздействием неблагоприятной современной общественной ситуации.
Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности.
Исследования и наши наблюдения свидетельствуют, что социальная дезадаптация чаще всего берет начало в дошкольном возрасте, когда закладываются основы социальной адаптации «трудного дошкольника», эмоциональных и поведенческих расстройств.
Государство стоит перед необходимостью защищать права современной семьи и права детей. Доктрина национальной безопасности, направленная на защиту прав ребенка, заботу о его жизни, развитии, образовании и воспитании находит отражение в таких документах, как: «Семейный кодекс» и «Конвенция о правах ребенка», в которых ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Это ставит вопрос об обязанности государства и общества взять на себя воспитание детей через дошкольные учреждения, социальные центры и приюты, детские дома и интернаты.
Перед педагогической теорией и практикой стоит задача разработать пути и средства включения «трудного дошкольника» в систему полноценных детско-взрослых отношений, нейтрализации негативных переживаний ребенка, оказать содействие семье в преодолении собственных трудностей. В современных ДОУ данный процесс носит зачастую чисто формальный характер и не предусматривает специальной целенаправленной работы непосредственно с неблагополучной семьей.
В научном плане проблема исследования выступает как междисциплинарная, в которой взаимосвязаны педагогический, социологический, криминологический, психологический и медицинский аспекты. Синтез межнаучных идей и подходов позволит найти необходимое решение практических и теоретических задач воспитания дошкольников из неблагополучных семей в условиях общественных дошкольных образовательных учреждений.
Проблемам семьи и брака посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. В большинстве исследований нашли отражение мотивы, вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии (Л. Анзорг, А.Я. Варга, Е. Григорьева, СИ. Голод, И.Ф. Дементьева, Б.Н. Кочубей, Г. Навайтис, В, Сатир, Д. Скиннер, В.А. Сысенко, А.Г. Харчев, Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.). Изучением эволюции семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских занимались такие ученые как: Д. Аккерман, Ю.В. Алешина,И.В. Бестужев-Лада, В.В. Бойко, Л.Я. Газман, В.Н. Дружинин, А.Г. Ковалев, СВ. Ковалев, В.М. Медков, СА. Спиваковская, А.Г. Харчев и др). Проблемы воспитания ребенка в семье, в том числе и в неблагополучной, нашли отражение в работах таких ученых, как: Ю.П. Азаров, Т.А. Александрова, Л. Анзорг, А.А. Аркин, A.M. Бардиан, И.В. Гребенников, Е. Григорьева, Т.А. Маркова, В.И. Нефедов, А.С. Спиваковская, Ю.Ю. Щербань и др.
Предметом изучения ученых и практиков становятся отклонения в поведении дошкольников, обусловленные неблагополучными факторами семейного воспитания или отсутствием такового (М. Безруких, М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Г.М. Иващенко, И.С. Константинова, В.А. Леви, Е. Смирнова, А.С. Спиваковская и др.). Выделяются такие тенденции как рост психических, личностных, эмоциональных отклонений, рост числа неврологических заболеваний; Это, несомненно, делает актуальным системный социально-педагогический анализ проблемы.
Междисциплинарный анализ современной литературы свидетельствует о недостаточном внимании представителей различных наук к вопросам коррекции поведения и развития дошкольников из неблагополучных семей» В' современных условиях возникло серьезное противоречие между необходимостью такой работы и невозможностью педагогами детского сада ее осуществлять. Как правило, в ДОУ решением данной проблемы занимаются практические психологи, если таковые имеются, но их деятельность является координирующей и не позволяет решить ее полностью. Основная часть работы возлагается на воспитателя, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей, может использовать в этом процессе воспитательное воздействие социума - общества сверстников.
Наиболее существенными симптомами кризиса, которому подвержены большинство современных семей, являются не затруднения материального порядка, а проблемы, приводящие к ослаблению роли позитивной социализации ребенка. Среди них: невротизация детей, одиночество, разобщенность, отсутствие понимания между детьми и родителями, смещение детей на одно из последних мест в системе ценностей взрослых. Все это приводит к ослаблению и утрате семьей воспитательной функции и рост потенциала негативного влияния на личностное развитие старшего дошкольника, стимулирует его деструктивное поведение, деформируя процесс его личностного развития.
В современных условиях возник новый социально-педагогический и психологический феномен — социально и педагогически запущенный ребенок дошкольного возраста - «трудный дошкольник», с проблемами в эмоциональной и коммуникативной сферах, с различного рода отклонениями в психическом развитии, с ярко выраженной негативной позицией, которая осложняет процесс социализации и затрудняет воспитательно-образовательный процесс. Задача современной дошкольной педагогики выработать четкое положение о прямой зависимости отклонений в личностном развитии ребенка от условий воспитания в семье или отсутствия таковых и, изучив социально-психологические особенности различных типов неблагополучных семей (мнимо-благополучные, хронически-неблагополучные, временно-неблагополучные и относительно-неблагополучные), выработать стратегию и тактику педагогической работы с нею.
Нейтрализация негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка и трансляции этого опасного влияния на других детей (агрессивность, сквернословие, несформированность культурно-гигиенических навыков) выходит на первый план среди задач ДОУ и воспитателей. Педагогическая организация процесса нейтрализации опирается на соблюдение таких педагогических условий как: изучение индивидуально-психологических особенностей трудного ребенка и условий семейного воспитания; постоянный контроль за эмоциональным состоянием и поведением каждого воспитанника и актуализацией им своего социального опыта, демонстрируемого в группе; систематическая работа и методическое обеспечение процесса нейтрализации; создание доброжелательной интеллектуально-эмоциональной, трудовой и бытовой атмосферы в группе; организация совместной продуктивной деятельности и детского сотрудничества. Процесс нейтрализации осуществляется параллельно в трех направлениях: работа с ребенком, с родителями и с педагогами, і
Одним из условий эффективной работы с неблагополучной семьей и детьми, воспитывающимися в ней, является система подготовки будущих воспитателей к этому роду социально-педагогической деятельности, которая включает: изучение правовых основ семейного воспитания, особенности воспитания в различных по типу семьях, изучение технологии работы с неблагополучной семьей и «трудным дошкольником». Своевременная подготовка в рамках профессионального образования выступает в качестве важного фактора результативности процесса нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи.
В последнее время семья и, особенно неблагополучная семья, становится предметом исследования зарубежных и отечественных ученых. Ученые констатируют, что произошел переход от традиционной семьи к новому типу семьи, отражающей рыночные отношения. Современная семья находится в кризисном состоянии, которое сопровождается такими процессами как: падение жизненного уровня, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости и как следствие снижение воспитательного потенциала, что, в свою очередь, неблагоприятно отражается на процессе формирования личности будущего члена общества, начиная уже с дошкольного возраста.
1.2 Психологический портрет ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.
Стало быть, говорить о ребенке из неблагополучной семьи - значит говорить:
1). Какие бывают неблагополучные семьи
2). Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими проблемами, поверженные чрезмерному регулированию на семейное неблагополучие.
3). Как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы.
4). Как больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость и т.д. т.е. превращать семью в неблагополучную, а последняя в свою очередь может еще больше усугублять психическое состояние ребенка.
5). Что должны - предпринять педагоги, чтобы помочь ребенку, - ведь он не виноват, что живет в неблагополучной семье.
Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений “семья - ребенок” имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с оранпиренными условиями и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем, отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряет мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.
Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае - несчастливыми. Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия - только отношение к ребенку.
Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.
Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психофизического развития ребенка не затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.
Подавляющее большинство отрицательных примеров, которые мы приводим, так или иначе, имеют своей причиной пьянство взрослых людей. Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уж привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились с этим. Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей.
Пьяницы не только уподобляют себе детей, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство - причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц - матерей часто рождаются умственно-неполноценные дети. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват - пьяные отцы или пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием - алкогольной болезнью.
Дисгармонические семьи, характеризующиеся определенными взаимоотношениями между собой и подходами в проблемах воспитания, могут быть классифицированы, как:
1. Гипопротекция, или гипоопека (безнадзорность) - отсуствие воспитания, как такового. Ребенок предоставлен себе, не получает любви, ласки, часто не накормлен, бродяжничает. Это чаще дети из неблагополучных семей, но главным здесь все-таки является не материальное благополучие, а неудовлетворенные духовные запросы ребенка. Вариант - скрытая гипопротекция, когда интерес к ребенку ограничен чисто формальными признаками (“уроки сделал? ну, молодец“), когда родители бессознательно (в отличие от явной гипопротекции) отвергают ребенка.
2. Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, чувствами, действиями, система запретов и наблюдения за каждым шагом. Иногда проявляется в форме постоянной слежки, стимулирующей неспособность самостоятельно принимать ответственные решения и лишению ребенка собственного мнения. Неизбежно приводит к формированию у ребенка чувства неполноценности (“всем нельзя, а мне можно“), неумению приспособиться к жизни, анализировать свой опыт, совершать самостоятельные действия и даже думать. Мысли и чувства, которые кажутся в дальнейшем ему собственными, на самом деле являются эхо -мыслями, эхо - чувствами и эхо - действиями, например, матери или отца. Это неизбежно приводит к постоянному недовольству собой (“почему я хочу одного, а делаю другое“) и ситуации постоянной интроекции (“как вести себя? Буду брать пример с...“), некритическому поглощению информации и неспособности самостоятельно осмысливать происходящее.
3. Потворствующая гиперпротекция - воспитание ребенка под кумира семьи. Здесь тоже имеет место контроль, но тут важнее освобождение ребенка от всех скучных, рутинных обязанностей, покровительство и восхищение явными и мнимыми талантами, помещение ребенка в центр внимания. Это чаще случается в неполных семьях. За таких детей часто пишут работы, сдают экзамены и затем они предъявляют схожие требования поклонения и обожания к своему значимому окружению в будущем. Такие дети часто не заканчивают институты, редко задерживаются на работе более полугода т.к. они не способны отсрочивать свои желания во времени, требуя удовлетворения их немедленно, что делает невозможным труд во имя длительно готовящихся достижений.
4. Эмоциональное отвержение - ребенок ощущает, что им тяготятся. Внешне ребенок может получать знаки внимания (еде, одежда, информация), однако без теплоты, любви, разрешения на естественность поведения. При скрытом эмоциональном отвержении родители не признаются, что тяготятся своим ребенком, подавляя силой разума свою внутреннюю потребность “освободиться“ от забот о ребенке, что часто бывает при появлении в семье нового ребенка или разводе и повторном браке родителей. Это случается реже при появлении близнецов, погодков или при разнице между детьми менее 3 лет, но чаще с незапланированными детьми.
5. Жестокие взаимоотношения - связаны с вербальным или физическим насилием; суровыми расправами за мелкие проступки; срыванием зла на ребенке за собственные неудачи. Жестокие взаимоотношения обычно бывают между всеми членами семьи и часто тщательно скрываются от посторонних. В таких семьях часто никому ни до кого нет дела; потребностями друг друга пренебрегают; царит душевное безразличие, отупение чувств. Однако может не быть громких скандалов или насилия - важна отделенность друг от друга и принцип “рассчитывай только на себя“. Ребенок, живущий в такой семье, находится как бы в крепости и не может из нее выйти навстречу другим людям.
6. Условия повышенной моральной ответственности - родители воспитывают ребенка по принципу “преуспей в том, в чем я не смог“ и ставят ребенка под прессинг повышенных социальных ожиданий (“ты должен быть лучшим во всем“, напр. В учебе или в спорте, и т.д.). Возникает необходимость добиться многого и в кратчайшие сроки. Идеализация ребенка, непосильный груз родительских ожиданий может усугубиться появлением второго ребенка, появлением беспомощных членов семьи, когда ребенка несоизмеримо нагружают уходом за ними.
7. Противоречивое воспитание - проявляется во взаимоисключающих требованиях матери и отца, либо родителей и живущих с ними родственников, что приводит к взаимной аннигиляции воспитательных усилий и стимуляции установки ребенка “сделаю, что хочу“. Обычно со временем перетекает в явную или скрытую потворствующую гиперпротекцию.
8. Воспитание вне семьи - в доме малютки, детском доме, интернате, у дальних родственников, и т.п. Они не могут заменить мать и дети имеют проблемы с базовыми качествами доверия и автономии, однако в еще худшей ситуации оказываются дети, помещенные при живых родителях в ситуацию чрезмерного или жестокого контроля.
Среди проблем, к которым приводит такое обращение - суицид, навязчивые страхи, проявляющиеся в навязчивых ритуалах или действиях, эмоциональные проблемы, как неспособность выразить свои чувства (алекситимия - переживание чувств без их выражения, приводящее к “застывшему“ гештальту и необходимости дальнейшей работы с ним в контексте психотерапии)или идентифицировать их (параалекситимия - “чувствую, а что - не знаю“), депрессии (обычно проявляющиеся в заявлениях типа “мне скучно“), агрессивности (проблема “трудных детей“), речевым нарушениям и нарушениям двигательных функций, девиантным (отклоняющимся от нормы) и делинквентным (правонарушительным) формам поведения, являющимися результатом “выдавливания“ ребенка из семьи. Чаще всего ребенок демонстрирует девиантные формы поведения (уход из дому, бродяжничество, криминальные авантюры) в поиске как бы “эмоциональной пищи“, которой он лишен дома, в котором родители отвергают чувства не только в ребенке, но и в себе.
Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их в том, что те - плохие родители. Дети не могут откровенно говорить о своей семье ни с друзьями, ни с учителями. Привычка к сокрытию обуславливает необходимость игнорировать реальность. Секретность, увертки, обман становится обычными компонентами жизни. В результате каждый становится подозрительным и злобным. Уроки выученные в детстве, подкрепляются тем, что члены семьи никогда не обсуждают честно, что не происходит. И открытые коммуникации перестают существовать. Секреты неизменно дают толчок зависти, ревности. Чем больше секретности, тем больше запутанности вины, борьбы, драк, разъединения членов семьи и изоляции, одиночества.
В алкогольных семьях как больной, так и не больной родитель часто не выполняет своих обещаний. Одно разочарование, другое. Все это угнетает ребенка. И верные семейным традициям все держать в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих тяжелых чувствах. И будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяют как в случайных, так и в интимных взаимоотношениях. Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из таких семей. Они могут оставаться инфальтильными, незрелыми в отношениях со сверстниками. В то же время дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми.
Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть царящих в семье правил. Пьяный отец, валяющийся на полу, дети переступают через него, как бы не замечая. Или мать может сама страдать алкоголизмом, либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратит всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка.
Если дети постоянно слышат в семье, что отец должен зарабатывать деньги, а не пропивать, они могут начать путать деньги с любовью и вниманием. Когда друзья нуждаются во внимании, такие дети могут отделаться от них подарками.
Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях тоже не уделяется должного внимания. И дети не научатся, как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают и элементарных обязанностей родителей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей собственной семье.
Детей дошкольного возраста
• мучают ночные кошмары;
• страхи;
• они вдруг начинают вести себя так, как дети младшего возраста;
• играют в сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками;
• занимаются открытой маструбацией;
• подвержены нервно-психическим расстройствам (включая энурез и энкопрез).
Многочисленные данные, полученные исследователями за последние полвека, свидетельствуют о том, что воспитание ребенка в неполной семье оказывает негативное влияние на становление его личности. Начнем с описания последствий развода. Среди них можно выделить гнев на родителей, опасения и фобии, повышенную тревожность, нарушения идентификации (привычный мир пошатнулся, а знакомые ориентиры исчезли), одиночество, обострение или возникновение психосоматических нарушений, ухудшение успеваемости. Причем у половины из обследованных детей при повторном исследовании через год закрепились модели неблагополучного и противоречивого поведения, в которых важную часть составляли низкая самооценка, депрессия и нарушенные отношения со сверстниками.
Исследования также показали, что более чем у трети молодых людей и женщин 19-29-летнего возраста в течение 10 лет после развода родителей «нет или почти нет никаких стремлений. Они плывут по течению, не ставя перед собой никаких жизненных ценностей... и испытывая беспомощность». Как показали данные, полученные в разное время отечественными и западными специалистами у детей (и, в последствии, у взрослых), выросших в неполных семьях, чаще чем у детей из полных семей возникают нервные и психические расстройства. Например:

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2008.- 512с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- М.: Издательство политической литературы, 2005.- 238с.
3. Алкоголизм: (Клинико терапевтич., патогенет. и судеб.- психиатр. аспекты).Сб.научн.тр./ВНИИ общ. и судеб. психиатрии им. В.П. Сербского; Под ред. Г.В. Морозова.- М.: Б.и., 2002.-128с.
4. Балакина Л.Л. Педагогические приёмы организации диалога на уроке: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Томск, 2000.- 20с.
5. Бекетова И.И. Содержание работы педагога-психолога с детей по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям.
6. Биологические и социальные факторы нарушений поведения у детей и подростков: Межвузовский сборник научных трудов / Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена;
7. Борисова Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация // Социологические исследования.- 2001.-9.-С.68-76.
8. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители.- М.: Профиздат,2002.-95с.
9. Воронин Г.Л. Социальное самочувствие россиян // Социологические исследования.-2001.- 6.- С.59-66.
10. Ганаева Е.А. Формирование когнитивно- коммуникативных умений подростков в историко- краеведческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед наук.- Оренбург, 2009.- 15с.
11. Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: Учебное пособие / Л.А. Грищенко, Б.Н. Алмазов; Свердлов. инженер.- пед. ин-т. - Свердловск: СИПИ, 2007.- 75с.
12. Додонов Б.И. Здравый смысл и наука о воспитании. // Советская педагогика. 2008.- 1. С.132-141
13. Дольто Ф. На стороне ребёнка. СПб.: Изд. Петербург XXI век, 2007.- 527с.
14. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М.: ДОУ-Пресс, 2009. 140с.
15. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания.- 2000.- 36с.
16. Звягинцев В.В. Ролевые конфликты подростков в институтах социализации реформируемой России: Автореф. дис. канд. социол. наук.- Новосибирск, 2000.- 18с.
17. Манова-Томова В.С., Пирьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте.- София: Медицина и физкультура,2001. 191с.
18. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.: Издательский центр Академия, 2007.- 320 с
19. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве// Педагогика.- 2000.- 6.- С.35-39.
20. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением.-Киев: Вища ДОУ, 2001.-238с.
21. Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления социальной стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно реабилитационной работы. 2008.- 1.- С. 32-40.
22. Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 2009.-174с.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ