Четверг, 02.05.2024, 16:24
Приветствую Вас Гость | RSS

ЧЕСТНЫЕ ДИПЛОМЫ готовые и на заказ

Форма входа

Каталог дипломов

Главная » Статьи » Педагогика » Диплом

21406 Особенности психофизиологической адаптации детей к школе и их учет педагогами

Введение 3
Глава 1. Учет педагогами психофизиологических особенностей адаптации ребенка к школе, как психолого-педагогическая проблема
1.1. Проблема психофизиологической адаптации в психологических
исследованиях……………………………………………………………….……6
1.2. Особенности психофизиологической адаптации ребенка к школе…… 13
1.3. Учет педагогами особенностей психофизиологической адаптации ребенка к школе………………………………………………………………………… 33
Глава 2. Особенности изучения психофизиологической адаптации
детей к школе
2.1. Методы изучения особенностей психофизиологической адаптации детей
к школе 41
2.2. Диагностики изучения особенностей психофизиологической адаптации детей к школе .44
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Введение

Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный нами анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе. Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороны адаптации к школе - того процесса и результата, который имеет место в первом классе.
Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью и автономностью.
Адаптация в первом классе - особый и сложный период адаптации в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период, по мнению разных авторов, продолжается в среднем, как мы отметили выше, от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития.
Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей (в данном случае - в учебной) деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности. Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро и с удовольствием посещают занятия, выполняют задания, подчиняются школьным требованиям и т.д. У некоторых детей процесс адаптации сильно затягивается. Иногда на первом году обучения полноценной адаптации к школе так и не происходит, но это не всегда сопровождается явными затруднениями в освоении школьной программы, а может идти и на фоне хорошей успеваемости. Наиболее легкая форма проявления школьного неблагополучия - тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога и сверстников. У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности, неуверенности в правильности собственного поведения. В более тяжелых случаях возможно возникновение школьного невроза, психогенной школьной дезадаптации.
Традиционная система образования не способна сегодня в полной мере обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенный запас знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе. Период адаптации играет очень важную роль для дальнейшего успешного обучения школьника, формирования сферы его интересов, общения. Самооценки и физического развития.
Целью курсового исследования является выявление психофизиологических аспектов адаптации ребенка к школе.
Для достижения цели нам нужно решить следующие задачи:
• выявить психофизиологические аспекты адаптации ребенка к школе.
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
• раскрыть понятие “адаптация“.
• изучить особенности адаптации ребенка к школе.
Объектом курсового исследования является процесс взаимодействия педагогов и ребенка в ДОУ.
Предметом курсового исследования - процесс адаптации ребенка к школе.
Гипотеза исследования: если педагогами будут учтены психофизиологические особенности адаптации ребенка, то его адаптация к школе пройдет эффективнее.

Глава 1. Учет педагогами психофизиологических особенностей
адаптации ребенка к школе, как психолого-педагогическая проблема

1.1. Проблема психофизиологической адаптации в психологических
исследованиях

Возникновение понятия “адаптация“ (от лат. adapto-приспособляю, adaptane-приспособление, adaptacio - приспособляемость, приспосабливае-мость) относится ко второй половине XVIIIв., когда немецкий физиолог Ау-берт (1865 г.) использовал этот термин для характеристики явлений приспо-собления чувствительности органов зрения и слуха в ответ на действие адек-ватных раздражителей. В дальнейшем проблемой адаптации получили развитие в рамках эволюционной теории и общей биологии (Ж.Ламарк, Ж.Сент-Иллер, Г.Спенсер, Ч.Дарвин).
В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие “адаптация“ дается как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
С.А. Козлова рассматривает адаптацию как приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к условиям социальной среды и результат этого процесса; приспособление, привыкание к новым условиям.
В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.
В психологическом словаре адаптация (от лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.
Адаптация--процесс приспособления организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования (функцио-нирования); в основе адаптации человека лежит выработанная в процессе его- эволюционного развития совокупность морфофизиологических изменений, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды-гомеостаза.
В педагогическом энциклопедическом словаре понятие “адаптация“ дается как приспособление организма к условиям существования. Целью адаптации является устранение или ослабление разрушающего действия факторов окружающей (биологической, физической, химической, социальной) среды.
В психологии предложены различные определения адаптации, которые требуют специального рассмотрения. Следует также выработать такое определение адаптации личности, которое, выраженное в собственно психологических понятиях, стало бы основой для рассмотрения различных аспектов процесса адаптации и его результата - адаптированности личности к определённым социальным ситуациям или устойчивым структурам.
Небихевиористское определение адаптации. В зарубежной психологии значительное распространение поучило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей [23, Eysenck H.J., Arnold W., Meili R. (EDS.),vol.1,P.25]. Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Такое состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, поскольку на практике достижима только относительная гармония между средой и индивидом. Адаптация как процесс, согласно Р. Хэнки, принимает форму изменения среды и изменений в организме путём применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использования собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи. Это обстоятельство является основным недостатком бихевиористского подхода к проблеме адаптации личности.
Интеракционистское определение адаптации. Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами [32. Philips L., p.294]
Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом (посещение школы, овладение школьными предметами, установление дружеских отношений со сверстниками,, ухаживание, брак). Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям, которые общество предъявляет к поведению личности; б) в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, цен-ностей и стремлений. Такая адаптированность может наблюдаться в любой сфере деятельности. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Личность, которая осуществляет преимущественно эту форму адаптации, не уходит от проблемных ситуаций, а использует эти ситуации для реализации своих стремлений, целей, основных притязаний [32, Philips L., P.71].
Следует отметить еще одну важную особенность интеракционистского понимания адаптации: представители этого направления психологии проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Так, например, Т. Шибутани пишет: «Итак, каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. В отличие от понятия «приспособление», которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизируются путем последовательного ряда приспособлений» [21. Шибутани Т., C.78].
Такой подход, во-первых, выгодно отличается от бихевиористского тем, что в нм проводится различие между адаптацией и приспособлением, тогда как бихевиористы для всех случаев используют термин «приспособление», что является выражением их биологизаторского подхода к психической активности человека. Это объединяет концептуальный аппарат социальной психологии личности и теории социально-психической адаптации. Во-вторых, подход интеракционистов, как он представлен в книге Т. Шибутани, ясно указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь просматривается также очень полезная идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к по-вторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты.
Психоаналитическая концепция адаптации личности специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном [27. Hartmann H., Ego psychology and the Problem of adaptation. P.7], а механизмы и процессы адаптации защитной адаптации рассмотрены в работе Анны Фрейд [24. Freud A., P.12].
Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления З. Фрейда о структуре психической сферы личности, в которой выделяются три инстанции: Id, Ego и Super-Ego. Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой систему интернализованной морали, а в Ego включаются в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия, Ego - принципом реальности. Ego “ведет войну“ против Id, против Super-Ego и внешней реальности [21. Фрейд З., C.164].
Современные психоаналитики различают две разновидности адаптации: а) аллопластическая адаптация - изменение мира «под себя»; б) аутопластическая адаптация - изменение себя «под мир» [5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., С.40]. К этим двум собственно психическим разновидностям адаптации он добавляет еще один: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма.
В целом психоаналитическая теория адаптации человека является в настоящее время самой разработанной. Психоаналитики создали широкую систему понятий и открыли ряд тонких процессов, с помощью которых человек адаптируется к социальной среде [14. Налчаджян А.А., С.9-16]. Однако в целом психоаналитическая теория адаптации носит печать биологизаторских тенденций психоанализа, она опирается на фрейдовские представления о структуре психики, ее инстанциях (Оно, Я, Сверх-Я) и их взаимодействиях, поэтому для нас неприемлема. Но не следует забывать, что многие вопросы психологии адаптации личности впервые сформулированы представителями психоанализа и ряд достижений психоаналитиков в этой области (например, открытие и довольно подробное описание целой системы защитных механизмов) представляет непреходящую ценность для психологии.
Адаптация личности, осуществляющаяся на уровне личностных меха-низмов, не сводится к конформизму. Конформистское поведение является только одной из возможных адаптивных стратегий, осуществляется с помощью различных смешанных адаптивных комплексов и выражается в разнообразных поведенческих формах. Адаптация личности может иметь неконформистской и творческий характер, тогда как конформистское поведение в некоторых ситуациях может быть неадекватным, приводящим к формированию таких черт и установок личности, которые делают невозможной ее гибкую адаптацию. Длительная приверженность к конформистской стратегии адаптации может способствовать формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов. В частности, сознательно осуществляемая конформистская стратегия может стать предпосылкой возникновения перманентных внутренних конфликтов личности.
Можно предложить нижеследующую - наиболее общую - классифика-цию разновидностей адаптации личности: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адаптация [14. Налчаджян А.А., c.112].
А. Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той группы, в которой протекает активность личности. В результате нормальной адаптации, если берется только отрезок жизненного пути личности, ограниченный данным адаптивным процессом, ни в структуре личности, ни в той группе, в деятельности которой она участвует, не происходит существенных, т.е. приводящих к возникновению качественных новообразований, изменений.
Б. Девиантная адаптация. Девиантными, или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
В. Патологическая адаптация [8, Калайков И., С. 25] - это такой про-цесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.
Для теории адаптации особую важность имеет выделение еще двух ос-новных разновидностей адаптации:
а) адаптация путем преобразования и фактического устранения про-блемной ситуации;
б) адаптация с сохранением ситуации.
В первом случае адаптивные ресурсы и механизмы личности мобили-зуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а сама личность претерпевает только сравнительно небольшие и в основном положительные изменения (приобретение новых знаний и навыков, социальной компетентности). Во втором случае личность претерпевает более глубокие изменения, но такие, которые большей частью не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию. Адаптация путем преобразования или полного устранения объективной проблемной ситуации осуществляется преимущественно с помощью незащитных адаптивных механизмов и их комплексов, тогда как для адаптации с сохранением ситуации (например, межличностного или внутреннего конфликта) актуализируются уже приобретенные защитные комплексы или же создаются новые.
Поскольку ребенок должен приобрести адаптивные навыки, которые способствуют выживанию популяции, резонно предположить, что обычаи по уходу за детьми в стабильных и растущих обществах являются продуктом адаптационного процесса, в котором плохо адаптированные общества неспособные выжить были абсорбированы лучше адаптированными обществами или радикальным образом изменили свои обычаи по уходу за детьми [9. Кон И.С, C.74]. Процесс адаптации состоит из нескольких стадий:
1. Изначальная адаптация генотипически различных личностей к нор-мативному принуждению посредством преднамеренной социализации.
2. Вторичная адаптация индивидуальных личностей к нормативному окружению посредством выбора социального поведения.
3. Адаптация совокупности личностных характеристик популяции к нормативному поведению посредством селективного давления социальных санкций.
Рассмотрение накопленных к настоящему времени фактов и идей, относящихся к проблеме адаптации на уровне личностных механизмов, позволяет заключить, что многие частные вопросы проблемы адаптации, касающиеся отдельных адаптивных механизмов, ещё не решены. Недостаточны наши знания о том, каким образом в сложных ситуациях адаптивные механизмы сочетаются в комплексы и позволяют личности, преодолевая эти ситуации, прийти к адаптированному состоянию. Не существует четких критериев адаптированного состояния личности, её социально-психической адаптированности как состояния динамического взаимодействия со средой.
В данной работе мы рассмотрели различные точки зрения на проблему адаптации, как то: небихевиористское, интеракционистское определение адаптации, психоаналитическая концепции. Также здесь были рассмотрены различные виды адаптации: нормальная адаптация (защитная и незащитная), девиантная или нонконформистская адаптация (неконформистская, новаторская), патологическая адаптация; а также профессиональная и физиологическая адаптация.

1.2.Особенности психофизиологической адаптации ребенка к школе

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социаль¬ном, психологическом, но и в физи-ологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка - новые контакты, но¬вые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требо¬вания и т.д. Напряженность этого периода определяется, прежде всего, тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, несвязанных непосредственно с пред¬шествующим опытом, требует мак¬симальной мобилизации интеллекту¬альных, эмоциональных, физичес¬ких резервов.
Высокое функциональное напря¬жение, которое испытывает орга¬низм первоклассника, определяется тем, что интеллектуальные и эмоци¬ональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряже¬нием, связанным с сохранением оп¬ределенной позы при работе в клас¬се. Причем статическая нагрузка для детей 6-7 лет наиболее утомительна, т.к. при удержании определенной позы, например при письме, необхо¬димо длительное напряжение спин¬ных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста. Сам процесс письма (особенно безотрывного) со¬провождается длительным статичес¬ким напряжением мышц руки (сги¬бателей и разгибателей пальцев).

……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………..

---------
Список использованной литературы

1.Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности.- М., 1999.
2. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. - Москва.,1998.
3.Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 2001.
4.Андриенко Е.В. Социальная психология.,- М. 2004.
5.Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения. / Вопросы психологии.- 1993, №1, с.47-53.
6.Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии.1989, №1.
7.Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников. - Педиатрия., 1983, №5.
8.Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? - М.,1996.
9.Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. - М.,1999.
10.Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности.- М., 2002.
11.Бехтерев В.М. Сознание и его границы.- СПб, 1998.
12.Богиович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва., 1995.
13.Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. - Минск.,2000.
14.Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей школьного возраста. - М., 1999.
15.Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной.-М., 1991.
16.Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М., 1991.
17.Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М.,2001.
18.Калайков И. Цивилизация и адаптация. - М.,1999.
19.Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 2000.
20.Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
21.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М.,1997.
22.Кулачина И.Ю. Возрастная психология.- М., 1991.
23.Леснова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний. - М., 1987.
24.Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. - М.:Просвещение., 1996.
25.Мухина В.С. Детская психология. - М., 1999.
26.Налчаджян А.А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация.- Ереван,1986.
27.Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности.- Ереван, 1988.
28.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.:ТЦ “Сфера”, 1996.
29.Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. - Л., 1973.
30.Психогигиена детей и подростков. /Под ред. Р.Н.Сердюковской, Р.Гельница. - М., 1985.
31.Петровский А.А. Личность, деятельность, коллектив. - М.,1999.
32.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995.
33.Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. - М., 1995.
34.Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка.- Минск.1998.
35.Хилтунен Е. Когда ребенок учит самого себя.-М.,1999.
36.Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности.- Рига.1999.
Вид работы: Диплом

УТОЧНИТЬ СТОИМОСТЬ РАБОТЫ     ПОДНЯТЬ АНТИПЛАГИАТ    КАК ЗАКАЗАТЬ ЭТУ РАБОТУ